Оценка эффективности использования программы духовно-нравственного воспитания

Методика «Железная дорога»

(Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.)

Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

Методика предполагает использование простейшего устройства – картонного стенда с О-образной узкой (1,5 – 2,0 см) прорезью – колеей, по которой можно двигать маленький пластмассовый паровозик с металлическим основанием. Края и основания прорези покрыты тонким слоем металла, контакт с которым металлического предмета замыкает цепь и приводит в действие электрический звонок. Паровозик имеет возможность «доставить ценный груз», двигаясь по замкнутому овалу – «железной дороге», разделенной на четыре равных отрезка – «железнодорожные станции». «Колокольчик», «Мак», «Одуванчик», «Ромашка». Каждый из четырех испытуемых имеет свой «участок пути» от одной станции до другой, а все вместе дети представляют «бригаду машинистов», задача которой - как можно быстрее провести паровозик по всей «железной дороге», передавая его из рук в руки. Каждое касание паровозиком края «дороги», сопровождаемое звонком, является ошибкой, за которую назначается штраф – черный кружок, выдаваемый экспериментатором всякий раз после звонка.

По инструкции, большое количество штрафов влечет за собой наказание – исключение из игры. После тренировочной серии и замен фоновых показателей испытуемым сообщается, что в следующем коне за каждую ошибку, допущенную любым участником, будет штрафоваться вся группа, т.е. каждый из них (интегральная штрафная санкция). В другом замере экспериментатор назначает в группе "ответственного" («бригадира»), который получает штрафы за ошибки любого из участников, и поэтому наказание – исключение из игры – грозит лишь ему одному (парциальная штрафная санкция).

В процессе опыта экспериментатор замеряет секундомером индивидуальное время прохождения участка пути каждым испытуемым, регистрирует количество ошибок, а также эмоциональные и вербальные реакции детей. После окончания эксперимента определяется разность показателей между парциальной и интегральной сериями.

Методика «Круг»

(Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.)

Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

Группе испытуемых предлагается как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребенку дается лист бумаги с нарисованной окружностью диаметром 19 см и цветной карандаш. Любой выход за пределы черты считается за ошибку, а большое количество ошибок влечет за собой наказание – исключение из игры. Перед началом работы экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются всей группе, каждому из вас», - и по его сигналу испытуемые одновременно начинают вести карандаши по окружности от вертикальной отметки в направлении слева – вниз. Спустя 5 - 10 секунд работа останавливается; дети отмечают вертикальной чертой место остановки и кладут карандаши. Далее экспериментатор сообщает, что в группе назначается «бригадир», который является ответственным за выполнение общей задачи, но ошибки каждого участника игры будут засчитываться одному «бригадиру», поэтому в случае большого количества ошибок исключение из игры грозит лишь ему одному. После того как смысл инструкции становится понятным для каждого испытуемого, экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются бригадиру», - и работа возобновляется: от вертикальной отметки дети ведут свои карандаши по окружности то количество секунд, что и в предыдущем случае.

Ситуации интегрального и порционального санкционирования повторяются, чередуясь 6 – 8 раз, при этом время замеров остается постоянным.

Поскольку для детей является очевидной прямая зависимость качества выполнения задания от скорости (чем быстрее, тем больше ошибок и наоборот), то при наличии побуждения уберечь от наказания своего товарища каждый ребенок в группе должен работать максимально осторожно, по крайней мере, в той же степени, в какой он работал при собственном наказании, поэтому скорость при парциальном санкционировании, когда за ошибки должен наказываться "бригадир", должна быть меньше или такой же, как при интегральном, т.е. Vn – Ve = 0, где V = S/T. Постоянное Т выполнение задания в обеих ситуациях наложения штрафных санкций дает возможность судить о скорости (а значит, о побуждении избежать ошибок) по протяженности пути, т.е. по суммарной длине дуги, прочерченной ребенком в ситуации интегральной штрафной санкции по сравнению с ситуацией парциальной. Положительная (или нулевая) разность между суммой "длин отрезков" в интегральной и порциальной сериях свидетельствует об усилиях, затраченных индивидами в группе по избежанию наказания своего товарища, т.е. о наличии гуманного отношения вследствие действенной идентификации с ним, отрицательная разность будет свидетельствовать об отчуждении детей от наказываемого («бригадира»).

Методика «Тропинка»

(Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.)

Цель: изучить проявления сорадования в поведении детей и их причины.

Экспериментатор демонстрирует группе детей нарисованную на полоске бумаги (длиной 45 см и шириной 12 см) витиевато извивающуюся линию. Это – «тропинка, соединяющая два домика» (например, домик Красной Шапочки с домиком Бабушки). В соответствии с количеством испытуемых линия разделена на четыре участка, по которым дети должны вести карандаш – «бежать по тропинке», передавая его из рук в руки, подобно тому, как это делается в эстафете. Задача испытуемых заключается в том, чтобы совместными усилиями ведя карандаш точно по линии и стараясь не выходить за черту – «вокруг тропинки дремучий лес и болото», - успеть до сигнала экспериментатора («до захода солнышка») довести карандаш до конечного пункта. Кроме этого, испытуемым сообщается, что они должны выполнить задание за определенный срок (например, за 20 секунд), и с самого начала и до конца работы экспериментатор, держа в руках секундомер, оповещает испытуемых о якобы приближающемся «заходе солнышка», имея возможность произвольно увеличивать этот период, создавая иллюзию успеха у детей.

Эксперимент проводится в три этапа: первый – тренировочный, второй – с ситуацией интегрального санкционирования, когда за успешное выполнение задания вся группа, каждый ее участник, получают призы – красочные переводные картинки, третий – с ситуацией парциального санкционирования, когда приз за общую работу получает только один из испытуемых – «бригадир». На каждом этапе используется новый бланк с нарисованной «тропинкой» – точной копией первого, таким образом, длина пути и конфигурация линии индивидуальна для каждого ребенка и для группы, в целом остается неизменной, поэтому желание успеть выполнить задание на втором этапе будет выражаться в относительном увеличении скорости по сравнению с первым, т.е. время выполнения задания на втором этапе окажется меньше, чем на первом. Если же ребенок относится к получению приза другим ребенком так же, как к собственной награде, то время выполнения задания на третьем этапе будет равным (или меньшим), чем на втором.

После каждого индивидуального эксперимента (иногда и в процессе его) с испытуемым проводится специальная беседа (интервью). Цель беседы – выяснить, что стоит за теми или иными проявлениями ребенка в эксперименте. Беседа включала несколько блоков вопросов, выявляющих:

- момент осознания ребенком экспериментальной ситуации и собственной роли в ней;

- возможные причины стараний ребенка, которые были заранее гипотетически выявлены, а именно:

а) жалость, сострадание к санкционируемому, чувство справедливости;
б) страх перед возможным возмездием с его стороны;
в) особые симпатии, дружеское расположение к санкционируемому;
г) ожидание ответной благодарности от него;
д) наличие представлений у ребенка о необходимости действовать в пользу санкционируемого;

- другие вопросы.

Построение самого диалога было подчинено определенным принципам. Во-первых, для проверки адекватности, не случайности ответов испытуемых вопросы задаются по несколько раз в переформулированном виде; кроме этого, используются, наряду с открытыми, «лобовыми» вопросами, вопросы закрытые, например: «Ты когда старался больше – когда ошибки засчитывались бригадиру или когда – себе?» и «Когда ты вел паровозик во второй раз, ты старался побыстрее или помедленнее? А – в первый?» и т.п. Во-вторых, во избежание внушающего эффекта вопросов экспериментатора, они строятся альтернативным способом, например: «Ты старался для Н., потому что так надо или тебе просто так хотелось? В-третьих, в зависимости от развития направления беседы экспериментатор вводит испытуемого в воображаемую ситуацию (сказки или выдуманной истории) и косвенным путем проверяет адекватность высказанных ребенком мнений.

Во всех группах детей проводится социометрия – на самом начальном (ознакомительном) этапе исследования, когда экспериментатор «внедряется» в группу и в процессе игр и бесед с детьми подготавливает почву для основных экспериментальных серий. Социометрическая процедура включает два традиционных коммуникативных критерия: «Кого бы ты хотел пригласить на свой день рождения?» и «С кем бы ты хотел играть в новую игру?»

Необходимость использования вспомогательных процедур (в частности, социометрической техники) продиктована теми трудностями, перед которыми стоит любой исследователь, изучающий детскую группу в ее взаимодействии.

Все методики позволяют дозировать искомую переменную количественно (показатель времени в секундах и показатель длины в сантиметрах), таким образом, мы получаем общегрупповую и индивидуальную картину отношения дошкольников к сверстнику. Кроме этого, мы получаем возможность качественного сравнения показателей всех методик благодаря использованию относительных величин. Относительные величины – индексы КИ как гуманного отношения к сверстнику – образуются как частное от деления абсолютной разности показателей в интегральном и порциальном замерах на абсолютный показатель интегрального замера, умноженное на 100, т.е.
Кго = Р/И х 100, где
Кго – индекс КИ (гуманного отношения); Р – разность показателей в интегральном и парциальном замерах; И – показатель в интегральном замере.

Таким образом, если ребенок, относясь к другому как к себе самому, старается для другого как для себя (или более того), то разностью показателей будет положительная или равная нулю величина. Отсюда возможная стратегия поведения испытуемых в экспериментах следующая:

А) Стремление избежать наказания или получить награду выше для себя, чем для другого. Испытуемый не тратит усилий при парциальном санкционировании для блокирования фрустратора, поэтому разность показателей окажется отрицательной величиной.

Б) Испытуемый выполняет задание при парциальном санкционировании с теми же усилиями, что и при интегральном, тогда разность показателей будет равна нулю.

В) Испытуемый затрачивает усилий несколько больше при парциальном, чем при интегральном, тогда разность будет положительной величиной.

Таким образом, во всех экспериментальных методиках (как групповых, так и индивидуальных) изменение скорости выполнения задания каждым ребенком в условиях стимуляции одного из группы по сравнению с ситуацией собственной стимуляции служит эмпирическим показателем отношения ребенка к сверстнику. Для каждой методики существует свой способ первичной обработки эмпирического материала, подчиненный единой схеме.

В методике «Круг» время выполнения задания испытуемыми остается постоянным во всех сериях: для детей старшей группы (5 – 6 лет) оно составляло, как правило, 10 секунд, для детей подготовительной к школе группы и младших школьников (6 – 7 и 8 – 10 лет) – 5 секунд. Отрезки, которые прочерчивал карандашом по кругу каждый ребенок, могут быть различной длины, что говорит о различной скорости выполнения задания при различных установках, даваемых экспериментатором: «Сейчас ошибки засчитываются каждому из вас» или «Сейчас ошибки засчитываются только одному». Поскольку в представлении детей увеличение скорости прямо пропорционально вероятности ошибок, из-за которых должен работать максимально осторожно, по крайней мере так же (с той же скоростью), что и при угрозе собственного наказания. Это значит, что сумма длин дуг при интегральном санкционировании (работе для себя) должна быть несколько больше или равна сумме при парциальном (работа для другого).

Тогда мы можем говорить о том, что чужое наказание для ребенка так же важно, как и свое собственное, поэтому мы можем отметить гуманное отношение ребенка к другому. Если же разность показателей оказывается величиной отрицательной, то тако-го отношения к сверстнику, по всей вероятности, у данного ребен-ка нет. Таким образом, имея формулу:
(ZSи - ZSп) / ZSи х 100, где Z — сумма длин дуги;
мы получаем количественный показатель гуманного отношения к сверстнику в группе детей как солидарной идентификации.

Оставаясь в рамках вышеприведенных рассуждений, сходным образом обрабатываются первичные данные в других методиках. В методике «Железная дорога» ребенок проводит паровозик по одно-му и тому же участку «железной дороги», т. е. путь во всех замерах остается постоянной величиной; тогда скорость, а следовательно, вероятность наказания за ошибки выражается в показателях време-ни при интегральном и парциальном санкционировании, т.е. (tп-tи) / tи х 100 — таков индекс КИ в методике «Железная дорога».

В «Тропинке» условия инструкции как бы переворачиваются, теперь увеличение скорости выполнения задания испытуемым ставится в прямую зависимость от возможности получения им награды, в то же время детей по-прежнему ориентируют на безошибочную работу. Естественное желание получить приз «подгоняет» ребенка как можно быстрее закончить задание в интегральном замере. Сохраняя неизменной длину и конфигурацию «тропинки» (путь) для каждого ребенка, мы получаем возможность, вводя парциальное санкционирование, судить о скорости выполнения задания ребенком, а значит, о желании содействовать награде сверстника, по показателям времени, т. е. индекс КИ в этой ситуации следующий: - (tп-tи) /tи х 100.

Таким образом, мы имеем эти формулы для подсчета индекса гуманного отношения к сверстнику у каждого ребенка в различных ситуациях деятельности. Полученные относительные величины (индекса КИ) являются основой для дальнейших статистических манипуляций: определения средней арифметической (X), среднего квадратического отклонения и других показателей. Средние статистические по группам (возрастным, половым и пр.) для каждой методики отражают качественный характер изменений поведения детей в группе (гуманного отношения к сверстнику) в зависимости от различных условий их деятельности.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру