Германские языки

Германская малая языковая семья внутри большой индоевропейской семьи не имеет каких-либо особых генетических связей, подобных итало-кельтским или балто-славянским, в целом с этими семьями северной и западной Европы можно наметить лишь некоторые специфические архаические схождения (германо-славяно-балтийские, германо-кельто-иллиро-италийские).

Древние германцы

У античных авторов упоминания о германцах (лат. Germani) относятся к III в. до н. э. Первоначально крайней областью их обитания была долина реки Рейн (лат. Rhenum), здесь основались племена иствегонов, ведшие постоянные войны с кельтами (белгами). К северу от иствеонов, в низовьях Рейна, Везера и Эльбы, на Ютландии проживали ингвеоны, а на юго-востоке от них (на востоке иствеонов), на Везере, Эльбе, до нижнего Одера и на верхнем Дунае расселились эрминоны (герминоны). За пределами этих западногерманских племён (иствеонов, ингвеонов, эрминонов), на северо-востоке Ютландии и юге Скандинавии селились северогерманские племена гиллевионов, а в южную Прибалтику (междуустьями Одера и Вислы) к I в. н. э. переселились (через море из современной Швеции) восточные германцы (виндилы, гуттоны и бургунды). К первым векам н. э. относятся самые ранние памятникигерманской письменности — руны, орнаментальные магические надписи на камнях, дереве, кожаных, деревянных, металлических предметах. В руническом письме использовался особый алфавит из 24 букв, отдалено родственный с латинским и этрусским и восходящий, предположительно, к недошедшим до нас письменам иллирийцев. Рунические надписи III—IX вв. сохранились в основном на юге Скандинавии, в Ютландии, на Британских островах, но по мере распространения христианства руническое письмо постепенно выходило из употребления, хотя спорадически продолжало применяться (уже не только для заклинаний, но и для обычной светской письменности)—преимущественно лишь в Скандинавии (до XVI—XVII вв.).

Первыми начали принимать христианство восточные германцы (гутоны-готы, виндилы-вандалы, бургунды и др.), после того как их племена продвинулись к северо-восточным границам Империи. Это движение (<великое переселение народов>) началось со II—III вв. н. э. от Прибалтики вверх по Одеру, Висле, Бугу и Неману. Через верховья Одера и Эльбы к истокам реки Майн продвинулись бургнуды. К востоку от них с верхнего Одера к среднедунайскому левобережью вышли вандалы. Ещё далее на юго-восток, от Карпат до правого берега Днестра поселились висиготы (вестготы -западные готы’) или тервинги (гот. triu _дерево’, т. е. <лесные>), а за Днестром до Причерноморья, Днепра и Крыма расселились острогты (остготы - восточные готы’) или греутунги (др.-исл. griot, нем. Griess - галька, песок’, т. е. <песчаные, прибрежные>, ср. у восточных славян лесные древляне и поднепровские поляне). Со времени Константина Великого к восточногерманским племенам начало проникать христианство, а в 340 г. в сан епископа был посвящён гот Ульфила (Wulfila <волчонок>, 311—382), приступивший к переводу Святого Писания. В основу восточногерманского (готского) алфавита был положен греческий с некоторыми изменениями и дополнениями. Это был первый опыт перевода христианских текстов с греческого на варварский язык. Ульфила, как и его наставники, примыкал к поддерживаемой императором арианской ереси, не признававшей ортодоксальный догмат Святой Троицы. В своих истоках учение о триединстве Бога было связано с античными философскими традициями, совершенно чуждыми новообращённым германцам.

Вследствие внутренней усобицы часть вестготов (тервингов) укрылась в 376 г. на нижнедунайском правобережье на правах военных союзников Рима, император-арианин Валент выступил на левобережье против их противников, преследовавших христиан, и помог Ульфиле обратить всю страну в арианское вероисповедание, которое распространялось и к соседним близкородственным племенам: ко всем готам, к вандалам, продвинувшимся до Среднедунайской низменности, к дошедшим до верховий Майна и Дуная бургундам. Однако в 360 г. на Северное Причерноморье нахлынули пришедшие из центральной Азии степные племена кочевников-гуннов, в 375 г. они разбили и подчинили остготов (греутунгов) и близкородственных им ругиев, гепидов, герулов (эрулов); ветсготы бежали за Дунай (вместе с иранцами-аланами, отступившими от гуннов ещё из Приазовья). Гунны устремились в Паннонию (правобережное Подунавье) и далее вверх по Дунаю, вовлекая в своё движение осевших там германцев или оттесня их на юго-западноримские провинции. При гегемонии гуннов, длившейся восемьдесят лет (до смерти в 458 г. их вождя, носившего германское имя А т т и л а, др.-исл. Atli, др.-в.-нем. Etzel), усилились этнические передвижения во всей Западной Европе. Остготы вслед за гуннами переправлялись вверх по Дунаю. Из средней Германии устремились на юг потом ки эрминонов: лангобарды, двинувшиеся с левобережья Эльбы на средний Дунай, оттесняя оттуда вандалов, свэвы, направившиеся с правобережья Эльбы на верхний Дунай. Вандалы ринулись через Паннонию в Италию и далее (406—407) в южную Галлию, увлекая за собой свэвов; бургунды с верховий Дуная, Рейна и Майна переселились (413) на левобережье Рейна, затем осели в Сабурдии (Савойе, между Женевским озером и Роданом-Роной).

Остготы в 452 г. достигли по Дунаю устья Савы и Дравы и стали продвигаться вверх по их течению к северо-восточным границам Италии; родственные им (и, по-видимому, также союзные с гуннами) вандалы в 455 г. совершили сокрушительный набег на Рим. После поражения гуннов (453—454) и распада гунно-алано-остготского объединения власть в Италии сначала захватили ругии и геруды (476), затем с верхней Савы и Дравы в долину Пада (По) вошли остготы, основав королевство со столицей в Равенне. В иноязычном (романском) окружении германские завоеватели сохраняли свою самобытность, пока придерживались арианской ереси, враждебной подчинённому, но более многочисленному и культурному коренному населению западноримских провинций, сохранявшему в традициях и вере античное наследие. Но вандалы, вытесненные другими германцами в Африку, через сто лет погибли в боях с берберами (маврами) и византийцами, бургунды в 516 г., а вестготы и свэвы в 589 г. оставили арианство и перешли в ортодоксально-вселенскую (православно-католическую) Римскую церковь, что привело к их быстрой романизации. В Италии арианская конфессия сохранялась остготами и лангобардами (завоевавшими север в 568 г.) ещё около ста лет, в их церквах использовались рукописи перевода Ульфилы, некоторые из них сохранились в монастырских библиотеках: роскошный (на пурпурном пергаменте с серебряными строчными и золотыми заглавными буквами и орнаментом) <Серебряный кодекс> (Codex Argenteus, хранящийся сейчас в Упсале в Швеции) несколько малых (фрагментарных) кодексов (Амброзианский, Каролингский), маленькие отрывки, глоссы. Остготы Крыма были православными, но сохраняли родной язык (под властью византийцев, хазар, татар). Свидетельства об их диалекте содержатся в записках западных путешественников XIII и XVI вв.).

Древнегерманские литературные языки.

Неортодоксальное арианское христианство принимали только вторгавшиеся в римские провинции восточногерманские и переселявшиеся на юг некоторые эрминонские племена, остававшееся на своих исконных землях население сохраняло древнегерманское язычество. Первыми приняли христианство (но уже в ортодоксально-католической форме) ф р а н к и, принадлежавшие к иствеонской группе, после того как их племена объединились вокруг племени салиев и завоевали в 496 г. северную Галлию (Белгику). Первые франкские короли из рода Меровингов (Хлодвиг и его преемники) объединили под своей властью германские племена между Мозелем и Рейном, подчинили часть зарейнских (северо-восточных) племён, а также романские области Галлии, однако единственным письменным языком в их государстве была латынь.

Первый германский письменный литературный язык был создан заселившими Британию англо-саксами. C 449 г. началось переселение на земли бриттов ингвеонского племени ютов (занявших правобережье нижней Темзы и п-ов Кент на юго-востоке Британии), за которыми последовали близкородственные им саксы (поселившиеся по левобережью Темзы и в прилегающих областях до устья реки Хамбер), затем англы (обосновавшиеся севернее нижнего Хамбера до залива Ферт-оф-Форт); до своего переселения через Батавское море эти ингвеонские племенные группы продвигались вдоль морского берега из южной Ютландии и с устья Эльбы в сторону Рейнского устья. С конца V и в первой половине-середине VI вв. на средней и нижней Темзе и восточном побережье, в конце века — и в глубине острова создавались англо-саксонские княжества (королевства): англские (на севере)— Нортумбрия (к северу от Хамбера и Йорка до Эдинбурга и Ферт-оф-Форта), Восточная Англия (Кембридж, Норидж) и Мерсия (смешанное англо-саксонское, между Хамбером и верхней Темзой, включая Линкольн, Ноттингам, и Дерби на севере, Лестери Глостер на юге); саксонские (на юге)—Восточносаксонское (Эссекское, включавшее и Лондон), Южносаксонское (Суссекское,включавшее Гастингс), Западносаксонское (Уэссекское, включавшее Бат и Солсбери, позже и Эксетер на Корнуоле); ютское—Кентское (Кентербери, Дувр). С конца VI—начала VII вв. в Англию распространяется христианство из Ирландии (в северных королевствах) и из Рима (на юге острова). Позднее все англосаксы признали своим духовным главой римского папу. В Нормтумбрии (Нортумберленд) сильнее было ирландское культурное влияние, там трудился учёный книжник (ученик византийского архиепископа) Беда Достопочтенный (673—735), создавший первое училище, автор "Церковной истории английского народа" на латинском языке. В конце VII—начале VIII в. появилась на основе латинского алфавита письменость на англо-саксонских диалектах, с середины VIII в. начал складываться литературный язык. К концу VIII в. относятся стихотворные жития св. Елены и св. Андрея, сочинённые Кюневульфом. К VII—VIII вв. восходит и языческая героико-фантастическая поэма "Беовульф", дошедшая до нас лишь в рукописи конца X в. Первоначально наибольшее культурное и политическое влияние имели английские королевства — Нортумбрия, откуда вышел наставник Карла Великого учёный аббат А л к у и н; затем с VIII в. Мерсия, и сами названия народа Anelcynn и страны, Enlaland воспринимались как общеэтнические наименования.

С конца VIII — начала IX в. господство стало переходить к западным саксам, и уэссекский король Экберт подчинил в 829 г. остальные княжества, однако общим названием образовавшегося королевства осталось традиционное имя страны Anġelcynn / Enġlaland, откуда и этническое самоименование Enġle и название языка Enġelisc. С начала IX в. на восточном побережье стали селиться данские (датские) викинги, совместно с норвежцами-норманнами они совершали разбойничьи набеги на все англские и саксонские земли, Шотландию и Ирландию. Тяжёлую борьбу с викингами вёл внук Экберта король Альфред Великий (прав. 871—901 гг.), добившийся полного освобождения и окончательного политического объединения всех южных (саксонских и ютских) и части англских земель, страна стала делиться на область Саксонского права, где король имел полный суверенитет, и область Датского права, где сохранялость господство скандинавских викингов.

Альфред покровительствовал церкви, учёности и культуре, при нём развиваласть древнеанглийская книжность (на латинском языке и на уэссекском диалекте), поэзия, историческая проза ("Англосаксонская хроника"). Только во второй половине X в. король Эдгар подчинил области Датского права, и единство королевства восстановилось. К этому времени относятся памятники древнеанглийского языка и литературы — религиозно-героическая поэма "Юдифь" и сочинения учёного аббата Эльфрика, автора духовной прозы и грамматики латинского языка.

С XI в.наступил упадок раннесредневековой английской культуры и государственности: в 1010 г. дружины язычников-данов во главе с их королём Свэном вновь вторглись в Англию и покорили всю страну, а сын Свэна Канут, только что крестившийся, добился в 1016 г. престола. Восстановивший в 1042 г. английский трон король Эдуард Исповедник окружил себя советниками из Нормандии, и в 1066 г. нормандский герцог Вильгельм вторгся в Англию со своими рыцарями, потомками норманнских викингов, принявшими христианство и французский язык.

На континенте письменность и литература на германских диалектах стали возникать на полвека позже, чем у англо-саксов. В обеих частях королевства Меровингов — юго-западной (преимущественно романской) Нейстрии и восточной Австразии (чисто германской) письменным языком была латынь. Центрами образованности были монастыри, но в Австразии первый монастырь был открыт только в 612 г.—на верхнем Рейне в Сан-Галлене (в Аллемании). Лишь ко времени майордома Карла Мартелла (прав. 719—741) и его преемников появляются первые глоссы в латинских монастырских рукописях, а в конце века появляются целые глоссарии (словари глосс и опыты подстрочных  переводов. Ко времени Карла Великого (прав. 768—814) относится первый текст на франкском (по происхождению—иствеонском) диалекте—перевод трактата "О вселенской [католической] вере" севильского архиепископа Исидора(VI—VII вв.), также переводы важнейших молитв, сделанные в Вейсенбургском монастыре. В то же время на аллемано-баварском (эрминонском по происхождению) диалекте были сделаны такие же переводы в Сан-Галленском и Фрейзингском монастырях.

Тогда же был записан фольклорный текст сложенной ещё в языческие времена "Песни о Хильдебранте", в которой упомянаются Аттила-Этцель, Одоакр и Теодорих-Дитрих. В песне сохранена поэтическая структура древнегерманского стиха; близка к ней по языку и поэтическим формам современная ей "Вессобрунская молитва" - стихотворное изложение на древнебаварском диалекте библейского сказания о сотворении мира с примесью древнегерманских мифологических мотивов. В конце царствования Карла Турский поместный собор вменил всем священникам королевства обращаться к своей пастве in rusticam romanam linguam, aut in theodiscam. Последний термин восходит к герм. _eu_isk — народный’ (ср. гот. .-iuda - народ) и становится общим этническим обозначением всего германского населения Франкского королевства. Каролингская империя стала разваливаться после смерти Карла, и в 842 г. его внуки Карл и Людовик, восставшие против своего старшего брата Лотара, поклялись в верности друг другу перед своими войсками, перед нестрийским войском Карла Лысого его брат Людовик клялся на romana lingua, а перед австразийским (германским) войском Людовика принц Карл присягал на lingua theudisca. Это был акт официального признания языка tiudisk (откуда совр. нем. Deutcsh, ср. лат. teutoni, teutones), и приблизительно с этого времени начинается его литературное развитие.

В доставшемся по Верденскому договору (843 г.) Людовику (Людвигу) I Немецком королевстве, созданном на месте Австразии, было четыре основных герцогства: Франкония (Майнц), Швабия (Страсбург, у верхнего Рейна, бывш. Аллемания), Бавария (Аугсбург, на старых эрминонских землях), Саксония (Брауншвейг и Бремен, в недавно присоединённых и обращённых в христианство ингвеонских областях). Были ещё и более мелкие герцогства и графства, и в каждом развивалась своя местная письменая языковая традиция, древне-немецкие памятники одновременно отражают и исходное диалектное разнообразие, и процесс междиалектного взаимодействия, сближение норм, унификацию раннесредневекового языка Германии. Наибольшее влияние и наибольшее число литературных памятников имел франкский вариант древнелитературного языка, нормы которого опирались на диалекты Франконии и Лотарингии (имевшие иствеонскую основу): перевод с латинского языка, сделанный в первой половине IX в. в знаменитой школе при монастыре Фульда, симфонии (свода четырёх евангельских текстов) "Татиан" (его греческая первооснова была составлена во II в.); франкский текст "Страсбургской клятвы" — стихотворное переложение Евангелия, сделанное монахом О т ф р и д о м (IX в.), рифмованная "Песня о Людвиге" (о победе французского короля Людовика III над язычниками-норманнами в конце IX в.); в этих поэтических текстах впервые германская аллитерация, рифмовка начала строки, заменена заимствованной из средневековой латинской поэзии конечной рифмой, которая стала господствующей в европейских поэтических языках.

На основе диалектов, сложившихся в верховьях Рейна и Дуная и имевших эрминонские истоки, Швабии (Аллемании), Баварии и Восточной марки (Ostermark) развивались древневерхненемецкие нормы, отражённые написанной во второй половине IX в. аллитерационным стихом—поэмой о страшном суде "Муспилли" (с элементами образов древнегерманской мифологии) и в переводах с латинского религиозных текстов, сделанных на рубеже X—XI вв. руководителем знаменитой Сан-Галленской монастырской школы Ноктером.

Ещё на полстолетия позже древнефранской и древневерхненемецкой, появилась древнесаксонская письменность и литература (в герцогстве Саксонском, графстве Тюрингском, диалекты которых имели ингвеонские истоки и сильнее отличались между собой). Часть саксов вместе с близкородственными им ютами, частью фризов и англами в IV в. переселилась по побережью Северного моря на юго-запад и в середине—второй половине V в. колонизовала Британию. Оставшиеся на североморском побережье фризы у устья Эмса и Везера были подчинены франкам в первой половине VIII в. при Карле Мартелле. Саксы, расселившиеся между Рейном, горами Гарца и Эльбой, рано стали подвергаться франкскому диалектному влиянию, которое усилилось после завоевания саксонских земель и крещения саксов Карлом Великим в 771—804 гг., и древнесаксонские памятники середины IX—первой половины X в. обнаруживают усиление этого влияния и ослабление ингвеонских в своей основе отличий саксонского языка от других диалектов раннесредневековой Германии: изложенная в форме германского аллитерационного стиха евангельская гармония Heliand "Спаситель", созданная в 830 г. по заказу Людовика I Благочестивого: стихотворное переложение библейской Книги Бытия, церковные грамоты X—начала XI в.

Немецкое королевство распалось после смерти в 911 г. несовершеннолетнего Людовика III Младенца, императорский дом Каролингов не имел политического веса, а на общенемецкий королевский престол в 919 г. был избран саксонский герцог Генрих I Птицелов, и это способствовало дальнейшей интеграции Саксонии с юго-западными областями королевства. Памятники на саксонском наречии были незначительными и немногочисленными. Сын Генриха Оттон I (прав. 936—973) сумел укрепить власть над немецкими герцогами и в 962 г. получил от папы корону Священной Римской империи Германской нации. После его смерти при Оттоне II (прав. 973—983), Оттоне III (прав. 983—1002) и Генрихе II (прав. 1002—1024) центральная императорская и королевская власть снова ослабла. В 1024 г. королевская и императорская короны были возложены на голову франконского герцога Конрада (Конрад II, прав. 1024—1039), его сын Генрих III (прав. 1039—1056) добился восстановления могущества императорской власти. Но в целом в Германии первой половины—середины XI в. происходил спад, от этого времени не осталось значительных литературных произведений на позднем древненемецком языке.


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру