Традиционное духовное воспитание детей. Урок 5

О втором члене Символа веры

Ребята! Начнем наш урок с молитвы. Все встали. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок.

А теперь споем: Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. (Повторить по одному, нескольким ребятам). Садитесь.

Мы веруем, что Бог Един. Бог — Творец неба и земли. Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведующий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный [33, с.25]. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная [33, c.27].

Как же нам представить Единого Бога и его три Лица. Посмотрим на созданное Богом солнце. Так, в солнце находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. Как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит солнечный луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. И как солнце, состоящее из трех предметов: круга, светлого луча и теплоты, не разделяется на три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог. [10, с.381].

Когда мы крестимся, мы складываем три пальца. Смотрите, мы крепко сложили три пальца на одном уровне, ни один пальчик не выше других. Это означает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух равны. Когда крестимся, мы крепко печатаем этими тремя пальцами лоб, живот, плечи. Пресвятая Троица освящает нас, защищает от темных злых духов.

Посмотрите на эту икону. Это образ пресвятой Троицы, она изображена в виде трех прекрасных ангелов, одинаковых, потому что Бог Сын, Бог Отец и Бог Святой Дух равны между собой. Было время, когда не было мира, а был только один Бог, Пресвятая Троица.

Почему Единый Бог, Пресвятая Троица решил сотворить мир? Правильно. Бог хотел, чтобы его созданья тоже радовались, были счастливы, любили друг друга. У Бога так много любви, счастья, радости, что по Своей доброте Он решил дать жизнь созданиям Cвоим.

Сначала сотворил Бог мир невидимый — мир ангелов, а потом видимый мир и самое любимое свое творение — человека — царя Земли.

Человек сотворен был похожим на Бога, правым, чистым, святым, разумным, свободным, бессмертным, говоря просто, первые люди были живыми портретами Божества, но через грех утратили свою правоту и стали грешными, нечистыми, по образу прельстившего их дьявола [11, I, с.458]. Хотя зло и распространилось в мире по воле людей, Бог не оставил мир, вплоть до комара и паутины паука. Человечество так было заражено грехом и злом, что само уже не могло исправиться. Поэтому Бог послал в последние времена на землю Сына Своего Единородного [17, с.94], рожденного от Бога Отца до того, как был сотворен мир. Сын Божий родился как истинный Бог от истинного Бога, свет от света. Он рожден от Бога Отца и таков же, как Бог Отец, единосущен Ему, а не сотворен как мы с Вами, как сотворены звезды, как сотворено Солнце, а рожден. Об этом мы говорим в Символе веры, начало которого мы уже хорошо выучили:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Мы говорим Имже вся быша — это значит, что без Сына Божиего ничего бы не было. Через Него все начало быть.Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечным Словом Своим [33, c.36]. Вспомните Бог сказал при сотворении мира: да будет свет, и стал свет. Бог сказал Слово, а Слово это и есть Бог Сын. Весь мир Бог сотворил Словом Своим, Божиим Сыном.

Он, Сын Божий, Слово Божие, предвечный Бог, восхотел Сам человеческим существом Своим вынести на Себе наши вечные мучения, которым по справедливости должны бы были подвергнуться бессмертные души наши, плененные диаволом [26, c.220].

И вот, Сын Божий всемогущий, Творец неба и земли, так возлюбил людей, что не терпя видеть мучимым от дьявола род человеческий, пришел нас освободить от рабства ему и вечных мучений. Сошел с престола царского, из царства небесного сошел на землю, чтобы спасти мир.

Чтобы мы чуть-чуть поняли какой подвиг ради нашего спасения совершил Господь наш Иисус Христос, я расскажу сказку о ласточках.

Переменка.

Было время, когда ласточки не догадывались зимой переселяться в теплые края. И когда выпадал снег и наступал мороз, они тяжко страдали и погибали. Глядя на них, один милостивый человек очень жалел о них и всячески пытался, как знал и как мог, объяснить ласточкам, чтобы зимой они направлялись на юг, в теплые края. Он подавал им знаки, которые ласточки не понимали, приманивал их пищей на путь к югу, но напрасно; пугал, гнал их туда — все напрасно. Тогда он попросил Бога, чтобы Господь превратил его в ласточку, которая продолжала мыслить и чувствовать как человек. Трудно было ему решиться просить об этом Бога — так хорошо быть сильным человеком — он сильнее кошки, сильнее собаки, у него теплый дом. А ласточка — маленькая слабая птичка — каждый ее может обидеть, кошка может съесть. Она беззащитна даже перед другими ласточками. Но добрый человек любил ласточек и решил ради них потерпеть страдания — только бы они не замерзали больше среди льда и сугробов. «Готов я, Господи, — сказал он — даже погибнуть, чтобы спасти ласточек». И Господь превратил его в ласточку. Тогда человек-ласточка легко объяснился с остальными ласточками и перед зимой повел их в теплые страны. (Очерк еп.Николая в кн. А.Нельской «Семь святых таинств». Свято-Троицкая Сергиев Лавра, 1996).

Так и Господь сошел с царского престола, где Он управлял миром и спустился на грешную землю. Стал беззащитен перед людьми. И это только потому, что он очень любил людей и хотел их спасения.

Кто же достоин на земле стать Матерью Самого Бога? Кто даст Ему тело, плоть? Господь возлюбил и выбрал Пресвятую Деву Марию за Ее чистоту и богообразную красоту Ее души [11, I, с.444]. Пресвятая Дева Мария была человеком, как и все люди, только святою и пресвятою и чистейшею всех людей [17, с.96].

Переменка.

Ходим с детьми по кругу, показывая что делала Пресвятая Богородица в храме.

Пресвятая Дева Мария жила в храме Божьем в Иерусалиме. Незаметно шло для Нее время. Всегда тихая, молчаливая, нежная, послушная, вставала Она очень рано. Первые слова Ее всегда были обращены к любимому Богу. Молилась Пресвятая Дева Мария до 9 утра, затем вышивала, пряла пряжу, читала Священное Писание и вновь начинала молиться с 3 часов дня (в это время обычно вы в детском саду просыпаетесь) до самого вечера, пока Ангел не приносил Ей пищу (конец переменки).

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 17 лет, по обычаю Ее должны были выдать замуж [«Закон Божий», Московская патриархия, 1990 год]. Но Она ответила, что любит только одного Бога и Ее жизнь посвящена Богу. Но священники не имели права оставлять Ее жить в храме, т.к. Она уже выросла. Как быть? Стал главный священник Захария молить Бога, чтобы Бог сказал, что делать. И вот явился Захарии Ангел и сказал: «Собери мужчин потомков царского рода царя Давида, из которого происходила и Дева Мария. На кого тебе Господь укажет, тому ты и поручишь, как отцу, заботиться о Деве Марии».

Снарядил первосвященник Захария гонцов по всем сторонам, чтобы созвать потомков царя Давида в Иерусалим. Собрались они перед Захарием, взял он у каждого из них жезл (красивая палка, на которую опирались при ходьбе) и сказал: «Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником (хранителем) Девы». И все увидели, что один из жезлов расцвел и с него слетела беленькая птичка — голубь, и стала кружиться над головой у праведного старца, 80-летнего Иосифа-плотника. Подав жезл Иосифу, первосвященник сказал Иосифу: «Ты примешь Деву и будешь хранить ее». Иосиф был ей назначен как хранитель Ее святыни и заботливый Ее служитель [24, c.20-22].

Так Мария рассталась с Иерусалимом и поселилась в маленьком городке Назарет у старца Иосифа. Три величайшие добродетели сделали ее достойной стать Матерью Бога, Спасителя мира: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу. [11, I, с.456]. Смиренная душа всегда видит свои недостатки, свои грехи, а своих достоинств не замечает. Любит Бог смиренную душу. Так и Пресвятая Дева Мария не считала себя великой, а самой последней рабыней Божьей. Она и не мечтала стать Матерью Бога, а была счастлива стать хотя бы служанкой той Девы от которой должен родиться Спаситель Мира. В тихой комнатке Назарета Она думала, когда же совершится это великое событие — рождение Спасителя мира. В эту минуту Она услышала: «Возрадуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Так приветствовал [Лук. 1, 26] Ее Архангел Гавриил. Пресвятая Дева не была устрашена явлением Ангела: к этому Она привыкла издавна в храме иерусалимском. Но самые слова смутили Ее. Она безмолвствует, вдумываясь в эти необъятно громадные слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!» И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?». Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария сказала: «Я раба Господня, да будет мне по слову твоему». Полное послушание воле Божьей, недосягаемая высота смирения [24, c.26, 27].

«Радуйся, благодатная, Господь с Тобою» [17, c.96]. И со словами этими в утробу (в живот) Девы со Святым Духом вошел Сын Божий и воспринял тело ее чистое. Сам Бог неслиянно соединился с бедным человеком.

Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное средство по спасению погибшего человека и так уничижить Cебя для того, чтобы вылечить человека Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякому добру. Дивное, недомыслимое умами смертных людей таинство воплощения и вочеловечения Творца мира — Сына Божьего. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе (животе) Пресвятой Девы; бесконечно великий умаляется: Бог соединяется с человеком, Сын Божий соделался Сыном человеческим [11, I, c.460-461]. Сошел на землю с небес, чтобы возвести нас на небо, открыть для нас врата Царства Небесного, вывести из ада души праведников, томящихся там уже пять тысяч лет.

Человеку падшему, достойному всякого наказания подана такая безмерная милость! [11, I, с.458]

Господь сказал: «Научитесь от Меня, как Я кроток и смирен сердцем [22, с.129]. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и царства Его и приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь, и в вечности [11, I, с.463].

Гордый противен Богу. Гордого, если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен, и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна [22, с.129]. Гордый боится укоризны (когда его ругают, упрекают), а смиренный — нисколько [22, с.130]. Смиренный радуется, когда его ругают и печалится, когда его хвалят. Потому что знает, что все доброе только от Бога, так нужно хвалить Бога, а не человека. А сам смиренный без Бога — как нищий — ничего не имеет, одна у него надежда на Бога. Поэтому смиренного называют нищий духом. Он может быть даже богат — иметь машину, свой дворец, но сам себя, духом своим он считает нищим; Бог ему это богатство дал, чтобы смиренный — нищий духом — мог лучше служить Богу. Мы с вами, когда видим бедного, оборванного нищего, который просит помочь ему, даем ему монетку, а если бы он был богатый и говорил «у меня есть все, я сам всего достиг, своим умом и трудом», то нам бы и в голову не пришло ему помогать. Так и Господь видит нищую, смиренную душу и с любовью слушает ее и помогает ей. А видит гордую душу и отворачивается от нее. Счастлива смиренная душа, любит ее Господь.

Выше всех во смирении Божия Матерь [22, c.131].

Скажите мне, ребята, кто из вас легко переносит, когда его ругают, не оправдывается и не отвечает грубо, не укоряет обидчика? Никто. Да, трудно стать смиренным. Нужно всю жизнь учиться смирению, просить у Господа прощения за гордость и молить его: «Господь милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему» [22, c.129]. Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца [22, c.131].

Возлюбим от всего сердца смирение: оно есть основание всякого добра. Аминь. [11, I, c.111].

Смирение — начало нашего пути к Богу. Без смирения никто не вошел в Царство Небесное. Рисуем радостное событие — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Смиренная душа! Тебя любят небо и земля! Тебя любят Ангелы! Тебя, смиренную, любит Пречистая Матерь Господа! Тебя любит и радуется о тебе Господь! [22, c.130].

Закончим урок молитвой. Все встали: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. А минь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок.

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994.- 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
* Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
** Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 
 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру