Как помочь волшебнику

Мир, в котором живет и взрослеет наш малыш, во многом зависит от того, какие чувства вносим в него мы, взрослые: доброту или подозрительность, наивность или проницательность, бескорыстие или рассудительность. Мир малыша - это, конечно же, мама и папа, уютная детская, няня, игрушки, любимый кот или черепаха, это и море, и дача и мечты о будущем. Как часто и не всегда по праву мы, взрослые, в этом мире со всеми своими заботами о комфорте и рецептами полноценного развития считаем себя полновластными хозяевами, пытаемся "лепить" своего малыша то по своему образу и подобию, то ориентируясь на идеальный образ того, чем могли бы стать, но не стали сами... Это мы, родители, решаем: вот это должно интересовать нашего сына или дочку, вот этим они заинтересуются через полгода, а этим они не будут увлекаться никогда! Мы обязательно подозреваем у своих детей наличие разнообразных талантов: математических, музыкальных, лингвистических... И начинаются с этих "открытий" мам и пап, дедушек и бабушек "хождения по мукам" маленьких человечков. В том, что родители стремятся устроить своих ребятишек в различные кружки и студии нет ничего плохого. Само по себе такое стремление похвально, но всегда ли оно совпадает с желанием ребенка, с его способностями? Кто же не хочет, чтобы к школьному возрасту ребенок мог читать, считать, писать, петь, танцевать, говорить на нескольких "живых и мертвых" языках, с легкостью отличать " пейзаж от пассажа" и так далее. Но всегда ли дети могут выразить свои мечты, настроения, отношения в тех видах деятельности, ради которых посещают многочисленные кружки? Наши наблюдения показывают, что, к сожалению, чаще всего, большинство занятий даже с маленькими детьми проводится в форме урока, на котором к малышу предъявляются почти школьные требования. А ведь известно, что чем младше ребенок, тем труднее для него выполнять какие-либо задания только потому, что это нужно. Какие же существуют естественные помощники для педагога? Во-первых, ребенку на занятиях должно быть интересно! Во-вторых, он должен чувствовать, что у него получается! верить в то, что обязательно получится. Если первое условие успешности в обучении, в основном, относится к профессиональным умениям людей, занимающихся с детьми, то второе - во многом зависит от родителей.

Кашу маслом не испортить…

Все дети хотят быть безусловно принятыми и понятыми любимой мамой, любимым папой и так далее, воспитательницей, учительницей, директором, тренером и так далее. Поэтому не скупитесь похвалить малыша и за успехи, и за первые шаги к этим успехам. А ведь бывает, что в адрес малыша звучит: "я так и знал (а), что у тебя ничего не получится (!) Как известно, любой вид деятельности, любое умение можно разделить на составляющие части и похвалить ребенка за успешное их выполнение. Однажды мы наблюдали такую картину: четырехлетний Саша упорно подражал старшему брату, "отрабатывая" прыжки в длину: разбегался, отталкивался и...приземлялся почти тут же, рядом. Старший, мудрый брат, видя такие "мучения", подбодрил малыша: "Прыгнуть-то легко, а вот так здорово бегать как ты - не каждый сможет!". Пятилетняя Марина никак не могла освоить написание цифры 2, но мама восхитилась волнистым хвостиком уже нарисованной цифры и предложила дочке "... добавить к такому красивому хвостику круглую головку этой цифры и гордую лебединую шею...". Не забудьте, что оценку достижений ребенка лучше соотносить с его же собственными удачами или неудачами, а не с успехами "идеального ребенка знакомых". Иногда к нам на консультацию приходят родители, пытающиеся найти в проявлениях своих малышей подтверждения их будущей гениальности. Один папа-художник, в расчете на чудо обследования по психологическим тестам, ожидал официального признания вундеркиндом его пятилетней Ксюши . Но, увы, показатели наличия творческих художественных способностей оказались у девочки не особо выдающимися, зато она удивительно точно воспроизводила все образцы, которые были ей предъявлены. Она очень старалась, очень хотела угодить любимому папе и никак не могла понять, чем он так недоволен. Скорее всего, девочке отпущены иные способности, чем те, что составили гениальность Пушкина или Моцарта. Стоит ли этим так уж огорчаться? Ведь и папа, будучи художником, не стал вторым Леонардо да Винчи, а применил свой талант и весьма успешно - в другой области. Однако отсутствие гарантий будущей гениальности дочери настолько разочаровало отца, что он не смог этого скрыть от нее и от нас. Сколько же потребовалось нам приложить усилий, чтобы как-то разрядить обстановку и не поселить в душе девочки неуверенность в себе, своих будущих успехах. Следует всегда помнить, что маленький ребенок склонен оценку взрослым какого-то вида деятельности относить не к ней (деятельности), а к себе самому :"...не сумел - значит я-плохой". Перелистайте мемуары знаменитостей и убедитесь, что многие находили для себя большую поддержку в непоколебимой убежденности родителей в "счастливую звезду" своих детей. Уместно вспомнить здесь отца Людмилы Марковны Гурченко: во всех ситуациях он "заражал" ее своей верой в ее музыкальные способности, красоту и будущий успех. Причем, он видел в ней не уже существующих звезд эстрады, а именно свою Люсю, со всей уникальностью присущего только ей таланта. Не правда ли, образец - достойный подражания! Раннее обучение детей в различных студиях, секциях, кружках подчас излишне регламентировано: все в определенное время и по строгим правилам. Родители тоже стремятся ориентировать детей на подражание образцам: в манерах, пении, рисунках... А ведь ребенок существо не только пластичное (лепи из него все, что хочешь), но порой и упрямое. Не потому, что от него требуют невозможного (поднатужится и все сделает как Вася или Дима), а потому что "каждому овощу - свое время и своя грядка" и этот вид упрямства ("...сделаю сам, как умею, как получится") следует уважать. Каждый человек, каждый ребенок уникален, поэтому уникален и путь его развития, формирования его талантов и характера. Нельзя насильно навязывать что-либо, даже очень хорошее и приятное, тогда оно теряет половину, если не все свои притягательные качества. Следует терпеливо изучать своего ребенка, поддерживать и развивать в нем то, чем одарила его природа.

Запрещать или не запрещать?

Мы, взрослые, осознанно или невольно влияем на отношения малыша к своим игрушкам: дорогую нужно беречь, а дешевую не жалко. Почти так же пытаемся "диктовать" и в отношении друзей ("... можешь дружить с Ваней или Машей, а с Лешей играть не смей..."), первым педагогам и наставникам ("...хоть Авангарда Чебурековна и заслуженный специалист, но произношение у нее далеко не оксфордское" или "...Ох, уж эта тетя Настя, все-то ее заботы не о детях, а о собственном здоровье"). И ребенок впитывает и впитывает наше раздражение, негодование, несогласие, подозрения - весь этот негатив о мире вокруг него. Есть уж такая особенность детской (да и не только детской) психики: принимать на веру авторитетное мнение родителей обращать внимание на те высказывания, которые сильно эмоционально окрашены. А что нас заставляет эмоционально высказываться? То-то же. Вот и получается, что мир вокруг малыша приобретает все более мрачный колорит. Не согласны? Попробуйте вспомнить, часто ли вы хвалили педагогов своего ребенка. Попытайтесь, даже в самом "тяжелом" случае отыскать у него какие-то добрые человеческие черты. Ведь, если ваш ребенок волею обстоятельств вынужден обучаться у этого педагога, он должен его хоть чуть-чуть любить и уважать. Вам не нравится слово должен? Нам тоже, но ведь мы рассматриваем самый крайний случай, когда обстоятельства пока изменить нельзя, значит, нужно их преобразовать, добавив в них немного своей доброй воли и фантазии. Проанализировали свое отношение к педагогам своих детей, нашли светлые качества - восхититесь ими! А теперь вспомните, за что педагогов чаще всего хвалят? По нашим наблюдениям лидируют такие похвалы родителей "на занятиях муха пролетит - слышно: такая тишина и порядок", "строгая - у нее не забалуешь". Зайдите в большинство детских учреждений, основное требование там - соблюдение дисциплины и порядка. Четырех - пятилетние дети сидят за партами, руки "стопочкой" перед собой на столе, не дышат - учительница (и мама!) не велели. Стоит ли удивляться ответам первоклассников на вопрос, какой, по их мнению, должна быть учительница. Дети отразили в своих оценках то, что им внушаем мы, взрослые: учительница должна быть... строгой! Очень многие так распределили места: во-первых, - строгая, во-вторых, - умная, в- третьих, - добрая и удивленно спрашивали: "а справедливая это какая?" Конечно же мы должны обучать детей нормативам социально одобряемого поведения, как то: в классе не шуми, слушай учительницу, не спорь со старшими, не мешай и т. д. Но всегда ли нам хватает терпения и такта таким образом преподнести эти мудрые правила, чтобы ребенок захотел или хотя бы согласился им следовать. Из чего рождается упрямство, как перерастает оно в агрессию? Ребенок таким не рождается, чаще всего он таким становится в том мире взрослых, которые его окружают. Как показывают психологические исследования, очень часто агрессивное поведение вырастает из защитной реакции на всевозможные запреты взрослых. Не думая, сеем мы семена сомнения, недоверия, раздражения, а вырастают плоды отрицания и разрушения. Обратитесь к своему давнему или недавнему детству, помните - за что ни возьмись, везде нормативные предписания: НЕЛЬЯ...! НЕЛЬЗЯ...! НЕЛЬЗЯ...! И растут они как снежный ком, который катится с горы, норовя в школе окончательно подмять под себя личность ребенка. А как дети реагируют на это? Мы предложили дошкольникам и ребятам начальной школы выполнить такое задание: представить, что бы они попросили у волшебника или что бы они сделали, надев на себя шапку-невидимку. Итак, о чем же мечтают наши дети? Были, конечно же, очень милые детские мечты: "хочу собаку; хочу трех котят; хочу, чтобы родители взяли с собой на охоту!" Вот рисунки Марины и Мити: дворцы, цветы и "...специального устройства самолет, в котором автор с фотоаппаратом и музыкальным синтезатором прогуливает разнообразных зверюшек по небу". Были и ультра-похвальные варианты первоклашек: "...Дома бы незаметно (в шапке-невидимке) навел везде порядок, перемыл посуду. В школе бы прибрался на полу, вынес бы мусор, повесил бы новую доску в кабинете английского языка. А на улице я бы останавливал тех, что пишет на заборах". Встречались интересные, хотя может быть и спорные, высказывания на тему, что такое счастье (мы приводим авторскую орфографию): "хочу 15 коробков мороженого и 5 пачек динамита; мне бы хотелось не учится в школе но быт грамотным; я хотела бы чтобы не было бедных людей и бездомных кошек и собак; на всю улицу справлять день рождения; превротился в птицу и летать". Но много, очень много было и таких желаний: "Дома буду прятаться от родителей и брата. В школе в шапке-невидимке буду подглядывать задачи. На улице буду крать (красть) живачки, шакаладки". А выпускники начальной школы и вовсе не скрывают своей неприязни к давящей системе нормативов, которая для них чаще всего ассоциируется со словом "школа". И они пытаются сопротивляться, видоизменять мир, который к ним повернулся только стеной запретов, восклицая в отчаянии:"хочу не ходить в школу" или даже "взорвать все школы". А за этим скрывается порой детский протест, как в сценке грустного клоуна Полунина "ЛЬЗЯ! ЛЬЗЯ! ЛЬЗЯ!"


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру