Предыстория и начало славянской культуры

Важнейшими составляющими культуры являются язык и разные виды творческой деятельности, в частности письменность. Без них вообще невозможна преемственность как между культурами разных народов и эпох, так и в культурной жизни отдельного этноса.

Под языком прежде всего подразумевают естественный человеческий язык, возникновение и существование которого неразрывно связано с возникновением и существованием человека — hоmо sарiеns. Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без него не может быть мышления, то есть не может быть самого человека. Языком обладают только люди. Но это не природное, не биологическое явление; существование и развитие языка не подчинено законам природы; и физические признаки человека (например, расовые) не имеют отношения к языку. Язык — это вторая сигнальная система, которой нет у животных. Это свойство человека может иметь два значения: язык можно понимать, во-первых, как факт абстрактного единства всего человечества, как средоточие универсальных особенностей всех конкретных языков; во-вторых, как некоторую конкретную реально существующую знаковую систему, используемую в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве. Языку как общему отличительному свойству людей присущи три функции: посредством его в сознании человека сохраняются знания об окружающей действительности, без него невозможно получение новых знаний о действительности и он является средством общения и передачи информации. Что же касается конкретных языков, то применительно к ним различают несколько социальных форм существования: идиолект — индивидуальные особенности речи одного конкретного носителя языка; говор — множество структурно очень близких идиолектов, обслуживающих одну небольшую территориально замкнутую группу людей, внутри которой не обнаруживается никаких заметных языковых различий; диалект — множество говоров, в котором сохраняется значительное внутриструктурное единство; и наконец собственно язык, то есть единство множества диалектов. На определенном этапе национального или социального развития некоторые стихийно существующие и развивающиеся языки нередко обретают высшую форму своего существования — форму литературного языка, который определяется наличием письменности и характеризуется социально регламентированной нормированностью, а также наличием различных функциональных стилей.

Множественность этнических языков не случайна. Это явление объясняется прежде всего тем, что языки постоянно претерпевают изменения во всех звеньях своей структуры и постоянно происходит их непрерывное историческое развитие. Однако сказать, что в языке все меняется, значит сказать полуправду, ибо меняться может только то, что остается неизменным, всякое изменение можно отнести только к тому, что остается во всех изменениях тождественным себе. Это — диалектика тождества и различия. Таким образом, в языке есть некие вечные сущности, которые подвергаются изменениям. И только благодаря этому носители разных конкретных языков и культур могут понимать друг друга. Историзм, таким образом, нисколько не отрицает онтологичности языка. Не будь языка, не было бы его истории; чтобы изменяться, надо сначала просто быть, следовательно, историзм не отрицает, а предполагает онтологизм, и обратно, бытие языка становится доступным и внятным для нас только в истории.

В многообразной языковой картине мира значительное место занимают индоевропейские языки и в их составе славянские. Среди последних различают восточнославянскую группу (русский, украинский, белорусский), южнославянскую группу (сербохорватский, словенский, македонский, болгарский) и западнославянскую группу (чешский, словацкий, польский, кашубский, верхне- и нижнелужицкий). Ныне на славянских языках как на родных говорят порядка 300 млн. человек. Первым литературным языком славян стал старославянский или древнецерковнославянский язык как язык, прежде всего, книжный и литургический. Он был создан во второй половине IX в. святыми братьями Кириллом и Мефодием в процессе перевода ими важнейших для христианства греческих и отчасти латинских текстов. До этого времени у славян не было сколько-нибудь значимой и общепринятой письменности.

Факт возникновения у древних славян письменности и литературного языка подготовлен был весьма длительным предшествующим периодом славянской истории. О котором, к сожалению, можно судить по довольно слабому в информационном отношении и подчас спорному кругу источников. Главным образом это данные сравнительно-исторического языкознания, археологии, палеогеографии, палеоботаники, палеозоологии, ономастики, антропологии, этнографии, фольклористики и отрывочных письменных свидетельств. Однако ни одна из этих наук в отдельности не располагает достаточными данными для самостоятельного разрешения проблемы происхождения и начальной истории славян.

Процесс распада некогда единой индоевропейской общности и образование в ее недрах отдельных этнических разновидностей и языков был весьма сложным и прошел в течение тысячелетий через несколько этапов.

В настоящее время наиболее научно обоснованной считается теория об азиатском происхождении праиндоевропейцев. В эпоху неолита, примерно к VI тысячелетию до н. э. они выделились из древнейшего человеческого ядра. Областью их первоначального обитания был регион Восточной Анатолии в Малой Азии, Южного Кавказа и Северной Месопотамии. Дальнейшая история праиндоевропейцев была обусловлена их миграцией, сопровождавшейся этноязыковым смешением с различными неиндоевропейскими этносами и языками.

Первой общностью, отпочковавшейся от праиндоевропейцев в III тысячелетии до н. э., была анатолийская, или хетто-лувийская. Эта общность зафиксирована памятниками клинописной и иероглифической письменности II тысячелетий до н. э. Вслед за обособлением анатолийцев от праиндоевропейцев отделилась греко-армяно-арийская общность, из которой в свою очередь выделились греки, расселившиесяся к Западу, на островах Эгейского моря и на материковой Греции, а также индоарийцы, иранцы и тохары, переместившиеся на северо-восток и восток, на территории Южного Прикаспия, Средней Азии, понтийско-каспийских степей и далее до Индостана. В Северном Причерноморье и приволжских степях оседает большая группа индоевропейцев, образовавшаяся в результате нескольких миграционных волн, шедших с востока на запад. В этом ареале сформировался "языковый союз" изначально родственных диалектов, который условно именуют "древнеевропейским". Отсюда, с прародины западных индоевропейцев, примерно в течение II тысячелетия до н. э., продолжалось их дальнейшее расселение в Восточной, Центральной и Западной Европе, что привело к образованию италийского, кельтского, иллирийского, германского, балтского и славянского праязыков. Археологическим эквивалентом западных индоевропейцев считают древнеямную археологическую культурно-историческую общность в ряде ее специфических разновременных подвидах (культура шнуровой керамики, колоколовидных кубков, унетицкая культура), а лингвистическим показателем — древнеевропейские гидронимы. В ходе этого процесса древнеевропейцы выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, ремесленного дела, социальных отношений и религии. Об этом свидетельствуют общеязыковые корни, или этнонимы иранского, тохарского, алтайского и финно-угорского происхождения, а также данные древнейшей мифологии.

В эпоху бронзы, со второй половины II тысячелетия до начала I тысячелетия, в Средней Европе — на пространстве между Рейнской областью и Карпатами, от рек Сены и Луары до Буга и Днестра — формируется крупное культурно-историческое образование, из которого затем непосредственно выделились западные древнеевропейцы (культура курганных погребений). Позднее, в течение VIII-VII вв. до н. э., то есть до начала железного века, из общности западных древнеевропейцев выделяются носители культуры полей погребальных урн, предки древних кельтов, иллирийцев, италиков, германцев и славян. Существовавшие между ними контакты отразились, в частности, в общеславянской лексике. Примерно с этого времени и можно начинать отсчет собственно славянской истории. По общему мнению ученых, на выделение праславян из древнеевропейской этнической среды на территории между реками Одрой и Вислой повлияли ираноязычные этносы, а именно скифские племена, которые пришли в этот ареал в VI в. до н. э. из северно-причерноморского региона между Волгой и Днепром. Наряду с этим отмечают и одновременную миграцию в Повисленье племен поморской культуры. В результате возникшего этноязыкового и культурного симбиоза к середине I тысячелетия до н. э. и появляются ранние славяне, которых отождествляют с носителями археологической культуры подклошевых погребений. Этому периоду соответствует первый этап в истории праславянского языка, когда вырабатывалась его собственная структура и лексика. Сравнительно-историческое языкознание позволяет думать, что формирование самостоятельного праславянского языка сопровождалось языковыми контактами ранних славян не только с иранцами и балтами, но и с другими древними индоевропейскими племенами — германцами, кельтами и, может быть, фракийцами (даками). Вероятно, тогда появляется одно из самоназваний праславян — венеды, хорошо известное впоследствии античным писателям как относящееся к разным европейским племенам, жившим в Северной Адриатике и Бретани (венеты), в Нормандии (венеллы), на Альпийской возвышенности (венноны, венены, веннии). Согласно раннесредневековым письменным источникам, славян определенно называли венедами германцы. Применительно к славянам это этническое имя употреблялось также прибалтийскими финнами. Следующий этап в этногенезисе славян связан с влиянием на них со стороны кельтов, которые в продолжение IV-II веков проникали в ареал рек Одры и Вислы и оставались здесь до I в. н. э.

С начала нашей эры история славян сопряжена уже с их активной миграцией вне границ их прародины и с новыми контактами на путях их передвижения, что зафиксировано рядом почти одновременно возникших археологических культур. Особенно заметный компонент в развитии ранних славян составили германо-славянские связи в эпоху пшеворской культуры (I в. до н. э. — IV в. н. э.). Их подтверждают первые письменные свидетельства о славянах (трактаты Плиния Старшего, Корнилия Тацита, Клавдия Птолемея), в которых, например, венеды упоминаются не только наряду со скифами, сарматами, феннами, но и наряду со свевами, бургундцами, вандалами. Относящиеся к этому времени следы славян обнаруживаются в районах Западного Буга, верхнего Днестра, Среднего Поднестровья и Волыни, Южного Буга и Днепра. Эпохе пшеворской культуры соответствует второй этап истории праславянского языка, характеризующийся заметными изменениями в фонетике (палатализация согласных, отпадение согласных в конце слов) и грамматическом строе, а также значительным пополнением его словарного фонда — в частности, германизмами. Например: *kuning > общеслав. кън#зь, русск., укр. князь, болг. княз, чеш. kněz. Эпоха зарубинецкой культуры, локализованной главным образом в Припятском Полесье и Среднем Поднепровье, характеризуется преимущественным взаимодействием славян с балтскими племенами и отчасти со скифами. В течение II-VIII вв. н. э. из нее, через посредство так называемой киевской археологической культуры и ее разновидностей, выкристаллизовались уже достоверные славяне. Предки славян оставили свой след и в одновременной черняховской культуре, контактируя южнее, в Причерноморье от Днестра до Карпат, с родственными скифам сарматами. В результате этого симбиоза возникло мощное племя антов, о котором имеются письменные свидетельства VI–VII вв., в частности историка готов Иордана, хотя этноним "анты" не был самоназванием славян и, несомненно, имеет индоиранское происхождение, означая "живущих на окраине", "пограничных жителей" (древнеиндийское аntаs 'край', 'конец'; осетинское аttiуа 'задний').

С конца IV до середины VI века н. э. климат Европы характеризуется заметным похолоданием. Последнее, наряду с перенаселенностью и натиском гуннов, а затем аваров, и вызвало так называемое великое переселение народов, с которым оказались связанными новые миграции славян, приведшие через слияние и взаимодействие различных славянских диалектов к образованию общеславянского языка. В течение V-VII вв. славяне осваивают новые земли в Восточной, Центральной и отчасти Западной Европе. Уже в V в. готский историк Иордан отзывается о славянах как о весьма многолюдном племени, которое подразделяется на три родственных группы: венетов, антов и склавенов. По мнению ученых, последний термин — склавены — является автохтонным, восходит к понятию "слово" и означает 'ясно говорящие' или 'люди, владеющие словом', в отличие, например, от "немцев", то есть "немых".

К VIII-IX вв. потомки древних славян заняли огромнейшую территорию от Эльбы и Повисленья до Среднего Поднепровья и Оки, от Альпийских склонов и Балканского полуострова до Дона. Расселение славян по Европе обеспечило им новые контакты с другими культурами и этносами, способствовало возникновению поселений нового типа — протогородских и зарождению ранних форм государственности. Все вместе это привело к дроблению славян в культурном и диалектном отношениях, что впоследствии стало основой для формирования отдельных славянских народов и языков.

 


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру