Традиционное духовное воспитание детей. Урок 12

О пятом, шестом и седьмом членах Символа веры

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи благослови нас на добрый урок.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего яко Спаса родила еси душ наших.

Когда тело Спасителя лежало в гробе, Господь душой сошел в ад, как солнце осветил Он ад и вывел из темницы ада праведников. Об этом узнали все небесные силы, но не знали еще люди на земле. Враги Иисуса Христа не верили в то, что Христос — Бог, что Христос воскреснет. Они даже запечатали пещеру и поставили стражников.

На утро любящие Иисуса Христа ученицы-женщины пошли ко гробу, чтобы смазать тело Господа ароматным маслом — миром. Вот я вам сейчас помажу под носиками таким маслом, это святое масло из Греции. Чувствуете какой замечательный аромат, запах. Женщины, которые принесли это ароматное миро называются жены-мироносицы — от слов: носят миро.

Что же они увидели, мы узнаем, послушав Слово Божие Евангелия от Матфея:

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет (т.е. встретят) вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам [Мф.28, 2-8]. Пришли апостолы Петр и Иоанн проверить, что произошло у гроба. Заглянули в пещеру — нет Спасителя во гробе, лежат одни пелены, в которых Он был завернут. Но пелены лежат не развернутые! Как же так, Христос был завернут в плащаницу, обмотан пеленами, как же Он мог выйти из пелен не развернув их?! Это чудо! Чудо Воскресения Христова!

Возьмите отрезок марли, положите на нее пуговицу. И оберните пуговицу марлей со всех сторон. Вот так в те древние времена оборачивали тела умерших в ткань. Эта ткань называлась плащаницей. В нее также было обернуто тело Иисуса Христа. Теперь возьмите нитку и хорошо обмотайте ею сверток из марли с пуговицей. Так сверху плащаницы тело оборачивали еще и пеленами. Теперь попробуйте вынуть пуговицу из свертка, не развернув его. Не получается. Правильно. Обычное тело невозможно взять из плащаницы не развернув ее. Но Христос Воскрес, и у него тело стало новым, воскресшим. Это новое тело, тело Бога, проходило через закрытые двери, через стены, через завернутую плащаницу! [15]. Такие тела будут и у нас с вами, когда мы воскреснем.

Когда Господь в новом воскресшем теле вышел из неразвернутой плащаницы, то на ней отпечатались следы. Эта плащаница и сейчас хранится в Италии в городе Турине. Когда вы вырастете и будете в Италии, то сможете увидеть это величайшее чудо — плащаницу, которой много, много веков, больше тысячи лет. На ней осталось изображение завернутого в нее Господа. Виден даже рисунок монет, которыми были закрыты глаза Господа, когда его хоронили; следы всех ран на теле Господа, которые нанесли ему жестокие воины. Видны на ткани следы ожогов ткани, которые, как считают ученые, остались, когда Господь наш воскрес и вышел из плащаницы в новом теле [15].

28 мая 1898 года французский ученый и фотограф Секондо Пиа сфотографировал святую Плащаницу. Вечером он опустил снимок в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявился фотографический портрет Христа Спасителя — Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя. «Святая Плащаница Христова, — размышлял он, — сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографический снимок! Этой святой Плащанице гораздо более тысячи лет. А ведь нашей-то ново-изобретенной фотографии всего лишь 69 лет! Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня кроется необъяснимое чудо. Чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа» [15, с.4].

Посмотрите — вот эта фотография Святой Плащаницы. Видна огромная фотография Господа нашего Иисуса Христа. Вот ожоги ткани, которые образовались при Воскресении Христовом!

Господь воскрес из мертвых.
Смерть смертью поправ;
Разрушил узы ада
И жизнь всем даровал.

В этот день мы отмечаем светлый праздник Христово Воскресенье. Как он называется? Пасха! Мы обязательно с вами отпразднуем этот праздник. Он будет весной, когда распустятся первые цветы, запоют птички.

Переменка.

Можно ходить в хороводе и слушать стихотворение или песню.

В день Пасхи радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И, в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, — они вещали, —
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.
Проснитесь горы, долы, реки,
Хвалите Господа с небес,
Побеждена Им смерть вовеки,
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка — зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь — любовь».

                          Е. Горчакова [31, c.95]

Господь воскрес из мертвых и явился многим Своим ученикам. Однажды ужинали ученики Господни, двери были закрыты. И вдруг вошел Господь через закрытые двери. Они подумали, что это дух. Но Господь показал им следы гвоздей на руках и ногах и сел с ними есть рыбу и мед [29, c.361].

В сороковой день Он собрал учеников Своих в Иерусалим и пошел с ними на гору Елеонскую. Иисус Христос поднял руки и благословил учеников Своих. По воскресении Своем из мертвых Иисус Христос жил на земле сорок дней [29, c.363]

Послушаем Слово Божие Евангелие от Марка:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (всему творению Божию). Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. [16, 15-20]

Вдруг к ученикам слетают с Неба два ангела в белых одеждах и говорят им: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который вознесся от вас на Небо, опять придет». Да, дети! Господь Иисус Христос опять придет на землю; только в первый раз Он приходил на землю в униженном виде, родился и жил в бедности, Его гнали, обижали, распяли на кресте; во второй раз Он придет во славе, и все святые ангелы с Ним. В первый раз Он приходил спасти грешников — Он с любовью уговаривал их исправиться и обещал им спасение; во второй — последний — раз Он придет судить людей нераскаянных, грешников Он накажет и пошлет их в ад вечно мучиться в огне [29, c.364].

Страшный суд

Быстро промчится
Время стрелой;
Бог-Сын явится
Страшным судьей.
Все мы воскреснем
Вдруг из гробов,
Все-все предстанем
На суд Христов.
Сонмы народов
Всех стран и мест
Прежде увидят
На небе крест.
Крест ярче солнца
Будет сиять
Солнечным светом
Всех освещать.
Тут мы увидим
Братьев, друзей,
Сродников наших,
Милых детей.
Станем прощаться
Все мы тогда.
И разлучаться раз
Навсегда.
Это прощанье
Сонмов детей,
Плач и рыданье
Их матерей.
Это прощанье
Дщерей, сынов,
И разлученье
С ними отцов.
Вот Судия наш
Сын Божий Сам
В славе явится
И скажет нам:
Верные слуги,
Братья Мои,
Добрые други,
Чада любви,
Вы подвизались
В поте лица,
Всю жизнь терпели
Скорбь до конца.
Бога любили
Сердцем своим,
Ближним служили,
Братьям Моим.
Бедным, несчастным,
Скорбным, больным,
Вы помогали
Как-бы родным.
Все вы идите
В райский чертог,
Вас ожидает
Бог Саваоф,
Всякому чаду
Бог наш Отец
Сам даст в награду
Царский венец.
Все прославляйте
Божью любовь —
Пойте, ликуйте
Во веки веков.
К ангельским ликам
Вы причтены
И с ними вместе
Соединены.
Радости вашей
В доме Отца
Будет — на веки
И без конца.
Вдруг Судия наш
Речь изменит,
К грешникам грозно
Заговорит:
Вы, повинуясь
Падшим духам,
Соревновали
Злым их делам.
Вы притесняли
Братьев Моих;
Гнали, терзали,
Мучили их,
Вы не желали
Ближним добра,
И причиняли
Много им зла.
Все вы идите
К вашим друзья,
Мрачным и злобным
Падшим духам.
С ними страдайте
В адской тюрьме,
В бездне геенской,
В огненной тьме!
Так совершится
Страшный наш Суд.
Так наградится
Каждого труд.
Бог правосудный
Добрых людей
В небе избавит
От всех скорбей.
Уже не проникнет
В рай никогда
Древнего змия
Злоба, вражда.

И отделит тогда Господь одних от других, как отделяют пастухи овец от козлищ (козликов). И поставит овец (кротких и смиренных христиан) по правую Свою сторону. И скажет им: «Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, ибо Я хотел есть, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня». Тогда праведники скажут Ему: «Господи! Когда же мы накормили, напоили или одели Тебя?» И скажет им Господь: «Все это вы сделали одному из меньших братьев ваших, и все это через них вы сделали Мне» [31, c.118]. Блаженны милостивые, они помилованы будут на страшном суде.

Так что ребята все что вы делаете ближнему — это вы делаете Самому Господу. Помогли ему — значит Господу помогли. Плохим словом ближнего назвали — Самого Господа оскорбили. Что же будет тем кто оскорблял Господа, не любил Его? Этих людей Господь назвал козлищами; Он скажет им: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не накормили Меня, жаждал, и не напоили Меня; у меня не было что одеть, и не одели Меня; был болен, и не навестили Меня; был в темнице, и не посетили Меня» [31, c.118]. И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Вот, ребята, мы с вами сегодня узнали, что после Своего Воскресения в 3-й день по Писанию, Господь вознесся на небеса, и сел с человеческим преображенным телом одесную (справа) от Отца. Что значит «одесную» (справа)? Когда в древности человек садился справа от царя на престоле — значило, что он получал равную власть с царем. Но ведь Бог Сын всегда был с Отцом на одном престоле, как же Он еще раз сел одесную (справа) от Отца?.. Еще как человек! Ведь Бог Сын стал человеком. Он — истинный Бог и истинный человек. Вот какое чудо!

Сейчас Он вместе с Отцом Небесным управляет всем миром. Но наступит время и Господь придет на землю второй раз. Придет со славой судить живых и мертвых. После страшного суда наступит вечное Царство Христово, где будут жить только друзья Господа нашего, любящие ангелы, святые, праведники.

На древнем языке говорили «грядет Христос» — идет Христос. Мы говорим, что веруем в Господа Иисуса Христа Сына Божия паки грядущего (снова идущего) судить живым и мертвым (снова идущего, чтобы судить живых и мертвых).

Теперь мы с вами выучим слова Символа веры, в которой кратко скажем, что мы узнали сегодня, что обязательно сбудется и уже есть.

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Сейчас мы с вами готовимся или стать достойными Царства небесного, или вечного ада. Что сейчас доброго сделаем — это наше небесное сокровище; оно будет с нами на суде. А если ничего доброго не сделаем, то нечего будет на небо взять. Нечем будет оправдаться перед Богом.

Вот так и мы с вами — если делаем добрые дела для ближних, как для Христа, то копим сокровища на небе.

Без дел милости невозможно наследовать царство Отца небесного [11, I, c.191-192]. Милость, которую делаем ближнему, делаем лично Самому Иисусу Христу. Счастливы милостивые, они помилованы будут на страшном суде. Блаженны милостивые; яко тии помилованы будут. О, какая великая награда за милость к ближнему — быть самому помиловану от Бога на страшном суде, и наследовать уготованное царство небесное. Аминь. [11, I, c.202].

А теперь нарисуем Врата Царства Небесного. Там собираются все наши сокровища, которые мы зарабатывали здесь на земле добрыми делами и верой в Бога.

Смотрите на икону Пресвятой Троицы — на царском престоле, в царских одеждах — Бог Отец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой — белоснежный голубь, от которого исходит сияние. В Символе веры мы говорим, что Сын Божий Иисус Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца, и снова придет — «паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».

Теперь подумайте о себе — к какой стороне вас поставят. С праведниками или грешниками.

«Наша совесть — наш неподкупный судья, она нам показывает, какие мы: добрые или злые; праведные или грешные. Время у вас сейчас еще есть, Господь сейчас милосердствует и прощает тех, кто искренне просит прощения и кается. Постарайтесь быть добрыми, терпеливыми, послушными. Скорее же будем изглаживать усердным покаянием, милостынею из совести все грехи наши, вольные и невольные и вписывать в книгу совести добрые дела.» (о. Иоанн Кронштадский)

Рисунок назовем «Страшный суд». Перед входом в Царство небесное нарисуйте весы: на одной чаше которых наши добрые дела, а на другой — плохие. Добрых дел будем собирать много-много, а за плохие дела будем у Бога просить прощения (старше 7 лет на исповеди), их тогда станет совсем мало и мы войдем в Царство небесное.

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали.:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением)

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. - 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру