Волшебная шкатулка
Цель: Закрепить знания детей об основных событиях и героях трёх былин. Продолжать закреплять пространственные представления у детей. Закрепить в речи слова, обозначающие направление движения. Упражнять лепить изображения людей и морских животных, используя различные приёмы лепки, а также средства выразительности.
Предварительная работа: трое детей разучивают отрывок из былины "Ставр Годинович".
Ход: Звучит сказочная музыка.
Воспитатель
Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие. Но, чтобы продолжить путь, вы должны вспомнить наши прошлые приключения.
А поможет нам в этом волшебная шкатулка. Достаём из неё план группы.
Дети работают по карте, находят пункт 1, определяют его местонахождение в группе: это ширма для теневого театра.
Воспитатель
Давайте посмотрим!
Просмотр отрывка из былины "Илья Муромец".
Воспитатель
А теперь, проверим, какими вы были внимательными, когда слушали эту былину!
Воспитатель
1. Как звали героев этой былины?
(Илья Муромец - крестьянский сын, болел тридцать лет и три года, лежал на печи; калики перехожие - путешествующие музыканты; Соловей-разбойник - басурман, творящий зло, с помощью своего страшного свиста).
2. Кто и с помощью чего вылечил Илью?
(Калики перехожие с помощью добрых слов и колодезной воды, которую выпил Илья).
3. С кем собирался сразиться Илья Муромец?
(С Соловьём-разбойником).
4. Как называлось место сражения?
(Место то называлось Чёрная Грязь; добрый конь там не хаживал, а люди - какие были - все мертвы лежат).
Воспитатель
Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам - игра, а какая угадайте сами. На Руси всегда любили померяться силой богатырской.
Воспитатель достаёт из шкатулки эмблему с изображением дерущихся петухов. Предлагает мальчикам сыграть в игру "Петушиные бои".
Воспитатель
Давайте снова обратимся к нашему плану - пункту 2. Здесь изображены театральные маски, значит, мы попали на театральную сцену. И сейчас настоящие артисты разыграют отрывок из былины. Попробуйте угадать её название.
Дети-артисты разыгрывают сцену из былины "Ставр Годинович".
Василий Микулович
Что-то не весело у тебя на пиру, князь! Не музыканты играют - собаки воют.
Князь
Так нет других!
Василий Микулович
Как нет? А слыхал я - будто в сыром погребе у тебя томится знатный гусляр Ставр Годинович?!
Князь
Не прогневайся! Будет тебе знатный гусляр!
(Обращается к входящему Ставру)
Ставр, будь ласков, позабавь гостя!
Ставр
Я играю для души, а не из-под палки, и не буду тебе играть!
Василий Микулович
А ли ты не узнал меня, Ставр Годинович?
Ставр
Нечего мне тебя узнавать, гость чужеземный!
Василиса Микулична (разоблачаясь)
А теперь, узнал меня?
Ставр
Василиса! Ты ли это? А где твои косы?
Василиса Микулична
А косами я тебя, Ставр, из погреба вытащила! (Уходят).
Дети называют былину.
Воспитатель
Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие эмоции испытал каждый герой былины и при каких обстоятельствах. Давайте поиграем в игру "Подбери нужную картинку".
Дети
Князь испытал гнев, когда Ставр Годинович хвалил свою жену.
Воспитатель
Подберите картинку к этому эмоциональному состоянию.
Дети
Василиса опечалилась, когда узнала, что мужа посадили в острог.
Воспитатель
Подберите картинку к этому состоянию.
Дети выполняют задание.
Воспитатель
Подберите картинку к состоянию Ставра Годиновича, когда он узнал в "добром молодце" свою жену.
Дети
Удивление, радость.
Последнее задание спрятано в музыкальном уголке.
Воспитатель
Предлагаю вернуться к плану, найти следующее задание. Последняя загадка музыкальная.
Воспитатель включает отрывок из оперы "Садко". Дети слушают и называют былину.
Воспитатель
А сейчас, выбрав правильные ответы на вопросы, вы вспомните эту былину.
В каком городе жил Садко?
(Изумрудном; Великом Новгороде; Городе Мастеров).
На берег какого озера часто приходил Садко?
(Молочного с кисельными берегами; Лебединого; озера Ильмень).
Кого встретил Садко на озере?
(Морского царя; водолаза; русалку).
Каким ремеслом стал заниматься Садко в Новгороде?
(Печь пироги; чинить самовары, продавать товары).
Куда решил отправиться Садко с дружиной?
(За границу; за московскими товарами; загорать).
Куда попал Садко в бурю?
(На другой корабль; на дно морское; на пляж).
Почему морской царь отпустил Садко домой?
(Сжалился; тот сам сбежал; Садко отдал ему свои гусли).
Воспитатель
Молодцы. У морского царя был пир. А мы что делаем на праздники?
Дети
Веселимся.
Воспитатель
А какое веселье без хорошей игры?
Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру по желанию детей.
Методические рекомендации "Все для детского сада"