Культурное наследие Руси как объект паломничества. Курс лекций. Часть I

Часть I
Исторический очерк формирования культурного наследия Руси

Общие понятия курса.
Паломничество. Наследие.
Этапы становления русской культуры.
(формирование русской культуры как непрерывный синтез)

Паломничество — одно из древнейших проявлений духовности человека. Посещение священных и памятных, дорогих сердцу мест обусловлено естественной нравственной потребностью: войти в общение с почитаемым лицом, местом или предметом, восстановить расторгнутую временем или пространством духовную связь, получить внутреннюю силу. Паломничество совершается и на религиозной, и на духовно-нравственной, патриотической, родовой основе. Его главным побудительным мотивом является зов души, зов предков, та сила, которая связывает человека с его прошлым.

В этом паломничество существенно отличается от туризма, который в большей степени предполагает, во-первых, простую познавательность а во-вторых, — развлекательность, отдых, высокую степень комфорта. Для паломничества существенным оказывается фактор самоограничения в удобствах путешествия, самоуглубление и самопознание, преобладающие нравственные мотивации в поведении и общении.

Особенно важным представляется то, что паломник должен быть внутренне готов воспринять то духовное воздействие, которое оказывает посещаемый объект. Для этого всякий, кто в той или иной степени участвует в паломничестве, должен глубоко, как лично пережитое, воспринять и осознать содержание, цели предпринимаемого путешествия. Организаторам паломничества особенно необходимо быть способными передать историческое, духовное значение посещаемого места всякому, и тем более паломнику.

Паломнические поездки по России предполагают прикосновение к ее богатейшему культурному наследию.

Наследие — это та непреходящая ценность, которую хранит, бережет, развивает, которой гордится каждый человек. Под "наследием" мы понимаем не только памятники материальной культуры, но и дух, который лежит в основе национального самосознания.

Материальные памятники служат как бы внешними условиями, рамой для проявления внутреннего человеческого состояния. Внутренний мир человека может лишиться духовной опоры, если утрачены памятники внешней материальной культуры. Без внешних знаков трудно воссоздать и развить внутренний мир.

Задача курса — представить в целом исторически сложившееся духовное богатство и материальные памятники русской культуры, которые унаследовало наше Отечество и которые представляют собой неотъемлемую часть мировой христианской цивилизации.

Заранее обусловим, что мы рассматриваем русскую культуру не как  этническую принадлежность определенного народа, но как понятие общее для многих национальностей, населяющих нашу страну. Поэтому в заглавие вынесено изначальное понятие "Русь".

Россия идет историческим путем синтеза: всю историю формирования русской культуры можно рассматривать как непрерывный синтез.

Одним из признаков, отличающих ее, является способность к сочувствию, к восприятию и освоению чужого и претворению его в свое собственное, национальное. Этот природный дар свойственен русской культуре как никакой другой. Недаром Достоевский говорил, что русский человек — это "всечеловек".

I. В X в. славянские племена, населявшие территорию тогдашней Руси, восприняли христианство и византийскую культуру в высшей точке ее развития. Произошел первый синтез, приведший к образованию самостоятельного государства восточных славян — Киевской Руси. Стремительный расцвет этого государства, быстрое достижение им высокого уровня культуры свидетельствует о восприимчивости славянской природы, способности учиться и усваивать все лучшее, что создано другими цивилизациями.

II. В XIII в. Русь была завоевана ордами монголо-татар. Это было страшное бедствие, но, тем не менее, Русь прошла и через это испытание, и, вступив в контакт с кочевыми племенами, со "степью", осуществила новый синтез: ордынского всевластия и христианского мировоззрения, христианского уклада жизни — в результате чего возникло обширное, сильное и независимое Московское государство со своей самобытной национальной культурой.

III. Последние три века в России шел процесс европеизации. Начавшийся петровскими реформами, проводившимися стремительно и насильственно, он расколол русское общество на европеизированную верхушку и народную массу, которой нововведения были чужды. Это разделение несло в себе зародыш будущих социальных катастроф. Однако нельзя отрицать, что в этот период Россия восприняла европейскую возрожденческую культуру опять-таки в высокой точке ее развития и достигла следующего синтеза. В результате возникло новое государство — Российская империя, давшее миру величайшие образцы культуры во всех ее проявлениях.

IV. Наконец, Октябрьская революция и годы Советской власти выявили некий новый синтез: марксизма, европейского учения об экономическом детерминизме в развитии общества, с исконно русским мессианским идеалом, исканием царства правды, социальной справедливости, с традиционным для русского крестьянства духом общинности. Хотя это был, безусловно, трагический период, во многом гибельный для российских национальных ценностей на всех уровнях, сейчас как никогда важно осознать не только отрицательные, но и положительные его итоги, важнейшим из которых является всеобщее обязательное образование, чтобы, пока не поздно, не потерять безвозвратно то, что еще живо и что составляет наше достояние.

V. Сейчас Россия стоит на пороге некоего нового синтеза. При том, что повсеместно идет процесс глобализации, стирающий границы национальных культур, нам особенно важно определить те черты, которые генетически свойственны нам и которые мы должны сохранить и передать будущим поколениям.

Задача нашего курса состоит в том, чтобы показать генезис русского образа жизни, мысли и развития, динамику формирования культурного наследия России, которое может служить объектом как чисто познавательного интереса, так и глубоких нравственных духовных устремлений.

Литература:

Общие работы:
1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. тт. 1 – 3. М., 1996.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. (XII томов в 4-х книгах) М., 2001.
3. История Русской Церкви. В 9-ти книгах. М., 1994 –1997.
4. Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. тт. 1-3 М., 2000
6. Лосский Н.О. Характер русского народа. кн. 1-2. М., 1990.
7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Полное собрание сочинений в 18-ти тт. М. 1988 -1996
8. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000
9. Русская Православная Церковь. М., 1980.
10. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997
11. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000


Славяне.
Происхождение, отличительные особенности мироощущения.

Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвисты.

С точки зрения лингвистики несомненно, что славянские языки принадлежат индоевропейской группе и восходят к некоему единому, хотя и раздробленному на диалекты, праславянскому языку. Из европейских языков наиболее близкими к славянским являются балтийские, особенно литовский.

В "Повести временных лет" говорится, что славяне первоначально селились на Дунае и оттуда распространились к северу. У современных археологов нет единства в решении этого вопроса: одни считают прародиной славян бассейн Вислы и Одера, другие — территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра. При том, что от древнейшего периода истории славянства до нас не дошло никаких письменных памятников, данные лингвистики и археологии бывает очень трудно объединить в целостную картину.

К числу исторических источников, содержащих сведения собственно о славянах, относятся произведения византийских историков начиная с VI в. н. э.: Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, готского историка Иордана и др. Ими упоминаются "склавины" и "анты". Как наиболее характерные черты славянских общностей византийские авторы отмечают вечевое правление, отсутствие жесткой княжеской власти, любовь к свободе и нежелание повиноваться "ромейским", (т.е. византийским) законам.

Попытки найти известия о славянах у более древних авторов дают материал интересный, но с точки зрения исторической науки довольно ненадежный. Славянами считают племена венедов или венетов, (давших название городу Венеции), известные античным историкам I–II вв. н. э., которых возводят к упоминаемым еще у Гомера энетам, союзникам троянцев. Весьма остроумно предположение о том, что к славянам могли принадлежать мифические амазонки — оно отчасти находит подтверждение в том, что греческое название "амазонес", созвучное прилагательному "алазонес" — "заносчивые", можно воспринимать как перевод на греческий племенного названия "славяне" — "славные". Древнерусский героический эпос также знает женщин-воительниц, называвшихся "поляницами". Некоторые ученые видят предков славян в описываемых Геродотом скифах-пахарях, погребающих своих умерших в курганах. Хотя исторически скифы принадлежат к иранской этнической группе, во времена Геродота этим именем могли называться все обитатели приднепровских степей. Подобные общие названия применялись и к другим группам в центральной Азии, да и в Западной Европе.

В истории неоднократно делались попытки усмотреть в этих полумифических повествованиях на уровне если не исторической достоверности, то поэтической интуиции, некоторые черты, приобретенные славянами во взаимодействии с окружающими их соседними племенами и унаследованные впоследствии русским народом. Это особая любовь к просторам, спокойное отношение к материальным потерям, отсутствие пристрастия к собственности и при этом — священное охранение своих традиций, любовь к могилам предков, воспетая впоследствии в русской поэзии и прозе. Продолжая эти аналогии, в мифических амазонках можно увидеть прообраз русской женщины, которая "коня на скаку остановит", а в искусных скифских мастерах, с помощью неведомых современных им простейших орудий изготавливавших тончайшие ювелирные изделия, — далеких предков знаменитого лесковского Левши, русских изобретателей — таких, как Кулибин или Калашников.

Совершенно ясно, что славяне уже в древнейшую эпоху не были обособлены от других племен, а существовали в тесном контакте с соседними народами, частично перенимая их обычаи. Между тем, известно, что и само по себе славянство было далеко не однородно. В V – VII вв. н.э. одна его племенная группировка заселила Псковскую и Новгородскую земли, войдя в соприкосновение с северными соседями. Другая, сформировавшаяся в междуречье Днестра и Днепра, заняла территорию от нынешней Болгарии и Румынии до Азовского моря. Эти восточные южане вошли в тесное общение с местным иранским населением, ассимилировав часть его и восприняв некоторые элементы его культуры. По словам известного отечественного специалиста В.В. Седова, "количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, что в научной литературе поставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства".

Нравственное сознание славян, видимо, стояло на довольно высоком уровне. Достаточно сказать, что древнейший русский свод права — "Русская правда" — во второй своей редакции ("Правда Ярославичей" — 60 – 70-е гг. XI в.) полностью запрещает кровную месть. Это можно, с одной стороны, приписать влиянию христианства, но с другой это означает, что в обществе были существенные предпосылки для такого решения, поскольку древнее законодательство, как правило, не вводило новых законов, а закрепляло уже существовавшие.

Религия древних славян реконструируется с большим трудом. В данном случае одним из основных источником является фольклор: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки, лирические песни. Они отражают "поэтические воззрения славян на природу". По всей видимости, религиозные представления славян к моменту принятия христианства находились на той стадии, когда вся природа представляется одушевленной, а отдельные духи и божества еще не вполне отделяются от нее. В частности, византийский автор X в., император Константин Багрянородный, в одном из своих сочинений сообщает интересные сведения о том, что славяне, совершая путь на юг через пороги Днепра, останавливались на острове, где рос могучий дуб, и приносили птиц в жертву этому дубу.

Имена славянских божеств, как правило, не дают никакого конкретного образа того или иного мифологического персонажа. Попытки реконструировать славянскую мифологию по аналогии с греческой, латинской, скандинавской или другой обусловлены, главным образом, представлением исследователей недавнего времени о том, что такая мифология непременно должна существовать в соответствии с законом эволюции.

Однако два признака славянской религиозности просматриваются с достаточной определенностью: культ природы и культ предков. Для первого характерно представление о взаимосвязи природных явлений, ощущение того, что мир — это единая система, законы которой нарушать нельзя. Почитание же умерших питало чувство единства рода, семьи, духовной связи, объединяющей живых и мертвых.

Некоторые сведения о религии славян дают древнерусские летописи и поучения церковных писателей. Из них наиболее важны "Речь философа", содержащаяся в "Повести временных лет", а также "Слово об идолех" — оригинальное произведение безымянного древнерусского книжника, являющееся распространением переведенного с греческого слова Святителя Григория Богослова, направленного против язычников. Из этих источников мы узнаем, что князь Владимир до принятия христианства предпринял реформу язычества, введя культ Перуна и с ним — некоего подобия пантеона богов.

По-видимому, этот культ не проник глубоко в народное сознание, поскольку противодействие христианству, которое обнаружили славяне, не шло ни в какое сравнение с длительным и ожесточенным сопротивлением ему у тех народов, которым были свойственны развитые системы язычества. С другой стороны, некоторые его элементы, связанные с любовным почитанием природы, сохранились у славян и после принятия христианства, сформировав особые народные традиции. Такие обычаи, как Масленица, обычай печь жаворонков из теста, украшение храмов березкой в Троицын день неукоснительно соблюдались в русской православной среде. Они не осуждались Церковью, хотя их дохристианские корни очевидны.

В материальной культуре некоторые отголоски дохристианских времен сохранились до наших дней. Архаичные мотивы веками воспроизводились в народной орнаментальной вышивке, украшении жилища, народном деревянном зодчестве. Наполняясь новым, христианским содержанием, древние орнаменты могли использоваться в украшении храмов.

Литература:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1913.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. тт. 1 – 3. М., 1865 – 1869, Репринт: М., 1994.
3. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — Вестник древней истории, 1941, № 1.
4. Панченко А.А. Народное Православие. СПб, 1998.
5. Русская правда. М., 1962.
6. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979.
7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
8. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
9. Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой в хрестоматийном изложении. М. 1999.
10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь М., 1995
11. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования. М., 1991.


Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру