АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Перев. с литовского Н. К. Малинаускене. Москва, Греко-латинский кабинет® Ю. А. Шичалина, 2003

ВЕРГИЛИЙ. ГОРАЦИЙ. ЛИВИЙ. ОВИДИЙ, др.

"Искусство поэзии" (другой вариант перевода — "Наука поэзии" — прим. переводчика) — следующее популярное произведение Горация. Это сочинение на тему поэтики, написанное в форме письма. Письмо адресовано аристократам отцу и сыновьям Пизонам. Оно создано, видимо, между 18 и 14 гг. до н. э. Опубликовав три книги од, Гораций писал четвертую параллельно с новым жанром — письмами, первую книгу которых издал в 20 г. до н. э. Послание к Пизонам вначале, по-видимому, было издано отдельно, а после смерти Горация, с I в. н. э., его начали включать во вторую книгу писем. С того времени его и стали называть "Искусством поэзии".
Хотя Гораций заявлял, что любит одиночество и гордился, что стремится к нему, вряд ли стоит подчеркивать особый дух одиночества в его поэзии, как это иногда делается [11, 299]. Видимо, поэт был настолько одиноким, насколько одинок любой другой человек перед лицом жизни и смерти. Его коммуникабельность, желание общаться показывает диалогический характер всего его творчества. Письма он называет так же, как и сатиры — беседами (Epist. II 1, 250—251).

В других письмах поэт говорит с адресатами и о бытовых мелочах, и о значительных вещах, а послание к Пизонам посвящено литературе. По мнению Горация, поэтическое произведение должно быть последовательным и цельным: образы связаны, соответствуют друг другу и словесному выражению. Язык драматического героя должен соответствовать его характеру, эмоциональному состоянию. Очень важно социальное положение персонажа:

Разница будет всегда: говорят ли герои, иль боги,
Или маститый старик, или юноша свежий и пылкий,
Властная мать семьи иль всегда хлопотливая няня,
Вечный скиталец  — купец, иль пахарь зеленого поля.

Поэт должен владеть материалом, а не материал поэтом. Драматургов автор призывает не показывать в трагедиях страшных картин, учит их писать сатировские драмы и комедии. Он бичует графоманов, призывает писать понемногу, долго отделывать, совершенствовать и издавать только после большого труда. И в этом сочинении Гораций остается верным принципу золотой середины. На вопрос, доставляет ли литература пользу, или она предназначена для развлечения, он отвечает: "Всех соберет голоса, кто смешает приятное с пользой" (Ars, 343 ). Крайности нежелательны, потому что излишняя краткость превращается в неясность, легкость — в слабость, величие — в напыщенность и т. п. На вопрос, что важнее, талант или владение мастерством, поэт отвечает: и талант, и владение мастерством (Ars, 409—411).

Некоторые ученые считают "Искусство поэзии" изложением принципов эллинистической теории литературы [16, 102]; некоторые, напротив, утверждают, что для Горация важнее законы классической греческой литературы [10, 70]. Так или иначе, поэт призывает дни и ночи перелистывать в качестве образцов творения греков, советует, по примеру александрийцев, долго отделывать и совершенствовать произведение, предлагает устоявшуюся в эллинистическое время модель драмы из пяти действий, но опирается и на примеры из классической литературы. Требование меры и золотой середины, как мы уже упоминали, также пришло от греков. Однако дух сочинения Горация все же очень римский.

"Искусство поэзии" — не теоретический трактат. Это советы не по теории литературы, а по литературной практике. Теоретизирование характерно для греков, римляне больше ценили прикладное значение теории. Поэтому Гораций говорит просто: не изображай дельфина в лесу, а кабана в море, это причудливо; слова отбирай так, как сеятель отбирает зерна; если хочешь, чтобы зрители плакали, страдай сам и т. д. Таким образом, сочинение Горация есть перевод вдвойне: автор не только перевел на латинский язык положения греков, но и теоретические трактаты перевел в практические советы. Из-за таких советов письмо к Пизонам совершенно обоснованно считается сочинением дидактического жанра. Гораций не теоретизирует, а как мастер передает практические секреты ремесла ученикам и последователям. Владение поэтическим мастерством он считает главным:

Кто не владеет мечом, тот не ходит на Марсово поле,
Кто не держал ни мяча, ни диска, не бегал, ни прыгал,
Тот не пойдет состязаться, чтоб стать посмешищем людям,
Только стихи сочиняет любой, не боясь неуменья.
       (Ars, 379—382).

Здесь, вероятно, мы можем усмотреть скромную, но настойчивую полемику с Платоном. По мнению руководителя Академии, процесс творчества — экстатическое состояние: "Поэт — это существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка; а пока у человека есть этот дар, он не способен творить и пророчествовать" (Ion. 534 b).

Гораций не отказывается от имени жреца муз и пророка, не однажды заявляя, что его устами говорят камены, однако в "Искусстве поэзии" он зло насмехается над поэтом, охваченным вдохновением, считая первым условием и источником творчества трезвый разум (Ars, 409). Он не упоминает имени Платона, а говорит только о Демокрите, который ценил талант больше, чем ученье, и изгонял поэтов со здравым рассудком с Геликона (Ars, 295—296), однако, по-видимому, его критика обращена и против академика. Возможно, эта критика возникла из желания поддержать открытого в те времена заново и считавшегося еще новым рационального Аристотеля. Великий Стагирит спорил со своим учителем по поводу различных вещей, в том числе и по поводу поэзии. В "Поэтике" (1455a) он сомневается, стоит ли заниматься поэтическим творчеством людям, ожидающим вдохновения, потому что, объятые вдохновением, они уже не владеют своими чувствами. Аристотель об этом упоминает кратко, а Гораций ту же самую мысль повторяет несколько раз и гротескным образом поэта, объятого вдохновением, заканчивает "Искусство поэзии". Надо подчеркнуть, что при всем своем отрицательном отношении к вдохновению Гораций не отрицает данного богами таланта. Техника, владение мастерством (ars), по его мнению, обязательно должны опираться на врожденные склонности и способности:

Вечный вопрос! А по мне, ни старанье без божьего дара,
Ни дарованье без школы хорошей плодов не приносит:
Друг за друга держась, всегда и во всем они вместе.
       (Ars, 409—410).

Это произведение Горация, написанное в форме длинного письма, не очень последовательно, оно не имеет ясного построения. По поводу его композиции возникло много споров. Всех исследователей можно поделить на две группы: одни утверждают, что "Искусство поэзии" имеет обдуманное построение, другие считают, что разделение на две части искусственно, что поэма не имеет никаких композиционных единиц.

Начиналось со скептицизма. Не видя ясной структуры в этом произведении Горация, Ж. Скалигер охарактеризовал его с помощью парадокса: ars sine arte (искусство без искусства) [37, 109]. В XIX веке было приложено много усилий по перестановке отдельных мест поэмы, перепутанных, по мнению авторов, переписчиками, так, чтобы получилась более последовательная связь [3, 279—301; 30]. Затем переставлять места прекратили, начали пытаться делить поэму на части и искать осмысленные связи между этими частями. Были попытки разделить поэму на пять частей [23], однако наибольшее одобрение получили два предложения.

Э. Норден предлагал выделить в сочинении две части: "Об искусстве поэзии" и "О поэте". Автор доказывал, что в первой части Гораций применяет к поэзии этапы, предусмотренные риторикой для сочинения речей, и говорит о сборе материала — de inventione (1—41),  далее — о его расположении — de dispositione (42—44), затем о выражении — de elocutione (45—130), потом о жанрах — de generibus (131—294). Во второй части говорится об обязанностях поэта, об идеальном и о безумном поэте [18, 481—528].
Впоследствии, когда были опубликованы данные о сочинении III в. до н. э. грамматика Неоптолема, которому, по словам комментатора Порфириона, следовал Гораций (Porph. Ars, 1),  была предложена трехчастная композиция: 1) материал; 2) форма; 3) поэт [1].
Большинство последующих исследователей, соглашаясь с первым или вторым предложениями, совершенствовали их, искали более тонких переходов, связей, определений. Некоторые из них утверждают, что поэма не имеет никакого плана, но не считают это большим злом [2, 110]; другие думают, что "Искусство поэзии" — это и не дидактическая поэма, и не письмо, а сатира, исполненная пародии, для которой не обязательна ясная композиция [9, 99—100]. После обзора и обобщения всех исследований приходят к выводу, что правы и те, которые считают это сочинение "смесью", и те, которые усматривают в нем планомерность: "Поскольку оба принципа присутствуют в поэме, всегда можно опровергнуть любой аргумент, опирающийся только на один принцип, настоятельно предлагая противоположный аргумент, опирающийся на другой принцип" [5, 130]. Таким образом, ни принцип "смеси", ни принцип ясного плана не являются преобладающими.

Несмотря на неясную композицию, "Искусство поэзии" Горация вместе с "Поэтикой" Аристотеля стало каноном теории литературы. Оно оказало влияние на М. Оптиза, И. Г. Гердера, Н. Буало и на других теоретиков.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Arte poetica di Orazio commentata da A. Rostagni, Torino, 1930.
2.  Becker C. Das Spatwerk des Horaz. Gottingen, 1963.
3.  Birt Th. Uber den Aufbau der Ars poetica des Horaz. Leipzig, 1897.
4.  Boll F. Die Anordnung im zweiten Buch von Horaz Satiren. — Hermes, 1913, 48, 143—145.
5.  Brink C. O. Horace on Poetry. Cambridge, 1963.
6.  Buchner K. Horaz. Wiesbaden, 1962.
7.  Coffey M. Roman Satire. London, 1976.
8.  Fraenkel E. Horace. Oxford, 1957.
9.  Frischer B. Schifting Paradigms. New Approaches to Horace’s Ars poetica. Georgia, 1991.
10.  Grimal P. Essai sur l’Art poetique d’Horace. Paris, 1968.
11.  Heinze R. Vom Geist des Romertums. Stuttgart, 1972.
12.  Heinze R. De Horatio Bionis imitatore. Bonn, 1889.
13.  Hommel H. Horaz. Der Mensch und das Werk. Heidelberg, 1950.
14.  Immisch O. Horazens Epistel uber die Dichtkunst. Leipzig, 1932.
15.  Knoche U. Die romische Satire. Gottingen, 1971.
16.  Kytzler B. Horaz. Munchen und Zurich, 1985.
17.  Nibet R. G. M., Hublard M. A Commentary in Horace: Odes. Oxford, 1970, I; 1978, II.
18.  Norden E. Die Composition und die Litteraturgattung der Horazischen Epistula ad Pisones. — Hermes, 1905, 40, 481—528.
19.  Perret J. Horace. Paris, 1959.
20.  Poschl V. Horazische Lyrik. Heidelberg, 1970.
21.  Putnam M. C. J. Artifices of Eternity. Horace. Fourth Book of Odes, New York, 1968.
22.  Rudd N. The Satires of Horace. Cambridge, 1966.
23.  Satiren und Episteln des Horaz. Ed. L. Muller. Wien, 1893.
24.  Schackleton Bailey D. R. Profile of Horace. London, 1982.
25.  Sullivan J. P. Critical Essays on Roman Literature. Satire. London, 1963.
26.  Swoboda M., Danieliewicz J. Modlitwa i hymn w poezji rzymskiej. Poznan, 1981.
27.  Syndikus H. P. Die Lyrik des Horaz. Darmstadt, 1972, I; 1973, II.
28.  Troxler-Keller I. Die Dichterlandschaft des Horaz. Heidelberg, 1964.
29.  Wege zu Horaz. Darmstadt, 1972.
30.  Welzhofer K. Die ars poetica des Horaz, 1898, I.
31.  Wili W. Horaz und die Augustische Kultur. Basel, 1948.
32.  Wilkinson M. A. Horace and his Lyric Poetry. Cambridge, 1951.
33.  Williams G. Tradition and Originality in Roman Poetry. Oxford, 1968.
34.  Williams G. Horace. Oxford, 1972.
35.  Wimmel W. Zur Form der Horazischen Diatriben. Satire. Frankfurt am Main, 1962.
36.  Гаспаров М. Л. Топика и композиция гимнов Горация. / Поэтика древнеримской литературы. М., 1989, 93—124.
37.  Гаспаров М. Л. Композиция "Поэтики" Горация. / Очерки истории римской литературной критики. М., 1963, 97—151.
38.  Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.
39.  Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981.
40.  Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.


Страница 5 - 5 из 9
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру