Развитие образа Я в раннем детстве

Помимо привязанности в результате взаимодействия с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ Я. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе. Что же именно он о себе узнает? Прежде всего, нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Такой паттерн поведения культурно обусловлен и передается от поколения к поколению. Именно такие проявления взрослого, адресованные малышу, способствуют формированию его положительного самоощущения, помогают определить свою значимость для других. Позитивное эмоциональное самоощущение ребенка становится основой для открытого, доверчивого отношения к миру.

Для того, чтобы узнать сложились ли у малыша первоосновы образа себя, подведите его к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вести. Если у ребенка сложилось позитивное отношение к себе, это найдет отражение в его поведении перед зеркалом. Уже в конце первого года жизни малыш с удовольствием рассматривает себя в зеркале, улыбается, прищуривает глазки, морщит носик, красуется, рассматривает детали одежды (например, вышивку на карманчике), играет со своим отражением, улыбается отражению взрослого. В этом возрасте дети способны узнать себя в зеркальном отражении. Они могут использовать зеркало для коррекции внешнего облика, совсем как взрослые. У ребенка 10 месяцев от роду психологи наблюдали очень важное для самоузнавания поведение. В начале эксперимента на голову ребенку надели марлевую повязку, под которой над правым ухом поместили небольшой комок ваты ( как если бы у малыша болело ухо). Повязка сильно искажала внешний облик ребенка, но малыш быстро привык к ней, и она ему нисколько не мешала и не беспокоила его. когда же ребенка поднесли к зеркалу, на его лице появилось недоумение, как будто он увидел совсем не то. что ожидал, а затем безошибочно точным движением он стащил с головы повязку.

Совсем иная картина наблюдается в поведении детей, когда близкие мало интересуются малышом, редко играют, разговаривают, берут на руки. В некоторых семьях, чаще у молодых родителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито и не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности. Глядя на себя в зеркало, такой малыш смущенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже негативные эмоций: настороженность, тревогу, боязнь. Дети с подобным образом Я не проявляют самоузнавания в опытах с искажением внешнего облика , не стремятся снять повязку. Поскольку близкие взрослые не практиковали личностно-ориентированного общения, не придавали ему особой значимости, ценности, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего, менее отчетливо переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интереса к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его.

Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, родители и другие близкие люди укрепляют его положительное самоощущение, чувство своего Я. В это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностную активность, инициативу, интерес в освоении окружающего мира.

Развитие образа Я: второй и третий год жизни

На протяжении раннего детства у детей интенсивно развиваются умения действовать с предметами. Это способствует формированию у ребенка дальнейших знаний о себе, своих возможностях, способностях. Какие же новые знания о себе приобретают малыши на втором и третье году жизни? Наблюдения за детьми выявили появление в этот возрастной период целого ряда форм поведения, свидетельствующих о развитии самосознания.

Влияние на поведение других людей.
Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забавный звук. Эти требования и просьбы связаны со стремлением ребенка оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, можно полагать, что дети "знают" о своей способности влиять на поведение других людей.

Описание своего поведения.
Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают произносить короткие предложения, они часто выполняя какое-нибудь действие, называю его вслух. Взбираясь на стул, малыш приговаривает: "Я сяду", строя из кубиков башню, говорит: "Я строю", а направляясь на кухню повторяет: "Хочу печенья". Дети демонстрируют так же свою осведомленность в названиях предметов и явлений соотнося их с собой. Например, ребенок говорит: "Я сижу", "Моя книга", "Моя машинка", "Я играю в куклу". В этом же возрасте дети начинают употреблять местоимения "я", "мне", "ты", так как, очевидно, осознают свое отличие от других людей.

К трем годам у детей появляется представление о собственном мышлении как процессе, скрытом от окружающих. Вот пример беседы взрослого с трехлетним ребенком, который приводит известный американский психолог Джон Флйвелл.
-Я могу видеть как ты думаешь? – спрашивает экспериментатор.
- Нет, - отвечает ребенок.
- А если я загляну в твои глаза, я увижу как ты думаешь?
- Нет.
- Почему?
- Потому, что там нет больших дырок.
- Ты хочешь сказать, что, если бы у тебя были большие дырки, я бы увидел как ты думаешь?
Малыш кивает.

Чувство собственности.
В социальном взаимодействии детей проявляются такие признаки самосознания как чувство собственности. Два трехлетних незнакомых мальчика играли в разных концах комнаты и присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков Саша несколько раз подходил к другому, Коле и отбирал у него игрушки. Вначале Коля никак на это не реагировал, но затем, после очередного "нападения" подошел к Саше, взял игрушку, с которой только что играл, и отнес к себе, к своим игрушкам. Через несколько минут Саша попытался отнять ее у Коли, но малыш крепко держал игрушку и ему удалось ее отстоять.

Вероятно, потеря оной игрушки за другой, породила у мальчика мысль о том, что игрушки эти принадлежат ему, хотя он играл с ними впервые. Сопротивляясь обидчику, ребенок утверждается в чувстве собственности, знаниях о том, что что-то, с чем он действует, может принадлежать ему.

Чувство сопереживания.
С развитием образа себя у ребенка развивается способность понимать эмоциональное состояние другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека. Так, малыш обнимает, целует расстроенную и огорченную чем-то маму, протягивает ей игрушки и сладости. То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступить соответственно своему личному опыту.

Первичная половая идентичность.
От полутора до трех лет у детей формируется первичная половая идентичность. В этот период ребенок научается правильно относить себя к тому или иному полу, но понимание детьми половых различий остается еще ограниченным. Например, трехлетний мальчик огорчает своих родителей тем, что собирается, когда вырастет, стать мамой. Другой ребенок проявляет беспокойство, увидев мать в маскарадном мужском костюме.

Постоянством пола называется понимание детьми того, что пол не изменяется с течением времени, при смене одежды, рода занятий или других внешних признаков. В раннем возрасте дети не осознают еще постоянства пола. Маленькие дети часто считают, что кукла с женской фигурой становится мальчиком, если на нее надеть штанишки, и наоборот, мальчик, одетый в платье становится девочкой.

К трем годам дети не только правильно различают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляют разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки, кубики или игрушечное оружие.

О формировании самосознания на втором году жизни свидетельствует тот факт, что ребенок начинает легко узнавать себя на фотографиях. Малыши начинают систематически использовать зеркало для коррекции своего внешнего вида. Для игры со своим отражением, для того, чтобы рассмотреть части одежды, которые видны только в зеркале: рисунок на платье, шапочку или платочек на голове.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру