Воспитание сказкой

Цикл статей-ответов на типичные вопросы родителей

«Нужна ли сказке присказка?»

В некотором царстве, в некотором государстве,
А именно в том, в котором мы живем.
Было это в невстве, в королевстве
На ровном месте.
Это не сказка, а только присказка
От Брянска до Витебска,
А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба,
Так вот, жил в том царстве...

Сказке, как известно, предшествует присказка. Присказка наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Она подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором тем не менее многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.

Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: «Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художественно-прикровенного, символически-мифического смысла. Она вызывает слушателя из его обыденного мышления, сбивает его с панталыку и опрокидывает его в бессмыслицу или путаницу, в замешательство и недоумение; а уж оттуда только ему забрезжит свет и смысл настоящей сказки».

Вот присказка для самых маленьких слушателей:
Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем —
Сказку в гости позовем!
Слушай тихо и гляди...
Сказка, в гости приходи!

Для тех, кто постарше, могут прозвучать и другие:
Ой, люли, тара-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
На том дубе воронок,
Ворон в красных сапогах
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу —
Он играет во трубу:
Та-ра-ра, ту-ру-ру
Он играет во трубу!
День-деньской в трубу трубит,
К ночи - сказки говорит!
И птицы слетаются,
И звери сбегаются...
Вот и вы пришли
Присказку услышали!
Ту-ру-ру! Труба зовет,
Вот и сказка к нам идет!

Попробуйте и вы сочинить присказку к любимой ребёнком сказке - или предложите ему пофантазировать вместе. А затем, пожалуй, попробовать пригласить гостей - на чаепитие и сказку, разыгранную с куклами...

«Как сохранить самобытность языка сказки при её пересказе ребёнку?»

Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей. В.А. Сухомлинский

Итак, пришла наконец пора заметить, что к прочим достоинствам сказки, о которых шла речь в предыдущих статьях, добавляется и то, что она открывает перед слушателем поэтику родной речи.

Современным родителям, привыкшим к оборотам бытового и газетного языка, бывает порой трудно сохранить благозвучие русской речи при «сказывании» сказки ребёнку. Избежать этого поможет небольшая предварительная работа с текстом сказки.

Вооружимся карандашом и выделим хотя бы некоторые особенности сказочной речи прямо в тексте для того, чтобы, обратив на них внимание, затем не потерять при пересказе.

Так, обнаружим мы в сказке и подчеркнём:

- зачин («В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.п.) Неопределенность места и времени, с одной стороны, рождает у слушателя ощущение ирреальности повествования, а с другой — позволяет представить себя его участником;

- рифмованные формулы—характеристики персонажей («мышка-норушка» и пр.), времени («долго ли, коротко» и пр.), особенностей места и обстоятельств действия («леса дремучие, звери рыскучие», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего» и пр.);

- эпитеты («палаты белокаменные», «уста сахарные» и пр.); - кумулятивные приемы (повторы структурных частей);

- концовку («...стали жить-поживать, да добра наживать», «...и устроили они пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил...»).

Посмотрим, какие пометочки мог бы оставить наш карандаш в тексте сказки на примере небольших отрывков:

...Сели на коней, поехали в чистое поле. То не ясные соколы налетают на стаю голубиную, напускаются сильно могучие богатыри на войско вражее!
( «Иван царевич и Белый Полянин»)

... - Ох, вы, детушки мои, козлятушки! На что отпиралися-отворялися, злому волку доставалися? Он вас поел, а меня, козу, со великим горюшком, со кручиной оставил!
(«Коза и семеро козлят»)

... Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала! Как аукнулось, так и откликнулось!
(«Лиса и журавль»)

Будем помнить, что сказка — жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя. Сегодня же, в силу известных обстоятельств современной жизни, лучше родителей никто не сможет утолить извечное стремление детской души к мистической глубине и духовной возвышенности сказочного повествования.

Родительское слово на ветер не молвится...

«Как сделать кукол к сказкам?»

Куклы - сшитые, тряпичные - особенно хороши тем, что после показа сказки детям могут занять место среди их игрушек. Сказочные коллизии, герои и антигерои будут продолжать жить в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придумываемых ребёнком.

Для кукольного спектакля по сказке могут подойти, конечно, и обычные, и традиционные деревянные, глиняные и даже вылепленные из пластилина игрушки. Однако, в отличие от сшитых кукол, в детской такие игрушки будут нести лишь декоративную функцию.

Тряпичная кукла - одна из наиболее распространенных и любимых детьми игрушек. Технологическая особенность куклы для показа сказки - ее устойчивость на поверхности стола. Высота куклы - чуть больше длины ладони. Простейший вариант такой куклы может быть выполнен следующим образом:

1. Туловище
Используем светлую однотонную х/б ткань (можно трикотаж от старенькой детской маечки). Кроим и сшиваем, плотно набив шерстью или толстым, пушистым синтепоном, туловище - в виде конуса. Дно круглое, его можно закрыть кружком из плотной ткани. Проверяем конусообразное «тулово» на устойчивость.

2. Ручки
Варианты: а) скатываем 2 полосочки ткани, выкроенные по длине рук, до нужного нам объема рукавов, один край пришиваем к туловищу, другой перевязываем, чуть отступив, крепкой нитью - «ладошка»; б) кроим 2 прямоугольника, длина которых соответствует длине ручки, сшиваем каждый в тонкий цилиндр, набиваем ватой, пришиваем к туловищу, перевязываем нижние края («ладошки»).

3. Головка
Варианты: а) перетягиваем верхнюю часть конуса крепкой нитью, отступив от его конца 1/5 часть («головка»); б) скатываем из ваты очень плотный шарик нужного объема, вкладываем его в кусочек старой трикотажной маечки, обтягиваем, заматываем внизу нитью («шейка»), плотно пришиваем получившуюся головку к верхней части конуса, лишнее обрезаем.

4. Волосы и головной убор
На головку пришиваем ряд цветных шерстяных нитей (по линии пробора), формируем прическу: косу или 2 косы, пучок, делаем стрижку (если предполагается «мужская» кукла). Повязываем платок или ленту из тесьмы. Можно расшить головной убор по краю бисером, шелковыми лентами, галунами.

5. Наряд
С большим старанием наряжаем куклу: неплотно оборачиваем цветным ситцем «тулово», фиксируем на бретелях («сарафан»), поверх - расшитый тесьмой фартук (запон), по краю сарафана можно пустить тесьму или оборку. Дальше - работа фантазии. Если кукла - мужской персонаж, то делаем длинную «рубаху», подвязываем ее «поясом» - отрезком тесьмы.

6. Лицо
Традиционные тряпичные куклы очень выразительны, несмотря на то, что у них не прорисованы черты лица. Можно научиться слегка намечать стежками глазки или прошить крест по линии глаз и носа. Но делать это нужно с большим вниманием и старанием. Чуть переусердствуешь - и кукла теряет свое очарование.

Сказка с тряпичными куклами может стать как украшением семейного праздника, так и ежедневной историей пред сном. Понятно, что сказка к празднику - чуть более трудоемка, чем ежедневная: и куклы для нее понадобятся новые, и детали интерьера повыразительнее. Вечернюю же сказку можно рассказывать хоть неделю подряд - полюбившуюся историю малыши просят повторять вновь и вновь; для нее и «декорации» могут не потребоваться - достаточно пары кукол и самых необходимых по действию деталей. В сказке, рассказываемой или показываемой перед сном, нежелательны страшные персонажи вроде Бабы Яги или Кощея, повествование должно быть напевным и понятным ребенку.

«Каким может быть домашний кукольный спектакль по сказке?»

Теперь, когда куклы к избранной сказке подобраны или специально сшиты, настала пора определиться с тем, каким будет наш «домашний театр». Поделимся с читателями наиболее простыми видами показа сказки...

Показ на «столике сказки» с помощью шитых, либо деревянных, либо глиняных кукол, изготовленных самостоятельно или специально подобранных.

Возьмем небольшой журнальный или обычный столик. Установим его так, чтобы за ним могли поместиться 1 - 2 человека, управляющих куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накроем столик тканью, цвет которой соответствует предполагаемому календарному времени действия сказки (белое полотно или синтепон — для зимы, зеленое — для лета и т.п.).

Выстроим на столике необходимый к сказке интерьер - своеобразные простейшие декорации, в которых разыгрывается кукольная сказка. Такие «декорации» легко могут быть сделаны при помощи комбинирования подручных средств:
- разных по цвету тканей, покрывающих столик сказки;
- «рельефа»: создания возвышений, углублений, ровной поверхности с помощью предметов, подкладываемых под ткани на столике;
- природных материалов: веток деревьев, укрепленных пластилином на подставочках или в слое мха, небольших коряжек, деревянных брусочков;
- специально изготовленных необходимых по действию деталей: «избушка», «дворец», предметы быта и хозяйства (колодец, печь, стол и стулья, колыбель, горшочки и пр.).

Изготовление данных предметов интерьера не требует особого мастерства. Все детали воспроизводятся с большой долей условности.

Например: дома и дворцы - некрашеные картонные коробочки без одной стороны, в которых прорезаны окошки с занавесочками, условной крышей служит наброшенная сверху материя (белая - для «зимнего» интерьера), внутри постелен маленький «коврик»; обычные детские деревянные кубики или круглые спилы разного диаметра и высоты внутри такого «домика» обозначают стол и стулья, кроватью или лавкой могут быть покрытые ситцевым лоскутом деревянные брусочки или картонная коробочка из-под рафинада, 1 - 2 маленьких глиняных или пластилиновых горшочка «служат» посудой и т.д. и т.п.

Не забудем и о выразительности, которую добавляет действию умелое использование источников света: свеча на подставке может быть и «костром», и огнем в печи, и лампадкой, и особым знаком, предваряющим, например, появление особо значимых, чудесных, персонажей - с той же целью можно использовать луч диапроектора...

Интерьер на «столике сказки» подготавливается заранее, до начала «спектакля» накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей.

«Сказителю» остаётся занять место за «столиком сказки» и перемещать кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий.

Такой вид показа сказки - один из наиболее простых по техническому решению и удобных для показа и восприятия дошкольниками.

«Каким может быть домашний кукольный спектакль по сказке?»

В прошлом номере журнала мы остановились с вами на том, как из подручных материалов можно быстро изготовить простейшие декорации для показа кукольной сказки на обычном журнальном столике. Сегодня мы приготовили подарок для тех родителей, которым, в силу жизненных обстоятельств, кажется трудоёмким приготовление деталей сказочного интерьера.

Познакомим их с возможностями других видов показа сказки с куклами. Они помогут нам создать «сценическое пространство» с помощью единственной детали, превращающей обычную комнату в «домашний театр». Эта деталь - простейшая ширма.

- Показ за «ширмой» с «перчаточными» куклами.

Ширмой для кукольного спектакля служит растянутая в дверном проеме ситцевая ткань с пестрым рисунком. Для маленьких слушателей важна высота ширмы: лучше, если она не будет полностью скрывать рассказчиков, но давать им возможность общения со зрителем («поясная ширма»). «Перчаточными куклами» управляют из-за ширмы 2 - 3 человека.

Простейшие «перчаточные» куклы могут быть изготовлены нa основе обычной перчатки, в которой плотно набита верхняя часть указательного пальца — головка куклы, а большой палец и соединенные воедино средний, указательный и мизинец образуют ручки куклы. Для этой цели лучше будет пустить в дело мужские перчатки больших размеров.

Сказки, разыгрываемые таким образом, обычно веселые, сатирические по характеру.

- Показ в «окошке сказочного домика»

Тут вновь нам понадобится ширма. Однако на этот раз над полотном материи для нее придется чуть потрудиться.

Ткань лучше выбрать однотонную и плотную — лучше всего лен или холстину. На крайний случай сгодится и обычная простыня - только ее нужно накрахмалить. А вот по размеру будем ориентироваться на простынку-полуторку.

Подберем по ширине полотна две реечки. Чуть отогнем и прошьем края ткани (так же по ширине). Вставим реечки внутрь с противоположных краев. С одной из сторон приделаем две петли из прочной тесьмы. Теперь за эти петли ширму можно будет подвесить - например, продев в них и закрепив между шкафчиками, обычную палку от швабры.

Теперь осталось «прорубить» в полотне окошко к зрителям. Вырежем прямоугольник примерно на уровни груди взрослого человека. Ширина окошка должна позволить показывать сказку за ширмой двум кукловодам, а высота достаточна для того, чтобы им показаться зрителю.

По периметру «окошка» со стороны предполагаемого зрителя нашьем «наличники» из кружева или ленты шитья. Все, теперь в таком «сказочном домике» можно показывать любую историю.

Преимущество показа сказки в окошке такого домика состоит в том, что в нем удобно управлять практически любыми персонажами: и тряпичными, и обычными куклами (держа их в руках), и перчаточными, и марионетками, и даже рисованными, вырезанными из картона (удерживая их на длинной палочке).

Для того чтобы сказка сверкала сегодня во всей своей красоте в домашнем чтении и театре, служила благодатным источником сюжетов для ролевых игр детей более, нежели диснеевские и прочие мультяшки, необходимо, очевидно, искать «доступ» к народной сказке. Ведь понимание того, на что намекает сказка, лежит в основе умения правильно донести ее смысл до слушателей в процессе рассказа или показа с куклами.

Родителей, заинтересовавшихся педагогикой русской сказки и возможностями домашнего театра мы приглашаем на семинар «Ключи к русской сказке» в Семейный клуб «Рождество», а также адресуем к книжке автора и ведущего этого семинара А. Крячко «Русская сказка в домашнем театре» - в ней читатель найдёт и тексты избранных русских сказок в авторском переложении для чтения с детьми и показа в домашнем театре, и подробные рекомендации по предварительной работе с текстом сказки, ее «смысловому прочтению», и описание различных видов показа сказки с куклами.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру