Традиционное духовное воспитание детей. Урок 3

Грехопадение

Ребята! Начнем наш урок с молитвы. Все встали. Мы стоим перед Всемогущим Царем всей Вселенной, Единым Богом, Пресвятой Троицей. Благоговейно произносим молитву: Во имя Отца (пальчики на лоб), и Сына (на живот), и Святого Духа (на правое плечо и на левое плечо). Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок.

А теперь споем: Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. (Повторить по одному нескольким ребятам). Садитесь.

В прежней беседе мы говорили, что первые люди сотворены были по образу и по подобию Господа Бога. А как Господь Бог обладает высочайшим, бесконечным счастьем, так и первые люди были сначала также всем довольны и счастливы. Мир и радость о Духе Святом обитали в их сердцах. Они хотели делать все только угодное Богу. Прекрасный рай кормил их вкуснейшими плодами, чистой водой, а дерево жизни давало плоды вечной жизни. Адам и Ева ели их и никогда не болели, не умирали. Вся земля отдана была во власть первых людей со всеми земными творениями Божьими. Только с одного дерева в раю Господь запретил есть плоды. Называлось это дерево — деревом добра и зла. И сказал Бог: «Если съедите плод этого дерева, то умрете». Это одно послушание дал Бог своим детям — Адаму и Еве — для их пользы. Бог всегда знает, что кому полезно, что вредно. Для того Он дал это послушание, чтобы, исполняя его, укрепились они благодатью Духа Святого. Кажется первые люди должны были бы считать себя счастливыми, что за все дары Божии — с такой любовью и щедростью предложенные Богом — они могут принести в дар своему Творцу и Благодетелю хотя одно послушание. Представляете — одно послушание — не есть плоды только с одного дерева, — а все остальные плоды ешь сколько хочешь, радуйся и пользуйся всеми красотами рая. Вначале Адам и Ева так и делали. С радостью выполняли это послушание и жили в любви Божьей.

Но дьявол, будучи свержен с неба, с завистью смотрел на блаженство (счастье) первых людей. Зная, что люди, как и Ангелы, сотворены свободными, т.е. могут по желанию выбирать — любить Бога и слушаться его, или не любить Бога и не слушаться его, — дьявол решил хитростью и обманом помешать Адаму и Еве выполнять послушание.

И вот злобный дух устроил смертную сеть для наших прародителей, первых людей. Дьявол вошел в змея — животное хитрое, и начал свою речь в раю с Евою [11, I, c.104]. Он представил ей, что Бог не желает людям добра, что Он не хочет, чтобы люди стали умнее, А он, дьявол, хочет добра людям, хочет, чтобы они стали умнее, а для этого нужно съесть плод дерева добра и зла. «Не верьте Богу, — коварно продолжал дьявол — вы не умрете, а станете сами как боги.» Помните, ребята, как сатана сам хотел быть как Бог, не хотел слушаться Бога и за это был свержен с небес в ад. И здесь, в раю, он тоже хотел, чтобы Адаму и Еве не было счастья в раю в любви и послушании Богу, но чтобы они были такими же, как дьявол, непослушными и не имели счастья жить в раю.

Что же Ева? Она заслушалась беседы злого дьявола и съела плод дерева добра и зла и дала его есть Адаму. Так первые люди нарушили послушание. Открылись у них глаза, но не как у богов, а как у смертных, несчастных созданий. Открылись глаза их для того, чтобы увидеть свое великое бедствие. Прежде, когда Адам и Ева были чисты и невинны, благодать Святого Духа покрывала их как бы одеждою и лучше всякой одежды. Когда же они не послушались Бога, совершили грех, лишились одежды благодати Святого Духа, почувствовали, что они голые. Им стало стыдно и они спрятались от Бога. В полдень Адам и Ева услышали зов Бога: «Адам, где ты? Куда ты пропал?» Бог, конечно, знал, что случилось с его детьми. Но по своей бесконечной любви он хотел, чтобы они сами осознали свое преступление заповеди Божией, попросили прощения, покаялись [11, I, с.108].

Бог есть любовь. Он прощает искренне, слезно просящих у него прощения. Но Адам от стыда спрятался от Бога и вместо того, чтобы просить прощения, стал оправдываться. Он говорил: «Я не виноват, а виновата Ева, которую дал мне Ты. Она дала мне плод». Вот как помрачился от нарушения послушания Богу разум Адама! Первые люди совершили грех. Это преступление Закона Божиего [33, c.37]. Грех делает человека гордым и заставляет его упорно оправдываться. Грех — это болезнь души, разрушающая всего человека [11, c.295]. Была душа чистая у Адама и Евы, они слушались Бога. А как не послушались Бога, совершили грех, стала душа черная, не видящая своей болезни греха. Вот и Адам стал оправдываться вместо того, чтобы с плачем каяться и просить прощения.

Переменка.

Покажем, как бесы затыкают уши и глаза грешнику и не видит тогда грешник своих грехов: ничего не вижу, ничего не слышу.

Противен в глазах Божиих гордый грешник, и не заслуживает он помилования. Бог определил достойное наказание прародителям: — Господь изгнал их из рая, а к раю приставил Ангела Херувима с пламенным оружием. [11, I, с.109-110]

Подверглись Адам и Ева всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, лишились бесценного дара благодати Духа Святого [18, с.22].

От греха удалился от Адама Дух Святой, и сразу умерла его душа. Потому, что человек жив только в соединении с Богом, а непослушание Богу — это удаление от Бога. Жизнь без Бога — это смерть духовная. А потом через много лет наступила и смерть тела. Так что, человека постигла двойная смерть: души и тела [17, c.129-130].

Все создания Божии, увидев Адама, лишенного райского блаженства, не хотели более повиноваться ему, преступнику: солнце не хотело светить ему, ни луна и прочие звезды не хотели более показываться ему; источники не хотели источать воду, и реки продолжать течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму, согрешившему; звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от благодати Духа Святого, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него. Словом, всему миру и человеку предстояла катастрофа. Но Бог по своей милости и предвидению удержал разъяренные стихии и зверей и подчинил их, смертных, такому же смертному человеку, чтобы человек имел возможность еще исправиться [11, I, c.93]. Бог сказал: «Ты, Адам, будешь теперь в поте лица трудиться, чтобы заработать себе хлеб, а ты, Ева, будешь в болезнях рожать детей и иметь великие печали».

Впрочем, не до конца прогневался на нас Господь. По Своему бесконечному милосердию Он оставил печальным, плачущим прародителям надежду на спасение, на возвращение к своему Отцу Богу.

И сказал Бог: «Спаситель мира родится от Девы, победит дьявола и спасет людей, но для этого сам должен будет пострадать».

И началась тяжелая жизнь первых людей, наших прародителей. Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, теперь горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: любимого Бога я оскорбил. Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, благодати Духа Святого, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.

Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мученье.

Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг (дьявол) не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною (мучает душу мою) и потому скучает душа моя о Господе. Не могу забыть Его ни на минуту, плачу я: Помилуй мя Боже, падшее создание Твое».

Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его: звери и птицы замолкли в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь [22, c.185]. Грех перешел на всех детей Адама и Евы и на нас всех тоже. Вот почему мы рождаемся грешными и тоже подлежим всем последствиям греха: печали, болезням и смерти [28, c.131].

Там, где грех, там зло. Так, первые дети, рожденные от Адама и Евы, уже испытали последствия греха. Старший сын Адама убил своего младшего брата. Увидел Адам к чему привел грех его сына, и еще большей стала его печаль, и плакал он: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». Эта печаль его была велика, как море, и понять ее может только тот, чья душа познала Господа и как много Он нас любит. [22, c.185].

Но Бог не оставил Свое творение. Пресвятая Троица заботилась о людях. Хотя Святой Дух не наполнял так людей, как наполнял Адама. [18, c.22].

Зло сильно развилось в людях, все создания Божии, которые были раньше благодатными, сделались нечистыми, и все люди ниспали в крайнюю глубину зла [17, c. 93]. Правда, были люди, любящие Бога — праведники, которые учили других людей как жить хорошо, как любить Бога. Господь посылал им своих Ангелов, предупреждал об опасности, грозящей людям, утешал надеждой о приходе в мир Спасителя мира. Таких людей, знающих о том, что будет в будущем, называли пророками. Пророки учили людей жить хорошо, не гневить Бога, а бесы учили людей жить плохо, грешить.

Переменка.

Жил такой великий Божий Пророк Моисей. Он видел славу Божию и разговаривал с Богом. И дал ему Бог Закон для людей, Закон жизни на земле. Моисей взошел на высокую святую гору и записал Закон Божий на каменных листах, скрижалях. Этот закон содержит для людей 10 послушаний.

В раю, где не было греха, было одно послушание у Адама и Евы. Какое?

Правильно — не есть плодов с дерева добра и зла. А после изгнания из рая, чтобы защитить людей от коварного сатаны и его бесов, Бог дал им 10 послушаний — 10 заповедей. Эти 10 послушаний для нас так же обязательны, как одно для Адама и Евы. Вот как мы их понимаем:

1. Люби только одного Единого Бога, да не будет у тебя никаких других богов.

2. Не сотвори себе кумира, идола. (Кумир, идол — это придуманный людьми «ложный бог». Делали люди скульптуру этого бога-идола из золота, дерева, строили для нее храм и ходили туда молиться. «Богом» у них были и крокодил, и свинья, и огонь, и люди, и бесы, и много-много еще идолов. Поклоняться идолу — это преступление Закона Божиего — грех.)

3. Не произноси имя Господа Бога твоего всуе или понапрасну, в разговорах бесполезных и суетных, лживо или с нарушением благоговения [33, 117].

4. Шесть дней в неделю делай свои дела, седьмой (для нас это — воскресенье) отдай Богу: сходи в храм, почитай книги о Боге, помоги ближнему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, слушайся старших, да будешь жить хорошо и долго на земле. Злословящий отца и мать свою да умрет.

6. Не убивай, не обижай никого.

7. У мужа может быть только одна жена, а у жены один муж.

8. Не укради.

9. Не говори на ближнего своего неправду, не обманывай, не осуждай.

10. Не завидуй.

Давайте повторим...

Подумайте теперь, все ли эти послушания или заповеди вы выполняете? Не случалось ли вам не слушаться родителей, или обмануть, или кого-то обидеть? Конечно, случалось. Значит, все мы грешные. Все люди на Земле грешные. Один Бог безгрешный. Даже такой великий пророк Моисей видел у себя грехи, но сразу просил прощения за них у Бога, каялся. После смерти Моисея Господь забрал его в Царство небесное. А другой пророк, Илия, при жизни взошел на небо на огненной колеснице. Для всех остальных вход в Царство небесное был закрыт. Охранял вход в рай Ангел с огненным оружием. После смерти была одна дорога для всех — дорога в ад.

Переменка.

Ну-ка походим по кругу и покажем, как плакали все попавшие в ад (дети выполняют вместе с педагогом). Окончание переменки.

Все ждали прихода обещанного Богом Спасителя. «Спаситель придет и выведет всех праведников, хороших людей из ада.» Так утешали себя послушные Богу люди.

О приходе Спасителя говорили пророки всех времен. Пророк Даниил даже точно возвестил, что Спаситель придет через 490 лет. Пророк Исайя сказал, что Спаситель родится от Девы. Пророк Михей сказал, что Спаситель родится в городе Вифлееме. Пророк и царь Давид написал священные песни — псалмы, которые он пел на гуслях, таком музыкальном инструменте. В псалмах царь Давид рассказал даже о будущих страданиях Спасителя.

Пять тысяч лет для людей был закрыт вход в рай. Пять тысяч лет только надежда на приход Спасителя утешала людей. Мучились люди в аду, мучились вместе с прародителями, Адамом и Евой. Люди по своей воле отпали от Бога, заблудились от пути своего, нужно было дать им время испытать весь вред от своеволия, от греха, от непослушания, чтобы им самим всею душою пожелать вышней помощи. И все познали потом, что зло и горько оставлять Бога.

Так, ребята, без Бога тяжела жизнь для человека. Это даже не жизнь, а скорее смерть [11, I, c.129-130].

Возлюбим же, ребята, от всего сердца смирение, послушание, оно есть основание всякого добра, и всей душой возненавидим гордость, непослушание [11, I, c.111].

Если бы падшие ангелы (бесы и сатана) сохранили послушание, то пребывали бы на небесах. А если бы Адам сохранил послушание, то и он, и мы с вами пребывали бы в раю [22, c.175].

А сейчас нарисуем ад, где плакали Адам и Ева 5 тысяч лет, и все их дети. В центре листа нарисуйте Адама и Еву, которые плачут и ждут своего Избавителя, вокруг их огонь, темнота, и вверху, как далекое солнышко, нарисуем приход долгожданного Спасителя мира. Он придет и выведет Адама и Еву из ада, так как они поняли свою вину, отбыли справедливое наказание, слезно просили прощения у Бога. Господь милостив, он любит Своих детей и прощает их.

Давайте закончим урок. Все встали. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок.

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994 -730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991.Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру