Праздник как составляющая учебно-воспитательного процесса

Тезисы выступления

Праздники не просто вносят радость в наши дома. Они сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают духовную и культурно-историческую традицию нашего народа.

В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие - к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, березки - на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки - на Пасху. У каждого праздника есть «свой» цвет, даже запах, свое особенное звучание, своя музыка...

Опыт духовного размышления и осмысления событий, закрепившихся в календаре праздничными вехами жизни, придет со взрослением. А пока каждый праздник сияет в душе ребенка особенными, памятными образами. Вспомним, как свидетельствует об этом Иван Сергеевич Шмелев в автобиографической повести «Лето Господне»: «Великая суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутренней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождестве были голубые?., постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные дорожки... на пуховых подушках, в столовой на диване, - чтоб не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым...
Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки... Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое Христе Спасе... Ангелы поют на небеси...» - и я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать...»

Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда... и дивное преображение привычной среды дома... и само изменение расписания будничного строя жизни... и незабываемый цвет, вкус, аромат праздника... Его слово и музыка.

Невозможно не заметить, что именно впечатление - эмоционально-смысловой отклик сердца - сохраняется в душе на долгие годы. Типичный и очень распространенный подход к подготовке праздника для детей не учитывает этого обстоятельства.

Полистав всевозможные сценарии, мы увидим, что большинство из них - представляют собой лишь пересказ событий, лежащих в основе праздника. Пересказ этот может быть весьма талантливо написан: в стихах, в прозе, по ролям. Однако опытным педагогам ясно, что праздник-пересказ возможен лишь при первичном знакомстве детей с праздничной вехой. А что на следующий год? А затем? Вновь и вновь пересказывать один и тот же событийный ряд, преследуя дидактические цели, бессмысленно и скучно.

Другое дело - постараться открыть детям то, к чему зовет нас праздник сегодня, найти в его содержании то, что актуально для конкретного возраста, и через это и постараться донести напутственный смысл. Именно донести, а не разъяснить. Зажечь сердце, а не преподать дидактическую схему.

Общеупотребительный подход к построению праздника связан с тем, что в стремлении донести до детей содержательную составляющую праздника педагоги зачастую пренебрегают эмоциональной сферой.

Ещё в начале XX века выдающийся психолог и педагог, профессор Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями: «... творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность...»

Интересно, что в традиционной праздничной культуре мы не увидим ставшей обыденной практики разделения участников на зрителей и выступающих. Эмоциональная сторона праздничного действия впрямую зависит от умения включить каждого в общую радость, когда все активны и никто не демонстрирует перед другими заученного.

Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.

Так, в основе праздников для дошкольников может быть использование воспитательных возможностей интерактивных игровых форм, благодаря чему, во-первых, решается проблема разделения зала на зрителей и актеров, а во-вторых, дидактическое содержание обретает самую доступную детскому восприятию форму - форму сюжетно-ролевой игры. Для школьников важным представляется углубление, по мере взросления детей содержания праздника за счет постепенного перемещения смысловых акцентов в зависимости от возрастных особенностей детского восприятия, а также возвращение в жизнь школы и традиционной для нашей культуры одной из форм праздничной соборности - народного гуляния, которое может объединить и детей, и родителей, и коллектив педагогов.

Формы подобной модели праздника могут быть разными:
- большая сюжетная игра по заранее созданному сценарному плану, позволяющая каждому стать «свидетелями» основных событий праздника;
- тематическое действие, участниками которого становятся все присутствующие дети и взрослые, - развернутая  христианская метафора (строим дом, плывем на Корабле спасения, ищем путь и пр.);
- своеобразное подведение итогов предшествующего, приуготовительного к празднику периода, сценарий которого предусматривает различные вопросы-задания, поиск выхода из «трудных ситуаций», помогающие понять, что останется в опыте детей из содержания занятий, бесед, классных часов;
- спектакли с включением зрителей в действие (с помощью общих песен, диалога, вопросов-задач и пр.);
- тематическое конструирование, совместное творчество;
- приемлемые традиционные формы условного театра (вертеп, плоскостной театр и др.);
- викторины и т.п.;
- военно-спортивные и исторические игры на местности.

При формировании праздничного цикла в воскресной или общеобразовательной школе, детском саду, семье задача обращения и к воспитательным возможностям интерактивных моделей построения действия представляется актуальной. Наряду с привычными концертами и спектаклями, они помогут пробудить в душе ребёнка живое впечатление от соприкосновения с календарным кругом светлых дней.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру