Застенчивый ребенок

Можно ли помочь ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Мы описали основные "болевые точки" застенчивого ребенка и, исходя из них, предлагаем некоторые рекомендации для воспитателей и педагогов.

Пожалуй, самое главное – это поднять самооценку ребенка в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте свое отношение к ребенку, спросите себя, нравится ли он Вам. Скорее всего, он вызывает у вас симпатию. Ведь застенчивые дети редко доставляют взрослым хлопоты и неприятности. Но всегда ли Вы выражаете свое хорошее отношение к нему в реальном поведении? И не только за его хорошие поступки, а просто потому, что он Вам нравится? Может быть, ему не хватает выражения Вашей похвалы и поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на детей лишь тогда, когда они что-то делают неправильно и не замечаем их достижений, хороших поступков. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Они не умеют заявить об этом открыто, но потребность в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развито очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития – доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослые должны воспитывать в себе умение быть внимательными к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

Что такое поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Комментируя его действия, мы даем ему понять, что заметили его старания, успехи, и что это нам нравится.

Способы поддержки несложны. Вот ребенок приходит утром в детский сад. Подойдите к нему, присядьте рядом и скажите: "Я рада тебя видеть. У нас сегодня будет столько интересных дел". Идя мимо играющего ребенка, скажите ему: "Я вижу, ты строишь гараж для машины" или "По-моему, тебе нравится играть с песком". Если ребенок долго пытался натянуть ботинки и это удалось ему, похвалите его: "Ты так старался надеть ботинки, и у тебя получилось. Замечательно!". Ребенок не обязательно ответит на Ваше одобрение благодарностью, он может и промолчать, но будьте уверены, что оно небесполезно. Причем, мальчикам такое внимание нужно не меньше, чем девочкам.

Застенчивые дети часто бывают ласковыми, но им трудно выразить свою любовь к взрослому. Попробуйте сами обращаться к ребенку с лаской. Возможно, он охотно откликнется на нее, и это усилит его доверие к Вам. Конечно, здесь нужен такт. Если ребенка тяготят объятия, можно ограничиться легким прикосновением к его плечу, руке, дружеским похлопыванием по спине. Тактильный контакт важен для маленьких детей и мы советует осуществлять его не только родителям, но и воспитателям.

Поддержка взрослого должна быть искренней и корректной. Застенчивые дети очень уязвимы, если взрослые иронизируют по их поводу. Ирония может больно задеть ребенка, обидеть его, оттолкнуть от Вас. То же самое и с чрезмерным восторгом. Чувствительный ребенок сразу же распознает неискренность, неискренняя похвала смутит его еще больше. Бывает достаточно сказать: "Мне нравится с тобой разговаривать" или "Так приятно видеть тебя веселым", и Вы увидите, как ребенок расслабится и улыбнется Вам.

Следующая задача – помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности – на занятиях и в свободное время. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, или давая ему какое-то задание, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и Вы всегда поможете ему вместе преодолеть трудности. Если Вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь Вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элементы воображения. Только помните, что острие юмора должно быть направлено не на личность ребенка, а на ситуацию. Например, если ребенку не удается собрать пирамидку или фигурку из лего, сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей. Поговорите с ним от имени придуманного вместе персонажа, разыграйте смешную ситуацию. Если это групповое занятие, не бойтесь, что нарушится дисциплина. Удовольствие от игры испытают все дети. Игровая ситуация разрядит напряженность, отвлечет малыша от переживания своей неуспешности, придаст ему смелости.

Замечено, что застенчивые дети чувствуют себя увереннее, если рядом с ними находятся их сверстники. Если вы хотите, чтобы застенчивый ребенок отвечал, стоя перед всей группой, вызовите его вместе с другим ребенком и попробуйте организовать диалог между детьми или их совместный ответ. Распределенное внимание поможет малышу не чувствовать себя одного в центре ситуации, придаст ему смелости.

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в наших экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как незастенчивые малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь над тем, не слишком ли часто Вы ограничиваете свободу детей, их непосредственность и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: Ваше гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. Постоянно организовывайте творческие виды занятий, стимулируя застенчивых детей проявлять фантазию, выдумку. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Часто ли вы играете с детьми в подвижные игры? Считается, что игры в прятки, жмурки – это такие развлечения, в которых участвуют одни лишь дети. К тому же вы, скорее всего, опасаетесь, что такие игры излишне возбуждают детей, вносят беспорядок в жизнь группы. Это не верно. Подвижные игры со взрослыми не только помогут ребенку выразить свои эмоции, отреагировать их активизировать жизненную энергию, но и установить более непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры – соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнеров, смехом, также помогут застенчивому ребенку отреагировать свои эмоции, снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности. Организуя такие игры, старайтесь создать для застенчивого ребенка ситуацию успешности, а после завершения игры похвалите застенчивого ребенка, подчеркните его смелость и ловкость, выразите удовольствие от совместной игры. Вы можете возразить, что в подвижные игры дети играют на занятиях по физкультуре. Это, конечно, так. Но на этих занятиях с детьми занимается педагог, эти занятия также в большой степени регламентированы, а Ваша задача – внести элементы новизны, веселья, раскрепощения в повседневную жизнь группы и, кроме того, самим стать равноправным участником детских игр и занятий. Эмоционально-непосредственное взаимодействие с детьми облегчит застенчивым детям снятие внутренних зажимов, боязни порицания и чрезмерных запретов. Что же касается дисциплины, то Ваше педагогическое мастерство поможет Вам установить баланс между занятиями и свободной игрой детей.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем", "Кто к нам пришел" "Куклы пляшут", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Мы уже говорили о том, что взрослые – и родители, и воспитатели, - часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Если вы решили попробовать помочь ребенку в решении его проблем с помощью таких придуманных историй, советуем вам руководствоваться следующими правилами.

1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.

2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?

3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка ( например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, вы можете сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим, что все будут смеяться над ним. Из-за этого он боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.

4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.

5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог между ребенком и помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения ребенка, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором в придумывании истории.

6. Придуманная история должна иметь положительный результат.

7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него придуманная история. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.

8. Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него побольше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

9. Обязательно подключите к своей работе родителей. Хорошо, если они обсудят с ребенком придуманную историю, предложат свой вариант ее развития, включая в сюжет те ситуации, которые они наблюдали дома, в гостях и пр.

Предложенный способ можно использовать в любое свободное время, например, во время прогулки детей.

Для того чтобы убедить вас в пользе фантазирования, сочинения всяких историй, сошлюсь на мнение известного писателя Жоржа Сименона. В жизни он был крайне застенчивым и боязливым человеком. Он для того и придумал бесстрашного комиссара Мегрэ, чтобы компенсировать недостатки своего характера. Многие годы писатель жил в изоляции от внешнего мира, создавая свои замечательные романы, герой которых проявлял чудеса изобретательности и храбрости в поисках преступников. И наступил такой момент, когда Сименон почувствовал себя уверенным человеком, не нуждающимся во втором Я. После этого он потерял интерес к своему герою и свой писательский талант направил на написание мемуаров. Свое творчество он определял не только талантом, "но всей жизнью, которая была посвящена постепенному избавлению от унаследованных страхов". Проигрывая в уме страшные истории, наказывая зло в своих литературных фантазиях, автор постепенно освобождался от излишней робости и неуверенности, что и позволило ему в конце концов обрести самого себя.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые детям герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослым роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски свой собственной жизни и овладеет приемами борьбы со своими страхами и тревогами. Хорошо, если вы вместе с ребенком изготовите маски для таких игр, с их помощью ребенку будет легче войти в роль, "спрятаться" за маской.

Можно организовывать игры в "детский сад", где ребенок, его сверстник и взрослый также поочередно разыгрывают роли воспитательницы и детей, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Как правило, застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них: "Быстрые ответы" Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится воспитатель, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому из детей легкие для них вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета 1-2-3 (например, можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил и пр.). Дети могут отвечать на вопросы как угодно – и серьезно и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?" и т.д. При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания других. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным перед воображаемой или реальной опасностью. После того, как все дети добьются успеха и в группе играющих сложится непосредственная атмосфера, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из детей. Другой вариант игры – "Мяч в кругу". Участники игры – взрослые и дети (хорошо, если вы привлечете к этой игре кого-то из педагогов и родителей) - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условием игры является следующее: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик" и пр. Для старших детей можно усложнять игру, вводя в нее ограничение на слова, например, называя только цвета или предметы одежды, мебели, посуду и пр. Такая игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ.

Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру