Цикл студийных занятий с детьми 5 – 6 лет

Цикл VI. «Весенний»

VI. У «столика сказки»
«Родина – матушка Россия»
Вспоминаем, какого праздника ждут люди в эти дни.
– Дня Победы!
– Кто помнит Великую Отечественную войну в наших семьях?
– Бабушки и дедушки!
– Какими они тогда были?
– Молодыми, такими, как сейчас мамы и папы.
– Они не жалели своих сил и жизни для Победы, старались жить как одна семья.

Смотрим фотографии военных лет: бойцы провожают в последний путь павшего смертью храбрых товарища – солдатское братство; ушедших на фронт мужчин заменили на заводах подростки, женщины, старики.

Рассматриваем плакат «Родина–Мать зовет!».

– Родиной мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать...

Когда на родную землю нападают враги, то люди поднимаются на защиту матери – Родины.

– Диафильм «Сын полка» (I часть) (к теме солдатского братства, «Солдатская семья»).

VII. Трапеза

VIII. Музыкальная часть
«Наши родные во время войны»: смотрим принесенные фотографии, ставим в ряд Памяти.

Вспоминаем о том, сколько длилась война, где шли последние бои (в Берлине – главном немецком городе). Смотрим фотографии – «Флаг над Рейхстагом».

Поем, учим песню М. Ножкина, из к/ф «Освобождение» – «Последний бой».

Вспоминаем о том, что придавало особые силы солдату в бою – верность родных и любимых, которые ждут, надеются, молятся о солдате.

Поем песню «Темная ночь».

IX. Рукоделие
Тема: «Темная ночь и Вечный огонь нашей памяти» (совместное творчество).

Необходимые материалы:
– у каждого ребенка: лист формата А-3, вода, широкая кисть, краски;
– нарезанные полоски красной клеящейся бумаги, похожие на язычки пламени (по количеству детей);
– готовая форма в виде звезды – чаши (для аппликации);
– клей ПВА.
Порядок работы:
Говорим о судьбе солдат-воинов:
– вернулся героем с войны;
– пал смертью храбрых;
– пропал без вести.

Смотрим соответствующие фотографии, в том числе рассматриваем изображение Вечного огня у могилы Неизвестного солдата. Ставим задачу и определяем порядок работы:
– заполняем лист красками ночи, делаем звезды (набрызгом или касанием по мокрому фону) – «Темная ночь»;
– соединяем листы каждого ребенка в единое полотно (на стенде);
– раздаем каждому «огонек памяти» – язычок пламени из красной бумаги;
– приклеиваем «чашу для будущего огня»;
– приклеиваем по очереди «огоньки», образуя единый Вечный огонь – под песню «Темная ночь».

X. Домашнее задание
1. Рисунок «Моя семья».
2. Принести краски, кисти, бумагу (формата А-3), карандаш, ластик.

XI. Прощание

Занятие 3

I. Приветствие в кругу

II. Лингвистические игры
1. «Род войск»
– По врагу из пушек стреляли...
– Артиллерия – артиллеристы!
– На конях в атаку скакали...
– Кавалерия – кавалеристы!
– На кораблях сражались...
– Моряки!
– На самолетах летали...
– Летчики!
– Танками управляли...
– Танкисты!
– Из пулемета строчили...
– Пулеметчики!
– По военным дорогам пешком шли...
– Пехотинцы!
– По вражеским самолетам из зениток стреляли...
– Зенитчики! (И т. п.)

2. «Экипаж корабля»
– Кто держит связь?
– Радист!
– Кто намечает курс?
– Штурман! (И т.д.)

III. Запев пасхальный (поем до Вознесения)
Переходим к скамеечкам в иконном уголке.

IV. Тематическая беседа «Церковь – семья»
Рассматриваем домашние рисунки «Моя семья» («Наш семейный корабль»).

Беседуем на тему «Божья семья»:
– Все семьи разные, но у каждого христианина есть и другая семья – большая-большая. Это – Церковь, Божья семья.
– Кто в ней глава?
– Бог! Отец наш Небесный.
– Кто как Мать нам всем?
– Матерь Божия! Богородица – Заступница.
– А кто мы друг другу?
– Братья и сестры.
– Святые – нам родные.
«Храм – Божий дом»
– У каждой семьи – свой дом. У народа Божьего – храмы...

Рассматриваем похожую на форму корабля форму храма и «паруса» внутри храма (слайды).
– Куда плывет этот корабль, куда ведет народ Божий?
– В Небесное Царство, к Богу. (Слайд «Корабль веры».)
– Одному, без помощи Церкви, можно сбиться с правильного пути. Нужно стараться быть в храме, причащаться каждое воскресенье и праздники. Когда мы причащаемся всей семьей – принимаем Святые дары Господа, – то Сам Господь входит с нами невидимо в наши дома...

Домашнее задание: нарисовать «Что я вижу в храме».

V. «Венок игр» «Корабельный»

VI. Диафильм «Сын полка» (II часть)

VII. Трапеза

VIII. Музыкальная часть
Вспоминаем песню «Последний бой», учим «Катюшу» (песню о верности).

IX. Рукоделие
Рисунок на тему «Свет в окошке нашего дома, где друг друга ждут».

Необходимые материалы:
– бумага формата А-3;
– гуашь;
– кисти широкая и средняя;
– карандаш, ластик.

Порядок работы:
– определяем тему, ставим задачу, уточняем порядок работы;
– рисуем карандашом (почти на весь лист) прямоугольное окошко в раме (с треугольным или фигурным верхом) с занавесочкой и свечой на подоконнике;
– проводим карандашом полосочки – бревнышки или рисуем кирпичную кладку (крупно) на всем оставшемся листе;
– обсуждаем, какого цвета возьмем краски, чтобы нарисовать свет, стены, занавесочки, цветы на подоконнике и под окном;
– красками рисуем свечу, свет от нее, занавесочку, раму, бревнышки; разноцветные цветы под окном (в технике набрызга или касания), стебель – в технике процарапывание по краске.

X. Домашнее задание:
1. Рисунок «Что я вижу в храме?».
2. Принести краски, кисти, карандаш, ластик, бумагу.

XI. Прощание

Занятие 4

I. Приветствие в кругу

II. Лингвистические игры
1. «Назови лишнее» (цветы – ягоды – грибы – насекомые).
2. «Экипаж корабля».

III. Запев пасхальный (до Вознесения)

IV. Тематическая беседа «Что мы видим в храме?»
Рассматриваем и обсуждаем рисунки – домашнее задание.

Контекст обсуждения:
– В храме мы видим иконы.
Иконы – изображения Самого Господа, Богородицы, ангелов, святых, важных событий. Первый образ – Нерукотворный образ Спасителя (рассказываем об исцелении царя Авгаря); рассматриваем икону «Спас нерукотворный».
– На подсвечниках перед иконами в храме горят свечи.
Слайд «Подсвечник».
Огонек свечи тянется верх – так наша молитва тянется к Богу.
Каждая зажженная свеча – молитва человека, который ее поставил.
– Куда ставим свечи?
– Перед иконами.
– Почему?
– Молимся тому, кто изображен на иконе.
– Ставим свечи и на канун перед Распятием – молимся об умерших родных Господу, чтобы Он принял их души в Небесном Царстве.
И так далее по рисункам детей.

Рассматриваем слайды – «Иконостас храма», «Праздничный ряд» – вспоминаем и называем по нему праздники прошедшего года.

Вспоминаем, что все люди в Церкви – братья и сестры.

Домашнее задание: готовим подарки и добрые пожелания каждому на следующее, прощальное перед летом занятие на память о своей маленькой «семье».

V. «Венок игр» «Корабельный»

VI. Сказка
Рассказываем и показываем с детьми сказку – мамам на радость и в благодарность за те сказочные истории, которые они рассказывали нам на занятиях прошедшего года.

«Цыпленок» (по сказке К.И. Чуковского)
Ведущий рассказывает сказку, после его слов: «Вот так:...» – дети показывают происходящее под характерную музыку (фортепиано). Сказка один раз проигрывается с детьми без мам, затем мамы приглашаются на «спектакль».

– Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой: «Пи-пи, пи-пи-пи!...»
Ходим на корточках, «хлопаем крылышками».

– Но цыпленок думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так: «Пи-пи, пи-пи-пи!..»
Важно задираем голову, ходим на корточках, «хлопаем крылышками».

– И была у него мама. Мама была вот такая: «Куд-куда, куд-куда, цып-цыпленок, ты куда?»
Встаем в полный рост, быстро передвигаемся «вразвалочку», «хлопая крыльями».

– Мама цыпленка очень любила и кормила его червячками. Червячки были вот такие...
Ложимся на пол, ползем...

– Но вот как-то раз вышел во двор Черный кот. Он был вот такой: «Мяу... Мяу!»
Показываем кота – охотника.

– Увидел Кот маму-курицу, выгнул спину – вот так: «Ш-ш-ш!» А потом, как бросился и погнал ее прочь со двора. Вот так: «Мяу!»
Быстро бежим на четвереньках.
Один из детей – Цыпленок – возвращается к «забору» – скамеечке.

– Остался Цыпленок у забора один. Нахохлился – вот так...
Садится на корточках около скамейки – «забора», жалобно поет: «Пи-пи-пи-пи-пи!»

– Вдруг видит Цыпленок (быстро возвращаемся и садимся за скамейку – «забор»): взлетел на забор красивый большой Петух – вот так (мальчики забираются на скамеечку), вытянул шею – вот так, захлопал крыльями – вот так, и во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Я ли не удалец? Я ли не молодец? Кукареку!»

– Как понравилось это Цыпленку! Он тоже попытался взлететь на забор – вот так, подпрыгнул, и так, и так! И вытянул шею, и что было силы запищал «Пи-пи-пи! Я тоже удалец! И я тоже молодец!»

– Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так (валится на бочок).

– А в луже сидела лягушка. Она увидела мокрого взъерошенного Цыпленка и засмеялась вот так: «Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Далеко тебе до петуха! Ква-ха-ха!»
Девочки, подпрыгивая на корточках, выходят из-за скамейки, опираясь руками об пол, вместе с мальчиками изображают лягушек.

– Опять загрустил Цыпленок. Вот так: «Пи-пи-пи... Пи-пи-пи...»
На корточках, жалобно.

– Но вдруг из дальнего конца двора раздалось кудахтанье, которое Цыпленок узнал бы из сотен других, вот такое...
Мамы: «Кудах!.. Кудах!..»

– Это мама! Цыпленок бросился к ней – вот так!
Подбегаем к мамам.

– Мама пожалела и приласкала его. Вот так.

VII. Музыкальная часть
Вспоминаем песенку прошедшего года «Пойте, детки, Господу».

Пойте, детки, Господу
Радостную песнь –
Что еще мы можем – (2 раза)
Господу принесть?

Все на свете видимом
Все Господь нам дал –
Каждую травиночку – (2 раза)
Наш Господь создал.

Кошечку и пташечку
И большого льва,
Небо, звезды, облако – (2 раза)
Все Его дела!

Пойте, детки, весело,
Славьте без конца
Единого, Бессмертного – (2 раза)
Господа-Творца!

VIII. Рукоделие
Рисование по выбору на тему «Прекрасный Божий мир» (поднебесье, суша, воды).

Рассматриваем картинки с изображением обитателей поднебесья (птицы); суши (животные, бабочки над цветами); вод (рыбы).

Вспоминаем, что это – мир нерукотворный.
– Чье это прекрасное творение?
– Господа!..

Детям предстоит разделиться на три подгруппы, выбрав ту или иную тему для рисования:
а) «Обитатели поднебесья» (птицы в небе над полоской земли);
б) «Обитатели вод» (рыбы в воде среди морских камушков и растений);
в) «Суша» (летний пейзаж с бабочками над цветами или звери – по выбору ребенка).

Договариваемся о помощниках – взрослых (желательно рисующих) в каждой из трех групп.

Необходимые материалы:
– бумага для рисования плотная (формат А-3), карандаш, ластик, гуашь, баночка с водой.

Порядок работы:
– Намечаем карандашом на листе, в зависимости от выбранной темы:
а) линию горизонта (примерно 10 см от нижнего края листа), птиц (условно, «галочками») или птичью стаю;
б) большие округлые камни внизу листа (дно), листья подводных растений, тянущиеся вверх, рыбу или рыб;
в) линию горизонта (посередине листа), большую бабочку над землей или зверя – по выбору ребенка.
– Работаем с красками, подбираем оттенки:
а) небо – облака – птицы – лес (крупные хаотичные мазки разных оттенков зеленой краски внизу листа);
б) вода – рыба – камни – растения;
в) небо – облака – земля (поле с цветами – крупные хаотичные мазки разных оттенков зеленого; цветы – желтые, белые и т. п. Изображаются «касанием кисти»; стебли – «процарапыванием» от цветка по зеленому фону).
– По ходу работы взрослые-помощники могут подсказывать и показывать общие изобразительные приемы, а также помогать индивидуальному творчеству каждого (или не вмешиваться в него) – по ситуации и возможностям детей.
– Собираем в одну линию работы общей темы.

IX. Прощание

Занятие 5 – Прощальное

Вариант I (занятие проводится в зале)
I. Приветствие

II. Слайд-беседа «Праздники года»
1. Рассматриваем слайд с изображением праздничного ряда иконостаса – Что мы видим в храме?

Рассматриваем фотографии-слайды с изображением моментов церковных праздников с сентября по май, вспоминаем, называем, поем по одному–два куплета, связанных с ними песен.

2. Игры лета (огородные хлопоты):
«Редька»,
«Коршун»,
«Тетеря»... (играем)

3. Песенка к лету – поем, учим «Садила баба лук, чеснок».
Учим хороводный ход «под воротца».

III. Трапеза

IV. Слайд–беседа «Праздники лета»
Рассматриваем слайды с изображением икон праздников лета (Троица; День Петра и Павла; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы), кратко рассказываем о летних праздниках и связанных с ними традициях.
– Когда встретимся снова?
– Осенью, после Успения, к Рождеству Пресвятой Богородицы.

V. Круг пожеланий и подарков друг другу

VI. Прощание

Вариант II (занятие проводится на улице, на территории Воробьевых гор)
1. Со смотровой площадки разглядываем Москву, ищем знакомые места (Андреевский монастырь – там мы выпускали птиц на Благовещенье; Храм Христа Спасителя, дома детей и т.д.).
2. Спускаемся к реке, на поляне смотрим альбом с нашими фотографиями: вспоминаем, называем праздники.
3. Играем в летние игры.
4. Костер, круг пожеланий и подарков друг другу.
5. Общая трапеза.
6. Садимся на теплоход, плывем до Кремля. (Вспоминаем: кто нужен, чтобы пароход плыл?)
7. Прощаемся.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру