Синтаксический анализ распространенного предложения и сложные случаи выделения второстепенных членов

IV. ТРИ ВИДА ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА


В русском языке выделяются три основных вида ВЧП – определение, дополнение и обстоятельство. Вид ВЧП определяется по способу его выражения (т.е. какой частью речи выражен ВЧП), по типу синтаксической связи с опорным словом и по характеру синтаксического вопроса, задаваемого к ВЧП от опорного слова.

1. Определение – это ВЧП, который называет признак предмета и лица, отвечает на вопросы "какой" и "чей" и опирается в первую очередь на согласование как вид связи.
Определение, отвечающее трем перечисленным выще условиям, называется согласованным. Оно может быть выражено:
• полным прилагательным: Дуся красивая кошка .
• полным причастием: Спящая Дуся тихо мурлыкала во сне.
• местоименным прилагательным (притяжательные, указательные, определительные и т.д.): Наша Дуся общаться с любым гостем не будет!
• порядковым числительным: Пятая за утро порция "Вискаса" пришлась Дусе не по вкусу.
• определительным оборотом (причастием и прилагательным с зависимым словом), не обособленном в предложении: Съеденная Дусей крабовая палочка оказалась лучшим завершением завтрака.
Все перечисленные части речи, употребляясь в роли определений, согласованы с опорным существительным (или субстантивированным словом) в роде, числе и падеже. Этому условию не отвечают некоторые формы степеней сравнения прилагательных (умнее, всех умнее) и неизменяемые местоимения его, её, их. Они не будут относиться к согласованным определением.

Согласованным определением может быть также существительное, оно называется приложением – разновидностью определения. Существительное в роли приложения согласуется с другим существительным в числе и падеже, но может быть несогласовано по роду. Род у существительного – признак постоянный, самостоятельно изменить род под влиянием опорного слова оно не может, возникают словосочетания: дерево эвкалипт, цветок орхидея. В предложении согласованные приложения чаще всего оказываются согласованными и по роду: Мы пригласили своего старого знакомого Васю и его друга Петю.

Бывает, что соблюдены не все условия данного нами определения вида ВЧП, нет названного выше типа связи – согласования, ВЧП связан с опорным словом примыканием или управлением. В этом случае мы говорим о несогласованных определениях. Они могут быть выражены:
• существительными в косвенных падежах с предлогами и без: Её блузка в горошек оказалась испачканной. Приезд гостей был некстати. (о сложных случаях речь пойдет ниже). Вид связи здесь – управление.
• притяжательными местоимениями "его", "её" и "их", которые в литературном русском языке не изменяются, поэтому связаны с опорным словом примыканием: Его работа на конкурсе молодых поэтов получила первое место. "Я их слов не понимаю!" - злобно произнес дед.
• несклоняемыми прилагательными: Платье беж подчеркивало её стройную талию. Здесь вид связи – тоже примыкание.
• прилагательными в форме простой сравнительной и одной из составных превосходных форм. Примыкающие неизменяемые формы: Расскажите мне историю поинтереснее!- фактически аналогичны употребленным в такой же функции наречиям.
• наречиями (не на –о/-е), связанными с опорным словом примыканием. Фактически это те же наречия, которые могут употребляться в роли именной части СИС, сравни: Разговор будет начистоту – Разговор начистоту не получился. В первом случае слово "начистоту" входит в СИС, во втором примере оно несогласованное определение.
• инфинитивом при существительном (оно чаще всего тоже связано с глаголом – лиьо отглагольное, либо однокорневое): Мечта съесть аппетитный кусочек ветчины заставила Дусю прыгнуть на стол. Подчинительная связь у инфинитива с существительным – примыкание.
• неразложимым сочетанием слов (тут как вид связи чаще возникает управление). Неразложимость оппеделяется смысловыми характеристиками, а также невозможностью изъять одно из слов без изменения смысла другого и всей фразы: Девушка с голубыми глазами улыбнулась Васе в метро (бессмысленность "девушка с глазами" заставляет включить определение в "необходимый минимум"); или: На всем побережье США от Калифорнии до Аляски идут дожди. Смысл определения "от Калифорнии до Аляски" однозначно определяет границы региона, неразложимость сочетания очевидна. Такие определения могут быть сочетанием числительных: Фотография три на четыре должна быть сделана в течение месяца.
• несогласованными могут быть существительные при существительных (то есть приложения). В этом случае помимо различия с опорным словом в роде они будут не связаны в падеже, то есть изменение по падежам опорного слова не повлияет на изменение зависимого: Я люблю роман "Преступление и наказание" - В романе "Преступление и наказание" представлена одна из возможностей определить характер человека второй половины 19 века.

Вопрос о приложении как особом типе определения и знаках препинания, связанных с приложением, будет рассмотрен в отдельной работе.

Из сказанного следует вывод, что определения разнообразны по способу выражения, следовательно, для их выделения особенно важно думать над смыслом сказанного, а не только пытаться подставлять к словам названные в определении вопросы.

Замечание для учителя!  Поскольку для выделения определения при синтаксическом разборе школьники пользуются одним знаком – волнистой линией, мы бы советовали для проверки темы "согласованные и несогласованные определения" придумать способы разного обозначения. Особенно важно это различие в примерах: Усыпанные листьями дорожки парка усадьбы Шереметьевых "Кусково" выглядят сейчас так же, как в 18 веке. Первое из подчеркнутых определений – согласованное, выражено "причастным оборотом", а во втором скрываются и несогласованные определения, и приложение, желательно бы различить, где там что.


ЗАДАНИЕ 2. Тот, кто читает наши работы, знает – после такого теоретического фрагмента обычно предлагаются составленные задания для практического разбора. В данной работе таких заданий не будет, поскольку искусственно состравленные распространенные предложения слишком явно указывают на то, что будет предметом поиска. Мы советуем школьникам самостоятельно придумать фразы с определениями разных типов и способов выражения. Навык, полученной при подобной работе, поможет лучше научиться анализировать любой предложенный как экзаменационный текст. Можно также взять художественный текст (небольшой) и попытаться найти в нем разных определения и способы их выражения.

2. Дополнение – это ВЧП, имеющий предметное значение и указывающий на участников описанной в предложении ситуации. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются чаще всего предложно-падежной формой существительного (т.е. основной вид связи – управление). Самым простым будет сразу же сказать следующее: дополнения выражаются таким же образом, как и подлежащие, только вместо именительного падежа используется любой другой. Иначе говоря, во фразе Дуся мурлычет наша Дуся будет подлежащим, а в Утром я тороплюсь накормить Дусю она же в силу изменения на винительный падеж окажется дополнением.

Таким же образом словосочетания будут являться дополнениями, если стоят не в именительном падеже, сравните: Одна из моих подруг с детства боится кошек и собак. – Дуся ни разу еще не оцарапала ни одну из моих подруг. На наш взгляд, как единый член предложения надо разбирать и сочетание совместности, если такое выделяется по смыслу:Я встретил Машу с Катей (если они шли вдвоем, а не по одиночке, в последнем случае сначала дополнением будет Маша, а потом Катя).

По форме выражения все примеры, приведенные нами, одинаковы – в них дополнение выражено беспредложным винительным падежом, а сами дополнения имеют значение прямого объекта действия. Эти дополнения относятся к переходным глаголам, поэтому их винительный падеж как бы задан свойствами глагола (в науке это может быть описано как сильное управлние, хотя само понятие "сильное" управление несколько шире). Во всех школьных учебниках определяется, что такое дополнение называется прямым и выражается существительным и местоимением. Мы не видим причин отказать словосочетаниям стандартного состава, выделяемым для выражения подлежащего, в описании их как прямых дополнений, поэтому дополняем третий пункт  - "и словосочетаниями, которые в им.пад. являются подлежащими".

Прямое дополнение может оказаться и в форме родительного падежа без предлога при переходном глаголе, чаще всего это происходит при отрицании, введении в предложение частицы НЕ: Дети  не любят горьких лекарств. Есть глаголы, которые свободно управляют как винительным, так и родительным падежом без предлога: Мы ждали поезд/поезда уже 40 минут .
Все остальные дополнения рассматриваются как косвенные. Они выражаются в первую очередь:
• формами косвенных падежей существительных, местоимений и субстантивированных слов с предлогами и без: Я беседовал с учительницей уже час, но не мог понять, о чем она меня просит. То ли надо позаниматься с отстающими, то ли решить за них всю контрольную.
• именем числительным – К четырем надо было прибавить восемь (?). По поводу формы "восемь" в винительном беспредложном учебники ничего не говорят, в нашем понимании это не может быть рассмотрено как объект действия, поэтому дополнение "восемь" можно рассмотреть и как косвенное. Для формалистов, которые здесь в первую очередь видят переходный глагол и винительный без предлога, решение будет иным, "восемь" станет прямым дополнением.
• косвенное дополнение может быть выражено объектным инфинитивом : Папа попросил дочку приготовить ему обед, но дочь не умела даже чистить картошку. В первой части "папа" соотносим лишь с глаголом-сказуемом "просить", и СГС второй части, и инфинитив (дополнение) в первой указывают на действие девушки.
• косвенными мы называем дополнения и в том случае, когда они выражены косвенными падежами существительных и относятся не к глаголу, а к существительному: Чтение глянцевых журналов постепенно стало главным занятием не поступившей в вуз лентяйки. ВНИМАНИЕ! В нашем примере сразу два существительных в косвенном падеже относятся к другому существительному. Однако одно выделено как дополнение, другое нет. Критерии разделения таких похожих на первый взгляд случаев будут рассмотрены ниже.

ЗАДАНИЕ 3. Придумайте самостоятельно фразы с дополнениями разных видов и способов выражения или найдите дополнения в небольшом фрагменте художественного текста.

3. Обстоятельство – это ВЧП, который служит для характеристики действия или признака, о котором идет речь в предложении. Дополнения отвечают на вопросы наречий и выражаются чаще всего наречием или выражением, равным наречию по смыслу. Именно обстоятельства чаще всего оказываются связаны с опорным словом примыканием, хотя управление не менее распространенный для них тип подчинительной связи.

Обстоятельства делятся на типы по значению:
1. образа действия, они указывают на способ совершения действия, отвечают на вопросы "как?", "каким образом?" - Он молча ел. 
2. времени; указывают на время действия, вопрос "когда?" - Вечером состоится награждение победителей.
3. места, указывающие на место совершения действия при вопросах "где?", "куда?", - Он жил в Киеве.
4. причины, отвечающие на "почему?", - От отчаяния Маша разорвала уже сделанную работу и стала писать заново.
5. цели с вопросом "зачем?" - Я еду в Петербург работать в библиотеке. Именно этот тип обстоятельств "любит" выражаться инфинитивом цели при глаголе движения.
6. меры и степени, указывающие на количественную характеристику или степень проявления действия или признака ("сколько?", "в акой степени?") – Маша очень любит шоколад, она может трижды в день есть по плитке вкусного продукта.
7. условия ("при каком условии?" - При наличии кворума защита диссертации обязательно состоится).
8. уступки, указывающие на наличие дополнительных условий, которые могут помешать осуществлению действия, правда, вопрос "вопреки чему?" указывает, что говорящий обязательно постарается преодолеть их: Несмотря на дождь, дети весело играли во дворе. (получается, что предложения с обстоятельствами условия даже более "пессимистичные", сравните: При хорошей погоде и несильном ветре мы пойдем в парк – Невзирая на дождь и ветер мы все равно пощли в парк.протекания действия во времени.

Кстати, обстоятельства всех типов, кроме двух последних, могут быть выражены по-разному, но наречиями в первую очередь. А вот обстоятельства условия и уступки в первую очередь выражаются существительными с предлогами.
Итак, чтобы определить тип обстоятельства, необходимо задать к нему СИНТАКСИЧЕСКИЙ вопрос (см. часть 1). Особую опасность таят в себе существительные с предлогами, очень часто, не узнав предлог, школьники выделяют обстоятельства как дополнения, вопрос задается сначала к предлогу, потом от него к существительному. Причем чем длиннее предлог, тем чаще так происходит, сравните:  Мы вернулись рано вопреки прогнозам родителей. – *Он  жил (*где?) рядом (*с чем?) со школой. В первом примере ошибки встречаются редко, второй же представляет сложность даже для сильных школьников (они могут вспомнить наречное употребление "Сядь рядом и слушай"). Поэтому мы рекомендуем выучить список "длинных", к тому же пишущихся не в одно слово предлогов русского языка. Списки таких предлогов приводятся при изложении правила их правописания.

Мы должны еще определить способы выражения обстоятельств. Два очевидны из сказанного выше – наречие и существительное с предлогом. Упомянули и об инфинитиве в целевом значении. В роли обстоятельств часто выступают деепричастия и деепричастные обороты – Катя припрыгивая [от счастья] вбежала в квартиру – её зачислили в МГУ! В случае распространения оборота предложение обычно оказывается осложненным.

Кроме того, в русском языке очень много наречных выражений и фразеологизмов, выступающих в роли обстоятельств: Маша вставала ни свет ни заря. В связанное единым смыслом обстоятельство может войти и определение, если его изъятие изменит характер значения: Мы купались летом каждое утро и вечер. Обстоятельство имеет смысл "постоянно", разбивать его на элементы не нужно. По нашим наблюдениям, в состав таких неразложимых обстоятельственных оборотов входят чаще всего местоименные прилагательные ("каждый год" = всегда, "в любую погоду" = постоянно). Единым обстоятельством будет "весь день", "всю жизнь" . 

Все приведенные выше примеры показывали случаи приглагольного употребления обстоятельств. Возможно и приадъективное употребление (т.е. при прилагательном или наречии), именно в этом случае используются обстоятельства со значениями меры и степени: Вася был удивительно красивый, но только необыкновенно глупый.


ЗАДАНИЕ 4. Обычно самостоятельное придумывание разных обстоятельств приводит к сочинению одного-трех типов, а не всех выделенных. Особенно "туго" придумываются условия, уступки, цели (обычно они моделируются по типу приведенных в тексте). Поэтому советуем взять любой текст и попытаться разобраться в нем. Не пугайтесь, если сначала все обстоятельства окажутся однотипными, писатель не творит специально для нашего разбора.


V. СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ВТОРОСТЕПЕННОГО ЧЛЕНА – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИ ДРУГОМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ


Выше было сказано, что употребление существительного при другом существительном представляет определенные сложности. С чем они связаны? В первую очередь с тем, что к существительному в косвенном падеже школьники чаще всего задают именно падежный вопрос, оказывающийся не синтаксическим, а грамматическим, сравните: Маша купила сумку с цветами (т.е. на ней нарисованы цветы). – После проведенных в магазине 10 часов Маша купила только сумку с кошельком, больше ничего (т.е. сделала 2 покупки). – С утра Маша обычно не делает зарядку, зато ближе к вечеру с удовольствием идет в тренажерный зал (сопоставлены два времени – "утром" и "вечером"). По смыслу получилось, что в первом примере перед нами определение, во втором дополнение, в третьем обстоятельство. Во всех случаях мы определили не по заданному вопросу, а только исходя из смысла предложения.

На наш взгляд, именно смысл является тем главным критерием, по которому надо разбирать предложение. Путем формального подбора вопросов мы не всегда получим желаемый результат, а часто предложение просто не дает возможности задать вопрос "из списка". Попробуйте задать вопрос: В темноте я её не видел. Это "где?" или "когда?". Еще пример: Из задумчивости её вывел звонок телефона. Какой вопрос: "откуда?" или "из чего?"? Хорошие результаты дает рамышление над смыслом, а не формальный подход.

И все же можно выделить некоторые стандартные комбинации, в которых крайне просто определить различия между значениями и употреблениями зависимых слов, а значит, легко определить, какими они станут членами предложения.

1. беспредложный родительный падеж со значением субъекта (Sub) или объекта (Obj).  Попробуйте сами сравнить такие примеры:
приезд гостя        чтение журнала
удар молнии       защита Родины
пение соловья       заготовка овощей
В чем различия примеров первой и второй колонок? Думаю, все увидели, что в первой колонке слово зависимое, стоящее в родительном падеже, обозначает активного деятеля, субъекта – *гость приехал, молния ударила, соловей поет. Во второй колонке зависимое слово объект – *(кто-то) читает книгу, защищает Родину, заготавливает на зиму овощи. В первой группе примеров зависимое слово рассматривается как ОПРЕДЕЛЕНИЕ, во второй – как дополнение (что объяснимо исходя из значения дополнения). Трансформациями общего значения Sub, также выраженными родительным падежом, для определений можно считать такие:
Принадлежности – вопрос "чей?" - учебник Сергеева (либо он учится по нему, либо он автор, в любом случае налицо активное пользование);
Носителя признака – вопрос "чей?" в этом случае искусственный, лучше не задавать никакого – поведение Петрова (Петров сам себя как-то вел, в результате налицо оказался некий признак).
Материала – вопрос "какой?", но зависимое слово скорее описывает признак, обычно выражаемый при помощи прилагательного – шкаф красного дерева (в языке просто нет прилагательного, подобного "березовый = из березы"), костюм зеленого цвета (что аналогично употреблению "зеленый").

Из сказанного можно сделать вывод, что определением в русском языке будет словосочетание, выражающее свойство самого названного лица или предмета, при этом форма выражения имеет меньшее значение. Правда, в очень многих примерах возможна замена существительного на прилагательное как типичный случай определения.

2. творительный падеж с предлогом "с" со значениями сопровождающего признака или совместности.  Для сравнения  примеры будут такие:
журнал                           1. с картинками   2. с приложением
пиджак                           1. с карманами  2. с галстуком
девушка                          1. с характером  2. с веслом
В примерах 1 существительные будут называть признак опорного слова, поэтому мы считаем их определениями, в примерах 2 указывается на еще один предмет при уже названном, это дополнения. Иногда решение вопроса о типе ВЧП с учетом знания реалий жизни оказывается очень простым, к примеру: Обычно по пятницам мы покупаем рулет с клубникой. Очевидно, что покупается рулет с клубничной начинкой – определение. В аптеке я купил зубную пасту с анальгином. По-моему, такого продукта на рынке нет, очевидно, что куплено два предмета – дополнение (=и анальгин). Наоборот, знание "природы вещей" может помешать точному определению ВЧП: Он приобрел принтер со сканером. В продаже есть и предметы по отдельности (дополнение), и своеобразный "mix" (хотя, наверное, размышление должно привести нас к мысли о том, что, работая по-разному, эти предметы, даже объединившись, будут разными – дополнение; а впрочем, мы ведь не знаем, как они соединены – определение?).

Разновидностью для творительного падежа в роли определения будет предложный падеж с определительным значением: лицо в морщинах, небо в алмазах, рубашка в клетку. Думается, что параллелей со значением дополнения нет – при изъяснительном значении возможны два решения (об этом в следующем разделе), а при местном ("в лесу") значение обстоятельства места.


VI. КОГДА ОДИН ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЫ МОЖЕМ РАССМОТРЕТЬ КАК ДВА ОДНОВРЕМЕННО. НАЛОЖЕНИЕ ТИПОВ


Последняя часть нашего размышления посвящена случаям наложения одного и другого типа значения ВЧП. Возьмите такие примеры:
Дороги к пляжу были разные: одна пологая, легкая, другая крутая, в середине – лестница из 43 ступенек.
Я люблю проводить лето у друга детства Сергея, но в то тяжелое время пришлось провести отпуск у родных.
Разговоры о повышении цен на газ пугают самую бедную часть населения.
Мы считаем, что подчеркнутые слова (для последнего – словосочетание "повышение цен") нельзя однозначно определить как один из трех выделяемых в школе членов предложения. Поэтому мы бы предлагали выделять в спорных случаях одновременно два ВЧП. К примеру, в первом примере перед нами определение+обстоятельство, во втором – дополнение и обстоятельство, то же и в третьем.

Воообще при совмещении значений можно выделить такие  варианты:
Определение + дополнение – для сложных случаев приименных существительных: На письменном столе Петра валялись ручки, фломастеры и карандаши с ластиками. В последнем сочетании выделение дополнения укажет на "четыре" типа предметов, определение сделает их тремя. Если анализ текста не принципиально важен, то можно одновременно выделить 2 ВЧП. Или такой случай: Его волновала мысль о покупке новой машины. При отглагольном существительном (речь идет не о словообразовательной характеристике слова "мысль", а о его смысловой связи с глаголом) выделенное слово может быть рассмотрено как определение и дополнение вместе (сравни: "думать о покупке" - дополнение).

Определение + обстоятельство – не такой уж редкий случай! Например: Дом в Крыму был предметом его гордости. Что имеет в виду говорящий? Место? Общий вид своего дома? Мы не знаем, пусть остается двумя ВЧП одновременно. Или : Из окна на последнем этаже валит дым. По нашему мнению, здесь можно выделить общее обстоятельство места (все, кроме предикативной основы), а подчеркнутое сочетание разобрать еще и как определение.

Дополнение + обстоятельство – на наш взгляд, случай нечастый, но самый "*ошибкоопасный", так как выражается ВЧП в этом случае существительным с предлогом. Возможность задать оба вопроса, как правило, реализуется в постановке грамматического вопроса, то есть к падежу, что делает рассматриваемый член предложения дополнением. Примеры говорят о сложности в определении типа ВЧП, к примеру: На ветках появились крохотные листики. Человек живет надеждою. На стуле лежит забытая гостями шапка. Даже анализ не поможет разделить "на  чем" и "где", "чем" и "как", поэтому, на наш взгляд, это наиболее чистый случай совпадения двух смыслов. Мы бы советовали выделять в подобных случаях два ВЧП одновременно.

В конце разбора, прежде чем предложить задание, заметим, что при работе с разными художественными текстами у школьников могут возникнуть вопросы, ответы на которые в работе специально не даны. Но мы надеемся, что фантазия и внимание к языку помогут самостоятельно провести исследование.


ЗАДАНИЕ 5. Ниже дан текст для разбора.Ваша задача – выделить все члены предложения, сначала главные, потом второстепенные.

ЗАМОК.

Средневековые замки производили на врагов устрашающее впечатление. Перенесемся воображением на семь столетий назад, посмотрим на тогдашний замок издали, потом вблизи и попытаемся рассказать о его устройстве. В первую очередь необходимо заметить, что двор замка был окружен зубчатой стеной, вокруг которой прорывали еще и ров, который заливали водой. Через ров был переброшен висячий мост. В случае нападения поднимаешь мост - и замок тут же мог стать неприступным. Сама стена также представляла собой оборонительное сооружение.

Если бы обитатели замка почему-либо пропустили появление врагов, то в их распоряжении находилось немало средств остановить неприятеля. Например, могла в один момент неожиданно опуститься железная решетка, или вблизи ворот, с внешней стороны, могло было быть воздвигнуто особое кругообразное укрепление для пускания стрел.

Главным оплотом живущих в замке была центральная башня. Это было самое мощное и неприступное сооружение. Стена башни отличалась своей толщиной, ход в само помещение устраивался метров на пять над её основанием. В башню можно было попасть только посредством такой лестницы, которую легко было убрать в самый короткий срок или даже совсем уничтожить.

Подвальный этаж башни, то есть все пространство от её основания до входа, был занят или темницей, или кладовой с различными припасами на случай осады. И та, и другая были снабжены скудными отверстиями для притока воздуха.

В центре башни размещались помещения для обитателей замка, а на самом верху жил сторож. Сторожить на башне - это была самая тяжелая из повинностей. Сторожу приходилось испытывать голод, холод, непогоду, необходимо было с постоянным вниманием следить со своего высокого поста за происходящим в окрестностях. Крепкий оплот представляла собой центральная башня, но и она не всегда могла выдержать длительную осаду. На такой случай в замке был организован подземный ход - из главной залы прямо в соседний лес.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру