Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России. Часть V

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций об эпохе Древней Руси.

Цель: Сообщить элементарные сведения об эпохе Древней Руси: в те времена во главе государства стоял князь. У него была дружина. Ежегодно князь собирал со своих крестьян дань (часть собранного урожая, скота, изготовленных ремесленниками изделий).

Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, главных ворот Киева, Софийского собора.

Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.

2. Чтение былины "Вольга и Микула".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Вольга и Микула". Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Обогатить словарь словами и выражениями: дружина, оратай, пахарь, соха, дань, лихие люди.

Ход: Воспитатель читает былину и беседует с детьми.

Вопросы:
• Куда и зачем отправился князь Вольга Святославович вместе со своей дружиной?
• Кого они встретили по дороге?
• Чем удивил крестьянин Микула молодого князя?
• От чего Микула предостерегал молодого князя?
• Почему Вольга Святославович предложил Микуле присоединиться к своей дружине?
• Почему князь оставил Микулу управлять тремя городами?

3. Чтение сказки "Мальчик с пальчик".

Цель: Продолжать формировать представления об основных занятиях людей в Древней Руси (земледелие). Закрепить в речи слова и выражения: соха, пахарь, борозда, крестьянин, пашня. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Ход: Воспитатель предлагает послушать сказку и ответить на вопросы:
• Почему главного героя сказки прозвали "мальчик с пальчик"?
• Какую работу выполнял в поле отец?
• Какими орудиями труда пользовались крестьяне в Древней Руси?
• Почему барин решил купить волов?
• Чем закончилась эта история?

4. Дидактическая игра "Откуда хлеб пришёл?"

Цель: Закрепить представления детей о трудовых процессах, связанных с изготовлением хлеба.

Материал: Карточки с изображением отдельных процессов изготовления хлеба.

Ход: Детям предлагается разложить карточки в хронологическом порядке и рассказать о каждом процессе.

5. Пословицы, поговорки о земле, о хлебе.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о земле, о хлебе. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице и поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель зачитывает пословицы и поговорки и вместе с детьми размышляет о смысле каждой из них.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Что в поле не родится, всё в доме пригодится.
Земля - кормилица наша.
Хлеб всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

6. Беседа "Города России".

Цель: Дать краткие исторические сведения об истории возникновения некоторых русских городов (Царицын, Москва, Новгород). Развивать умение вести диалог на тему, предложенную воспитателем, опираясь на личный опыт детей. Закрепить в речи названия городов России.

Ход:

В: Россия - очень большое государство, в котором много больших и маленьких городов. Каждый город имеет своё название и свою историю. Например, наш город раньше назывался Царицын, потому что был основан на реке Царица. Москва тоже получила своё название, потому что была построена на Москва-реке.

Воспитатель предлагает вспомнить, в каких городах России они побывали или что-то слышали о них. Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель предлагает поиграть в игру "Города России".

(Дети становятся в круг. Воспитатель бросает кому-то из детей мяч, ребёнок называет город и т.д.).

7. Инсценирование сказки "Мужик и медведь".

Цель: Продолжать формировать представления об основных занятиях Древней Руси. Используя разные средства выразительности (интонация, мимика, жесты), уметь передавать образы героев.Материал: атрибуты для инсценировки.

Ход: Воспитатель предлагает детям изобразить следующие образы: человека, который внезапно увидел медведя; медведя, который ест мёд; лису, которую укусила оса и др. Те дети, у которых получились самые выразительные образы, выбираются на исполнение главных ролей.

8. Подвижная игра "Почта".

Цель: Закрепить названия городов России. Упражнять в создании выразительных образов. Воспитывать умение соблюдать правила игры.

Ход: Дети становятся в круг, водящий - в центре. Перекличка водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта.
- Откуда?
- Из города ... (Ведущий называет город).
- А что в этом городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают, играют с мячом, поливают, копают, и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант. Игра заканчивается, как только водящий наберёт пять фантов.

Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.
Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Правила игры: Нельзя повторять названия городов.

9. Изодеятельность. Коллаж.Тема: "Вольга и Микула".

Цель: Повторить содержание былины. Формировать умение соединять аппликацию с рисованием. Поощрять умение и желание работать в коллективе, планировать будущую деятельность (отбирать нужные средства изодеятельности, обговаривать эскиз, распределять обязанности).

Материал: Цветная бумага, краски, клей, кисти, ватман, простые карандаши и др.

Ход: Воспитатель предлагает обсудить, какой сюжет будут изображать дети, какие виды изобразительной деятельности можно использовать для передачи тех или иных эпизодов сюжета. Далее предлагает сделать эскиз или же показывает свой собственный, с помощью которого дети выполняют коллаж.

Вольга и Микула

Когда воссияло солнце красное
На том ли на небушке на ясном
Тогда родился молодой Вольга Святославович.
А минуло с той поры да немало лет,
Стал Вольга князем Древнянским.
Собирал он себе дружинушку храбрую,
Тридцать молодцев да без единого,
А сам то Вольга тридцатым был.
Поехали они в города да за далёкие,
Выехали в чистое поле -широкое.
Услыхали в чистом поле оратая:
Пашет в поле оратаюшка,
Сам посвистывает, сошка у него поскрипывает.
Ехала дружинушка да по полю,
Ехала-то день до вечера, не могла до пахаря доехати.
Лишь на третий день оратая увидели:
А бороздочки он да попахивает,
Пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то камни в бороздку валит.
Говорит тут Вольга таковы слова:
"Божья помощь тебе, оратай,
Орать да пахать, да крестьянствовати!"
Говорит оратаи: "Спасибо тебе, Вольга Святославович!
Куда путь держишь со своей дружинушкой?"
Отвечает Вольга Святославович:
"Едем мы в путь не близкий -
Собирать дань с трёх городов."
А оратай ему советует: "Ай же ты, Вольга Святославович,
Не езжай ты в те края далёкие:
Там живут мужички да все разбойники,
Да потопят тебя в речке во Смородине!
Я недавно был в тех краях лихих,
Да учил их уму-разуму дубинкою"
Призадумался Вольга Святославович,
А потом приглашает пахаря:
"Ай же ты, оратай удалой,
Удивил ты нас своею силою.
Так поехали с нами во товарищах"
Говорит оратай таковы слова:
"Я оставил сошку во бороздочке,
А надо бы её сохранить,
Как бы сошку из земли повытряхнути.
Да бросить её да за ракитов куст?"
Посылает Вольга Святославович
Пять молодцев могучих
Вынуть сошку из сырой земли,
Бросить её за ракитов куст.
А молодцы да сошку всё вокруг вертят,
А не могут её из земли поднять.
Тут посылает Вольга Святославович
Всех своих ребятушек - та же беда!
А оратай на своей кобыле соловенькой
Подъехал да к сошке кленовенькой,
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли повытряхнул,
Бросил её да за ракитов куст.
Тогда сели все да на коней своих,
В путь-дороженьку отправились.
Тут начал Вольга выспрашивать:
"А как звать тебя да по имени?"
Отвечает пахарь-русский богатырь:
"А зовут меня Микула Селянинович."
Долго ли, коротко ли дорога вилась,
А приехали они ко городу,
Стали по городу похаживать.
Увидали жители Микулу Селяниновича,
Стали шёпотом да поговаривать:
"Как этот третьего дня был,
Мужичков-то наших уму-разуму учил!"
Стали мужички собираться,
Стали совет держать:
"Как бы придти да извиниться,
Да Микуле Селяниновичу низко поклониться?"
Пришли мужички к Микуле,
Говорят ему да таковы слова:
"Не держи на нас обиды, Микула Селянинович,
Оставайся у нас воеводою"
Тут говорит Вольга Святославович:
"Ай же ты Микула Селянинович!
Я жалую тебя тремя городами.
Оставайся здесь!".

Методические разработки "Все для детского сада"


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру