Знаки препинания при «как» и синонимичных союзах. Вопросы теории и практики

"Как" в составе сочинительных союзов


"Как" может входить в состав двойного сочинительного союза "как…так и", относящегося к соединительным. Этот союз может соединять части сложносочиненного предложения, а может использоваться для соединения однородных членов. В обоих случаях запятая ставится перед второй частью: Как Карабас ненавидел кукол, так и куклы не любили своего хозяина. Мальвина могла выйти на сцену как в голубом, так и в розовом платье, но выбирала обычно подходящее к волосам. Пунктуация при двойных сочинительных союзах обычно разбирается при изучении знаков препинания при однородных членах предложения.

Кроме того, "как" входит в состав противительных союзов "между тем как" и "тогда как", запятая ставится перед всем союзом, так как они аналогичны союзу "а": Буратино продал азбуку и купил билеты в театр, между тем как папа Карло был уверен, что он пошел в школу. Эти союзы не относятся к подчинительным, поэтому правила расчленения не действуют.

Использование "как" в вводных и вставных предложениях

Это один из самых проблематичных случаев использования "как", особенно при анализе синтаксической структуры текста. Многие забывают о такой возможной для "как" функции и пытаются искусственно приписать таким вводным конструкциям значения какого-нибудь придаточного. Еще сложнее для выделяющего члены предложения решить вопрос о том, какое "как" он видит – союз или союзное слово.

Формулировка правила не дает возможности решить этот вопрос, так как указано, что вводные предложения могут вводиться при помощи и союзов, и союзных слов. Вопрос о постановке тире или запятой решается автором самостоятельно: чем более вводное предложение распространено, тем больше есть оснований выделить его не запятыми, а тире: Буратино, как утверждал папа Карло, был мальчик редких душевных качеств. Продавец пиявок Дуремар, или – как нежно называет его при встрече Карабас Барабас – Дуремарушка, частично владел тайной золотого ключика.

Вставные конструкции могут выражать чувства автора по поводу сказанного и выделяются на письме тире. Если они оказываются восклицательными предложениями, то перед вторым тире, закрывающим вставную конструкцию, стоит восклицательный знак: Буратино оглянулся и – как страшно! – увидел позади себя двух полицейских собак.

К вопросу о пунктуации в случаях использования тире мы вернемся, а пока поговорим о статусе слова "как" в приведенных примерах. Мы уже говорили, что принципиально против проверки по методу "выбрасывания". Так же неудобен и путь замены словом, по поводу грамматического статуса которого сомнений нет. Если мы попробуем воспользоваться предлагаемыми способами, то из первого примера "как" легко выкинуть, во втором легче заменить его на "так", а вот в третьем для сохранения смысла и интонации мы вообще можем заменить "как" только на "о" - восклицательную частицу. Из такой проверки следует, что в первом примере использован союз, во втором союзное слово, а в третьем это вообще не то "как", которое мы изучаем, а какое-то иное. Что же с ним делать? - спросите вы. Действительно, строго в рамках школьной программы этот вопрос решить нельзя. Ученые же, говоря о значении "как", отнюдь не ограничиваются двумя случаями его употребления, а говорят о разных "как", в том числе и в функции частицы и междометия (ср.: "Я не приду к тебе на день рождения… - Как?!"). Можем лишь посоветовать делающим синтаксический разбор основываться на интуиции и думать, а в тех случаях, когда ответ не дает предусмотренного школьной программой ответа, смело фантазировать и доказывать свою точку зрения.

Для тех же, кому важнее правильно расставить знаки, статус "как" в таких предложениях безразличен, вопрос, который они задают, - что делать, если вы тире "вмешалась" запятая? Куда её поставить – перед первым или вторым тире, а может быть, вместо второго? Ответ удивительно прост и логичен.

Если по условиям контекста вставная конструкция стоит между частями предложения и структура первой части требует постановки запятой, то запятая ставится перед тире: Мальвина посмотрела на бардак, который остался на столе после попыток Буратино учиться, - как же сложно воспитывать! – и руки сами собой опустились. – в первой части есть придаточное определительное, которое выделено запятыми.

Если запятой требует структура второй части, то запятая ставится перед вторым тире: Когда кот Базилио впадал в депрессию – как это с ним случалось каждые три дня, - значит, он хотел поесть свежей рыбки и мяска в трактире "Три пескаря". – в главной части стоит вводное слово, которое должно выделяться запятыми.


Устойчивые обороты с использованием союза "как"

В правилах постановки запятых при использовании слова "как" отмечены несколько оборотов, где запятая перед "как" необходима.

Всегда обособляются обороты как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п.:Как нарочно, никто не пришел в восторг от новых стишков Пьеро, поэтому он, как обычно, весь вечер дулся на окружающих. Такие обороты рассматриваются как вводные сочетания.

Указанные сочетания могут быть не выделены запятыми, если входят в состав сказуемого: Обед для Дуремара прошёл как обычно — т.е. по обыкновению. Это довольно редкий случай. В этом случае интересно было бы подумать о типе сказуемого. Можно было бы говорить о составном именном сказуемом со знаменательной связкой в сочетании с сравнительным оборотом.

"Как" входит в сочетания "не кто иной как" и "не что иное как", которые могут входить в группу подлежащего или сказуемого. Перед "как" в этих оборотах стоит запятая, о знаке после входящего в оборот слова правила[6]  не говорят. Во многих пособиях правила предлагают этот оборот в роли сказуемого.

Примеры в тексте: За нарисованным очагом оказалось не что иное, как дверь в страну счастья. Но в справочниках по пунктуации приводят и примеры с этим оборотом в роли подлежащего, при этом они имеют закрывающую запятую: Не кто иной, как папа Карло, спас наших кукол от неминуемой гибели.

Обратите внимание: в указанных оборотах НЕ пишется раздельно. Пишется НИ, причем слитно, в оборотах "никто иной", "ничто иное" - Никто иной этого сделать не мог, но Не кто иной, как папа Карло, сделал это. В первом примере отрицается возможность участия кого-нибудь еще в совершении поступка, предложение отрицательное и приставка НИ усиливает отрицание. Во втором случае утверждается, что этот поступок совершил именно Петя. Предложение утвердительное, хотя там и есть НЕ.

Еще одним устойчивым оборотом со сложным пунктуационным оформлением является сочетание слов такой (такие)... как... и другие, в котором возможна двоякая пунктуация, в зависимости от того, включается ли сочетание и другие в состав сравнительного оборота или выводится за его пределы. Ср.: Главными героями спектакля были такие куклы, как Пьеро, Арлекин, Коломбина и другие (сочетание и другие входит в состав сравнительного оборота). — В Стране Дураков были такие собаки, как эти злые полицейские бульдоги, и другие (сочетание и другие не включается в состав сравнительного оборота).


Пунктуация при сравнительном обороте с союзом "как"

Сравнительный оборот – это непредикативная конструкция, вводимая сравнительными союзами, выступающая в роли какого-либо члена предложения, часто обособленного. Суть сравнительного оборота – выявить сравнительные отношения между двумя предметами, о которых идет речь в предложении. При этом отличием от придаточного сравнительного будет невозможность  ввести в него сказуемое и отсутствие в обороте тех членов, которые могут зависеть только от сказуемого.

Главная сложность пунктуации при сравнительном обороте заключается в том, что многие одинаковые случаи и даже одинаковые обороты в текстах разных авторов, а то и одного, по желанию могут быть обособленными и нет.

Обратите внимания на следующие разъяснения этого правила, данные Д.Э. Розенталем: "При анализе подобных примеров мы исходим из авторской пунктуации и пытаемся ее объяснить, что, как известно, является делом весьма сложным. Так, сопоставляя приведенные выше два предложения из стихотворений М.Ю. Лермонтова (имеются в виду примеры Как град посыпалась картечь и Как демон коварна и зла – Н.Н.) с его же фразой Она ускользнёт, как змея, порхнёт и умчится, как птичка, мы можем допустить, что в последнем случае автору важно было создать художественные образы путем, так сказать, чистого сравнения (подобно змее, подобно птичке, хотя сравнение сохраняется и в сочетаниях ускользнёт змеей, умчится птичкой, но с добавочным оттенком образа действия).

Точно так же в стихе Гляжу, как безумный, на черную шаль значение "подобно безумцу" преобладает над значением "гляжу безумцем". Поэтому некоторые предложения допускают двоякое толкование и, следовательно, двоякую пунктуацию; ср.: Он умер, как настоящий герой ("подобно герою"). — Он умер как настоящий герой ("умер героем")[7] .

Мы не случайно приводим пример из классического, лучшего на сегодняшний день справочника по русскому языку. Правило правилом, но пишущий обязан попытаться не только механически запомнить его, но и творчески применить. Разбирая цитаты из художественной литературы, следует пытаться вникнуть в замысел автора, тогда поставленная запятая воспримется как знак необходимый, а фраза без выделения оборота приобретет иной оттенок. Попробуйте сравнить следующие примеры:

…и как сон все это смутной чередой вдруг пробегало предо мной.

А мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне…

О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

Порой в ущелии шакал кричал и плакал, как дитя…

Я сам, как зверь, был чужд людей.

…стройна под ношею своей, как тополь, царь ее полей.

…Надежный сук мой, как топор, широкий лоб его рассек.

Он застонал, как человек, и опрокинулся…

Приведены примеры, взятые из одного автора, из одного и того же произведения (Узнали откуда?). Во всех случаях можно искусственно заменить оборот на творительный падеж или наречие (например: живо, топором, по-человечески). Однако в одних случаях оборот обособлен, в других – нет, что отражает замысел автора. Старайтесь видеть эти знаки и, когда учите поэтический текст наизусть, запоминайте такие случаи.

Если же вы создаете свой собственный текст, запятая ставится по вашей логике. Ну а если сомневаетесь, используйте те разделы правила, где постановка или непостановка запятой объясняется более простым, в том числе и крайне формальным, правилом (например, ниже будут перечислены слова, постановка которых перед "как" "съедает" запятую).

Оборот обособляется, если:

содержит в себе оттенок причинного значения (=так как): Буратино, как мальчик аккуратный и исполнительный, не стал откладывать дела на завтра ("будучи аккуратным мальчиком"). Коломбина была, как самая маленькая, любимицей всех в труппе ("поскольку она была маленькая").  "Как ваш хозяин, приказываю вам немедленно продолжить представление!" - зарычал Карабас.

Если оборот начинается сочетанием "как и": В голосе папы Карло, как и во всех его манерах, всегда чувствовалась природная интеллигентность.

Оборот не будет обособлен, если:

союз как имеет значение "в качестве" или оборот с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны: Буратино знал Джузеппе  как единственного друга своего отца. Купленную папой Карло азбуку  можно было рекомендовать как лучшее пособие для обучения грамоте всем детям.
сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо и т.п.:  Мальвина долго плакала, поэтому выглядела сейчас не как красавица, а совсем как обычная расстроенная девчушка.


основное значение оборота — приравнивание или отождествление:  "Постарайся отнестись к нам как к друзьям и расскажи нам о себе все", - ласково предложили кот и лиса. (...посчитай нас своими друзьями). Карабас Барабас пытался разговаривать со Буратино как с равным (…считая его равным себе).
оборот имеет характер устойчивого сочетания:  После падения с дерева Буратино стал белым как полотно. Кот Базилио был слепым, но знал все проходные дворы в городе как свои пять пальцев. "Не видать ему золотого ключика как своих ушей!" - закричал Буратино.
О степени "устойчивости" этих оборотов мы уже говорили. Можно привести и другие примеры из художественной литературы, когда обозначенные как устойчивые обороты распадаются, что ведет к постановке в них запятой: Белый, как мел, солдат тыкал в дверь дулом ружья (Л.Андреев),  Имение я знаю, как свои пять пальцев (А.Островский)[8] .


Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру