Потягушечки-порастушечки

Двигательные забавы для самых маленьких

Вместо предисловия

Сколько умиления вызывает младенец! Мы готовы часами говорить единственное понятное ему слово: «агу», получая удовольствие от одной его улыбки. Мы даже не замечаем, что повторили это «агу» уже тридцать или сорок раз. Игра доставляет взаимную радость, но вряд ли кто-то задумывается, что в это время происходит сложный процесс обучения ребенка навыкам общения. Сейчас это называют «обучением с увлечением», «игровой методикой подачи материала» и т.д.

Сначала так играла с нами мама или бабушка. Позже так «агукали» с младшим братом или сестрой. Этой игре уже бесконечно много лет. Наши прапрабабушки забавляли так своих детей и внуков. Это народная традиция.

«Сорока-ворона», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Ку-ку» – игры, лучше которых никто ничего не смог придумать. Снова и снова младенцы хлопают в ладоши и загибают пальчики. Снова и снова мы видим детские улыбки и родительское умиление. И снова мы не замечаем, что в игре ребенок соединил такие сложные вещи, как ритм, действие, речь.

Давно в семейном клубе «Рождество» по крупицам собирают драгоценные примеры воспитания, которые передаются из поколения в поколение у нашего народа. Когда родители в первый раз видят простые, но трогающие сердце игры с младенцами, слышат слова потешек и пестушек, их глаза загораются.

А некоторое время спустя, вслушиваясь и вчитываясь в текст потешки, поддаваясь его очарованию, мамы и папы сами придумывают движения, которые могут сопровождаться словами. Так всегда и было в народной традиции. Первые навыки общения: речевые, двигательные, слуховые, зрительные - ребенок получал от обращенных к нему и постоянно повторяемых матушками и нянюшками авторских присказок. Попробуем и мы вслушаться и вглядеться в то, что в народе называется пестованием и потешением.

Пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках) – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни.

В детстве, и не только в самом раннем, бывает, просыпаешься от ласкового бабушкиного прикосновения и приговора:

Потягунюшки – порастунюшки,
Поперек толстунюшки.
В ручки – хватунюшки,
В ножки – ходунюшки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.

Впечатление, что своими мягкими нежными руками бабушка буквально «выстраивает» тебя в лад по своему разумению. Она прикоснулась к каждому участку твоего тела и дала ему строгий наказ – расти крепким, сильным, здоровым и красивым. С удовольствием потягиваешься и от этой каждодневной ненадоедающей процедуры чувствуешь великую жизненную силу, исходящую прямиком от бабушкиных рук, ее любви, ее жизненного опыта и уверенности.

А уж если заболело что-то – беги к бабушке, хотя наизусть знаешь, чем она «лечить» будет:

У кошки боли,
У собаки боли,
А у Аленушки не боли!
У Аленушки боль на березку улети!

Но легче-то становилось! Прямо чудодейственные слова, хотя помогали только в бабушкином присутствии. Сама себе скажешь – ни за что не пройдет. Только потом, «во взрослости», в различных жизненных неурядицах возникает в памяти эта пестушка, этот бабушкин приговор, и становится легче только от одного воспоминания. Вот это сила! Через года, через века, через тысячелетия! Не расплескать бы бабушкино наследство!

Но время идет, и потихоньку пестушка, говоренная несметное количество раз, превращается в яркую веселую потешку – песенку-приговор, сопутствующую игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Кто из нас не вспоминает азартное «в ямку – бух!» у папы на коленях в тридцать первый раз за последние 10 минут?! И уж папе невмоготу, а раскрасневшееся дитятко просит: «Еще, еще разок!»

И опять слышим:
Поехали, поехали
За спелыми орехами,
По ровненькой дорожечке,
По кочкам, по кочкам,
По оврагам, буеракам
В ямку – бух!
Раздавили сорок мух!

А если папа в настроении, то от ровного шага до крутого галопа прокатиться у него на плечах – это ли не самые яркие воспоминания из нашего детства! Со страхом, замирая от каждого подскока, изо всех сил пытаясь удержаться от падения, мы снова и снова уговариваем папу продолжить игру. Ритм задан – поскакали!

Ехал пан, ехал пан!
Ехал шагом, шагом, шагом!
Ехал пан, ехал пан!
Ехал рысью, рысью, рысью!
Ехал пан, ехал пан!
Ехал махом, махом, махом!
Да свалился – покатился!…

Или:

Вот как скачут офицеры!
Вот как скачут кавалеры!
Вот как скачут стары бабы!..

Слова и движения в потешках переплелись навеки. И никто из играющих взрослых не задумывался над тем, какую важную задачу в воспитании ребенка решает он в данный момент, что развивает, что стимулирует, что укрепляет и т. д. А ведь эти игры испокон веков задавали строгую систему развития навыков и умений малыша. Медики сегодня соглашаются, что те нехитрые движения ручками и ножками, ласковые прикосновения под приговоры, нежные повороты головки есть самые необходимые и достаточные упражнения для развития здорового младенца. Они проверены временем, народным опытом и мудростью. Попробуем соединить рекомендации врачей с ритмом русской речи, ее содержательной наполненностью, мелодичностью, добротой.

Почти начало

«Каждый ребенок должен получать массаж и гимнастику», – пишет в своей книге специалист по детскому массажу И.С. Красикова. Действительно, значение этих занятий трудно переоценить.

Это:
– укрепление костно-мышечной системы;
– улучшение обмена веществ, а следовательно, и усиленное питание, что необходимо для растущего организма;
– усиление легочной вентиляции, то есть насыщения крови кислородом;
– улучшение механизмов теплорегуляции.

По словам знаменитого русского физиолога И.М. Сеченова, «работа мышц есть работа мозга». Но самое главное достоинство массажа – нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Ведь сегодня, в силу известных обстоятельств современной жизни, дети испытывают постоянные нервные перегрузки. Многие родители знакомы с результатами этого воздействия. Так, перевозбуждаясь, малыши с трудом засыпают, очень легко начинают плакать и не могут остановиться. Как помочь им?

Один из способов – массаж и гимнастика. Конечно, это искусство, требующее профессиональных знаний и навыков. Но каждому ответственному родителю необходимо владеть хотя бы его азами. С этого «родительского ликбеза» мы и начнем.

Родительский ликбез

Основные принципы организации занятий с малышом

1. Занятия не должны проводиться натощак, сразу после еды, непосредственно после ночного сна.
2. Гимнастика должна проводиться при достаточном доступе воздуха. Перед занятием хорошо проветрить помещение, а лучше открыть форточку, если это зима, или окно, если это лето.
3. Гимнастика должна доставлять ребенку радость. Недопустимо заниматься с плачущим ребенком.
4. В летнее время гимнастика должна проводиться в более холодные часы во избежание перегрева.
5. Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (то есть должен соблюдаться принцип рассеянной нагрузки).

Также необходимо помнить, что не всегда гимнастика приносит только пользу.

Массаж и гимнастика противопоказаны при всех острых состояниях, а также в случае конкретных рекомендаций врача.

Мы познакомились с необходимыми условиями проведения массажа и гимнастики. Усвоить это просто. Можем начинать!

Ура! Начало!

Первый – третий месяцы

В первый месяц малыш кажется нам маленьким сжатым комочком. Он сразу сгибает ножки и ручки, как только мы оставляем его без пеленок на ровной, безграничной для него поверхности. Хочется его разгладить, распрямить, почувствовать расслабленное доверчивое тельце. Из уст вытекает нежное и протяжное:

Тюнюшки – потетюнюшки!
Вдоль расти,
Поперек толстей!
Ручки деловаты,
Ножки беговаты,
Язык – говорун, говорун…

Мягкие и теплые мамины руки дают возможность малышу почувствовать самого себя, понять, где заканчивается он и где начинается не его пространство. А мама в это время перекладывает малыша на животик и с нежностью продолжает:

Родненьким – родняшок,
Хорошеньким – хорошок,
Стройненьким – стройняшок,
А пригоженьким – пригожок.

Или:

Потягушечки-порастушечки!
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся –
Маленькими не останемся!

Родительский ликбез

Поглаживание – главный прием массажа, когда ваша рука скользит по коже ребенка, не сдвигая ее при этом в складки. При медленном и мягком поглаживании снижается возбудимость нервной системы, то есть проявляется ярко выраженный успокаивающий эффект.

Конечно же, не останется без внимания и животик, который, как правило, в это время беспокоит нас больше всего. Самое простое – поглаживая по часовой стрелке, напевать древнюю «заповедь»:

Животик, животик!
Не вари кашу круту,
А вари мягонькую
Да разваристую.

А погремушек у нас уже тьма. Мы потрясем погремушками, проследим: слышит ли малыш их звон? Попробуем поводить погремушкой у него перед глазами – следит ли, не отрывая взгляда?

Хочется сразу научить ребенка всему, хочется с ним серьезно заниматься по всем методикам, о которых мы только знаем. А малыш в первый месяц все спит да спит. Мы и сами постепенно приобретаем размеренность и степенность, начинаем точно чувствовать, что малышу в сладость, в пользу, а что и во вред. Не успеешь оглянуться, а тут и юбилей подоспел. Целый месяц нашему дитятке исполнился.

Заглянем в книгу – что должен уметь делать малыш в первый месяц жизни?

Родительский ликбез

К концу первого месяца жизни ребенок должен:
– останавливать взгляд на лице ухаживающего за ним взрослого;
– улыбаться;
– следить за движущимися игрушками;
– поворачивать голову на источник шума;
– проявлять «комплекс оживления» (эмоциональное барахтанье ручками и ножками с улыбкой и с издаванием звуков) при приближении любимых взрослых.

Замечательно! Мы все умеем!

Во второй месяц ребенок бодрствует гораздо больше по времени. Значит, и наши занятия становятся продолжительнее. Самое главное не забывать, что наши забавы – прежде всего общение, которое должно быть приятно для обоих. Абсолютно не дозированное по времени, оно может быть ограничено только личным желанием матери и самочувствием ребенка. Если врач назначает вам лечебный массаж, то это процедура в полном смысле медицинская (кстати, не всегда приятная), а мамины ласки и массажем-то нельзя назвать.

Если ребенку нравятся наши занятия и он с нетерпением ждет их, то на исходе второго месяца нас ожидает приятный сюрприз! Малыш не только улыбается и барахтается, когда чувствует, что мама решила с ним поиграть, но совершенно явно пытается копировать мимику мамы, ее артикуляцию и даже начинает произносить целые интонационные «монологи». Это так называемые «предречевые реакции». Если при первых же проявлениях гуления мать начинает «разговаривать» с малышом, повторяя простые понятные ему звуки – «агу», «гу-у», «а-а-у», то это взаимное подражание ведет к быстрому развитию все более сложных речевых навыков. Если взрослые не обращают никакого внимания на гуление и лепет, эти явления очень быстро прекратятся.
Поощряя гуление ребенка, наши бабушки приговаривали:

Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький!
Молоденький, пригоженький,
Хорошенький!

Или:

Гуля, гуля-голубок!
Гуля, гуля-воркоток!
Гуля сизенький, сизокрыленький,
Людям миленький!

А ребенок и рад стараться. Все складней и складней гулит.

Навыков у нас тоже поприбавилось – лежа на животе, изо всех сил кроха пытается удерживать голову, вертит ею из стороны в сторону, замечает крупные предметы. А мы, забавляясь его новыми возможностями и поддерживая их развитие, гремим игрушкой перед малышом. Если подбодрить кроху складной песенкой, то наблюдение за ускользающей от взгляда игрушкой станет веселой игрой.

Сова, совинька, сова,
Ты большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела!

Специалисты говорят, что на втором месяце начинает про-исходить выравнивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног, которое завершится к 3 – 4 месяцам. Иногда в этом возрасте малыш уже «позволяет» нам играть с его ручками и ножками, можно сказать – доверяет их нам. Если малыш к этому еще не готов и его ручки и ножки по-прежнему зажаты, отложите пассивные движения на некоторое время.

Родительский ликбез

Пассивные движения – движения конечностей малыша, совершаемые при помощи взрослых.

Начнем с самого знаменитого упражнения – разведения ручек.

Лунь плывет,
Лунь плывет!
Сова летит,
Сова летит!

Разведем ручки, а затем прижмем их к груди. На слова «сова летит», к обоюдному удовольствию, мы потрясем руками младенца так, чтобы они расслабились и были похожи по ощущению на атласные ленточки. В народе присказок к этой игре существует много:

Люди за дело – а мы за безделье!
Люди пахать – а мы руками махать!
Люди жать – а мы на печи лежать!

Или:

Лебеди летели, лебеди летели!

Самые разнообразные движения рук теперь можно озвучить для малыша.

Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки –
Гори огонь в печурочке!
Колю дрова на плашки
Для сестры Дуняшки.
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

Нам давно известны эти движения – то одну, то другую ручку малыша мы направляем вниз и вверх.

А вот еще одна старинная забава – соединять коленку с противоположным локоточком, а потом выпрямлять эту ногу и руку в противоположные стороны.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст,
Это папин холст,
А вот этот холст – Андрюшечке!
Моему сыночку-душечке!

Конечно, перечислять здесь можно всю семью и имя назвать дорогое и единственное. Особенно хорошо делать это после ванны, когда ребенок мягонький и распаренный. С резкими движениями к такому малышу не подойдешь. Вот и замечательно! Мягко и плавно промнем животик – от назойливых «газиков» это помогает.

Еще одна любимая забава для попеременного прижимания ножек к животику.

Баба сеяла горох.
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок.
Прыг-скок, прыг-скок!

На «прыг-скок» для разнообразия можно прижимать к животику две ножки.
А из этих слов движения сами выплывают:

Толкачики, толкачики.
Рогачики, рогачики.
Перевертышки, перевертышки.

Сначала мы попеременно прижимаем ножки к животу, затем разводим коленочки в стороны, а потом прямыми ногами пытаемся коснуться лба.

Под эти забавы проходит второй месяц, и тут мы опять сверимся со специалистами.

Родительский ликбез

К концу второго месяца ребенок уже умеет
– гулить;
– лежа на животе, приподнимать голову и поворачивать ее в разные стороны;
– отмечать появление новых предметов;
– рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров;
– отличать появление новых звуков;
– улыбаться, когда над ним склоняется взрослый.

Можем плавно войти в третий месяц, раз у нас все в порядке.

В течение третьего месяца мы с вами сможем наблюдать, как хаотичные движения рук нашего ребенка потихоньку станут управляемыми. В этот месяц особенно важно дать малышу как можно больше тактильных ощущений (ощущений, которые малыш получает через прикосновение своей ручкой к разным предметам и материалам). Подумайте об игрушках с разными на ощупь поверхностями – мягкими и твердыми, гладкими и бугристыми, и т.д. Здесь хороши игры с ладошкой и с пальчиками. Ведь именно в это время рука, сжатая в кулачок, распрямляется, чтобы потом прикоснуться к новой информации и схватить незнакомый предмет.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот взял и съел –
Потому и потолстел.

Подержите и потрите каждый пальчик. Здесь придется кстати и всем известная «Сорока-ворона».

Ладошку можно погладить и даже пощипать вот под такую пестушку:

Птичка, птичка!
Вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки
На моей ладошке!

Заглянув в любой фольклорный сборник, вы увидите великое множество приговоров, сопровождающих забавы-упражнения для пальчиков и ладошек. Выучив их один раз, вы будете во всеоружии еще много лет.

Подвешенные над ребенком игрушки уже являются стимулом, чтобы ручки дотянулись, прикоснулись к ним и ощупали. А еще не забудьте дать ребенку игрушку в руку, чтобы тот попытался ее удержать.

Физически малыш все больше и больше совершенствуется, усложняются его двигательные навыки. Гимнастика, которую мы с ним проводим, становится более ответственной. Надо выбрать оптимальное время по режиму, надо сосредоточиться самим. И все же это по-прежнему любимая игра.

Наш малыш должен научиться правильно двигаться, а это потребует от него не только напряжения мышц, но и их расслабления.

Попробуем поиграть с ножкой младенца, лежащего на спине.

Куй, куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку.

Смотрите, как хорошо слова дают направление действиям. Обхватив ножку малыша двумя пальцами в области голени, «поколотите» по стопе ребенка, чтобы он ее хорошо расслабил. При этом движения рукой выполняются такие, будто вы отгоняете от себя комара: мягкие и легкие удары пальцами тыльной стороны ладони.

Не забудьте об упражнениях, основанных на врожденных рефлексах.

Родительский ликбез

При раздражении кожи некоторых частей тела ребенок совершает определенные движения.
Например, «феномен ползания»: в положении «лежа на животе» при прикосновении рук взрослого к подошвам младенца, тот отталкивается от рук и «ползет».
Рефлекс «феномен ходьбы»: если взять малыша за подмышки, то при прикосновении стопами к опоре ребенок делает шаговые движения. И другие.
Многие из этих рефлексов сохраняются до 3 – 4 месяцев.

Для упражнений, основанных на «феномене ползания», подойдут такие строчки:

Ползун ползет
Иголки везет.

А для упражнений с использованием рефлекса «феномен ходьбы» - такие:

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Папа, придя с работы, не удержится, чтобы не потютюшкать свое чадо, аккуратно подбрасывая его сильными, надежными руками:

Ти-та-та, ти-та-та,
Пожалуйте решета,
Да муки насейте,
Пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах –
Не удержишь на вожжах.

Может, папа и подкинул бы под потолок свое сокровище, но ритм пестушки не позволит совершить неаккуратные, размашистые движения. Это и хорошо, так как не привыкшего к пространству ребенка легко испугать. Кстати, это упражнение может выполнять с малышом и мама.

Наш малыш в этом возрасте совершенно спокойно может повернуться со спины на бок, а то и на живот. Поэтому глаз да глаз за таким сорванцом. А что еще он умеет?

Родительский ликбез

К концу третьего месяца наш малыш
– лежа на животе, поднимает голову и удерживает ее;
– лежа на спине, подносит руки ко рту;
– сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадает податливый предмет;
– смотрит на движения своей руки;
– смотрит на предмет, который держит в руке;
– улыбается, увидев что-то знакомое;
– переворачивается со спины на бок, а иногда и на живот;
– различает голоса близких людей, выделяет голос матери.

Все в порядке? Можно двигаться дальше.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру