Традиционное духовное воспитание детей. Урок 15

Об одиннадцатом и двенадцатом члене Символа веры

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Господи благослови нас на добрый урок.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуя мя грешного.

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вовочеловечевшегося. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым. Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего яко Спаса родила еси душ наших.

Итак, ребята, вознесся Господь наш Иисус Христос на небеса, и сел рядом справа — одесную — Отца Своего Небесного. Умолил Отца Своего послать обещанного Утешителя Духа Святого ученикам своим. Укрепленные и наставляемые Духом Святым разошлись они в далекие страны, чтобы донести учение Господа Иисуса Христа до каждой любящей Бога души. Богоматерь же пребывала с усыновленным Ею апостолом Иоанном, любимый ученик Христов Иоанн служил Ей с нежностью сына и бесконечной преданностью. Матерь Божия была молчалива: говорила мало и лишь самое необходимое, но с большим вниманием выслушивала то, с чем обращались к Ней другие. Она была приветлива и почтительна в обращении с людьми. Одежда Ее была чрезвычайно проста. Всякое слово Ее дышало благодатию. И, даже, когда Она беседовала с людьми, казалось, что Она беседует с Богом. Она много работала, любимым же Ее занятием было чтение [24, c.72]. Один знаменитый человек Дионисий так рассказывал о своей встрече с Богоматерью: когда я был приведен пред лице Пресвятой Девы, я пережил невыразимые чувства. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух, я чувствовал благоухание ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знаков вечного блаженства и небесной славы. О Божьей матери говорили, что Она преисполнена всякого добра и благодати: тверда в гонениях и бедах; не печалится в нищете; не гневается; помогает бедным, особенно любит смиренных и Сама смиренна со всеми. Всех Богоматерь укрепляла, всех утешала, за всех молилась. [24, c.71]

Однажды решила она навестить одного ученика Христова. Корабль, на котором находилась Божья Матерь, пристал к берегу Афонской горы. Гора Афон была полна в то время идолов. Там стоял громадный храм с главным идолом Аполлоном. В этом храме совершали разные бесовские волшебства, гадания. Как только Божья Матерь ступила на берег, так злые бесы повыскакивали из скульптур-идолов, не могли они перенести огонь Духа Святого, которым была полна Пречистая Дева Мария. Народ бросился к берегу, чтобы узнать, кого так испугались злые духи. Со страхом и трепетом приблизились они к Божьей Матери и стали расспрашивать Ее, как Она родила Великого Бога, как Его зовут и где Он находится. На их вопросы Богоматерь рассказала им тайну воплощения Господа Иисуса Христа, открыла им евангельское учение, описала страдания Сына Своего, Его смерть, воскресение и восшествие на небо. Необыкновенная сила была в словах этой чудной Проповедницы христианства, и проповедь Ее произвела на народ такое впечатление, что все слушавшие тотчас же пожелали принять крещение. Оставляя Афонскую гору, Богоматерь благословила народ и сказала, что с этих пор Она будет Заступницей этому месту [24, c.70].

Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Вся жизнь Ее полна была непрестанной молитвой. Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Архангел принес Ей от Господа радостную весть о скором Ее отшествии в Царство Небесное, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня и подал Ей ветвь финикового дерева, сияющую светом небесной благодати. Эту ветвь должны были нести во время проводов к могиле пречестного и пречистого тела Божией Матери.

Что могло быть для Богоматери радостнее, чем жить в небесах со Своим Богом и Сыном и всегда наслаждаться зрением Его Божественного лика? Поэтому в благовестии архангела сошла в Ее сердце великая радость. Она поклонилась до земли и возблагодарила Творца Своего. [24, c.75-76]

Одного попросила Божия Матерь, чтобы Господь наш Иисус Христос Сам забрал ее в Царство Небесное, Сам перенес через крепости бесовские — мытарства. Все люди, чтобы подойти к вратам Царства Небесного проходят через испытания в этих бесовских крепостях.

Переменка.

Первая крепость — мытарство празднословия. Если кто много пустого говорил, например, по телефону, с друзьями и не просил прощения у Бога, то бесы этого мытарства задерживают такого человека и мучают его за его грехи. Но если такой человек попросил прощения у Бога, то бесы раскроют свою книгу, где записали все грехи человека — а что там увидят? (Дети отвечают: ничего; чисто, запись стерта Духом Святым в таинстве покаяния.) Грехов много и мытарств много. На каждом спрашивается с человека за разные грехи. (Конец переменки).

Конечно, бесы Божию Матерь очень боятся. Но Божия Матерь не хотела видеть их страшных лиц и поэтому просила Сына Своего и Бога нашего перенести ее через все мытарства, принять Ее светлую душу в Свои Божественные руки, как обещал прежде.

Пришли к Божией Матери многие ученики, чтобы попрощаться с Ней.

Утешала их Божия Матерь, обещала посещать и охранять их и помогать бедствующим. Внезапно раздался сильный шум, вроде раскатов грома и множество облаков окружило тот дом. Это по Божию повелению ангелы Господни принесли учеников Христовых из дальних стран на облаках в Иерусалим и поставили пред дверями дома Пресвятой Богородицы. Увидя друг друга, они и радовались и удивлялись, недоумевая, по какой причине Господь собрал их вместе. К ним вошел апостол Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, объявил им о близком отшествии Пресвятой Богородицы из земной жизни. Святые апостолы поняли, что Господь для того собрал их из разных концов вселенной, чтобы они присутствовали при кончине Пречистой Его Матери и с честью похоронили Ее пресвятое тело. [24, c.78]

Наступил день, указанный архангелом Гавриилом. Было зажжено много свечей, и апостолы славили Бога. Пренепорочная Дева лежала на украшенном одре, готовясь к блаженному исходу, ожидая пришествия к Себе Самого желанного Сына и Господа Своего. И вот внезапно свет божественной славы облистал храмину, и померкли в нем огни свечей. Крыша храмины казалась раздвинувшейся, и с неба спускалась слава Господня. И вот Царь Славы Христос с множеством архангелов и ангелов, со всеми небесными силами, с праведными душами святых праотцев и пророков приблизился к Своей Пречистой Матери. И приподнялась Она от одра, как бы стремясь навстречу к Нему, и поклонилась Господу Своему. Он же, приблизясь к Ней, смотрел на Нее взором любви и благоволения, и говорил Ей: «Приди, ближняя Моя, приди, голубица Моя, вступи в хранилище вечной жизни».

Сладостная любовь к Господу и невыразимая радость переполняли сердце Марии. И в порыве этих чувств Она предала Свою Пречистую душу в руки Сына Своего без всякого телесного страдания, как бы уснув тихим, благодатным сном. [24, c.80]. Господь принял пречестную душу Ее из святого тела. И началось тогда радостное и сладкое ангельское пение. Так, торжественно провожаемая всеми ангелами, несомая на руках Господа, душа Марии тихо вознеслась в Царство Небесное.

Обступили Апостолы со слезами одр, на котором осталось лежать пречистое тело Божией Матери, и увидали, что пресвятое лицо Ее сияет, как солнце, от тела ее исходят ароматы благоухания. Понесли одр с пречистым телом Божией Матери на руках своих апостолы. Впереди шел апостол Иоанн со светящейся райской ветвью. Множество народа несли свечи, пели. Увидел эти торжественные похороны один враг Иисуса Христа, с великой яростью бросился он к одру, желая перевернуть одр на землю, и, когда дерзостные руки его коснулись одра, то внезапно были отсечены мечом Ангельским и остались прикрепленными к одру. Упал он с криком: «Горе мне, горе!» [24, c.84]. Понял он, что совершил преступление, раскаялся и стал просить Апостолов «Помилуйте меня, раба Христова, верую я теперь, что Иисус Христос Сын Божий, Спаситель мира». Видя такое искреннее раскаяние грешника, Апостол Петр приказал ему, чтобы он усеченные руки свои приложил к висевшим на одре частям их и с верою призвал имя Пречистой Девы Богородицы. Как только он все выполнил — руки срослись и стали совершенно здоровыми. Остались лишь знаки отсечения, как красная нить, окружающая руки. Много чудес совершилось в этот день у гроба Матери Божией.

Положили апостолы тело Пресвятой Богородицы в гроб и привалили тяжелый камень. Прошло 3 дня. По Божьему усмотрению, один из святых апостолов Фома не был на погребении тела Пресвятой Богородицы и прибыл только на третий день. (Этот тот апостол, который не мог поверить по воскресении Господа, что перед ним Сам Господь, пока не притронулся к ранам от гвоздей.) Очень плплакал апостолома, что не увидел перед успением Матерь Божью. Тогда апостолы отвалили тяжелый камень от пещеры и что увидели? (Дети отвечают) Да, гроб был пуст, в нем не было тела Богоматери, лежали только покрывавшие его пелены, от которых исходило благоухание.

Вечером они сели ужинать и беседовали об исчезновении положенного во гроб тела Богоматери. Внезапно услышали голоса ангельского пения и увидали на воздухе Пречистую Деву, Матерь Бога нашего, живою, окруженною множеством ангелов, сияющею неизреченной славою. И сказала Она им: «Радуйтесь! Я с вам во все дни!» Они же, полные радости, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». [24, c.87]

После этого чудесного явления святые апостолы уверились, что почившая Матерь Божия Сыном и Богом Своим в третий день была воскрешена и вознесена с телом на небо. Вот почему Церковь кончину Божией Матери называет не смсмертью а успокоением или мирным сном.

В праздник Успения Божьей Матери все христиане поют радостные песни. Гроб Божьей Матери, как и гроб воскресшего Господа Иисуса Христа, обещают нам бебессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти. Слава Победителю смерти Господу Иисусу! До пришествия Его смерть была очень страшна для человека.

Все люди, куда попадали после смерти?.. В ад. Было, правда, двое людей, которые жили так свято, что были взяты живыми на небо - это пророки Божии Енох и Илия. Но что значат эти два-три примера в сравнении с миллионами людей умиравших? То же что капля в океане. Более того, даже для самых праведных людей вход в Царство Небесное был закрыт. Они не мучались, но не могли наслаждаться красотами Рая, не могли видеть Пресветлого Лица Сладчайшего Господа Бога. Что же видим теперь, после явления Господа во плоти нашей и после победы, одержанной Им над грехом и смертью? Весь ужас смерти исчез, она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения [11, c.464, 465].

Мы об этом говорим в последней строчке Символа веры:

Чаю воскресение мертвых, и жизни будущего века.

Что все мы ждем дня всеобщего воскрешения из мемертвых бесконечной жизни в Царстве Небесном. Чаю — значит, жду. Давайте повторим: Чаю...

Ныне, говорит святой Иоанн Златоуст, Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю: лице смерти? Даже самое имя смерти изменил: ибо она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном». Все святые встречают смерть с радостью, как величайшего друга, который дарует им вечные радости Царства Небесного. Вспомните какую красоту видел святой Андрей Юродивый в раю. Там было много садов. Высокие деревья наклоняли свои вершины и радовали взор праведника. От многочисленных райских цветов струилось благоухание. Кругом порхали невиданной красоты птицы. Порой они садились на ветви райских деревьев и пели дивные песни, создавая в душе святого неописуемый восторг [11, c.466].

Посредине рая протекала светлая, точно хрустальная река. По берегам ее зрел виноград, от тяжести ягод опускавший свои лозы к земле. На большом возвышении, посреди рая, стоял крест, который окружали певцы. Они пели неземные гимны и славили Воскресшего Господа [3, I, c.468]. Дети! Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что для праведников — вечная жизнь будет блаженная, а для ожесточенных грешников — мучительная.

Как говорит нам Слово Божие (все встали). Евангелие от Иоанна. Слава Тебе Господи, слава Тебе!

Все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. (Иоанн. 5, 28-29)

От того как мы проживем нашу короткую земную жизнь, зависит наша вечная участь. Будем здесь жить со Христом, будем вечно блаженствовать с ним в Царстве Небесном. Будет здесь дружить с врагами Христовыми, будем с ними гореть в геенне огненной, вечно мучиться в аду. Поэтому молите Царицу небесную, да умолит Она Сына Своего, чтобы обратил Он вас к покаянию, исполнению заповедей Его. И вознесет тогда нас Господь на небо, в страну бебессмертия вечного блаженства. Аминь. [11, I, c.480]

Рисуем «Успени Божией Матери», как апостолы несут одр, впереди апостол Иоанн с сияющей райской ветвью, на одре отсеченные руки, к которым приставляет свои отсеченные части искренне покаявшийся грешник. И о чудо! Грешник прощен и руки его вновь действуют! Слава Тебе Господи, слава Тебе!

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали.:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением)

Примечание.

После 15 урока, во время Великого Поста, посещаем Божественную литургию, дети принимают Святое Причастие, желающие родители приводят некрещеных детей на Крещение. Дальнейшие уроки посвящены Страстной седмице, Светлому Христову Воскресению, истории Церкви до наших дней через жития самых известных православных святых с закреплением знаний, полученных в течение года.

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. — 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. - 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру