Лингвистические и адаптационные игры

Программа «Введение в традицию»

Определение цели
Лингвистические и адаптационные игры служат целям:
– создания атмосферы доверия;
– включения каждого ребенка в продуктивное совместное действие в коллективе;
– развития речи и фонематического слуха;
– тренировки памяти и внимания;
– формирования навыков действия в коллективе по общим правилам.

Особенности лингвистических и адаптационных игр
Адаптационные игры используются в основном во вновь созданных группах и в студиях для малышей полутора – двух с половиной лет, которым трудно включаться в совместное коллективное действие в силу возрастных особенностей или естественного стеснения. Для этих групп характерна постановка простейших задач в таких играх: точно повторить, показать в движении хорошо знакомые действия вслед за словами педагога (например, просыпание, умывание, одевание и пр.). Дети полутора лет могут в это время сидеть на коленях у мамы в общем кругу. В каждое занятие для малышей достаточно ввести три-четыре такие маленькие игры, помогающие освоиться (адаптироваться) в обстановке занятия. Материалом для игр служат в основном пестушки и потешки.

С лингвистических игр начинаются занятия в группах для детей от трех с половиной лет и старше, то есть тогда, когда речевое развитие ребенка уже позволяет выполнять как простейшие, так и более сложные задания, связанные со словом. В каждом занятии таких игр должно быть не более одной-двух. Их содержание в основном обусловлено темой всего занятия. На вопросы педагога дети отвечают, стоя в общем кругу. В таких играх задачей детей является точно ответить на вопрос педагога, закончить начатую фразу, образовать словосочетание или новые слова по предложенному образцу.

Приведем описание возможных вариантов таких игр, а также их классификацию по содержанию, правилам выполнения заданий и видам.

Классификация игр по содержанию
Как уже отмечалось, содержание игр преимущественно связано с основной темой цикла занятий. Так, в осенних циклах речь может идти о плодах, урожае, растениях; в «Богатырском» цикле – о человеческих качествах, профессиях и т.д. Выделим основные темы лингвистических и адаптационных игр.

1. Времена года (их признаки, последовательность, особенности в поведении животных и жизни растений в то или иное время года).

Примеры:
- «Подскажи словечко». Педагог начинает предложение, задача детей его закончить: «Осенью птицы улетают в теплые края, а весной…? – … Возвращаются!»; «Зимой идет снег, а осенью…? – Дождь!» и т.п.

- «Хоровод времен года». Педагог просит одного из детей в кругу назвать любое время года, стоящий рядом с ним называет следующее по календарю время года и так по порядку, пока каждый в кругу не произнесет соответствующее слово.

- «Когда это бывает?» Педагог называет приметы какого-либо времени года, задача детей – узнать его.

2.Человек (части тела, лица, черты характера).

Примеры:
- «Снежинка». Педагог поет песенку, в которой называются те или иные части тела, задача детей – правильно их показать, несмотря на «ошибочный» показ педагога:
Снежинка кружилась,
Снежинка летела,
И на (коленку) села!

- «Мы проснулись» (игра для самых маленьких). Дети вместе с мамами повторяют за педагогом движения под песенку:
– Здравствуйте, глазки, вы проснулись? (Малыши прикасаются руками к глазкам.)
– Здравствуйте, ушки, вы проснулись? (Малыши прикасаются руками к ушкам.) и т.д.
– Мы проснулись! (Потягиваемся.)

- «Антонимы». Задача детей – подобрать противоположное по смыслу слово:
Добрый –…злой! и т.д.

3. Домашние животные и птицы (классификация «птицы-животные»; чем служат человеку; как «говорят»; что могут делать; названия самца, самки, детеныша).

Примеры:
- «Кто как говорит?» Задача детей – воспроизвести звуки домашних животных под слова песенки:
Рано, рано поутру
Пастушок берет дуду,
А коровки вслед ему
Отвечают …
– Му!
А козлятки вслед ему
Отвечают …
– Ме! (И т.д.)

- «Важные дела». Задача детей – обозначить действие, которое могут выполнять те или иные домашние животные.
– Собака: …лает, …сторожит дом, …кормит щенков, …рычит...
– Курочка: …кудахчет, …ищет зернышки, …несет яйца… и т.п.

4. Дикие звери и птицы (жилище, классификация, названия самки, самца, детенышей, любимой еды и пр.).
Примеры:
- «Мама, папа и детеныш». Педагог называет самку (самца) какого-либо животного, задача детей – правильно назвать его пару и детеныша:
– Волк!… – Волчица! Волчонок! и т.п.

- «Есть у каждого свой дом». Педагог называет того или иного зверя, птицу, задача детей – назвать его убежище или «жилище»:
Мышка живет…
– В норе!
Белка живет…
– В дупле!
Медведь спит…
– В берлоге! (И т.д.)

5. Сад и огород (классификация: овощи – фрукты – ягоды; плодовые деревья; съедобная зелень).

6. Лес и поле (классификация: деревья – лесные ягоды – грибы; плоды деревьев; съедобное – несъедобное).

Пример:
- «Грибок». Задача детей – ответить на вопрос:
Какой грибок под осиной растет?
– Подосиновик!
Какой гриб раньше сырым ели?
– Сыроежка! (И т.д.)

7. Травы и цветы.

8. Профессии (деятельность людей разных профессий; сезонные работы; сельскохозяйственные, рабочие, научные, военные специальности; старинные ремесла и рукоделие).

Примеры:
- «Профессии». Задача детей – закончить предложение:
Еду готовит …
– Повар!
Одежду шьют …
– Портные! (И т.д.)
Ниточку пряли …
– Пряхи!
Холсты ткали …
– Ткачи! (И т.д.)
Самолетами управляют …
– Летчики!
Танками управляют …
- Танкисты!

- «Соберем богатыря в поход»:
Меч выкует …
– Кузнец!
Плащ сошьет …
– Швея!
Хлеб испечет …
– Пекарь! (И т.д.)

9. Домашнее хозяйство (классификация: мебель – посуда – одежда – обувь – электроприборы – игрушки; части дома).

Примеры:
- «Все по полочкам». Задача детей – правильно назвать соответствующие части дома и места в нем:
Посуда хранится …
– На кухне!
Зубные щетки и мыло ищи …
– В ванной! (И т.д.)

- «Одежда». Задача детей исправить утверждение педагога (правильно – неправильно):
Босоножки надевают зимой!
Правильно?
– Не правильно!
А когда?
– Летом! (И т.п.)

10. Город (происхождение названий улиц).

11.Транспорт (классификация по видам: наземный – водный – воздушный; назначение разных транспортных средств; профессии людей, работающих на транспорте).

Примеры:
- «Кто в пути?» Задача детей – правильно назвать пассажиров и работников того или иного вида транспорта.
В пожарной машине мчатся таксисты!
Правильно?
– Нет!
А как правильно?
– Пожарные!
Автобусы перевозят лошадок!
 Правильно?
– Нет?
А кого?
– Пассажиров! (И т.д.)

12. Ориентирование в пространстве (понятия «за», «перед», «между», «слева», «справа», «сбоку», «впереди», «позади» и т.д.).

Примеры:
- «Теплое местечко». Задача названного по имени ребенка — правильно занять место в соответствии со словами песенки:
Слева, слева от меня (или Справа, справа…)
Есть одно местечко,
Я хочу, чтоб Петя встал,
Со мной рядом постоял.

- «Друг за другом». Задача названного по имени ребенка – правильно занять место относительно товарища:
Ваня, встань за Дашей!
Аня, встань между Ваней и Дашей!
Ира, встань перед Ваней!…
(И т.д. в убыстряющемся темпе.)

13. Прочие темы: «Звездное небо (планеты, созвездия, звезды)», «Географические понятия (города, моря, реки)», «Музыкальные инструменты» и другие (в соответствии с основными темами конкретного цикла занятий).


Классификация игр по правилам выполнения заданий

1. «Вместе с мамой» (для детей полутора – двух с половиной лет): дети показывают движения или произносят звуки, слова вслед за педагогом с помощью мамы или вместе с ней, сидя или стоя в кругу.

2. «Все вместе»: дети слушают задание, стоя в кругу и подняв ручки вверх, отвечают все вместе, сопровождая ответ энергичным движением рук вниз.

3. «Раз, два, три – говори!»: на вопрос педагога отвечает только тот из круга, кому передан (брошен) соответствующий предмет (мячик, грибочек, цветочек и пр.).

4. «Друг за дружкой»: дети, стоя в кругу, отвечают по очереди, друг за другом.


Классификация игр по видам

1. Словесно-логические

а) На образование единственного и множественного числа.

Пример:
- «Один – много». Педагог называет предмет в единственном числе, задача детей образовать множественное число. Вариант:
Педагог: «Один цыпленок, много – …?» (задача детей – правильно образовать множественное число, закончив фразу).
 
б) На подбор признаков к названному предмету или явлению.

Пример:
- «Какой – какая – какое?» Педагог называет какой-либо предмет, задача детей – подобрать к нему соответствующий признак:
Морковка…
- Красная, вкусная и т.п.

в) На составление предложений по вопросам-подсказкам.

Пример:
- «Составим предложение»
Какой?…
– Рыжий!
Кто?…
– Пес!
Что делал?
– Спал.

г) На подбор возможного действия к предмету.

Пример:
- «Кто как кричит?» Педагог называет какое-либо животное или птицу, задача детей – назвать произносимые ими звуки или – в старших группах – дать название звукового действия:
Собака…
– Лает!
Ворона…
– Каркает!

д) На установление функциональных связей.

Пример:
Доктор …
– Лечит!
Учитель…
– Учит!

е) На подбор антонимов.

Пример:
- «Антонимы». Педагог называет то или иное прилагательное или действие, задача детей – подобрать противоположное по смыслу:
Высокий…
– Низкий!
Щедрый…
– Жадный!
Брать…
– Отдавать!

ж) На выделение смысловой основы слова.

Пример:
- «Кто здесь жил?» Педагог произносит название московских улиц, связанных с ремеслами, задача детей – догадаться, о каких ремеслах и ремесленниках идет речь:
В Гончарной слободе жили…
– Гончары! (И т.п.)

з) На подбор недостающего слова в предложении.

Пример:
- «Подскажи словечко». Педагог начинает предложение, задача детей – его закончить:
Зимой земля покрыта снегом, а летом?
– Травой! Цветами! И т.д.

и) На словообразование от уменьшительной к превосходной степени.

Пример:
- «От мала до велика». Педагог произносит слово в уменьшительной степени, задача детей – последовательно образовать превосходную степень:
Старенький!
– …Старый, старейший!

к) На классификацию предметов и явлений, обобщение, выделение лишнего из общей закономерности.

Пример:
- «Назови лишнее». Педагог называет несколько предметов, объединенных общим признаком, и среди них один, которому данный признак не подходит; задача детей – выделить этот предмет:
Яблоко, груша, сушка, лимон – что лишнее?..
– Сушка!

л) На выстраивание последовательного ряда понятий.

Примеры:
- «Утро – день – вечер – ночь». Называем по порядку части суток.

- «Что-то выйдет?» Педагог называет животное, насекомое, растение и пр., задача детей – последовательно обозначить изменения в развитии растения или животного:
Что-то выйдет из пшеничного зернышка?..
– Колосок, мука, тесто, хлеб!
Кто-то выйдет из лягушачьей икринки?..
– Головастик, лягушонок, лягушка!

2. Звукобуквенные
Этот вид игр можно использовать в старших группах.

а) На составление слова из названных звуков.

Примеры:
- «Услышь словечко». Педагог последовательно или вразнобой (для старших детей) называет звуки одного слова (3 – 4 звука), задача детей – это слово произнести:
Первый звук – [Д],
Второй – [О],
Третий – [М]!
Что за слово?..
– Дом!
В этой игре важно использовать не йотированные звуки.

б) На выделение первого и последнего порядкового звука в слове (для игры нужно подбирать слова не более чем из пяти звуков).

Пример:
- «Место звука». Педагог называет слово, просит детей определить, какой звук первый, второй, последний? Для игры подбираются слова из трех-четырех-пяти звуков.

в) На определение первого места звука в слове.

Пример:
- «Начало – середина – конец». Педагог называет слово и предлагает детям определить, где слышен тот или иной звук: в начале, середине или конце слова.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру