Скрипичный ключ

Скрипичный ключ

Урок 7

1. Проверка домашнего задания.

2. Объяснение понятия "скрипичный ключ" ("Сказка о мудрой сове", часть I). После чтения "Сказки о мудрой сове" педагог должен объяснить ребенку: "Ключ называют "скрипичным" потому, что он как бы ведает нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки". Написание скрипичного ключа ребенок сможет освоить, выполняя домашнее задание в нотной тетради.

3. Разучивание пьесы "Народная прибаутка". Пьесу сначала следует играть третьим пальцем правой руки, а затем третьим пальцем левой руки. В дальнейшем при разучивании других пьес в работу надо постепенно включать и другие пальцы.

4. Разучивание детской песенки "Мухомор" (для дальнейшего подбора по слуху).

5. Слушание пьесы А. Гречанинова "В разлуке".

Перемена. "Сказка про муху".

Сказка о мудрой сове

Часть I

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот...

Как-то прилетела к ней птичка —
Серенькая невеличка,
Плакать, вздыхать начала
И речь такую повела:

- Добрая сова, помоги,
От беды меня убереги.
Все знают, что я пою
Каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю,
Ему проснуться помогаю,
Но сегодня злые пауки
Спрятали все ноты в сундуки.

А сундуки те на замок закрыли,
И ключи от замков в земле зарыли.
Без песенки я жить не могу.
Как солнышку теперь помогу?

- Не горюй, я выручу тебя из беды, -  успокоила сова птичку. Взяла она
ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нем что-то рисовать, приговаривая:

— Я сначала нарисую
Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь.
Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:
Чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую
Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,
А зовется он СКРИПИЧНЫЙ.
И второе имя есть,
Напишу его я здесь: КЛЮЧ СОЛЬ

Запомни, птичка — серенькая невеличка, он называется так потому,

Что начало завиточкатт
На второй рисуют строчке, —

как раз на той самой второй строчке, где пишется нота соль первой жтавы.

Бери, птичка, этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.

Поблагодарила птичка — серенькая невеличка добрую сову и полетела за своими нотами.

Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку.

Сказка про муху

Жила-была муха. До чего же у нее был плохой характер! Только и слышалось то тут, то там ее недовольное жужжание. Солнышко греет — муха злится, что жарко ей, ветер подует — снова плохо, летать неудобно. То в цветах сок слишком сладкий, то роса чересчур холодная, то лист, под кото-рым она жила, очень широкий — и вот так целыми днями.

Прошло лето. Наступила осень. Солнце уже почти не грело, ветер стал сильным и холодным, цветы завяли и в них давно уже не было никакого сока, а лист, служивший надоедливой капризуле крышей, свернулся, стал сухим, дырявым. Замолчала тут муха, призадумалась и полетела в деревню. Забилась в щелку между бревнами дома, сидит, трясется от холода и бубнит себе под нос:

— А все же летом-то лучше! Есть захочется — полезай в любой цветок, пей сок на здоровье. Жарко станет — прячься под лист, он такой широкий, просторный. Жажда замучает — пожалуйста, на любой травинке роса. А летать как приятно! Ветерок тебя подхватит, прохладно сразу станет и летишь себе, летишь... А сейчас что творится! На улицу выглянуть противно. Если не от холода умрешь, то с голодухи. Тьфу! То ли дело летом!

Ворчала, ворчала так муха и сама не заметила, как уснула. Проспала она всю зиму. Наступила весна. Муха проснулась, выбралась из щелки и полетела на волю.

Вы спросите, что было дальше? Слушайте. Жила-была муха. До чего же у нее был плохой характер! Только и слышно то тут, то там ее недовольное жужжание. Солнышко греет — муха злится, что жарко ей... Одним словом прочитайте сказку сначала и узнаете, что было дальше.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. В нотной тетради потренируйся писать скрипичный
ключ.
2. От звука ЛЯ подбери по слуху песенку "Мухомор".
3. Пьесу "Народная прибаутка" играй третьим пальцем
поочерёдно правой и левой рукой.
4. Выучи наизусть стихотворение А. Толстого "Вот уж
снег последний в поле тает" и умей выразительно его
прочитать.

Вот уж снег последний в поле тает.
Тёплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.

5. Принеси на следующий урок цветные кружочки-ноты
ДО, РЕ, МИ, а также чёрный кружочек и нотоносец со
скрипичным ключом, который ты сделаешь вместе с родителями.
6. Наклей в нотной тетради рисунок с нотами и радугой, который сделаешь вместе с родителями.

Задание для родителей
Попросите ребенка раскрасить рисунок с радугой (ноты с полосками — в цвета радуги), вырезать рисунок по пунктирным линиям и наклеить в нотную тетрадь на внутреннюю сторону обложки.
На другом листе бумаги начертите нотоносец со скрипичным ключом, расположив его по длине листа. Расстояние между линейками — 10 мм.
Попросите ребенка наклеить полученное изображение на плотный картон. К следующему уроку понадобится этот нотоносец, кружочки-ноты ДО, РЕ, МИ и черный кружочек.

См. Приложение


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру