Древнерусская литература

Символика пространства в Киево-Печерском патерике
Киев и Киево-Печерский монастырь были для древнерусских людей, в том числе для составителей сказаний, вошедших в Киево-Печерский патерик, наделены признаками такого священного места. Не случайно и устойчивое подчеркивание возвышенного («на горах») местоположения Киева в «Повести временных лет» (в сказании об основании города), и планировка строителями Киева времен Ярослава Мудрого в форме креста, а также ориентация на топографию Иерусалима и Киева; при восприятии города как подобия Иерусалима Киево-Печерская обитель соотносилась с таким сакральным прообразом, как Сионский пещерный монастырь в Иерусалиме. >>
Своеобразие древнерусской литературы
Понятие “древнерусская литература” столь привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. Примерно до середины XV столетия древнерусскую литературу правильнее было бы называть древневосточнославянской. В первые века после крещения Руси и распространения в восточнославянских землях письменности литература восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и переписывали книжники в Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: русские, украинцы и белорусы. Прежде единый древнерусский язык распадается: зарождаются русские, украинские и белорусские языки, на Украине формируется новый язык – «проста мова», проникающий в книжность, хотя и не вытесняющий традиционного для восточнославянской словесности церковнославянского языка. >>
Киевская Русь в русской историософии XIV—XVII вв.
Киевские исторические реалии, параллели современных князей и событий — и правителей и событий киевского времени актуализируются в древнерусской словесности еще в конца XIV — начале XV в., в круге памятников, связанных с Дмитрием Донским и Куликовской битвой. (Исследователи, как известно, разнятся в датировках таких памятников, как Задонщина и Сказание о Мамаевом побоище, относя их к концу XIV в., иногда указываются достаточно точные даты, или к первой половине — середине XV в., а Сказание о Мамаевом побоище — даже к XVI в. См. обоснование этой поздней даты создания Сказания: Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV — XVI веков. С. 331-348). >>
«Плетение словес» в Житии св. Стефана Пермского
Житие Стефана Пермского было составлено книжником Епифанием Премудрым вскоре после смерти святого Стефана, последовавшей в 1396 г. Вероятнее всего, Житие написано в 1396—1398 гг. или несколько позднее. Епифанию Премудрому принадлежит также Житие Сергия Радонежского. Но исконная Епифаниевская редакция Жития Сергия Радонежского до нас не дошла (ее текст сохранился в позднейших переработках), в то время как Житие Стефана Пермского известно в своем первоначальном виде. Благодаря этому мы можем судить о своеобразии стиля Епифания Премудрого — одного из наиболее искусных и образованных древнерусских книжников. >>
Житие протопопа Аввакума и автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI—XVII вв.
Установка на последовательное описание собственной жизни, на изображение ее как связного текста, имеющего собственный сюжет (который проецируется на историю крестной смерти Христа, а также на истории апостолов и на ряд эпизодов житий святых) отличает только Житие Аввакума. Тенденция к индивидуализации собственных переживаний и ощущений проявляется и в других памятниках, начиная с Повести Мартирия Зеленецкого. В более ранних памятниках практически нет «психологического» автобиографизма, изображения книжниками своих жизни и чувств как уникальных, совершающихся лишь «здесь и теперь». >>
Похвальные речи Пахомия Логофета
К вопросу о риторическом мастерстве писателя Имя афонца и троицкого иеромонаха Пахомия Логофета, или Серба (книжника, работавшего на Руси примерно с середины 30-х до середины 80-х годов XV в.), обычно связывают с эпохой расцвета в древнерусской литературе особой экспрессивно-эмоциональной, риторико-панегирической, орнаментальной повествовательной манеры, известной нашим старинным грамотникам как «плетение», или «извитие словес», а самого носителя указанного имени, соответственно, рассматривают наряду с предшествующими ему мастерами словесного искусства — святителем Киприаном, митрополитом Киевским и всея Руси († 1406), и Епифанием Премудрым, духовником Троице-Сергиева монастыря (умер после 1420 г.). >>
«Темные места» в «Слове о полку Игореве»
«Темными местами» «принято называть чтения, неясные по смыслу или содержанию, явные нарушения грамматических норм древнерусского языка (неверные флексии [окончания. – А. Р.], отсутствие согласования и т. д.). Темные места могли возникнуть в процессе воспроизведения текста древнерусскими переписчиками и в новое время – в результате неверного прочтения текста издателями или как следствие типографских опечаток», — такое определение дает один из авторитетных исследователей «Слова…» О. В. Творогов. >>
О «неявной» символике в древнерусской агиографии
Христианская культура исполнена живого противоречия, противоречия между трансцендентностью, неотмирностью Бога, с одной стороны, и присутствием Бога в тварном мире, в том числе в слове человеческом, с другой. Эту неразрешимую тайну, этот парадокс веры и стремится выразить книжник.. Стремится выразить невыразимое. >>
Литературное наследие преподобного Иосифа Волоцкого
Преподобный Иосиф Волоцкий — подвижник деятельного типа, воз-действовавший на мир собственным примером, работой, опытом. В течение своей долгой иноческой жизни он не только сам лично как воин Христов усиливался достичь духовного совершенства, не только был неутомимым трудником на ниве монашеского делания и пастырского служения, но и не-устанно писал. >>
Жанрово-тематические особенности древне-русских сказаний об иконах
Распространение в Средние века литературы об иконах конгениально традиции иконопочитания — важнейшей составляющей веры и религиозной жизни в лоне христианской Церкви. >>

31 - 40 из 95
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру