«Первым долгом образования дитяти должно быть образование в вере…»

Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869)

Примером разработки в российской педагогической традиции методики нравственного и духовно дошкольного воспитания является деятельность В.Ф. Одоевского.

Владимир Федорович Одоевский был человеком разносторонних интересов. Его занимала и философия, и литература, и естествознание; в области музыкального искусства он стал известен как незаурядный его теоретик; одновременно В.Ф. Одоевский организовал в Петербурге приюты для сирот "Общество посещения бедных".

В 30 – 40-х годах XIX века В.Ф. Одоевский стал широко известен прежде всего как организатор и теоретик дошкольного образования. С именем В.Ф. Одоевского связывается организация детских приютов для приходящих детей в Петербурге и в других городах России. Как организатор этих учреждений В.Ф. Одоевский написал целый ряд сочинений, предназначенных для детей дошкольного возраста и для их воспитателей: "Сказки и другие произведения для детей дедушки Иринея", "Азбуку для употребления в детских приютах", "Науку до науки. Книжку дедушки Иринея", "Руководство для гувернанток" и др.

Как правитель дел Комитета Главного попечительства о детских приютах Одоевский в 1839 году пишет "Положение о детских приютах" и составляет к нему "Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами". В "Наказе" Одоевский особо указывает на те качества, которыми должна обладать смотрительница, то есть воспитательница детей в приюте.

При выборе смотрительницы, в первую очередь,  необходимо обращать внимание на  ее "душевное образование; чистая нравственность, нрав тихий и миролюбивый, здравый смысл и врожденное чувство любви к ближнему – вот необходимые качества в женщине, долженствующей быть в некотором смысле матерью многочисленного семейства, составленного из детей ей чуждых. Сии  природные качества должны быть возвышены понятием об истинной религии и теплою, простою верою, чуждою излишних мудрований".

Одоевский-педагог говорит об особой важности религиозно-нравственного воспитания детей и дает специальные наставления по духовно-нравственному воспитанию смотрительницам приютов: "Первым долгом образования дитяти должно быть образование в вере, преподание ему начальных истин ее в том виде, как они для него могут быть понятны. В сем возрасте надлежит развить в нем чистое, простое верование в могущество, святость и благость Бога, Создавшего все, Любящего все доброе, Осуждающего грех, но Милующего и Спасающего грешников, раскаивающихся и желающих исправиться".

В.Ф. Одоевский предостерегает смотрительниц от морализаторства и  многословных нравственных назиданий в воспитании: "Нравственное образование тесно соединено с религиозным; но в первом еще более важен пример смотрительницы; нравственность не может преподаваться в виде уроков; она есть дело каждого часа, каждой минуты и образуется наиболее утверждаемыми привычками и постоянным надзором, нежели наставлениями".

"Человека, – пишет В.Ф. Одоевский, – можно направить, но не исправить: человек исправляется сам собою, то есть когда сам сознает необходимость своего исправления. Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил  способность сам доходить до него – вот крайний предел педагогии во всех степенях учения, а тем более на степени элементарной".

Поэтому главная задача в деле духовно-нравственного воспитания детей, по мнению Одоевского, состоит в том, чтобы помочь ребенку самому осознать существование в себе нравственных чувств, "заставить заговорить те стихии духовные, с которыми мы родимся, которые даже в грудном младенце проявляются в виде бессознательных побуждений навести ученика на ту дорогу, по которой он  от бессознательных понятий может постепенно дойти до сознательных; то, что неопределенно представляется его душе, выразить определенным словом и связать то, что детскому уму представляется разрозненным, не имеющим между собою никакого отношения".

"Навести" ребенка на эту "дорогу" В.Ф. Одоевский считал возможным с помощью так называемого метода сократической беседы. Этот метод он представил в своей работе "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея". Это первый в русской педагогике опыт систематической разработки практического курса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Весь процесс воспитания в дошкольном детстве В.Ф. Одоевский представлял себе как особого рода подготовку к школьному воспитанию, как своего рода "науку", предпосылаемую науке школьной. Сущность этой науки сводится к тому, чтобы развить не столько детское мышление, сколько привести в деятельность "врожденное чувство добра", нравственные и религиозные чувства.

"Наука до науки" В.Ф. Одоевского написана в форме катехизиса – вопросов учителя и предполагаемых ответов ученика; в ней нет теоретического морализаторства и отвлеченных понятий, приводятся конкретные, понятные каждому ребенку образы.
Условно вопросы и ответы можно поделить на 4 раздела:

- в первом разделе рассматривается отношение ребенка к самому себе;
- во втором –  отношения к близким: родителям, братьям и сестрам;
- в третьем – говорится о Боге, духовном мире;
- в четвертом рассматриваются отношения ребенка  к окружающим его людям.

 С помощью вопросов В.Ф. Одоевский без излишнего дидактизма подводит детей к пониманию того, что
– родителей нужно слушаться, так как они старше и потому лучше детей знают, что хорошо и что дурно;
– что родители наказывают непослушных детей не по злости, а по любви, чтобы их исправить;
– что неблагодарное родителям дитя хуже собаки и кошки, потому что собака и кошка слушаются и любят того, кто им делает добро;
– что любого человека должно уважать и не делать другому (ни братьям, ни сестрам, ни товарищам, никому из людей) того, чего не желаешь себе;
– что нужно любить всех людей, так как все люди составляют одну семью, в которой один общий Небесный Отец.

Вопросы помогают детям уяснить для себя, Кто является Виновником и Устроителем всего существующего, причем сначала устанавливается, что дома строят люди, все же остальное в мире, как и сам мир, имеет причиной своей Бога.

В своих произведениях, адресованных дошкольникам, Одоевский так же ненавязчиво учит детей  христианским добродетелям: трудолюбию (в сказках "Мороз Иванович", "Два дерева"), справедливости и  милосердию ("Серебряный рубль") и даже знакомит их с христианскими догматами (о всеобщем Воскресении в рассказе "Червячок"). Эти произведения В.Ф. Одоевского могут иметь не только историко-педагогическое, но и прикладное значение, будучи с рассуждением использованы в практике духовно-нравственного воспитания и сегодня.

1. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами //Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 61-69

2. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения //Под ред., с вступ. ст. и прим. В.Я. Струминского. – М.: Учпедгиз, 1955. C. 365


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру