Азбука музыки в сказках, стихах и картинках

Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся ее через всю свою жизнь. И огромная заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит ребенку эту встречу. Как важно, чтобы в такой ответственный момент рядом с учеником оказался опытный педагог, учитывающий возрастные особенности своего младшего друга, понимающий его детскую душу.

Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идет параллельно. В этот период ребенок должен усвоить и запомнить большое количество всевозмож-ных названий, понятий, иностранных слов и их значений, что порой утом-ляет, пугает и отталкивает начинающего ученика от занятий музыкой.

В. А. Сухомлинский говорил: "То, что ребенок обязан запомнить, преж-де всего должно быть интересным". Добиться интереса учащегося к заняти-ям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами. Но одного интереса мало, тем более в таком деле, которое кроме ума, воли, требует еще и боль-шой эмоциональной отдачи.

Всем известно, что любая пьеса, как бы она ни была точно исполнена, не тронет сердца слушателей, если ее не пережил, не прочувствовал исполни-тель. Вот почему параллельно с овладением навыками игры на фортепиано, с усвоением нотной грамоты, необходимо формировать душу ученика чуткой, внимательной, думающей, отзывчивой не только на свою, но и на чужую радость и беду, а каждому педагогу известно насколько непроста такая задача.
Исходя из этого мы предлагаем программу ознакомления детей с основами музыкальной грамоты где основной теоретический материал начального этапа обучения изложен в форме сказок, игр, стихов. Небольшие "Перемены" — не просто паузы, отдых, а смена деятельности. Здесь приведе-ны стихи, сказки, заставляющие ученика размышлять, переживать, а также даны пьесы для слушания на уроке. Они просты, образны и по мере изучения нового материала могут быть включены в репертуар ученика. К некоторым из них предлагаются поэтические тексты (написаны автором), облегчающие запоминание мелодий. Среди пьес имеется несколько, сочиненных детьми — учащимися музыкальных школ. Эти пьесы приводятся для того, чтобы пробудить в ребенке желание к сочинительству. Вот почему на некоторых "Переме-нах" предлагаются задания из раздела "Сочиняем сами".

Для удобства использования материал публикуется поурочно, что в значительной степени облегчит труд педагога, особенно начинающего. Однако в зависимости от индивидуальных способностей ученика материал можно комбинировать, но схему уроков желательно сохранить. Это относится и к "Переменам", которые могут быть перенесены в ту часть урока, где они наиболее необходимы конкретному ученику по мере того, как педагог почувствует, что ребенок устал.

Прочитав ребенку текст стихотворения, сказки, необходимо заострить его внимание на выразительных особенностях произведения, обязательно побеседовать о содержании. То же касается и пьес, предназначенных для слуша-ния на уроке.

В некоторые уроки включены пьесы, дающие педагогу возможность выбора в работе с детьми, обладающими различными способностями.

В домашних заданиях предлагается ребенку заучивать наизусть стихи и уметь выразительно их рассказывать. Задача здесь ставится та же, что и в "Переменах", — разбудить эмоциональную отзывчивость ребенка, раскре-постить его, сделать духовно богаче. Опыт показывает — насколько выразительно умеет ребенок читать стихи, настолько выразительно он исполняет музыкальные пьесы.

Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира для них неразрывно связано с погружением в мир сказок, игрушек. Не следует пре-рывать эту связь, когда ребенок переступит порог класса. Игрушка способ-на оживить урок, помочь в усвоении нового материала (например при изуче-нии регистров в третьем уроке). Кроме того, любимый медвежонок, кукла, маленький ежик могут стать просто гостями на уроке, которые будут "смотреть", как ведет себя их "хозяин" в классе, как он трудится, а в конце занятия можно о любимой игрушке сочинить пьеску или песенку, слова к которой ребенок придумает дома. При умелом использовании таких игровых моментов несомненно будут положительные результаты. Помимо того, что это сблизит ученика с педагогом, появится большая возможность внести разрядку в урок, не отвлекаясь от него.

В некоторых уроках даны задания для родителей. Их цель — помочь ребенку изготовить игровые карточки, разноцветные ноты и т. п., которые потребуются в дальнейшем. Педагогу необходимо заранее напомнить роди-телям ученика о выполнении таких заданий, поскольку от этого зависит ход следующего урока.

См. рубрику "Конспекты занятий".


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру