"Не словом, ниже языком, но делом и истиною"
Об Александре Федоровиче Гильфердинге XIX век в истории русской филологии дал не одно поколение ярких, самобытных ученых, чья исследовательская деятельность не ограничивалась только книжной академической карьерой, а была насыщена подлинными открытиями, добытыми в путешествиях по родной стране и за ее пределами. Славянский мир тогда, приходится с сожалением констатировать сейчас, был более тесно связан между собой узами общих традиций, общей веры и корнеслова языка. И непременно каждого талантливого ученого-филолога, особенно в России, в начале жизненного пути и много позднее сопровождала славянская стихия, в коей черпали они редкие образцы народного творчества, этнографии, диалектологии. >>
Гоголь и отец Матфей Ржевский. Часть II

Проповеди отца Матфея потому производили столь сильное впечатление, что сам он исполнял то, чему учил других. Строгая аскетическая жизнь не мешала ему быть человеком жизнерадостным (впрочем, это и типично для православного аскета). Сам великий постник, отец Матфей от других не требовал непосильных подвигов. Последним делился он с неимущими, никто из приходивших в его дом не получал отказа в гостеприимстве, ни один нищий не уходил от него голодным.

>>
Гоголь и отец Матфей Ржевский. Часть Ι

Взаимоотношения Гоголя с протоиереем Матфеем Константиновским – ключевой вопрос в духовной биографии писателя. Отца Матфея обвиняют в том, что он возлагал на Гоголя непосильные аскетические подвиги, требовал оставить литературное поприще и идти в монастырь и что, наконец, подвигнул его на сожжение второго тома «Мертвых душ». Но на самом деле между ними было больше взаимопонимания, чем это представлялось биографам. Подробное и непредвзятое жизнеописание отца Матфея не только открывает правду об этом человеке, но и дает понять, почему Гоголь избрал его себе в духовные отцы.

>>
Языкознание – наука естественная или гуманитарная (исторический аспект
По мере развития лингвистических знаний язык как предмет научного исследования трактовался по-разному. Сложность строения языка и разнообразные функции, которые он выполняет в человеческом обществе позволяют рассматривать язык с разных точек зрения, формирующих различные направления в лингвистике. Разные направления в лингвистике по-разному отвечали на вопрос о том, является ли языкознание естественной наукой или гуманитарной. >>
Н.В. Гоголь и его духовное окружение: материалы к библиографическому словарю

О Гоголе существует огромная, почти необозримая литература. Несмотря на это, мы и сегодня не имеем его научной биографии. И дело здесь не столько в отсутствии документального, фактического материала, сколько в поразительной загадочности личности Гоголя, оригинальности его духовного облика.

>>
Е. Д. Поливанов — известный и неизвестный
По страницам работ и архивных материалов Судьба Е.Д.Поливанова очень трагическая, хотя, как приходится теперь говорить, типична для многих представителей поколения 1910–1920-х гг. С начала 1930-х гг. труды ученого перестают издаваться на Родине, он все более и более начинает подвергаться несправедливой, безосновательной критике. >>
Индоевропейские языки: языковая семья или языковой союз?
Наука, изучающая человеческий язык (лингвистика), бывает разной, поскольку она представлена различными направлениями и научными школами. Это понятно, поскольку сложный объект научного исследования предполагает различные точки зрения, выбирая какую-то одну характерную особенность языка, мы, естественно, оставляем без внимания другие его аспекты. В рамках каждого научного направления предпринимается попытка создания общей теории языка, то есть предлагается ответ на вопрос о том, что такое язык, как он развивается, как можно классифицировать языки мира и т.п. >>
«Не приведи Бог видеть русский бунт …»
Слово «Бог» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Бог» в «Капитанской дочке» - сила действующая, могущая направить поступки героев, определить оценки; эта сила, однако, учтена нами лишь тогда, когда она присутствует в тексте пушкинского шедевра. Начнем с того, что слово «бог», а также другие названия Бога (господь, владыка и др.), по нашим подсчетам, упоминаются в небольшой повести 137 раз. >>
О полисемии в поэзии Иосифа Бродского: несколько наблюдений
На пересечении разных интерпретаций поэтическое слово становится многозначным, и лексема из нормативного словаря превращается в поэтический окказионализм. >>
«Компендиум» Августа Шлейхера – подведение итогов и взгляд в будущее
Научная деятельность Августа Шлейхера (1821-1868) составила эпоху в истории языкознания XIX века. Оригинальные теории Шлейхера никого не оставляли равнодушными, являясь как объектом восхищения и образцом для подражания, так и мишенью непримиримой критики оппонентов. >>

11 - 20 из 972
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру