Звуки музыки, живописи и поэзии

Цель: Закреплять у детей понятие - музыкальный звук, учить вслушиваться. Развивать творчество детей в игре со звуками, умение находить решение в речевой интонации, жестах, мимике. Проявлять индивидуальность. Прививать любовь к искусству.


Ход занятия

Музыкальный руководитель
Сегодня вас ждет встреча. Нас приглашает в гости маэстро. Он большой знаток и любитель музыки.

За ширмой появляется кукла Маэстро.

Маэстро
Я приглашаю вас в музыкальный зал, где всюду живет музыка. Вас, дети, ждут удивительные представления, приключения и путешествия. Это не совсем обычный зал. Не только мы бываем в нем, но и он может быть в нас - в тебе и во мне.
Чем человек отличается от животного?

Ответы детей.

Маэстро
Но разговор разговору рознь. Представьте, взял я книжку и читаю: "Зеленый ходит дуб налево, у лукоморья говорят, златая ночью песнь ученый, направо кот на дубе том". Это нескладушка.

Заранее подготовленный ребенок читает отрывок "У лукоморья" правильно.

Маэстро
И произошло чудо. Давайте представим. Музыкальный зал превратился в берег моря. Это живая картина, как замечательно разговаривает с нами А.С. Пушкин. Слова самые обыкновенные, но речь, рассказ становится живой волшебной картиной. Человек может говорить о смешном или печальном. Но замечательная человеческая речь та, в которой есть смысл, красота, чувство. Так вот, мой друг, музыка - это тоже речь. В ней есть смысл, красота и чувство.

Музыкальный руководитель
Когда в музыке есть слова, все понятно, а если нет слов, как тут поймешь, про что музыка? Какой в ней смысл?

Маэстро из ряда картин выбирает "Витязь на распутье" - показывает детям.

Маэстро
Витязь никуда не мчался, размахивая мечом, а сидел в седле, опустив голову и глубоко задумавшись. Думы у него, видно, были невеселые. Куда ни поедешь, всюду опасности подстерегают, как гласит надпись на камне придорожном. Может, повернуть богатырю назад, пока не поздно? Как вы думаете, повернет этот витязь назад или поедет по страшной дороге вперед?

Дети
Это храбрый богатырь. Он ничего не испугается и поедет вперед.

Маэстро
Сейчас он тронет своего верного друга коня - и вперед на борьбу с Соловьем-разбойником и другой нечистью. Ну а ты, окажись на месте этого витязя, как бы поступил? Вот видишь - эта картина заставила нас задуматься. Она как бы спрашивает: а как бы поступил ты в трудную минуту? А ведь художник не говорит нам ни слова. Он говорит с нами при помощи чего?

Ответы детей
При помощи красок и линий.

Маэстро
Но ведь вы поняли, о чем он говорит. Не только слова, но и линии, краски, человеческие жесты могут разговаривать. На своем языке говорят и музыкальные звуки. Но чтобы их понять, нужно знать их язык.

Игра "Закрой глаза - и ты увидишь..."
Не открывая глаз, попробуй увидеть, что слышишь. (Шум, шелест, скрип, позвякивания и т.д.)

Маэстро
Вот видишь, картину можно описать словами, можно нарисовать красками, а можно создать с помощью звуков. Скажите, а это музыка? (Ответы детей.) Звуки музыки поющие, и называют их музыкальные звуки. Шумовые звуки существуют сами по себе. Звуки природы от человека не зависят. А вот музыкальные, поющие звуки человек создал сам. Звуков, из которых получается настоящая музыка, не было на свете, их придумал человек.

Игра "Звуковая угадай-ка"
Прислушаемся к звукам за окном, в зале. Что на улице? Какой звук  прячется в вещах, предметах? Определить звуки: громкий, тихий, звонкий, глухой, прозрачный, нежный.

Маэстро
Как ты думаешь, почему человек, когда создает музыку, пользуется поющим звуком?

Дети
Очень красивый.

Маэстро
Что такое красота? (Показывает рисунок - пятна красок красного, зеленого, синего, желтого цветов.) Посмотрите: яркая красная краска. Правда красивая? А вот зеленая - словно весенняя трава. А вот синяя, как морская вода, в которой отражается небо. Замечательная краска. И желтая солнечная нам тоже нравится. Красивая картина? Вам весело, когда вы смотрите на эти картины? Или тревожно? Может быть, грустно? А может, тебе захотелось что-то совершить?

Ответы детей.

Маэстро
А может, смешать все краски? Нет, бессмысленно. Потому что краски сами по себе, может, и красивые, но одна кричит: "Я в самом центре, а меня больше..." Интересно? Не очень. И разве нам будет интересно, если звук будет говорить: "Я - скрип телеги", "А я зато стук топора". И каждый будет хвастаться, вот я какой. Вот раздался звук трубы, а вот скрипки, потом флейта. Красиво или некрасиво? Да никак, хотя это и поющие звуки. Звуки музыки и краски живописи не о себе должны рассказывать: вот, мол, какие мы красивые, яркие, громкие, певучие. Они становятся музыкой или картиной только тогда, когда начинают свой рассказ о жизни людей, о красоте природы. Музыкальный певучий звук отличается от шороха, грохота тем, что может рассказывать не только о себе. В руках человека, музыканта, он может быть нежным и суровым, протяжно-печальным или энергично-шагающим. Поющий звук создан человеком. Хлеб начинается с зерна. А музыкальные звуки - это зерна музыки. И чтобы их слышать, люди придумали музыкальные инструменты. Какие?

Ответы детей.

Игра "Угадай, на чем играю?"
(Дети угадывают музыкальные инструменты и подбирают соответствующюю картинку.)

Слушание:
1. Как по-разному рассказывают поющие звуки?
"Веселый крестьянин" Шуман
"Сладкая греза" Чайковский

2. Характер музыки соответствует ли названию?
"Утро" Григ
"Шествие троллей" Григ

Работа в альбоме. Нарисуй, что рассказала музыка. (Свои впечатления о произведениях.)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру