Первая после Азбуки книга для чтения

К.Д. Ушинский "Родное слово"

Данный вариант "Первой после Азбуки книги для чтения", входящей, наряду с Азбукой, в "Родное слово" К.Д. Ушинского, предназначен для совместного семейного чтения: комментарии, набранные мелким шрифтом, – для чтения ребенку родителями, крупным шрифтом – для самостоятельного чтения ребенком.

Поскольку "Родное слово" создано 150 лет назад и отражает многие ушедшие, но не потерявшие своей ценности реалии жизни, несущие исконные понятия, в сопровождающих текстах описывается мир, виденный глазами ребенка позапрошлого столетия, этнографические зарисовки, позволяющие сопоставить историю и современность, узнать биографию вещей, их прародителей. Комментарии помогут детям научиться видеть занимательное "вокруг да около", в природе, удивляться Божьим замыслам. В этих текстовых блоках сделаны акценты на духовную связующую нить повествования, на внутреннюю суть изучаемых понятий. Эти же цели преследуются в комплексах вопросов, предназначенных для бесед о прочитанном.

Кроме того, включены этимологические ссылки, позволяющие детям более живо воспринять суть вещей, почему они так названы, какими были раньше. Работа со словом даст богатую пищу для воображения, оживит детское восприятие, разбудит поэтический инстинкт, чувство живого слова, раскроет незримые языковые связи.

Надеемся, что знания, полученные при работе по "Родному слову", пропущенные через сердце ребенка, станут прочной основой его христианского миропонимания и мироощущения.

Вступление

Теперь ты умеешь читать. Перед тобой "Первая после Азбуки книга для чтения", составленная К.Д. Ушинским 150 лет назад. По этому учебнику учились многие поколения россиян. Ты увидишь мир глазами школьника позапрошлого столетия: домашний уклад сельских и городских жителей, труд крестьянина, ремесленника, мир природы, народные обычаи, православные праздники. Многое из написанного в книге будет тебе неизвестно и непонятно, но разъяснения, занимательные рассказы, толкования помогут разобраться в прочитанном, заглянуть в историю вещей, увидеть необычное в обычном, узнать, чем жили наши предки, как устроен мир Христов. Эти повествования будут читать для тебя взрослые, родители. Но приготовься и потрудиться самостоятельно: читать мудрые народные изречения, рассказы, стихи, сказки, отвечать на многие вопросы, учиться мыслить, складывать разумные фразы, искать точные и меткие слова для ответов.
Тебе нужно прочесть заголовок, написанный ниже. Значок № указывает номер урока.
Прочитай тему урока № 1.


№ 1. Учебные вещи и игрушки

Скажи, зачем человеку нужно учиться?
Где учатся современные школьники?
Чем ученики занимаются на уроках?

Много веков назад в России распространителями книжности, грамоты были православные монастыри. Служители Церкви, монахи, были людьми образованными. Они читали и переписывали Богослужебные книги. До изобретения книгопечатания эти книги были большой редкостью. Все свои умения и дарования прикладывали писцы для их создания. Само слово писать имеет давно позабытое нами значение: пестрить, украшать.

В русских деревнях для обучения детей сначала нанимали учителей-грамотеев. На время учебы, с октября до Пасхи, всем миром снимали хату, и там проходили уроки. Потом стали образовываться школы при церквях, церковноприходские, занятия вели батюшки, дьячки.

Во времена К.Д. Ушинского наука стала проникать во все области человеческой жизни, простому человеку, крестьянину тоже понадобились научные знания. Стали создаваться народные школы. В сельской местности в школах классов не было, в одном помещении учились дети разных возрастов, они делились на группы: одни учились читать, другие – писать, третьи занимались счетом. Кроме этих умений, детям преподавали основы православной веры, историю Отечества, географию, естествознание.

В городах для детей дворян и чиновников существовали гимназии. Они уже имели большое сходство с нашими современными школами: отдельные классы, педагоги по разным предметам, дети носили специальные формы. В классах стояли парты, скамейки, была классная доска. Дети могли писать не только сидя, но и стоя, расположившись за конторками, специальными высокими столиками с наклонной столешницей.

Богатые знатные люди нанимали учителей, гувернеров для своих детей и позже отдавали их в лицеи, пансионы.

Рис. (ученик в сельском классе на лавке, гимназист в классе за конторкой)

Учебные принадлежности во многом отличались от современных. Сначала дети учились писать толстым грифелем на дощечках, сделанных из шифера, мягкого камня. Это давало возможность научиться крупно писать буквы, стирать и исправлять написанное. На дощечках и в тетрадях была нанесена графическая сетка, помогавшая выводить ровные линии, соблюдать размер, высоту букв, наклон. В тетрадях поначалу писали гусиными перьями. Их специально обрабатывали: вымачивали, вынимали мякоть из стержня пера, затачивали определенным образом его конец, делали прорезь, расщеп, чтобы чернила вытекали тонкой струйкой. Позже стали пользоваться металлическими перьями, изобретенными в Англии. Перья обмакивали в чернила, налитые в чернильницы-непроливайки, края которых были загнуты внутрь и позволяли чернилам не выливаться наружу. Чернила изготавливали из наростов, образующихся на дубовых листьях. Первоначально чернила были мягко-коричневого цвета, позже в них стали добавлять печную сажу, чтобы сделать их ярче.

Письмо считалось искусством, было красивым, буквы украшались завитками, петельками, точками, волнообразными линиями. Благодаря повороту пера, разной силе нажима на него, в начертаниях букв сочетались тонкие и толстые линии, которые напоминали мягкие, пружинящие изгибы трав, листьев.

Рис. (рука, перо с четко прорисованными усиками и прорезью, разлиновка тетради, чернильница, красивая надпись с завитками в графической сетке)

Пользуются ли теперь в школе аспидными дощечками?
Есть ли графические сетки?
Чем пишут дети?
Какие у них учебники?

Теперь дети пишут шариковыми ручками. Это, конечно, удобное изобретение. В корпус ручки помещен стержень с металлическим наконечником. В этот наконечник вставлен вращающийся шарик. Он позволяет чернилам не вытекать из стержня и равномерно распределяться при письме. Но, к сожалению, это орудие письма не дает линий разной толщины, плавных переходов от толстой линии к тонкой, и, кроме того, следует долго трудиться над правильной постановкой руки.

Рис. (шариковая ручка, наконечник)

Первыми учебниками были Богослужебные книги. Дети учились читать по Псалтири, Часослову. Потом стали появляться Азбуки. До наших дней сохранилась старинная Азбука Кариона Истомина. Дети заучивали старинные названия букв: аз, буки, веди, добро, есть… – или затверживали склады, а потом соединяли их в слова.

Рис. (подлинная страница из Азбуки К.Истомина)


Теперь самостоятельно выполни задание: внимательно прочитай ряд слов. Читай каждое слово шепотом по слогам и повторяй вслух целиком.

УЧЕБНЫЕ ВЕЩИ: КНИГА, ДОСКА, ТЕТРАДЬ, ПЕРО, КАРАНДАШ, ГРИФЕЛЬ, ЧЕРНИЛЬНИЦА, ЛИНЕЙКА.

Назови еще какие-нибудь учебные вещи, не указанные в книге.

Все вещи имеют очень интересную историю, и заглянуть в нее, представить, как предметы выглядели раньше, для чего были предназначены, почему получили такие названия, нам поможет сам язык, его прошлое и настоящее. Слова слово и слава родственны, и значит, славные, удивительные открытия можно сделать, отыскивая древних предков слов и их родственников.

Сверни листок бумаги в трубочку. Этот скрученный, свитый рулончик в тюркском языке назывался книга, то есть свиток. Значит, в древности на Руси книга была в виде рулончика бересты. Сравни этот свиток с современной книгой: теперь она состоит не из одного свернутого листа, а из множества сшитых отдельных страниц, помещенных в обложку.

Слово тетрадь родственно греческому слову тэтра – четыре. Если сложить листок бумаги вчетверо, то получится древнегреческая тетрадь.

А теперь рассмотри простой карандаш. Что ты видишь внутри него? Это стержень, сделанный из камня, графита. Слово карандаш из тюркского языка состоит из двух слов: кара - черный, даш - камень. Чем же раньше писали? Черным камнем.

Слово перо родственно слову парить. Оперенье птиц позволяет им парить, плавно лететь, широко расставив крылья и не взмахивая ими.

Представь теперь, что исписанный свиток, четвертинка листа, черный камень и птичье перо в прошлом были учебными принадлежностями – и как они изменились со временем!

Для чего предназначены линейка и чернильница, догадайся самостоятельно.

* * *

Ты уже готовишься к школе. Как ты думаешь, есть ли у школьника время поиграть?
Зачем детям нужно играть?

Раньше дети так же, как и нынешние, играли мячиками, куклами, лошадками, солдатиками, катали тележки, пускали по воде кораблики, строили пирамиды из песка и кубиков. Мячики были тряпичными или кожаными, их шили из разноцветных клинышков и набивали всяческой ветошью, шерстью, конским волосом, мхом, песком, опилками. Были и плетеные мячики, из бересты, внутрь которых клали гремящие камушки. А самые простые катались из обыкновенной овечьей шерсти и ошпаривались кипятком, отчего становились плотными и упругими.

Первыми куклами для девочек из простого народа были простые деревянные чурочки, завернутые в платок. В народе делали кукол-стригушек из соломы, шили кукол из лоскутов, лепили из глины. А куклы для состоятельных людей изготавливали из фарфора, шили для них роскошные платья, искусно расписывали лица.

Предком современной юлы является волчок. Эта деревянная игрушка имела форму цилиндра или куба со стесанным, зауженным концом. Волчок запускали по твердому ровному полу или утрамбованной земле, раскручивая между ладонями. Часто его раскручивали хлыстиком: веревочным концом обвивали конус волчка и дергали хлыстик. Умельцы могли подгонять волчок, подхлестывая его, могли даже обычное сваренное вкрутую яйцо раскрутить при помощи хлыстика на остром конце и заставить его вращаться.

Очень развивала меткость и ловкость игра в бабки, похожая на немецкую игру с кеглями, которыми играли дети состоятельных горожан. Вместо кеглей использовали надкопытные кости коров, названные бабками. Их расставляли линиями, гнездами, городками. Сбивали эти фигуры либо палкой, либо самой большой костью, которую для тяжести заливали свинцом. Очень любили ребятишки свистульки, хлопушки, жужжалки.

Дома дети играли в бирюльки. На стол высыпали короткие соломинки. Их нужно было подцепить другой соломинкой и собрать в шкатулку. Позже вместо соломинок стали делать разные малюсенькие, величиной с ноготок, игрушки: молоточки, кувшинчики, горшочки, лесенки, совочки, скалочки, рюмочки, ведерки… А собирали их специальным крючком, подвешенным на веревочку. Часто дети сами участвовали в изготовлении игрушек.

Рис. (мячики, кубари, куклы, каталки, качалки, свистульки, бабки, кегли, бирюльки)

Какие современные игрушки ты знаешь?

Внимательно прочитай следующий ряд слов. Читай каждое слово шепотом по слогам и повторяй вслух целиком.

ИГРУШКИ: МЯЧИК, ВОЛЧОК, КУКЛА, КЕГЛИ.

Назови еще какие-нибудь игрушки, не указанные в книге.

Скажи, каков мячик на ощупь? Он мягкий. Слово мячик в прошлом родственно слову мягкий.

А какое слово тебе напоминает слово волчок? Волк, волчонок. Может быть, эту игрушку назвали так потому, что при вращении она издает звук, похожий на подвывание этого зверя?

Бирюльки – это то, что собирают.

* * *

Прочитай слова и дай полный ответ, что это? Например: "Кукла – это игрушка", "Карандаш – это учебная вещь".

МЯЧИК. ПЕРО. ЛИНЕЙКА. КУКЛА. КНИГА. ВОЛЧОК. ДОСКА. КЕГЛИ. ГРИФЕЛЬ. КАРАНДАШ. ЧЕРНИЛЬНИЦА.

* * *

Пословица – это короткое мудрое изречение из нескольких слов.
Прочитай пословицу и повтори ее.

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ — ВПЕРЁД ПРИГОДИТСЯ.

Дай полные ответы на вопросы:
Чему можно учиться?
Какой человек считается грамотным?
Что такое грамота?
Для чего нужно учиться грамоте?
Когда это пригодится?
Правы ли люди, когда говорят: "Грамоте учиться - вперед пригодится"?
Повтори эту пословицу.

* * *

Прочитай загадку и угадай, что это.

ЗАГАДКА. СРЕЖУ ГОЛОВУ, ВЫНУ СЕРДЕЧКО, ДАМ ПИТЬ — БУДЕТ ГОВОРИТЬ.
(ГУСИНОЕ ПЕРО)

Это учебная вещь, гусиное перо, которым раньше писали.
Срежу голову - значит, срежу кончик, наконечник пера.
Выну сердечко - значит, выну мякоть, находящуюся внутри стержня.
Дам пить - опущу в чернила.
Будет говорить - будет записывать слова, мысли.
Повтори загадку.

* * *

Прочитай песенку.

ПЕТУШОК

ПЕТУШОК, ПЕТУШОК,
ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК,
МАСЛЯНА ГОЛОВУШКА,
ШЁЛКОВА БОРОДУШКА.
ЧТО ТЫ РАНО ВСТАЁШ,
ЧТО ТЫ ГРОМКО ПОЁШ,
ВАНЕ СПАТЬ НЕ ДАЁШЬ?

Кто такой петушок?
Что эта птица умеет делать?
Когда петушок поет свою первую песню?
Кого он будит своим пением?
Что будут делать люди, когда встанут? Что будет делать Ваня?
Легко ли вставать рано утром и начинать трудиться?
Как в песенке говорится: "петух" или "петушок"? Как он описывается? Как относятся люди к петушку?
Давай споем эту песенку.

* * *

Прочитай рассказ.

ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ СКУЧНО

ГОВОРИТ БРАТ СЕСТРЕ: "НЕ ТРОНЬ МОЕГО ВОЛЧКА". ОТВЕЧАЕТ СЕСТРА БРАТУ: "А ТЫ НЕ ТРОНЬ МОИХ КУКОЛ". ДЕТИ РАССЕЛИСЬ ПО РАЗНЫМ УГЛАМ, НО СКОРО ИМ ОБОИМ СТАЛО СКУЧНО.

Рис. (к рассказу)

Отчего детям стало скучно?
Что должен был сделать брат, чтобы не вышло ссоры?
Что могла ответить сестра?
Как же лучше: вместе в тесноте или врозь, скучая?

№ 2. Мебель и посуда

Скажи, зачем нужна человеку мебель?

Раньше обстановка деревенского дома и городского отличалась. Но главным в каждом русском доме был красный угол – специально устроенная полка в восточном углу дома, на которую ставили образа, иконы. Красный означает красивый. Украшали эту полку как самое дорогое место в доме. Каждый, кто входил в дом, первым делом крестился на иконы. На самом почетном месте, под иконами, стоял стол. Древнейшие глиняные столы, также как и скамейки, стояли неподвижно, а ножки деревянных врывались в землю. Позже столы стали передвижными. Под столешницей делался объемный шкафчик для утвари, посуды, для хлеба. Стол воспринимался как "Божья ладонь", дарующая человеку пропитание. Вдоль стен избы вкруговую шли лавки, одна сторона которых крепилась к стене, а другая стояла на подпорках. Под лавками хранили хозяйственные мелочи. Лавки служили не только для сиденья, но и для сна. Спали в избе и на скамейках, и на полатях, высоком деревянном настиле возле печи, и даже на сундуках, в которых хранили всевозможные вещи. Младенцев клали в колыбель: деревянный или плетеный короб, подвешивавшийся к потолку. Первыми стульями были простые чурбаки, обрубки от ствола дерева. Позже стулья на четырех ножках стали изготавливаться плотниками и украшаться резьбой, росписью. Освещался дом с помощью лучин, втыкавшихся в светцы, металлические витые стойки. Их прикрепляли к установленным на ножках корытцах с водой, куда падали угольки.

В городских домах мебель была разнообразнее. Столы и стулья были обязательной принадлежностью. Спали городские жители на кроватях, деревянных настилах с ножками. На них клали несколько матрасов, покрывали простынями с подзором, красивой узорной оборкой, укрывали покрывалом. Горы разных подушек укладывались друг на друга в изголовье и в ногах. На подушки набрасывали кружевные накидки. Младенцы спали в качавшихся на гнутых ножках колыбелях-кроватках. Посуду помещали в буфеты или горки, имеющие ступеньки-полочки. Для хранения одежды использовали шкафы, а белье укладывали в комоды. На комод, покрытый скатертью, ставилось зеркало и клались различные красивые мелочи. В зажиточных домах комнаты освещались с помощью керосиновых ламп. Постепенно предметы городской мебели стали проникать и в деревенский быт.

Рис. (внутренность избы, городская обстановка)

Какую современную мебель ты знаешь?

Прочитай ряд слов: читай каждое слово шепотом по слогам и повторяй вслух целиком.

МЕБЕЛЬ: СТОЛ, СТУЛ, КРЕСЛО, ДИВАН, КРОВАТЬ, КОЛЫБЕЛЬ, КОМОД, СКАМЬЯ.

Назови предметы мебели, не указанные в книге.

Слово колыбель произошло от слова колыбать, колебать. Догадайся, для чего предназначен этот предмет. Кого качали в колыбели и зачем? Младенцев, чтобы они не плакали.

Слово стол, оказывается, означало раньше престол, трон, на котором сидели на подстилке. Теперь не на нем сидят, а за ним.

Кресло в латышском языке обозначает стул.

Скамья произошло от латинского слова строгать. Из чего же делали скамейки? Из оструганных, гладких, досок.

Диваном в других языках называется возвышение на полу, покрытое ковром. Была ли подобная мебель в русских домах? Что можно сказать об этом слове: оно пришло с Запада или с Востока? С Востока.

Комод по-французски означает удобный, в нем много отдельных ящиков, и вещи не перепутываются. Другое французское слово гардероб состоит из двух частей: гарде – хранить и роб, роба – одежда. Гардероб – это хранилище для одежды.

А вот слово кровать хоть и кажется русским, на самом деле греческое и звучало так: краббатион.

* * *

Зачем человеку нужна посуда?

В деревнях раньше изготавливали посуду в основном из дерева и глины. Из дерева вырезали чаши, блюда, ковши, ложки, делали ведра, бочки, ушаты. Из глины лепили горшки. Горшок имел очень удачную форму: широкий открытый верх, круглое тулово и узкий низ. Когда его ставили в печь, то зауженный низ обкладывали горящими дровами или углями, горшок весь охватывался жаром, и его содержимое быстро нагревалось, а широкий верх не давал жидкости выкипать. Чугун – это посуда из чугуна, имеющая такую же форму, как и горшок. Так как у чугуна и горшка не было ручек, да и лезть в горячую печь небезопасно, хозяйки пользовались ухватом: металлической дужкой, прикрепленной к палке. Для этого нужна была сноровка.

В городском быту пользовались более изящной посудой, сделанной из стекла, из белой глины – фаянса, фарфора: тарелками, чашками, стаканами, украшенными росписью.

А вот самовар прижился везде: и в деревнях, и в городе, и в избе, и во дворце. В Россию пришел он из Франции. Там, при королевском дворе, его использовали вовсе не для чая: в нем подавали к столу горячий бульон. Делался самовар из металла. Первый русский самовар был изготовлен тульским умельцем из гильзы от орудийного снаряда. Тулово, в которое наливалась вода, имело самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, груши, яйца… Стоял он на четырех ножках. Внутри тулова была жаровня, в которую закладывали горячие угли. Чтобы угли разгорелись, на трубу от жаровни надевали сапог и накачивали им воздух. Вода в чашки наливалась с помощью крана. Но кроме чаепития, самовар помогал попотчевать гостя на скорую руку: в верхнюю часть самовара ближе к жаровне укладывали варить завернутые в тряпицу яйца, на бока вешали подсушиться связки сушек, на конфорку ставили заварной чайник или тарелку с пирожками.

Рис. (деревенская утварь, хозяйка с ухватом; городская посуда)

Какую современную посуду ты знаешь?

Прочитай ряд слов: читай каждое слово шепотом по слогам и повторяй вслух целиком.

ПОСУДА: ТАРЕЛКА, ЧАШКА, СТАКАН, БЛЮДО, ГОРШОК, КОТЁЛ, КУВШИН, КАСТРЮЛЯ, САМОВАР.

Назови посуду, не указанную в книге.

У слова тарелка звуки поменялись местами, раньше оно звучало талерка. Предком этого слова является латинское талиарэ – резать. Значит, тарелка – это посуда, на которой режут пищу.

А слово блюдо в готском языке вообще сначала называло не посуду, а предлагаемую пищу.

Вслушайся в звучание слова горшок. Что с ним происходило, когда ставили его в печь? Он горел. Значит, горшок – это посудина, "горевшая" в печи.

Может ли самовар сам варить? Сам варит – это, значит, не стоит на огне, а огонь находится внутри него, в нем самом. Самовар раньше назывался и по-другому: самогрей, самогар.

Для чего служило ведро, что в него наливали? Конечно же, воду. В звучании слов ведро и вода есть сходство.

Общее слышится и в словах кувшин, ковш. Раньше это была кованая посуда, из металла.

"Уши" приделывали ушату для того, чтобы в них можно было продеть жердь, длинную палку, поднять и перенести эту посудину двум человекам.

* * *

Прочитай слова и дай полный ответ, что это?

БЛЮДО. КРОВАТЬ. КУВШИН. КАСТРЮЛЯ. КУКЛА. КОТЁЛ. СТОЛ. КНИГА. ГОРШОК. КРЕСЛО. ЧАШКА. КОМОД. ДИВАН. ТАРЕЛКА. ВОЛЧОК. СТАКАН. ПЕРО. КОЛЫБЕЛЬ.

* * *

Прочитай пословицы и ответь на вопросы.

ГОРШОК КОТЛУ НЕ ТОВАРИЩ.

Что такое горшок и что такое котел?
Для чего нужен горшок и для чего нужен котел?
Из чего они сделаны?
Какая посудина более прочная, и какой материал дороже?
Почему горшок котлу не товарищ, не друг, не ровня?

КРЕСЛО - СТАРОМУ, КОЛЫБЕЛЬ МАЛОМУ.

Что такое кресло?
Что такое колыбель?
Для чего предназначено кресло?
Для чего нужна колыбель?
Можно ли усадить младенца в кресло, а старика уложить в колыбель?
Правильно ли говорят: "Кресло - старому, колыбель - малому"?

* * *

Прочитай сказку.

ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО

ЖИЛИ СЕБЕ ДЕД ДА БАБА,
И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.
СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО:
ЯИЧКО НЕ ПРОСТОЕ,
ЗОЛОТОЕ.
ДЕД БИЛ, БИЛ —
НЕ РАЗБИЛ;
БАБА БИЛА, БИЛА —
НЕ РАЗБИЛА.
МЫШКА БЕЖАЛА,
ХВОСТИКОМ МАХНУЛА:
ЯИЧКО УПАЛО
И РАЗБИЛОСЬ.
ДЕД И БАБА ПЛАЧУТ;
КУРОЧКА КУДАХЧЕТ:
— НЕ ПЛАЧЬ, ДЕД, НЕ ПЛАЧЬ, БАБА.
Я СНЕСУ ВАМ ЯИЧКО ДРУГОЕ,
НЕ ЗОЛОТОЕ — ПРОСТОЕ.

Где жили и чем занимались дед и баба?
Какая человеку польза от кур?
Какое яичко снесла курочка ряба – рябая, с разноцветными перышками?
Что находится в простом яичке?
Что можно приготовить из яиц?
Зачем дед и баба хотели разбить яичко?
Мышка наконец-то разбила яичко. А почему же дед и баба плачут, ведь они сами хотели его разбить? Можно ли из золотого яичка сделать яичницу? Сытное ли золотое яичко?
Как утешила курочка ряба деда с бабой?

* * *

Прочитай загадку и угадай, что это.

ЗАГАДКА. В НЕБО ДЫРА, В ЗЕМЛЮ ДЫРА, ПОСЕРЕДИНЕ — ОГОНЬ ДА ВОДА.
(САМОВАР)

Рис. (виды самоваров)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру