День победы - это сегодня единственный праздник, который соединяет нацию

Интервью с Председателем Правления Союза писателей России В.Н. Ганичевым

- Валерий Николаевич, во-первых, хочу от имени читателей сайта поздравить Вас с приближающимся великим праздником Победы. Только что завершился всероссийский детский конкурс "Гренадеры, вперед!", который проводил Союз писателей России совместно с Группой компаний "Гренадеры", редакцией журнала "О Русская земля", Министерством обороны РФ при поддержке Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию. Каково Ваше видение итогов этого конкурса?
 
- Очень радует то, что дети активно откликнулись. На конкурс пришло около 600 работ – сочинений, записей строевых песен, моделей боевой техники. Экспонаты поступали со всей страны - от Владивостока до Пскова, от Архангельска до Ставрополя и Краснодара. Из Нижнего Новгорода, кстати, такую искусно сделанную модель подводной лодки прислали! Модель танка прислал даже мальчик из Ингушетии. Это особенно ценно. Он не считает себя и свой народ в России изгоем и воспринимает эту Победу, как нашу общую. А детские сочинения – это поистине живая вода. Вчера я читал одно - про солдата Ивана Бессмертного. Конечно, это сказка, скорее даже былина, но какой в ней заложен смысл! Автор описывает, как Иван Бессмертный стоял насмерть и не пропустил врага. Немцы героя убили и закопали, а через какое-то время приходят наши солдаты, и Иван из этой могилы неожиданно выкарабкивается и идет дальше бить супостата. Вот что пишут наши дети. Они сейчас нам дают урок отношения к нашей истории. Это дорогого стоит.
 
- Детям важно ощущать себя гражданами страны, победившей фашизм. Насколько, по-вашему, это отражено сегодня в отечественной литературе?
 
- В русской литературе было несколько "волн", посвященных этой теме. Литература о войне, на мой взгляд, это вершина нашей литературы XX века. На этой вершине вместе находятся "почвенники" - создатели "крестьянской" литературы, как ее называют, а на самом деле просто литературы нравственной, такие как Распутин, Белов, Астафьев и писатели-фронтовики, запечатлевшие в своих романах, повестях и рассказах Великую Отечественную войну. Это Алексеев, Бондарев, Стаднюк, Годенко, Исаев и многие другие. Сейчас вошло в литературу послевоенное поколение "военных" писателей, которые рассказывают уже о военных действиях в Чечне и Афганистане. Виктор Николаев или Виталий Носков – это люди, которые не понаслышке знают о войне, они участвовали в ней.

Отечественная "военная" литература пережила довольно непростой период, начавшийся с конца 80-х годов, когда писать о войне стало "немодно": издатели не хотели работать с авторами пишущими о войне, считая это неприбыльным. Одновременно началась целая кампания по развенчанию значения и итогов Победы. Она велась целенаправленно у нас и за рубежом, причем самыми разнообразными методами. Одни без конца вспоминали беды и трагедии, принесенные военным лихолетьем, другие постоянно твердили о преступлениях и жестокости, которые свойственны любой войне. Кто-то чернил героев-участников войны, придавая облик безжалостных монстров нашим великим полководцам, например, Георгию Жукову: дескать, он воевал, не щадя солдатских жизней, и побеждал немцев численностью "пушечного мяса". Поминали недобрым словом Верховного Главнокомандующего. Необоснованно придавалось решающее значение в победе над врагом штрафбатам, а главной движущей силой наступательных операций оказывался СМЕРШ и заградотряды. Получалось искаженная и в целом, очень неприглядная картина войны. Но в народной памяти хранились другие воспоминания. Народная память – великое хранилище событий и фактов отечественной истории. В ней запечатлено все – от татаро-монгольского ига до времени "тишайшего" Алексия Михайловича, от строительства державы Российской великим Петром до полета в космос первого космонавта Земли. Память народа является бесценной сокровищницей, причем проявляется это даже на бытовом уровне. Моя тетушка, помню, говорила: "А, вот при царе было то-то". Потом начали говорить о другом, и она: "А, вот до войны было так". Деды и отцы рассказывали своим детям о том, как они воевали, о подвигах товарищей. Среди наших солдат ведь не было принято хвалиться своими подвигами. Когда я учился в школе, у нас был военрук – Иван Алексеевич Коробко, который рассказывал только о том "как мы драпали". "Мы, - рассказывает, - драпали от самой границы, немцы за нами по пятам. Ночью прятались в стог сена, вдруг видим враги, прямо возле нас. Погибать, так с музыкой! Выскакиваем, нападаем на них. Всех положили, а среди них оказывается полковник с секретной картой. Ну, получил потом за это орден Красной Звезды". Или еще: "Мы драпаем, отступаем, прячемся у обочины дороги, а по ней ползут фашистские танки колонной. Дорогу-то перейти надо. Погибать, так с музыкой! Мы подбиваем танк, затем еще один" И за этот эпизод Иван Алексеевич тоже был награжден. О том как "драпали" он любил рассказывать, а у него вся грудь была в орденах, включая орден благоверного Александра Невского. Я в свое время написал небольшой рассказ "Как мы драпали", желая показать, как мы отступали, чтобы потом перейти в наступление. В прошлом году я встретился со своим старым учителем на Украине, где я рос в военные и послевоенные годы, на Сорочинской ярмарке. Он мне говорит: "Валерий, ты вот рассказал, как мы драпали. А как наступали, я ж тебе не рассказывал". Оказалось, что он в войну был командиром батальона десантников, сражался и под Сталинградом, и на Прохоровке, дошел до Берлина. Это был замечательный человек, как и все его поколение – великое поколение. По их рассказам создавалось подлинное, неискаженное представление о Войне. Их внуки по праву хотят гордиться своими дедами, хотят гордиться нашей Победой. Война – это трагедия, но надо знать как мы одержали Победу, какую бы грязь под видом правды не изливали на нас.

Знаменитый наш писатель, герой, участник войны, оборонявший Сталинград, сражавшийся на Прохоровке, Михаил Николаевич Алексеев, будучи в заграничной поездке разговаривал с одним зарубежным деятелем. Тот и говорит: "Я смотрю ваши фильмы, и понимаю, как вы отступали, но не понимаю - как вы взяли Берлин?". А новое поколение жителей России помнит и хочет понимать это.

Сейчас на Россию, на наш народ обрушивается столько обличений и обвинений! Некоторые из них справедливы, но их надо воспринимать с учетом того, что при этом было нами достигнуто. Нам говорят: "Вы, русские, и выпить любите, и на боку на печке полежать". Все может быть, только ведь русский Иван полежит-полежит, да и встанет, и одержит такую победу, которой от него никто не ждал - разобьет врага на поле Куликовом, под Бородино, на Прохоровке.
 
- Раньше в школах с детьми вели большую патриотическую воспитательную работу. Важной ее частью были встречи с ветеранами войны, в том числе с писателям- фронтовиками. Чем реально сегодня члены Союза писателей России могут помочь патриотическому воспитанию?
 
- Все что они могут – делают. К сожалению, писателей-фронтовиков осталось не так много. Я живу в "писательском" доме и на его стене недавно вывесили мемориальную доску "Они сражались за Родину". Там указано 26 фамилий жильцов-фронтовиков, а дом заселялся в 1986 году. Из них сейчас живы только восемь человек.

В октябре 2004 года мы проводили Пленум Союза писателей России в Волгограде (бывшем Сталинграде), в решениях которого обозначили эту тему: "Ни шагу назад! Не отдадим нашу Победу!". Ее сегодня пытаются у нас вырвать, извратить, фальсифицировать. Задача писателей военного поколения рассказать о ней честно, так как было. Сейчас проходит масса встреч писателей с читателями, посвященных 60-летию Победы. Журнал "О Русская земля" подготовил серию таких встреч в Московской области - в Балашихе, в Можайске, в Волоколамске. Недавно потрясающей силы встреча фронтовиков-писателей с ребятами прошла в Орле. 3–4 мая на Прохоровском поле мы будем проводить Прохоровские Чтения, и на них тоже будут звучать выступления участников войны. Совсем недавно делегация Союза писателей России побывала в Киеве, где прошла презентация книги "Советский солдат" писателя-фронтовика И. Сизоненко. Судьба автора книги удивительна. 30 апреля 1945 года он ворвался в Берлин и был тяжело ранен. Впал в кому, и все уже считали его умершим. 9 мая раненого вывел из комы сам великий военный хирург Бурденко. Как Сизоненко выжил – непонятно, но живет и до сих пор пишет. Книга выходит под эгидой Союза писателей России, хотя формально он член Союза писателей Украины и это как раз лишний раз доказывает, что Победа была нашей общей.

Отдельная история – проведение конкурса "Гренадеры, вперед!". На Союз писателей легла очень большая нагрузка, и все строилось в значительной степени на энтузиазме. На мой взгляд, в череде юбилейных мероприятий дети оказались в некотором смысле заброшенными. Не было центральной государственной организации, которая бы скоординировала работу с ними. Есть ведь на это и средства, есть и спонсоры, которые готовы финансировать такие проекты. Поток детских работ на конкурс, которыми мы буквально завалены, свидетельствует о том, что самим детям это интересно.
 
- Ваше самое яркое воспоминание о празднике Победы? 
 
- Я помню сам День Победы 1945 года, поскольку учился тогда уже в четвертом классе. Все тогда были буквально наэлектризованы. Уже восьмого мая с часу на час ожидали объявления о конце войны. В нашем украинском селе все репродукторы были включены, чтобы не дай Бог не пропустить этого главного известия. Весна, родители у всех в поле, а мы сидели на уроке в нашей полусгоревшей школе. Вдруг кто-то вбегает в класс и кричит "Ура! Победа". Мы все вскочили, сломя голову, прыгали с парт в проход и побежали к выходу из школы, торопясь сообщить об этом своим родным. Директор школы, безрукий фронтовик, остановил нас, но, конечно, в этот день нам было уже не до уроков. Девятого мая утром было объявлено о подписании Германией безоговорочной капитуляции. На праздничный митинг собралось все село – от стара до мала. Из района на машине приехал секретарь райкома. У машины опустили борта и она стала импровизированной трибуной с которой выступил и секретарь, и наш военком, еще кто-то. Меня тоже поставили на эту трибуну и просили почитать стихи. Я их и сейчас помню:
 
Крепни Советская наша держава,
Радуйся вольной земли человек,
Ленину – слава, Сталину – слава,
Партии – слава вовек!
 
Рядом с машиной стоял и внимательно слушал меня дед – наш сельчанин. Он, наверняка многое повидал на своем веку, жил бедно - одежда вся заплатах, и, наверняка, ни партии, ни Ленину, ни Сталину славу воздавать не стал бы. Но здесь он стоял и слушал, и на каждое мое слово согласно кивал головой, потому что в тот момент все личное отступило на задний план. Главной была наша Победа! Примечательно, что никому тогда не приходило в голову отделять украинцев от русских. Это была Победа всего народа нашей великой страны. Я знал одного фронтовика, капитана пехоты, татарина по национальности. Он человек тоже очень заслуженный, орденоносец, рассказывал, что, выскакивая из окопа в атаку, кричал своим солдатам, среди которых был представители разных национальностей: "Вперед, славяне!". Никто не считал тогда, что его национальное достоинство каким-то образом от этого ущемляется.

Главный атрибут Дня Победы это, конечно, парад на Красной площади. Кстати сказать, мало кто помнит, что при Никите Хрущеве праздновать Победу было запрещено и парадов никаких не было. Еще живы и в силе были ветераны маршалы Жуков, Малиновский, Рокоссовский, Василевский и они, их подвиги служили укором самому Хрущеву, напрочь лишенному военных талантов. На его совести сданный в сентябре 1941 года немцам Киев и Харьковский "котел". Вспоминать обо всем этом Никите Сергеевичу было не с руки. Но его сняли осенью 1964 года, как раз в канун двадцатилетия Победы. И в юбилейный год возродили традицию проведения парадов на Красной площади, снова начали широко праздновать Победу. Это была такая радость! Я тогда работал заместителем главного редактора журнала "Молодая гвардия". Мы поместили на страницах журнала обращения художников Корина, Коненкова и Пластова под названием "Берегите святыни наши!". Письмо было написано в связи с юбилеем Победы и призывало новые поколения страны беречь все то, что связано с памятью о нашем прошлом. Обращение было размножено, оно получило широкий резонанс. Фактически, этим был придан начальный импульс созданию Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Мы также организовали проведение походов по местам боевой славы. Эта тоненькая ниточка, связывавшая поколение шестидесятых с героическим и славным прошлым, постепенно упрочнялась. К работе подключились военные следопыты, занявшиеся собиранием экспозиций школьных музеев, поиском воинских захоронений. Проводились их слеты, встречи с ветеранами. Двадцать-двадцать пять миллионов человек участвовали в этом. Возглавлял движение сначала маршал Конев, потом эстафету подхватил Баграмян, затем летчик-космонавт Береговой.

Я неоднократно бывал на парадах Победы на Красной площади. Мощное, красивое и убедительное зрелище. Все западные атташе помню, приходили на гостевую трибуну с фотоаппаратами, снимали нашу военную технику, новые танки, пушки и ракетные установки. По-видимому, этот парад играл свою роль в сдерживании агрессивных настроений в отношении нашей страны. Пятьдесят-семьдесят лет мы помогали сохранять мир на наших рубежах потому, что были сильны, потому что была сильна память о Великой Отечественной войне. День Победы это, пожалуй, сегодня единственный праздник, который соединяет нации, вне зависимости от политических взглядов.

Но ведь в списке праздничных дат этого года еще много важнейших исторических и духовных дат: 625-летие Куликовской битвы, 525-летие "стояния на реке Угре", фактически обозначившего, что Россия стала сильным и независимым государством. Впервые 4 ноября мы будем чтить Казанскую икону Божией Матери вместе с тем праздновать День примирения и согласия, в память о том, как в 1612 году Москва была освобождена от польско-литовских интервентов. Какая череда духовно великих для нас дат! Мы предполагаем в эти осенние дни провести очередной Всемирный Русский Народный Собор, посвященный идее примирения нашего общества, примирения разобщенных потомков тех, кто ковал великую Победу.

Беседова Ольга Кирьянова




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру