Сперва "Аз" да "Буки", а потом и наукиИстория о мальчике Онфиме, славянской азбуке и православной школе

Сценарий праздника

Зал празднично украшен. Сцена делится на две части: дом мальчика Онфима и школа (в классе стоит длинный стол с лавками, у икон горит лампада), на задней стене сцены, ближе к школе, — изображение храма.

Гости занимают свои места в зрительном зале, участники постановки выходят на сцену в русских костюмах.

Ведущая
Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, ребята! Собрались мы сегодня, чтобы два праздника отметить: о Дне славянской письменности вспомнить и выпускников нашей подготовительной группы в школу проводить. Посмотрите и послушайте старинную историю о мальчике Онфиме, славянской азбуке и православной школе.

Давно-давно в городе Новгороде жил да был мальчик по имени Онфим. И давно хотелось этому Онфиму грамоте выучиться. Собралась как-то вся Онфимова семья за столом. Онфим и говорит младшим братьям и сестрам.

Семья мальчика Онфима сидит в горнице за столом.

Онфим
Вот подрасту, наукам разным выучусь, буду книги читать, на службе в храме помогать.

Папа
Решили мы, Онфим, что и вправду пора тебе учиться. Голова всему начало: где ум, там и толк. Отдадим тебя в школу к учителю грамоты. Ведь путь к книжному познанию начинается с азбуки. Сперва «Аз» да «Буки», а потом и науки.

Мама
Завтра поведем мы тебя, сынок, в школу. Ты же будь прилежным да послушным. Приложишь труд и терпенье – постигнешь ученье.

Онфим
Хочется в школу, да что-то боязно мне, матушка.

Мама
А ты, Онфимушка, не бойся никого, кроме Бога одного.

Папа
Как в школу, сынок, придем, ты перекрестись, поклонись святым иконам, а потом поклонись учителю. Доброе начало – половина дела.

Ведущий
Наутро повели родители Онфима в школу.

Ребенок-чтец
Рядом с храмом домик,
Окна смотрят в сад.
Это небольшая
Школка для ребят.

Тут в уютном классе
Парты в ряд стоят,
Яркие картины
По стенам висят.

А в углу лампада
У икон горит:
Обучаться чадам
Сам Господь велит.

Семья входит в школу. В классе за столом уже сидят ученики, учитель стоит перед ними.

Папа
День добрый всем! Бог в помощь учителю и ученикам!

Мама
Вот привели мы своего сына грамоте учиться. Иди, сынок, с Богом.

Родители благословляют Онфима и уходят.

Учитель
Проходи, паренек, в комнату. Зовут-то тебя как?

Онфим
Онфимом меня батюшка с матушкой назвали, Онфимом и кличут.

Учитель
Проходи, Онфим. Не торопись: сперва Богу помолись.

Ученики встают и вместе с учителем поют молитву «Царю Небесный».

Учитель
Теперь садись, Онфим, к ученикам.

Учитель берет в руки большой свиток славянской азбуки.

Мы с вами, ребята, – люди русские. Русские – племя славянское. И язык, который мы с вами учим, – славянский. Грамота пришла на Русь с принятием христианской веры, когда принесены были церковные книги на славянском языке. Азбука славянская зовется кириллица по имени святого равноапостольного Кирилла, составившего эту азбуку, создавшего для славянских народов письменность. Святого Кирилла и его святого брата Мефодия зовут учителями славян. В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть значение.

Учитель показывает буквы на свитке или на отдельных табличках, предлагая детям повторять названия букв.

Учитель
Эта буква «Аз».

Дети
«Аз».

Учитель
Это «Буки».

Дети
«Буки».

Учитель
Это «Веди».

Дети
«Веди».

Учитель
Слово «аз» по-славянски означает «я». «Буки» – «буква». «Веди» – от глагола «ведать», что значит «знать». Повторяя название первых букв славянской азбуки, человек как бы говорит: «Я знаю буквы». Повторите-ка, ученики, названия букв.

Учитель показывает детям буквы, дети хором громко произносят их названия.

Онфим
Громкое какое у вас ученье получается.

Мальчик-ученик
Каждую букву мы хором произносим, пока не запомним. Азбуку учат, на всю избу кричат.

Учитель
А теперь поупражняемся в письме. Вам надо будет переписать в свои берестяные грамотки буквы. Писание требует усердия и старания. Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело.

На листках бумаги, затонированных так, что они стали похожими на берестяную кору, карандашами-писалами ученики переписывают буквы.

Онфим
Вот непросто-то как в руке писало держать. Пальцы стерженьком по бересте царапают, как будто поле вспахивают. Приду домой, папеньке с маменькой загадку про письмо загадаю – пусть догадаются, что мы на уроке делали. Пять волов одной сохой пашут.

Учитель
Закончили упражнение в письме? Теперь я покажу вам книги, по которым вы будете учиться читать. Вот «Букварь», «Часослов», «Псалтирь». Книги надобно беречь, читать с почтением и аккуратностью.

Онфим
А я слышал, что про книги иногда говорят: «Прочитал от доски до доски». Как это?

Учитель
Ну-ка, кто на этот вопрос ответит? У нас Николка уже всю азбуку одолел. Сможешь ли, Николай, ответить?

Николка
Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски» значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.

Онфим
Сколько ты, Николка, знаешь!

Николка
Да вовсе и немного. Только азбуку выучил. Низкий поклон (Николка кланяется) учителю нашему за науку. Тут родители мои, как положено, горшок каши в благодарность за ученье просили передать.

Николка ставит на стол перед учителем горшок каши.

Учитель
Кто родителей почитает, того и Бог не забывает. А ведь мы с вами, ребята, и учимся – родителям на утешенье, Церкви и Отечеству на пользу. О помощи Божьей в таком учении и просим в молитве, которую перед занятиями должно читать:
Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, Нашему Создателю на славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Учитель сначала прочитывает всю молитву, потом читает по частям, поясняя значение непонятных слов, дети повторяют за ним.

Учитель
Для каждого из тех, кто уже начал или совсем скоро начнет учиться, приготовлена у нас такая молитва. Ее надо постараться выучить наизусть.

Детям раздаются листочки с перепечатанной молитвой.

Онфим
А есть особая молитва, которую после учения читают?

Учитель
Есть и такая молитва. Давайте ею Бога поблагодарим:
Благодарим Тебя, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Как и предыдущая, эта молитва прочитывается учителем, поясняется, после чего дети повторяют ее за учителем по частям.

Учитель
Слава Богу за все! А теперь берите, ребятишки, ложки, Николкину кашу будем пробовать.

Дети угощаются кашей.
Потрапезничав, встают, молятся, прощаются с учителем, выходят из школы. Онфима встречают родители.

Мама
Ну как, Онфим, понравилось тебе в школе?

Онфим
Очень понравилось! Все понравилось!

Папа
А грамоте учиться трудным не показалось? Не показалось тебе, что язык славянский – непонятный?

Онфим
Нет, конечно!

Николка
Виктор Афанасьев
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковно-славянский язык.

Мальчик-ученик
Евгений Санин
Нет, он от века не отстал.
Здесь что ни слово – то кристалл.
Да что там слово – буквы в нем
Горят Божественным огнем!

Сравни слова «уста» и «рот»,
Постой у «врат» и у «ворот»...
Нет, не язык отстал от века,
А век – с паденьем человека!

Онфим
Папа, мама, а икону святых братьев Кирилла и Мефодия, которые составили славянскую азбуку и помогли славянам научиться вере Христовой, вы мне покажете?
А о жизни их нам в школе рассказывать будут?

Папа
О жизни и подвигах равноапостольных Кирилла и Мефодия учитель вам, конечно, будет рассказывать. А перед иконой святых Кирилла и Мефодия мы обязательно помолимся святым братьям, ведь сегодня день их памяти.

Мама
Давайте поставим у праздничной иконы весенние цветы.

На сцену выносится аналой с большой праздничной иконой.
Если зал можно быстро затемнить, в полутьме на экран проецируется слайд с изображением иконы святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Ведущая
Великий князь Владимир
Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, дети, икону цветами,
Пролейте слезу благодарности им.

Простые их буквы – не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.

На север славянский от светлого юга
Те искры святые они принесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.

Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, что светоч бы тот погасила,
Нет моря, что искры бы залило те!

Вы, чистые, юные, милые дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.

В тяжелом сомненьи, в житейской невзгоде,
В беде – призывайте вы их имена.
Учители наши, Кирилл и Мефодий,
Хранят нас молитвой на все времена.

Далее праздник может быть продолжен торжественным вручением «дипломов» об окончании детского сада, песнями и стихами о школе (их исполнят те, кто не участвовал в постановке).

После этого все участники и гости утренника приглашаются к праздничному чаепитию.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру