Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России. Часть III

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена появились первые ремесленники (кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи и др.); ремесленники в то время использовали очень простые инструменты; ремесленники продавали свои товары на торжищах.

Материал: иллюстрации с изображением людей, занятых разным ремеслом.

Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации.
В те далёкие времена появились первые ремесленники - специалисты в разных видах ремесла: кузнецы (ковали из железа ограды, подковы, орудия труда), ювелиры (создавали украшения), гончары ( занимались производством посуды), ткачи ( занимались производством тканей). Ремесленники в то время использовали очень простые инструменты. Только личное мастерство ремесленника позволяло ему производить изделия, которые нравились тем, кто их заказывал.

Сначала ремесленные изделия изготавливались для нужд семьи такого мастера. Но затем соседи или другие люди, кому нравился вид и качество изделий ремесленника, стали заказывать ему тот или иной товар.
Для того, чтобы его изготовить , нужны были металлы, глина, пряжа, дерево или другое сырьё. Вот и приходилось заказчику или самому мастеру отправляться разыскивать их в местах обмена и торговли - торжищах. Со временем торжища приобретают большое значение.

Чем больше обменивалось и продавалось на торжищах товаров и продуктов, тем богаче становилось население этих мест.

2. Чтение и беседа по былине "Садко".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Садко". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Помочь понять содержание былины, используя вопросы. Обогатить словарь детей словами и выражениями: гусли, гусляр, торжище, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень озеро, Новгород.

Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины.

В каком городе жил герой былины? Как его звали? Каким ремеслом занимался Садко? Почему Садко оказался на Ильмень-озере? Как у Садко оказался волшебный шёлковый невод? Что обещал подарить озёрный царь Садко? Почему Садко решил отправиться путешествовать по морю? Что случилось с ним во время путешествия? Почему Садко порвал струны на гуслях? Какую награду предложил морской царь Садко? Чем закончилась былина?

3. Слушание отрывков из оперы Римского-Корсакова "Садко".

Цель: Поощрять желание детей слушать симфоническую музыку, высказываться об образах, возникающих в их воображении, определять характер отдельных музыкальных отрывков.

Материал: Магнитофон, кассета с записью отрывков из оперы "Садко, бумага, краски, кисти.

Ход: Дети садятся на ковёр. Воспитатель предлагает послушать отрывки из оперы "Садко" и рассказать, какие образы возникли в их воображении, затем просит их зарисовать.

4. Музыкально-дидактическая игра "Оркестр".

Цель: Формировать представление о разнообразии инструментов в оркестре. Расширить словарь детей: флейта, арфа, скрипка, гусли, труба.

Материал: Магнитофон, кассета с записью, набор картинок с изображением различных музыкальных инструментов, два обруча.

Ход: Воспитатель предлагает послушать короткие музыкальные произведения, затем предлагает рассмотреть картинки с разными музыкальными инструментами. Просит детей ответить, какие инструменты звучат в оркестре, а какие нет. В один обруч кладутся картинки с изображением инструментов, которые звучат в оркестре, в другой - картинки отсутствующих инструментов.

5. Подвижная игра "Море волнуется".

Цель: Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

Ход: Дети становятся в произвольном порядке.
В: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три; любая морская фигура замри!

Дети замирают, а воспитатель выбирает любую фигуру и просит показать её. Тот, кто правильно угадал, становится ведущим. Игра продолжается.

6. Хоровод "На горе-то калина".

Цель: Закрепить основные движения русского хоровода.

Ход: Дети одновременно поют и выполняют движения.
На горе-то калина, под горою малина (подняв сцепленные руки, идут по кругу вправо),
Ну, что ж, а кому какое дело малина, ну, что ж, а кому какое дело калина (останавливаются, делают четыре скользящих хлопка в ладоши, а на слове "калина" три притопа).
Там девицы гуляли, красные гуляли ( идут обратно в круг),
Калинушку ломали (дети рвут сначала правой, потом левой рукой "калину").
Во пучочки вязали ("вяжут").
На дорожку бросали (кладут правую руку на левую, на слове "бросали" энергично в сторону опускают руку),
Ну, кому, какое дело бросали! (повторяют движения припева).

7. Пословицы и поговорки о труде.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о труде. Подвести к пониманию того, что в каждой поговорке, пословице заключена народная мудрость.

Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Была бы охота - будет ладиться работа.
Землю красит солнце, а человека труд.
Старание и труд своё возьмут.
Не одежда красит человека, а работа.
Делу время - потехе час.

8. Дидактическая игра "Герои русских былин".

Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков целую картину. Развивать восприятие.Материал: Набор кубиков.

Ход: Детям предлагается по образцу или без него собрать изображения разных былинных героев.

9. Дидактическая игра "Не одежда красит человека, а работа" (разрезные картинки).

Цель: Уточнить представления о различных ремёслах, закрепить в речи их названия. Развивать восприятие.

Материал: Разрезные картинки, изображающие разных ремесленников.

Ход: Детям предлагается из разрезных картинок собрать целые; рассказать об этом ремесле, вспомнить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, сноровке.

Садко
Как во славном городе да в Новгороде
Ай как был Садко - славный музыкант.
Да играл он на гусельках на струнчатых,
И ходил с ними да по честным пирам.
Потешал князей да бояр хмельных.
И как тут беда приключилася:
Не зовут его на почестен пир.
Не зовут его на весёлый пир и день
И другой, и на третий день.
Как Садко теперь приунылося.
И пошёл Садко к Ильмень - озеру.
И садится он на горюч-камень,
И грает он да во гусельки.
Так играет он с утра раннего
И до позднего вечера тёмного.
А по вечеру волна в озере расходилася,
Да вода с песком вся смутилася.
Устрашился Садко, испугался.
Как тут вышел к нему царь Озёрный.
Говорит он Садко таковы слова:
"Как и был у меня да почестен пир,
Как спотешил ты всех гостей моих,
И за это тебя я пожалую.
А ступай, Садко, в славный Новгород,
У купцов купи невод шёлковый,
Да закинь его в Ильмень-озеро.
Ты поймаешь тогда три рыбины.
Уж как перья у них золотые все!
Так и сделал Садко.
А за каждую рыбину выменял
Лавку с торговым рядом.
Стал Садко купцом Новгородским.
И выкупил все товары новгородские.
И решил теперь в путь отправиться,
Чтобы выкупить все товары заморские.
Как построил он тридцать кораблей,
Да отправился на них по морю.
А как в славном городе да в Новгороде
Ждать его осталась Любавушка -Невеста его наречённая.
Как выехал он да на море,
Поднялась тут буря великая.
Мачты стонут, от тяжести гнутся,
Паруса на корабликах рвутся.
Говорит Садко своей дружинушке:
"Сколько по морю мы не ездили,
А Морскому царю дани не плачивали.
Требует дань царь Морской!
Самого Садко требует!
"Попрощался Садко с дружинушкой
И спустился на доску дубовую.
Заснул Садко на доске дубовой,
А проснулся в море да на самом дне.
Увидал палаты белокаменные.
В тех палатах сидит царь Морской.
Говорит царь Морской таковы слова:
"А и здравствуй, Садко, новгородский князь.
Уж и сколько ты по морю хаживал,
Теперь сам пришел ко мне во подарочки.
Сказывают, мастер ты великий
На гуслях играть на яровчатых.
Поиграй-ка здесь, позабавь меня!
Как Садко стал играть да на гусельках,
Как плясать пошёл грозный царь Морской.
Море синее опять разыгралося,
Корабли опять разбиваются.
Опечалился Садко, струны тонкие он на
Гусельках своих разорвал в сердцах.
Царь Морской тогда говорит ему:
"Ты порадовать сумел царя грозного,
И за это бери в жёны дочь мою.
"Отвечает Садко Царю грозному:
"Благодарен я тебе за такую честь,
Но тоска меня взяла пуще прежнего,
Ждёт меня невеста Любавушка
Смилуйся надо мной, царь Морской,
Отпусти ты меня да в родимый край."
Смиловался над ним грозный царь Морской,
Отпустил его по-хорошему.
Как уснул Садко да на дне морском,
А проснулся в Новгороде, в палатах своих.
Тут и радости было во всём городе.
Стал Садко по-прежнему по пирам ходить,
А ему теперь славы все поют.

Методические разработки "Все для детского сада"


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру