Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

VII. По времени, установленному для молитвословий, различаются молитвы утренние, вечерние, а также читаемые в продолжение дня на всякую потребу. При этом церковные молитвы разделяются на две разновидности, первая из которых включает молитвословия, установленные для той или иной службы суточного круга, вторая – молитвы, общие для всех или нескольких частей суточного богослужения.

Внутри каждой разновидности последовательность терминов определяется принятым в Православии представлением о порядке церковных служб в течение дня. В составляющий основу православного общественного богослужения суточный круг входят вечерня, утреня, часы или богослужения 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа (1-й час присоединяется к утрене, 3-й, 6-й и 9-й  к литургии), литургия или обедня. Для каждой части суточного круга установлены молитвенные последования, изложенные в богослужебных книгах – Служебнике, Типиконе, Часослове, Минеях, Октоихе, Псалтири, Триоди цветной и Триоди постной.

Наименования молитв, входящих в состав каждого богослужения, даются в алфавитном порядке.

1. Молитвы, установленные для каждого из богослужений суточного круга, объединяют церковные молитвословия, читаемые:

а) на вечернем богослужении:

догматик – церковные песнопения в честь Богоматери;

ектения великая,или мирная, представляет собой ряд возглашений, которыми диакон призывает народ к общей молитве;

ектения малая составляет сокращение великой ектении (Паки и паки миром Господу помолимся);

ектения сугубая следует непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия и отличается тем, что каждое возглашение диакона, призывающее молящихся вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением двух первых возглашений, не однократным, как в великой ектении, а троекратным припевом: Господи, помилуй;

лития – часть всенощного бдения, которая совершается в праздники  на вечерне и состоит из литийных стихир, ектении с особыми прошениями и многократным пением Господи, помилуй;

паримия – отрывки из Ветхого и Нового Завета, которые читаются накануне церковных праздников на вечернем богослужении;

предначинательный псалом – прославляющий красоту тварного мира и величие Создателя 103-й псалом, который читается в начале вечерни перед великой ектенией и во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм;

прокимен – состоящее из строк псалмов краткое изменяемое молитвословие, которые чтец или диакон произносит в праздники, посвященные Богородице, перед чтением Апостола, Евангелий и паримий;

стихиры – посвященные празднику песнопения;

б) за утреней:

благословенны – посвященные Воскресению Христову тропари, которые поются на утрене в воскресения всего года, кроме Пасхи, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи;

богородичен – тропарь, обращенный ко Пресвятой Богородице;

великий акафист – читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста;

великое славословие – молитвословие, состоящее из стихов и псалмов, прославляющих Святую Троицу;

величание – избранные стихи псалмов, читаемые в праздничные дни за утреней и литургией и заключающие пророческое сказание о событии или виновнике церковного торжества или изображение добродетелей святого, за которые он причислен к известному лику;

екзапостиларий – тропарь, который читают на утрени после канона в воскресные и некоторые праздничные дни;

ектения малая – сокращенный вариант великой ектении (Паки и паки миром Господу помолимся);

ектения сугубая следует непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия и отличается тем, что каждое возглашение диакона, призывающее
молящихся вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением двух первых возглашений, троекратным припевом: Господи, помилуй;

канон утрени – церковное песнопение, посвященное прославлению праздника или какого-либо святого; делится на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и 4–6 тропарей;

кафизма – часть псалтири, положенная по уставу для чтения в данный день;

светилен – краткое изменяемое песнопение, которое поется или читается на утрене перед стихирами;

седален – тропарь, читаемый на утрене после кафизм;

шестопсалмие – шесть избранных псалмов, которые читаются в начале утрени;

в) на литургии:

аллилуарий – краткое изменяемое молитвословие, которое произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия; состоит из трех стихов, первый представляет собой троекратное Аллилуйя, второй и третий – стихи псалмов;

величание – избранные стихи псалмов, читаемые в праздничные дни за утреней и литургией и заключающие пророческое сказание о событии или виновнике церковного торжества или изображение добродетелей святого, за которые он причислен к известному лику;

ектения великая, или мирная, входит в состав начальных молений литургии оглашенных и представляет собой ряд возглашений, которыми диакон призывает народ к общей молитве;

ектения просительная читается  обычно  перед  Святым Причащением;

ектения сугубая следует непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия, отличается троекратным припевом Господи, помилуй в ответ на возглашение диакона;

заамвонная молитва читается в конце литургии стоящим перед амвоном лицом к алтарю священником или архиереем; в настоящее время существуют заамвонные молитвы литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого (Благословляй благословящие Тя...) и литургии Преждеосвященных даров (Владыко Вседержителю иже всю тварь...);

изобразительные псалмы – 102-й и 145-й псалмы, которые поются антифонами на литургии в воскресные и праздничные дни;

канон евхаристический – главная часть литургии; начинается после пения Символа веры; в настоящее время в Православной Церкви используются евхаристические каноны литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв;

Символ веры – молитвословие, представляющее собой краткое догматическое изложение основы христианского вероучения;

2. К числу общих для всех или нескольких богослужений суточного круга молитв относятся:

благословение – возглас священника, которым начинается богослужение;

величание– прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого-либо святого краткое песнопение, которое поется в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста;

ипакои – посвященное Воскресению Христа или событию церковного праздника краткое песнопение, которое поется или читается перед антифонами на воскресной утрене, вместо тропарей на повечерии и полунощнице, после третьей песни канона на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др.;

кондак – краткое песнопение, содержащее описание церковного праздника или наиболее важных деяний прославляемого святого;

отпуст – произносимое священником или архиереем краткое прошение о милости Божией, которым заканчивается богослужение;

тропарь – посвященное празднику краткое песнопение.

Предложенная многоаспектная классификация позволяет систематизировать многообразие типов молитвословий и, распределив их на группы, установить сущностные признаки православной молитвы как разновидности духовной речи.

1.2.  Сущностные признаки молитвы

В основе закономерностей интонационно-звуковой организации молитвы лежат сущностные признаки, то есть важнейшие свойства, которые составляют основу молитвы, определяют глубинные связи и отношения, обнаруживающиеся в ней как в явлении современной звучащей речи. Мы выделяем 3 вида сущностных признаков: семантические, акустические, коммуникативные. При этом семантические признаки отражают содержательную сторону молитвы, акустические признаки связаны с ее планом выражения, коммуникативные признаки выявляют зависимость речевого строя молитвы от условий коммуникации.

1.2.1. Акустические признаки молитвы

В связи с тем, что объектом нашего исследования является звучащая духовная речь, определенную значимость как в проповеди, так и в молитве приобретает план выражения.

В богословской и лингвистической литературе называются отдельные акустические признаки молитвы. Многочисленные патристические наставления в молитвенном делании обращены обычно к изложению правил и приемов чтения молитвы Иисусовой, которая признается "сердцевиной молитвенной жизни" (Настольная книга священнослужителя 1988: VI, 435). Чаще молитвенные наставники обращают внимание на скорость произношения молитвенного текста, ориентируя начинающих на неспешное, протяжное произношение молитвы, "чтобы ум имел возможность заключаться в слова" (Брянчанинов 1905: I, 261; см. также: Умное делание 1936: 192–193). Кроме того, отмечается интенсивность звучания молитвословия, которое, по рекомендациям Святых Отцов, следует читать "негромким голосом, тихо, вслух себе одному" (Искатель 1991: 64–65).

К числу акустических признаков молитвы, называемых в лингвистической литературе, следует отнести особое литургическое произношение, которое восходит в своих истоках к началу Христианства на Руси и существовало наряду с живой речью, осознаваясь как произношение специальное, церковное (Успенский 1968: 97; Шахматов 1915: 208 и др.). Произносительная сторона молитвенного чтения в его соотношении с древними и современными орфоэпическими нормами будет подробно рассмотрена во 2-й главе.

В лингвистической литературе обращается внимание на еще один акустический признак молитвы – монотонность звучания, которая проявляется, как считают исследователи, в размеренно-спокойном интонировании и создает особый ритмический молитвенный строй (Харитонова 1991: 52).

Мнение о том, что ритм относится к числу конститутивных признаков молитвы, является общепризнанным. Вероятно, причину этого следует искать в сложной природе молитвенного ритма, который имеет не только лингвистическую, но и физиологическую основу. Истинная молитва, как известно, "требует полного сосредоточения мыслей и всего нашего существа, отрешенности от всего земного и мысли только о Боге" (Молитвенник 1989: 357–358). По наблюдениям психологов, достичь состояния максимальной сосредоточенности помогает особая система дыхания, поскольку "дыхание держит сосредоточие, ритмически возвращает" (Леви 1991: 140). Неслучайно во многих наставлениях подвижников Православия мы находим не только указания на то, что молитву следует соединять, "как можно, с дыханием твоим", но и описания характера дыхательных движений при молитвенном чтении: "переводи дыхание с осторожностью, дыши тихо и медленно, это сохраняет от рассеянности"; "удерживай... дыхание, не дерзостно дыша, потому что это может рассеивать мысли" (Искатель 1991: 31, 58–59, 18).

Сложный ансамбль молитвенных ритмов реализуется как в плане содержания, то есть на уровне семантики (Мусхелишвили, Шрейдер 1993), так и в плане выражения, когда лексическая, синтаксическая, интонационно-звуковая структуры текста образуют иерархически организованную ритмомелодическую целостность. Подробно ритм православной звучащей молитвы будет рассмотрен во 3-м разделе 2-й главы.

Предпринятый нами анализ интонационно-звукового строя духовной речи направлен на выявление акустических параметров фонологических единиц сегментного и суперсегментного уровней. При этом мы опираемся на выдвинутое в работах старших языковедов (Кузнецов 1970: 364; Трубецкой 1960: 254; Реформатский 1966) и используемое в современной фонологии разграничение сегментного и суперсегментного уровней фонологического анализа, каждый из которых имеет свой набор единиц и средств (Матусевич 1976; Панов 1979; Фонетика 1985; Блох 1986; Иванова-Лукьянова 1990; Светозарова 1982).

В качестве единицы сегментного уровня в работе рассматривается фонема и ее реализации в потоке речи. Описание сегментного уровня обращено к анализу особенностей произношения отдельных фонетических слов в рамках молитвенного текста и имеет целью выявление их орфоэпического статуса. Для достижения этой цели в звучащих молитвах были подвергнуты рассмотрению варианты явлений фонетической системы русского литературного языка, которые восходят к процессам, сформировавшим современные произносительные нормы и, следовательно, допускающим возможность использовать и старые нормы русского староцерковнославянского языка, и современные нормы русского литературного языка.

Основной единицей наблюдения при описании суперсегментного (или интонационного, или просодического) уровня в молитве является синтагма. При этом учитывается также функционирование других суперсегментных единиц, которые, объединяя в себе несколько сегментов, образуют новое единство. Мы имеем в виду слог, фонетическое слово, высказывание, фразу и текст в целом.

Просодические характеристики синтагмы составляют различные соотношения суперсегментных средств. В лингвистической литературе термин "суперсегментные средства" имеет неоднозначное толкование. Одни исследователи используют его как синоним термина "интонация" (Антипова 1990б : 401 ; Торсуева 1980 ; Светозарова 1982) . Другие ученые придерживаются более широкого понимания и относят к средствам суперсегментного уровня не только интонацию, но и ударение (Иванова-Лукьянова 1989: 3334). Мы разделяем эту точку зрения, понимая интонацию как систему средств, включающую сигналы сегментации речевого потока, интонационные модели, интонационные вершины синтагмы, паузы, количественные и динамические параметры звучания основных суперсегментных единиц, регистровые изменения.

При этом учитываются сложившиеся в современной лингвистике представления о характеристиках древней славянской просодической системы (Дыбо, Замятина, Николаев 1990; Зализняк 1985; Иванов, Топоров 1963; Колесов 1972; Николаева  1977;  1979;  1991; 1993; Шервинский 1963; Ambrosiani 1991; Taranovsky 1956). Наиболее четко они сформулированы в работах Т.М. Николаевой, которая, опираясь на результаты исследований общеславянской фразовой интонации, особенностей исходной структуры славянского стиха, называет следующие признаки древней славянской фразово-просодической системы: 1) рамочная обрамленность фразы; 2) пословное (а не посинтагменное) распределение интонации; 3) продление конечного слога фразы (Николаева 1977; 1979).

Выдвинутая нами гипотеза дает основания в качестве сущностных акустических признаков молитвы рассматривать такие параметры ее звучания, которые свидетельствуют о соотношении в просодической организации молитвословий признаков древней и современной интонационных систем.

1.2.2. Семантические признаки молитвы

Важнейшим методологическим принципом в работе является понимание значения высказывания как результата взаимодействия лексики, синтаксиса, интонации и контекста. Такой подход к анализу материала определил необходимость выявления семантических признаков молитвы. Рассмотрению разноуровневых средств их актуализации в молитве, установлению степени лексико-семантической мотивированности интонационного оформления молитвословий посвящена глава 3 данного исследования.

В богословской и святоотеческой литературе подчеркивается, что в основе молитвы лежат личные взаимоотношения между Богом и молящимся, "откровение о Боге ЛИЧНОМ: АЗ ЕСМЬ" (Архим. Софроний 1994: 143). Молитва рассматривается теоретиками и практиками Православия как знак богообразности человека, его высочайшего достоинства и одновременно как напоминание человеку о его ничтожестве: "Из ничего я и ничего своего не имею – потому и прошу Бога о всем" (Искатель 1991: 159–160).

В качестве важнейших содержательно-смысловых компонентов молитвы в богословской и святоотеческой литературе называются восхваление (славословие), благодарение, просьба, покаяние (см.: Архим. Софроний 1994; Иеромонах Нил 1914; Искатель 1991; Мазанов 1893; Никольский 1907; О молитве 1843; О молитве 1893; Платонов 1913; Рафаил 1891; 1914; Умное делание 1936; ТПМ 1995). Так, например, в сборнике поучений Святых Отцов о молитвенном делании молитва определяется как "ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных" (Умное делание 1936: 16–17). В рассуждениях отца Иоанна Кронштадтского о существе, значении и силе молитвы подчеркивается, что в молитве "прошение – против гордой плоти нашей, все приписывающей себе; благодарение – против бесчувственности плоти нашей к бесчисленным благодеяниям Божиим, славословие – против плотского человека, ищущего славы только для себя" (цит. по: Искатель 1991: 92).

Одним из важнейших семантических признаков молитвы в богословской и святоотеческой литературе считается покаяние, ибо "молитва наша есть по преимуществу покаянное прошение о прощении грехов" (Искатель 1991: 92). Этот содержательный компонент актуализируется в молитвословии в двух планах: как вербальная констатация говорящим своей греховности и как особое эмоциональное состояние молящегося. И в том и в другом случае создается "покаянный настрой", без которого молитва невозможна (см.: Настольная книга священнослужителя 1986: V, 14).

Многочисленные святоотеческие наставления в молитвенном делании и описания молитвы как процесса в богословской литературе свидетельствуют о том, что непременным условием истинной молитвы является не только и не столько устное или мысленное проговаривание молитвенного текста, но особое молитвенное чувство, которым должен проникаться совершающий молитву человек, ибо настоящая молитва "всю силу свою заимствует от того, с каким настроением ее творят" (Умное делание 1936: 32). Так, святитель Димитрий Ростовский поучает, что "молиться – значит... беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании" (там же: 14). Епископ Феофан Затворник называет молитву "благоговейным перед Богом стоянием" (там же: 36). Епископ Игнатий (Брянчанинов) указывает на то, что "чистейшая святая молитва" рождается "из совершеннейшего смирения и совершенной покорности воли Божией" (Брянчанинов 1905: II, 326). Отец Иоанн Кронштадтский, определяя молитву как "благоговейнейшую беседу нашей души с Богом", наставляет приступающих к ней: "Молитва твоя должна произноситься... с чувствами благоговения, любви и благодарности к Богу" (цит. по: Искатель 1991: 154).

Чувства, которым научают начинающих молитвенные наставники, по сути своей содержат либо опосредованное отношение к адресату речи (любовь, благодарность, упование), либо негативную самооценку говорящего (ср., например: смирение – "сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушения, унижения; раскаяние" [Даль 1998: IV, ст. 288]); либо сочетание того и другого (ср., например: благоговение – "высшая степень почтительности, смесь страха и уважения, смирения и покорности" [Даль 1998: I, ст. 225]).

В современной лингвистической литературе семантика молитвенного текста подробно рассматривается Н.Л. Мусхелишвили и Ю.А. Шрейдером в работе "Семантика и ритм молитвы" (Мусхелишвили, Шрейдер 1993). Авторы предложили свой подход к описанию семантики молитвы Господней, который направлен не на выявление смысловых нюансов и аллюзий текста, а на фиксацию "ритмически повторяющихся семантических инвариантов в смысловых единицах, определяемых отдельными компонентами текста" (Мусхелишвили, Шрейдер 1993: 45). По мнению исследователей, "глубинный смысл молитвы Господней можно интерпретировать как соединение в едином ритме прославления Бога человеком и (через это) освящение человека", поскольку в этой молитве "утверждается и дисконтакт человека с беспредельно превосходящем его Богом-Отцом, и отцовство Бога, то есть теснейшая связь человека с Богом" (там же: 51, 45).

Мы полагаем, что семантические признаки молитвы Господней, которая дана Сыном Божиим через своих апостолов всем верующим (Мф. 6:9–13) и которая считается главной молитвой христиан, лежат в основе сущностных семантических признаков молитвы вообще. Исходя из этого, важнейший семантический признак молитвы можно сформулировать как противопоставление Бога и человека. Оно осознается молящимся как противопоставление Творца и твари, Высшего и низшего, Совершенства и ничтожества, Духовности и греховности, как вечная соотнесенность мира Божественного и мира земного, мира горнего – вышнего, небесного, где царит вечный покой, и "лежащего во зле" мира дольнего с его греховностью и страстями. В основе этого противопоставления лежит отношение человека ко Всевышнему, восприятие Спасителя как воплощения Высшей гармонии и вместе с тем осознание и признание собственной нищеты духовной, своей ничтожности и греховности.

Однако молитва есть отношение не только человека к Божеству, но и Божества к человеку: в ней незримый круг любви соединяет человека с Ним – Господом и Учителем. Человек есть непосредственное создание Божие, Его любимое чадо, сотворенное по образу и подобию Божию, поэтому в молитве верующий может не только прославлять Всевышнего и просить Его о милости, но и общаться с Ним. Сама возможность такого общения открывается благодаря богообразности самого человека, что делает молитву "златой связью, соединяющей тварь с Творцом" (Искатель 1991: 161).

Сущностные семантические признаки молитвы находят отражение в ее интонационно-звуковом строе, определяя основные принципы членения речевого потока, мелодическое оформление, закономерности ритмической организации молитвенного текста.


Страница 3 - 3 из 10
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру