Стратегии развития культуры родительства на пороге третьего тысячелетия: поиск оптимального подхода

Подводя предварительные итоги, можно отметить, что основные идеологические концепты эпохи, наметившиеся еще к началу XX столетия и набравшие силу на его протяжении, отражаются в перечисленных нами особенностях и различиях в деятельности центров родительской культуры конца XX века.

При этом, первые два направления внутри родительского движения рубежа эпох (весьма условно обозначенные нами как "Запад" и "Восток") могут быть вписаны в единую тенденцию к глобализации. Первое – по геополитическому образцу унификации образования и языков культуры под напором современных информационных технологий.
Второе – по принципу стирания этноментальной и конфессиональной уникальности с целью собирания человеческого сообщества в универсум единой мировой религии и планетарного господства людей нового, надэтничного типа. Третье же направление отражает тенденцию противодействия процессу нивелирования культурной самобытности и унификации ценностей, обычаев и норм поведения, а также демонстрирует жизнеспособность культурно-исторического наследия и возможность его творческого преломления в условиях сегодняшнего дня.

Мысль о невозможности успешного развития России при забвении ее культурно-национальных особенностей и невнимании к ценностно-смысловой организации культуры многократно заявляла о себе в культурфилософской литературе. К тому же, российская реальность сегодня такова, что, несмотря на тенденцию "вестернизации", интерес к народной культуре, искусству, православию в последние годы только вырос. Возможно, что здесь мы имеем дело лишь с внешним подобием ренессанса. Однако, комментируя социологический взгляд на ценностное пространство современной российской культуры, В.К. Егоров констатирует: "Внимание к проблемам приверженности россиян, русских традиционным ценностям и анализ глубины ценностно-смысловых изменений в культуре требуют остановиться на следующем. Даже для крупных городов России характерна приверженность традиционным ценностям. Это качество отнюдь "не провинциально", как иногда утверждают…"

В категорию "традиция" объединяется комплекс многообразных явлений. Понятие "традиционная культура", с одной стороны, сразу отсылает нас к историческому прошлому, к неписьменной народной культуре. С другой же стороны, традиция в культуре любого общества составляет центральное звено, осуществляющее функцию социокультурного наследования и имеющее значимое свойство – длительность во времени и стабильность присутствия в культурной жизни.

Можно отметить, что нашему времени свойственна некая ностальгия по прошлому, по традиционному, по традиции. Кажется, что в них заключены некие ключи к культурной и духовной самоидентефикации человека, к становлению в душе взрослеющего ребенка духовно-нравственного стержня, системы ценностей. С другой стороны, среди прочих голосов, различимых в социокультурном пространстве современности, явственно продолжает звучать слово о неизбежной погибели традиционной культуры, о принадлежности ее сугубо дню вчерашнему.

Вопрос о сопряжении в культуре традиций и новаций, традиционных и новационных ценностных ориентаций, впрямую связан с цивилизационной перспективой развития России. Евгений Свердлов, директор Института молекулярной генетики РАН, уподобляет современное состояние цивилизации раковой болезни, разлагающей ткань традиционного общества метастазами индивидуализма. Он подчеркивает, что "общество, которое плодит раковые клетки индивидуализма, обречено на гибель... В долгосрочной перспективе в борьбе за выживание скорее выигрывают популяции, в которых внутреннее движение центростремительно. Где интересы индивида подчинены интересам общества... В сущности, мы обладаем лишь двумя системами передачи информации от поколения к поколению – это генетика и культура. Они тесно взаимосвязаны. Культура — это то, что объединяет нас с другими людьми. Все, что разрушает, я бы характеризовал как антикультуру, которая уничтожает эволюционно сложившиеся механизмы общности."

Одной из важнейших таких общностей и смысложизненных ценностей в российской культуре является семья. Представления о полноценной семье в отечественной культурной практике неотъемлемо связаны с установкой на многодетность. И хотя сегодня многодетных семей в России пока насчитывается всего лишь 3 %, но в этих семьях подрастает 16 % детей, и драгоценный потенциал традиционных социокультурных норм многодетности и культуры родительства отнюдь не исчерпан.

Несмотря на противоборство мнений вокруг соотношения традиции и глобализации, наиболее жизнеспособной стратегией развития родительской культуры в современном обществе нам представляется ориентация на российские цивилизационные ценности, перспективной тактикой – введение современной семьи в культурно-педагогическую практику через деятельное освоение и осмысление воспитательного потенциала традиционной культуры в неотъемлемом сопряжении с социокультурной динамикой, с модернизацией. В этом контексте традиционные ценности мыслятся, как своеобразная "культурная ткань" общества, в которой значительное место имеют уже не прежние формы закрепления социокультурного опыта, но сами ценности, идеи и идеалы, смысложизненные импульсы, структурирующие жизнь общества. Таким образом, традиция может выступать "и как естественный механизм трансляции и сохранения культуры, и как проводник рационального обновления" (по Е.И. Антоновой).

Б. Малиновский пишет: "…традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к её среде… Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, неизбежный процесс умирания."

 Этой позиции созвучен и лаконичный пассаж В.Э. Багдасаряна, видящего будущее цивилизации в реализации альтерглобалистского проекта на основе традиционализма: "Формирование цивилизаций исторически было связано со следованием традиции. Соответственно, перспектива гибели цивилизаций обуславливается процессом глобальной универсализации."

Е.Л. Антонова предупреждает о назревании настоятельной необходимости нового прочтения ценностей народной культуры, переосмысления их в современном философско-культурологическом контексте, так как "…раньше или позже, но глобальное пространство придется структурировать, чтобы удержать его от нарастающего хаоса противоречий. В этой ситуации назревает необходимость противопоставить ему выработанную в народной культуре равновесную/сбалансированную систему личностных и коллективных интересов/ценностей, сводящих хаос в любой сфере жизнедеятельности к порядку."

Как бы то не было, традиционные ценностные идеалы национальной культуры продолжают присутствовать в мировоззрении народа. Можно предположить, что в наши дни они могут получить новое звучание, не только обеспечивая ценностное единство семьи, нации, специфику этноса, но и способствуя нравственной, духовной, культурной самоидентификации. Между тем, освоение духовно-нравственного наследия, включение его в контекст современной культуры по-настоящему еще только начинается.

Этот процесс самым непосредственным образом отражается на деятельности центров родительской культуры. Причем, социокультурная среда, сложившаяся там, доказала свою способность привлекать и заражать творческой энергией тех, кому приходится с нею соприкасаться. Для многих семей такие родительские центры – источник сильнейшего и вдохновляющего культурного влияния. Благодаря концептуальным положениям и многочисленности подобных объединений в современной России, идея культуры родительства характеризует сегодня целое движение, цель которого – единение семьи, ответственность и компетентность отца и матери, физическое, психо-эмоциональное и духовное оздоровление, создание дружеской среды межсемейного общения детей и взрослых перед лицом вызовов современности.

Изучение и развитие родительской культуры представляется актуальной задачей в условиях демографического кризиса и тенденции нарастания тотальной отчужденности и в семейных взаимоотношениях, и в обществе вцелом. О возрождении семьи, как необходимом факторе возрождения России перед лицом угрозы депопуляции и духовного оскудения, говорят сегодня многие ученые и общественные деятели.

Представление о супружестве, материнстве и отцовстве, как особой культуре поведения и взаимоотношений, которую сегодня необходимо осваивать, может позволить обосновать и разработать эффективную программную тактику, затрагивающую как разные области культуры родительства (ценностно-смысловая сфера - оздоровление – воспитание – традиции – досуг – проблемные ситуации – коррекционные возможности), так и "хронологическую" последовательность основных этапов освоения этой культуры (подготовка к беременности и рождению малыша – деторождение - сопровождение младенчества – воспитание дошкольника – подготовка к школе – отрочество и т.д.).

Похоже, что человечество вступило в такой этап своего развития, когда для коррекции индивидуалистических ориентаций, альтернативных традиционным общинным и семейно-многодетным, необходимо специальное воздействие на ценностно-смысловое пространство семьи. В основу такого культурно-просветительского влияния может быть положено деятельное освоение системы отечественных ценностей семейной и родительской культуры, закрепленной в культурно-педагогических практиках, составляющих "золотой фонд" воспитательного потенциала русской культуры, а также обогащение их новыми приемами и традициями.

Поддержка жизнеспособных родительских объединений, изучение и популяризации их опыта, возможность вглядеться в ценностное пространство их жизнедеятельности, способы приобщения к традиционным духовным и культурным основаниям народной жизни - это своеобразное накопление капитала, жизненно необходимого для успешного и стабильного развития России, и реальный вклад в ее будущее.

Источники:

Анисимов В.П. Педагогика родительства. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004.
Антонов А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. - М., 1992.
Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методол. исслед. структур и процессов. - М.: Nota Bene, 1998.
Арсеньев Н. Духовная традиция русской семейной культуры // Моск. журн. - 1993. - N 12.
Арцимович Я. Современная семья и ее воспитательная функция: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Каф. социал. психологии и социол. политики. - М., 1990.
Антонова Е.Л. Ценности народной культуры в историческом измерении. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Белгород, 2006.
Багдасарян В.Э.. Цивилизационный альтерглобализм: традиционалистский проект. // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа. / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Межуев В.М. и др. – Под общей редакцией С.С.Сулакшина. – 2е издание. – М.: Научный эксперт, 2006.
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998.
Булгаков С. Н. Свет невечерний. - М., 1994.
Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М.: Паломник,2000.
Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка/ Пер. с англ. - М.: Аквариум, 1995.
Евгений Свердлов: индивидуализм – путь раковой клетки. Интернет-портал "Известия Науки" : http://www.inauka.ru/biology/article32262.html
Егоров В.К.. Философия русской культуры. Издательство РАГС. – М., 2006.
Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме\Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-Пресс, 1996.С.328-329.
Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.3.Путь к очевидному/ О духовности инстинкта.- М., Русская книга,1994.
Ильин И.А. Собр.соч.в 10 т. Т. 3. Стр. 409.-М.:Русская книга, 1994.
Культурология: Учебник для вузов/Под ред. Эренгросс. – М.: Издательство Оникс,2007.
Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993, с. 75.
Лупан С. Поверь в своё дитя. - М.; Эллис Лак,1993.
Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995.
Орлова Э.А. Культурная (социальная антропология). – М.: Академический проект, 2004.
Сапогова Е.Е.. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза. // Индивидуальные и стилевые особенности личности / Отв. Ред. Т.Ю.Синченко, В.Г.Ромек. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2002.
Степун Ф. Встречи. – М., "Аграф",1998.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру