Потягушечки-порастушечки

Двигательные забавы для самых маленьких

Но вот, в начале восьмого месяца наше сокровище тронулось с места! Ура! Поползли! Поверьте, что теперь самое лучшее – пустить малыша в «свободное плавание» по квартире, дать крохе сориентироваться в собственном жилище, а заодно провести ревизию: все ли лежит в безопасной недосягаемости?

Не успели обрадоваться одному достижению, смотрим – а малыш спокойно сидит, рассматривая свои игрушечные богатства. А с сидящим малышом одно удовольствие играть.
Если посадить ребенка на одну ногу, зажать его ноги между коленями взрослого, можно играть в толкалки.

Тушки-та-тушки,
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.

Сначала вы его качаете на ноге, а потом рукой сталкиваете с устойчивого положения назад. Чтобы не напугать малыша, держите его за одну руку, ему так легче будет подняться в исходное положение. Да и ноги покрепче зажимайте между своими коленями. Помните, что это игра, которую ребенок должен почувствовать и принять ее условия. Похвала за успешное возвращение в исходное положение придаст крохе энтузиазма для продолжения тренировки. Согласитесь, что качать пресс даже в игре надолго сил не хватит, поэтому, если вам обоим весело, сумейте вовремя остановиться.

Здесь же можно включить и знаменитое:

Поехали, поехали
За спелыми орехами,
По кочкам, по кочкам,
По ровненькой дороженьке.

И все потешки этого типа:

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.

Или:

Я рыжая лисица.
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку – бух!

Или:

На молоденькой лошадке —
Трюх, трюх, трюх!
А на старой, да на кляче —
Бух!

Сюда подходят любые провокационные движения, чтобы лишить ребенка равновесия. Как только он научится его уверенно удерживать, радости от этих игр не будет конца. Но самое главное, чего мы можем достичь играми, это твердое чувство доверия. Только ради этого могучего ощущения можно выучить миллион пестушек.

Он уже пританцовывает, если его поставить на ноги. Надо только проследить, чтобы малыш становился на полную стопу, а не на носочки.

Ах, деточка, попляши,
Твои ножки хороши.
Нос сучком,
Голова крючком,
Спинка ящичком.

Или:

А пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Все равно ты попляши,
Куплю тебе чарыши.

Малыш по-прежнему очень любит прыгать. Вот только мама не может долго поддерживать растущее чадо за подмышки. Что ж, придется подключиться остальным членам семьи. Работы хватит на всех!

Не забудьте и про «Ладушки». Еще чуть-чуть, и вы засмеетесь от удовольствия, когда малыш сам покажет вам знакомые движения. Подскажите ребенку такие простые жесты, как «до свидания», «спасибо», «дать» и др. Он в этом возрасте быстро сумеет пристроить их в свой абракадабринский язык.

Подошел к концу восьмой месяц. Чему мы еще научились?

Родительский ликбез

В восемь месяцев малыш
– сидит без поддержки, при этом свободно занимается игрушкой;
– стоит с поддержкой за грудь, пытается пружинить на ножках;
– лежа на боку, приподнимает голову;
– рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой;
– поднимает предмет двумя руками;
– берет мелкий предмет щепотью;
– обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, зернышки);
– отличает «своих» от «чужих» по внешнему виду;
– тянет руки навстречу взрослому;
– играет в «прятки».

Что же, с такими результатами можно продолжить забавы.

Девятый месяц у малыша проходит в бесконечных попытках встать. Он пытается подняться, придерживаясь за опору, потом осторожно оставляет ее и с замиранием сердца несколько секунд стоит без всякой страховки. Мастерство растет, скоро он попробует встать, не опираясь ни на что. Это будет большой победой. Но главное здесь – научить ребенка садиться, или точнее сказать так: после потери равновесия падать на мягкое место.

Тани, Вани, что за вами,
Что стоите вы столбами?
Там за вами столик есть –
Надо на него присесть.

Конечно, мы держим малыша за руки, когда он стоит, а потом просто сажаем его на попу. Пусть он запомнит, что это самый удобный выход из стоячего положения.

Есть и еще один важный аспект. Если мы хотим быть абсолютно спокойны, нужно научить нашего шустрика задом сползать со всяческих возвышений – ступенек, дивана и т.д. Нет сомнений, что мы не выпускаем его из поля зрения ни на секунду. Ну, а вдруг что-то отвлечет, вдруг на мгновение вы отвернетесь, пусть у малыша будет больше шансов не расквасить себе нос. Стремление вертикально ходить у ребенка достигает степени навязчивой идеи. Он использует любой шанс, чтобы схватиться за ваши руки и пройти несколько шагов.

Эх, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая.

Это можно оставить как упражнение, но постоянно его водить – нет смысла. Он привыкнет к безопасности там, где ее мало. Он просто не научится падать. Также и ходунки: с ними дети забывают, что ходьба – это постоянное удерживание равновесия, то есть серьезная работа.

В девять месяцев интенсивно начинает работать указательный палец. Ко всему тонкому и мелкому дети подходят с придыханием и нежно трогают «красоту» пальчиком. Для вдохновения в это время среди игрушек хорошо бы появиться разным коробочкам. Они не похожи по форме, по способу открывания. Задача для ручек – шикарная.

Вот закончился девятый месяц. Подведем его итоги.

Родительский ликбез

В девять месяцев наш малыш
– крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать;
– берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью;
– выделяет главную руку (чаще правую);
– делает попытки стоять без опоры;
– самостоятельно садится из вертикального положения;
– хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки.

Теперь действительно «переходим» в следующий возраст-ной период.

Десятый – двенадцатый месяцы жизни малыша

Мы уже большие, поэтому нет нужды делить этот период развития на каждый месяц. Конечно, мы научимся ходить, будем совершенствовать свои движения, навыки, но произойдет это плавно именно в оставшиеся до года три месяца.

Разные малыши начинают ходить в разное время. В среднем это происходит в год, как подарок на собственный день рождения. До этого он сначала научится ходить, держась за одну руку взрослого, и лишь после сделает первые шаги самостоятельно. У нашего народа это встречалось целым градом различных присказок.

Дыб, дыб, дыбочек
На первый годочек!

Или:

Топ, топ, топ,
Скоро Женечке годок.
Спечем Жене пирожок.

Или:

Киска, брысь! Киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

Чтобы проверить, насколько надежно малыш стоит, и как он реагирует на различные помехи, можно его взять за бедрышки и покачать вперед-назад. Правильной реакцией будет напряжение стопы. Ребенок будет становиться на пяточки при отклонении бедер назад и на носочки при отклонении бедер вперед.

Качи-покачи
Осиновы турачи!
Кат-катышок,
Будет Юра женишок!
Дай-ка, кума, теста –
Иринья невеста!

Можно научить малыша ритмично вращать кистями рук в разных направлениях. Например, знаменитые «Шарики, фонарики». Под ваши напевы младенец «станцует» руками это исконно детское па.

Шарики, шарики,
Шарики фонарики,
Дударики, дудари,
Зажигаем фонари.

Или:
Уточка ныряла и выныривала.

Сожмите пальцы уточкой и вертите «головой» согласно данной инструкции. Сначала малыш будет неотрывно следить за рукой-уточкой, да так внимательно и долго, что вам уже и самим надоест повторять эту присказку. А потом – глядишь, и сам начнет складывать уточке носик. Не думайте, что подбрасывания исчерпали себя. Для пап это нескончаемое упражнение, только уже ритм другой и амплитуда побольше.

Раз подскок!
Два подскок!
Высоко потолок!
Я скачу, я лечу,
Стать большим я хочу.

Продумайте набор игрушек, чтобы они были разными и помогали в освоении многих навыков. А каких? Загляните в соответствующую литературу.
Там всем известно, что умеют делать малыши в год.

Родительский ликбез

Годовалый ребенок
– встает с пола без поддержки;
– пытается ходить без поддержки;
– нанизывает на стержень кольца;
– бросает и поднимает предметы в игре;
– умеет пользоваться несколькими жестами («пока», «дать» и т.д.);
– повторяет знакомые двусложные слова («мама», «папа», «баба» и т.д.);
– оборачивается на зов;
– пользуется указательным жестом;
– ест сам: берет пищу пальцами и помещает в рот;
– пьет из чашки, которую держит двумя руками;
– поднимает руку, ногу по просьбе взрослого, когда его одевают.

Хочется в подарок родителям привести несколько непревзойденных по доброте, мудрости и красоте пестушек. Думаю, вы сами поймете, когда наши бабушки приговаривали подобные присказки. Они почерпнуты из этнографических источников и частично из запасов Семейного клуба «Рождество».

С гоголя вода,
С дерева роса –
Скатись с младенца
Вся худоба,
Вся тягота
В быстрые реки,
В пригрубые ручьи,
В широкое море!
Вода текуча,
Дитя растуче!

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Уж я жарку баньку топила,
Свое дитятко помыла.
Теплым оболоком оденется,
Частыми звездами подпояшется.

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку –
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.

Чтоб рос твой сынок,
Как пшеничный колосок!
Чтоб его отец берег,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!

Во саду-садочке выросла малинка.
Солнце ее греет, дождичек лелеет.
В светлом теремочке выросла Маринка,
Люди ее любят, все ее голубят.

Прилетели пташечки,
Принесли Ване рубашечку.
Рубашечку цапли сшили,
Лягушки пуговки пришили,
Журавль поясок принес.
А Ванюшка всех покормит
И журавушку напоит.

Миленький дружок,
Ты – пшеничный пирожок!
Ты – лазоревый цветок! 
Ты – малиновый душок!
Далеко в поле цветешь,
Да к нам в гости не идешь.

Баю, баю, баю,
Живет мужик на краю,
Он не беден, не богат –
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Каша масляная,
Ложки крашеные,
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Душа радуется.

Березонька скрип, скрип –
Мой сыночек спит, спит!
Мой сыночек уснет,
Его сон унесет,
Унесет его в садок
Под малиновый кусток.
А малинка упадет,
Сыну в ротик попадет.
Малиночка сладенька,
Спи, сыночек, маленький.

Бай, да бай,
Да другого, Бог, дай!
Дай поскорей –
Будет жить веселей.

Спасибо за терпение, дорогие читатели!

Желаем, чтобы труд по прочтении этого текста с лихвой окупился многочисленными улыбками вашего младенца.

Библиография

1. Красикова И.С. Массаж вашего ребенка. – СПб.: Кристалл, 1996.
2. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
3. М.М.Кольцова, М.С.Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. – СПб.: МиМ, 1998.
4. Потешки. Считалки. Небылицы. – М.: Современник, 1989.
5. Младенчество. Детство (из серии «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре»). – М.: Худож. лит., 1991.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру