Варианты комплексной проверки знаний по русскому языку (от практики к теории).

  Разрабатывая задания по русскому языку для выпускников школы, мы вынуждены ориентироваться на будущую форму проверки. Когда речь идет об орфографических тестах, задача оказывается выполнима тем лучше, чем более грамотным является сам школьник. Как правило, тесты по орфографии удаются тем, кто в принципе делает мало орфографических ошибок в текстах. Определенные проблемы вызывают словарные слова – их правописание надо знать и помнить. Но в целом необходимо признать, что с точки зрения проверки орфографической грамотности выпускника школы тест и диктант мало чем отличаются друг от друга.

Иное дело – пунктуационное оформление текста. В этом случае тест не может выявить сформированное умение пользоваться правилами русской пунктуации. Отдельные предложения, среди которых составители тестов предлагают найти «вариант с верной/ неверной пунктуацией» или поставить запятую по определенному правилу, не способствуют тому, что школьник может применить те же правила в сочинении, изложении или даже рецензии (часть С в ЕГЭ)[1].  .  

Ниже будет предложено задание, в котором мы пытаемся объединить традиционный и тестовый подход. Само задание представляет собой текст, который необходимо переписать, расставив знаки препинания, пропущенные буквы и раскрыв скобки. В процессе работы над текстом (хочется верить!) школьник задумывается над тем, почему он вставляет именно такую букву или ставит запятую в данном месте. Наши вопросы к тексту отмечают ряд мест, над которыми надо поразмышлять особенно внимательно. Кроме того, в задание включены вопросы по теории русского языка, выполнение которых может быть полезным для подготовки к части В единого экзамена.

 Задание 1. Расставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы.

1) Дождь пр…след…вал3 нас и в Антибе – в светлом, (сливочно) кремовом городе. (2) Ш…роховатая фактура (желто) розовых стен здешних строений действительно1 напом…нает завершающие нашлепки лопаткой морожен…щика. (3) Можно только10 вообразить себе как всё здесь напоен…о9 со…нцем когда оно раск…ляет4 стену дома2 и румян…ые черепицы станов…тся похожи10 на (хорошо) прожарен…ые оладьи; когда полощ…тся на морском бризе выв…шен…ое за окна и на балконах бельё8, когда цветные паруса (много) числен…ых яхт мелькают флажками в искрящейся сини… (4) Когда наконец1 разгляд…вать дома и витрины вам не мешают зонты вездесущих туристов…

(5) И все (таки)10 дважды в тот10 день дождь давал нам передышку. (6) Выйдя8 из музея Пикассо мы сошли по истертым9 ступеням к набережной туда где10 мощная крепос…ная стена спуска…тся прямо в море где одинокий парусник бабочкой (капус…ницей) пр…сел3 на темном, цвета асфальта, горизонте – легкий как на спичечном коробке. (7) Сквозь ч…стокол4 мачт в гаван… береговая линия вылетала плавной дугой и (в) дали5 уп…ралась9 в зеленый холм с обуглен…ой горбушкой старин…ого камен…ого форта…

(8) Обнаружив что дождь перестал долбить наш старый зонт мы торопясь10 поднялись9 в город и пошли кружить по улицам… (9) И вышли на площадь где огорожен…ая лилипутским забором6 плавно несла по кругу трех10 своих лошадок и двух верблюдов великолепная карусель.

(10) Вся расписан…ая картинками из жизни старого Антиба6 она (не) смотря на10 дневное время была (из) нутри освещен…а гирляндами электрических лампочек сияла8 свежей позолотой упряж…к и султанов на старательных лошадках мерцала посеребрен…ыми кистями на седлах меж10 верблюж…ими7 горбами (из) дали5 зазывала9 публику простодушной мелодией вальса и все крутилась бе…конечной юлой делая передышки лиш…8 для того чтобы новая порция туристов ра…селась и с дурацкими шутками пустилась в шарманочный путь…

(Дина Рубина)

Выполните задания по тексту:

1. отмеченные цифрой 1 слова могут быть как вводными, так и нет. Какие они в тексте? Объясните. Придумайте свои примеры, когда эти слова могут быть вводными, а когда – нет.

2. объясните, какое правило вы применили, поставив или, наоборот, не поставив запятую в указанном месте. Придумайте два аналогичных примера.

3. одна ли и та же буква пишется в отмеченных словах? Вспомните правило на правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Придумайте 10 слов на разные случаи написания этих приставок.

4. сформулируйте правило правописания пропущенных гласных в слове. Есть ли у этих корней омонимичные, где пишется другая гласная буква? Приведите примеры таких написаний.

5. слитно или раздельно вы написали слова, отмеченные цифрой? Почему? Придумайте примеры с иными, чем в тексте, написаниями.

6. объясните, какое правило вы применили, поставив или, наоборот, не поставив запятую в указанных местах. Придумайте примеры, проиллюстрировав другие пункты этого же правила.

7. вспомните правило употребления «ь». Приведите примеры на разные пункты этого правила.

8.  в каких из отмеченных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? *Сделайте фонетический разбор этих слов[2]. Придумайте 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых число звуков превышает количество букв.. Придумайте 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых число звуков превышает количество букв.

9. разберите по составу отмеченные слова.

10. охарактеризуйте частеречную принадлежность отмеченных слов.

А. Отметьте номера предложений, где есть однородные придаточные. Назовите для каждого случая типы придаточных.

Б. В предложении (10) найдите придаточное цели. Каким союзом введено это придаточное? Где вы поставили запятую и почему? Выпишите грамматическую основу в этом придаточном.

В. Сколько частей в предложении (3)? Отметьте границы этих частей. Для 2-ой части укажите грамматическую основу и назовите тип сказуемого. *Составьте схему предложения.

Г. Выпишите из предложения (7) словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Д. Найдите в предложениях (5)-(7) неоднородные определения.

Е. В предложении (8) два деепричастия. Объясните причины обособления/ необособления этих одиночных деепричастий.

Ж. Охарактеризуйте предложение (10): сложноподчиненное, сложносочиненное, сложная синтаксическая конструкция. Сколько частей в предложении (10)? Является ли первая часть этого предложения осложненной? Если да, то перечислите, чем осложнена эта часть.

З. Из предложения (3) выпишите слово, образованное способом нулевая суффиксация (бессуфиксным). *Есть ли в тексте другие слова, образованные тем же способом?

И. В каком значении в предложении (10) употреблено слово «султан»? Какие еще значения есть у данного слова? *Будет ли это многозначное слово или это омонимы?[3]

К. Найдите среди предложений (7) – (10) предложение, главная часть которого является неполной с пропущенным подлежащим. Назовите средство присоединения данного предложения к предыдущему.

 Задание 2. Расставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы.

(1)…А надо вам сказать что к яблочному (С,с)пасу как начнет небо поворачивать9 с лета на осень город наш имеет обыкновение подвергаться истин…ому наше…ствию цикад так что ночью и захоч…шь6 спать да не уснешь - вот какие со всех сторон несутся трели и  звезды опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть (н…) над самыми колокольнями9 делаясь8 похожа на яблоко нашей прославлен…ой "сметан…ой" породы которую мес…ные   купцы поставляют и к царскому двору и даже возят на (Е,е)вропейские1 выставки. (2) Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер откуда изл…ваются лучи ночных св…тил6 то перед счастливцем9 верно2 предстала бы картина некоего зач…рован…ого царства (знак?3) лениво искрящаяся Река,   посверкивающие   крыши, мерцание газовых фонарей (знак?3) и над всей этой игрой разнообразных сияний восп…ряет серебрян…ый звон цикадного хора.

(3) Прежде чем сестра Пелагия отправит…ся в поместье генеральши Татищевой необходимо сделать (кое) какие9 географические по…снения без которых человеку (н…) когда не бывавшему в Заволжске10 будет трудненько поверить и даже просто понять как могло произойти все то что7 воспоследовало4 в дальнейшем. (4) Главное действующее лицо в этой истории5 Река величайшая и славнейшая9 не только в Росси… но и во всей Европе. (5) Губернская столица выстроен…а на левом берегу, над крутым яром. (6) Здесь течение8 вод ст…снен…о6 с об…их сторон утесами и (от) того знаменитый своей8 величавостью поток на время утрачивает благодушие9 переходит с ра…сеян…ой неспешности на рысистый бег пенит…ся барашками крутит…ся темными водоворотами и ведет   (много) вековую   осаду (З,з)аволжского1 отвеса подсекая высокий обрыв коварными апрошами. (7) Ниже, верст через пять, (лево) бережная круча постепенно выравнива…тся6 см…няется6 песчан…ыми отмелями9 так что Реке становит…ся пр…вольней и она отдуваясь8 после вынужден…ой пробежки раст…кается6 (в) ширь чуть (н…)6 на версту. (8) Но передышка эта времен…ая - как раз там где расположен…а9 Дроздовка10 упрямый берег снов… резко дыб…т…ся (к) верху; помещич…ий8 дом и сад вознесен…ы высоко над водным простором (от) чего открывающийся (от) туда вид по праву считается красивейшим во всей округе (Б.Акунин).

 Выполните задания по тексту:

1. объясните, почему вы написали прилагательные с прописной или со строчной буквы. Придумайте примеры, когда необходимо другое написание (можете использовать и другие прилагательные с тем же суффиксом).

2. является ли отмеченное слово вводным? Придумайте другие контексты употребления этого слова. Для каждого из контекстов определите частеречную принадлежность слова.

3. объясните расстановку знаков в этой части предложения.

4. к какому слою лексики – нейтральной, разговорной или книжной – принадлежит отмеченное слово? Найдите стилистические синонимы для него.

5. какой знак препинания употреблен вами в указанном месте? Почему? Назовите причины, когда данный знак может быть опущен.

6. одинаковая ли буква пишется в пропущенных местах отмеченных слов? Сформулируйте правила, по которым вы написали ту или иную букву.

7. охарактеризуйте частеречную принадлежность отмеченного слова. Выпишите из текста другие слова той же части речи, но относящиеся к другим разрядам этой части речи.

8. в каких из отмеченных слов количество букв совпадает с количеством звуков? *Сделайте фонетический разбор этих слов. Придумайте 2 слова, в которых есть йотированная буква, но число звуков и букв совпадает.

9. разберите по составу отмеченные слова.

10. ставятся ли запятые в отмеченных местах? Сформулируйте правила постановки/ непостановки запятой в этих случаях.

А. Есть ли в предложении (7) однородные придаточные? Обоснуйте свою позицию. Назовите типы придаточных в предложении (7).

Б. В предложении (3) определите количество частей. Назовите типы придаточных. *Составьте схему предложения.

В. Найдите в предложениях (4) – (6) обособленные определения. Укажите причину обособления.

Г. Назовите тип связи в словосочетании «над самыми колокольными» из предложения (1). Выпишите из того же предложения еще 2 словосочетания с тем же типом связи.

Д. Сколько частей в предложении (6)? Выпишите грамматическую основу второй части этого предложения. Является ли эта часть осложненной? Если да, то чем?

Е. Выпишите из предложений (1) и (4) сочинительные союзы. К каким разрядам сочинительных союзов они относятся?

Ж. Выпишите из предложения (8) существительное, образованное суффиксальным способом, в котором словообразование сопровождается чередованием в корне.

З. Объясните постановку автором кавычек в предложении (1). Однородные или неоднородные определения к существительному «породы»?

И. Назовите грамматическую основу в предложении (5). Назовите тип сказуемого и опишите частеречную принадлежность входящих в него слов. В предложениях (6) – (8) найдите слова, правописание которых подчиняется тому же правилу. Сформулируйте его.

К. В предложении (6) встретилось слово, не входящее в нейтральную лексику и активный словарный запас. Узнайте значение слова, пользуясь словарем, и определите, к какой группе лексики оно относится.

 Наши задания лишь частично соотносятся с включенными в итоговые задания единого государственного экзамена. Но программа русского языка в старших классах включает в себя не только подготовку непосредственно к тем вопросам, которые входят в ЕГЭ, но и вообще повторительный курс русского языка, в гуманитарных школах даже углубленный. Поэтому мы уверены, что чем более разнообразные задания будут выполнять ученики старших классов на уроках, тем легче им будет подготовиться к сдаче ЕГЭ, ну а главное – тем лучше они будут разбираться в теории русского языка и практике применения правил орфографии и пунктуации. 



[1] Мы не имеем опыта проверки ЕГЭ, но имели возможность проанализировать варианты «пробных» тестирований. Можно с уверенностью говорить, что даже абсолютно верные ответы на задания по пунктуации не гарантируют, что в части С выпускником не будут допущены ошибки.

[2] Задания под знаком * выполняют в первую очередь ученики гуманитарных классов.

[3] Задание можно проверить по толковому словарю.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру