Боятся, что священник придет в школу, не нужно

Интервью с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, Управляющим делами Московской Патриархии

- Владыка, нравственное воспитание детей – одна из главных задач сегодня, однако чаще всего родители полагают, что этим должна заниматься школа, а школа апеллирует к семье. Кто же на Ваш взгляд должен взять на себя труд?

- И школа, и семья, и общество, и, конечно, Церковь. Ребенок сейчас большую часть времени проводит в школе. Родители в это время на работе, и когда они приходят домой – в шесть-семь часов вечера, ребенок резонно говорит им: "Мама, папа, я устал". Как правило, все садятся к телевизору и этим ограничивается семейное общение и воспитание.

На мой взгляд, а такой же позиции придерживаются многие специалисты-педагоги, воспитывать ребенка надо начинать тогда, когда он еще в утробе матери. Начальное воспитание – долг родителей. Именно они должны внушить малышу: вот это – хорошо, а это – плохо, так нельзя делать, а так – поступать правильно. Ребенок должен научиться с самого юного возраста говорить "нет" - греху, "нет" - плохому поступку и быть твердым в этом.

Когда ребенок приходит в школу, то в основном ориентируется в своем поведении на класс, на коллектив. Здесь тоже родители должны прививать ему осторожность, предупредить, что даже коллектив может повести тебя неправильно. Очень много случаев, когда ребенок следует за своими сверстниками, боясь утратить их уважение, а потом горько раскаивается в этом. Я убежден, что нравственно воспитывать юную личность должны и школа, и семья, и общество. Несомненно, однако, что важная роль в этом процессе принадлежит Церкви. Церковь не должна стоять вне воспитательного процесса. Мы не говорим о том, что всех строем надо вести в храм.

Вспомните, до революции у нас не было ни трений, ни тем более конфликтов ни на религиозной почве, ни на национальной. Русские и представители других национальностей жили в Казани среди мусульманского населении, и не было никакого национализма. Проблемы на этой почве начались тогда, когда у нас прекратилось религиозное воспитание. Когда ребенок не получает религиозных знаний, а ему сверстники где-то на улице говорят, допустим: "Ты русский! Брейся наголо, одевайся в черное, и бей чужих - от них все проблемы" то, весьма вероятно, что он призыву может последовать.

Все это – следствие религиозной безграмотности. Нам сейчас жизненно важно исправить ситуацию. Если этого не сделать, то последствия могут быть непредсказуемыми.

Те сомнительные идеи, которые в 90-х годах популяризировали среди молодежи, сегодня приносят свои плоды. Тогда говорили: зачем учиться? Надо делать деньги. Думай не о душе, а о деньгах. Прямым следствием отсутствия нравственного воспитания является то, что недавно произошло в Челябинске и это ужасно. Проблема дедовщины стояла и раньше, но до  такого не доходило. А вспомните русскую армию до 1917 года? Там не было никакой дедовщины. Наоборот, старый солдат помогал молодому, за провинность чаще всего по-отечески пожурит, но и пожалеет: "Ты же еще безусый!". Тогда человека с детства учили: "люби ближнего своего и помогай ему". Даже в шестидесятые-семидесятые годы школьников приучали помогать старшим, уважать их, уступать им место в транспорте. А сейчас авторитет старшего, как более мудрого, знающего и потому более значимого члена общества утрачен.

Мы должны учить нашу молодежь любить ближних, но одна этическая норма без религиозного содержания – ничто. Юному человеку иначе не понять: за что любить-то? Когда мы в слово "любовь" вкладываем религиозный смысл, тогда человек знает - почему надо любить.  

- Сейчас ведется ожесточенная дискуссия о том, стоит ли вводить в школу "Основы православной культуры"? Многие полагают, что это противоречит идее светскости государственной школы.

Закон отделяет Церковь, то есть религиозную организацию от школы, но не отделяет саму религию. Нигде в законе не написано, что религия отделена от школы. Потому что религиозные взгляды есть почти у каждого человека, только в разной мере. И мы, когда изучаем Пушкина или Достоевского, мы соприкасаемся с определенными религиозными воззрениями.

Сейчас примерно в 40 регионах России уже преподают "Основы православной культуры". В некоторых регионах этот предмет носит другое название, допустим, "Основы краеведения" или просто "Краеведения". В ряде регионов этому и не препятствуют, и не содействуют. Но количество школ и количество школьников, которое охватывают эти курсы, разное.

Сейчас Министерство образования осуществляет реформу светской школе, в соответствии с нормами, заложенными в Болонском соглашении. Мы, от лица Церкви говорим, что коль реформа идет, то не забудьте, что кроме образования должно быть и воспитание. Недостаточно давать только определенную сумму знаний по физике, по химии, по биологии. Ребенок должен знать не только как мир устроен, но и зачем он устроен. А ответ на то, зачем он устроен дает Библия, дает Евангелие. Мы выступаем за то, что нельзя обучать ребенка естественным дисциплинам и не говорить про религиозное образование. Религиозное образование должно сопутствовать светскому.

Естественно, что мы считаем одним из существенных недостатков, что школьные учебники еще старые, советская ментальность еще присутствует в системе образования. Школа никак не откажется от теории дарвинизма, эволюции, и не дает детям возможности изучать библейское повествование о происхождении мира. А если ребенок скажет, что, "извините, я не согласен с теорией Дарвина, в моем понимании мир сотворил Бог", ему ответят: "Садись, "два"". Потому что в учебнике написано по-другому. Такие конфликты бывали, мне на это жаловались.

Боятся, что священник придет в школу, не нужно. Нужно бояться, что там появится носитель античеловеческой идеологии, который будет проводником наркомании и прочих пороков в молодежную среду. Мы и дальше будем продолжать переговоры, и будем надеяться, что все же позиция Министерства культуры будет меняться.

Что касается тех детей, родители которых придерживаются не только атеистических, а вообще безрелигиозных взглядов, то здесь нужно вводить предмет - основы морали или этики, гражданской этики. Но это обязательно нужно.

- Противники введения "Основ православной культуры" в школах говорят о том, что сейчас существует кадровая проблема, то- есть нет людей, способных преподавать этот предмет. Как Церковь участвует в решении этой проблемы?

- Сейчас есть возможность решить этот вопрос, и у нас есть достаточное количество кадров, которые могли бы преподавать. Это не только люди от Церкви, это и педагоги, которые получили дополнительное образование, вторую профессию. К примеру, в нашей Калужской области в прошлом году проходили специальные курсы подготовки и получили государственный документ на право преподавания "Основ православной культуры" где-то 180 педагогов. И это происходит не только в нашей области, а  повсеместно. И, кроме того, уже не первый год во многих городах действуют  теологические факультеты, филиалы Свято-Тихоновского гуманитарного университета, который имеет государственную аккредитацию. Действует  Иоанно-Богословский Университет где тоже есть государственная аккредитация, есть и в других городах высшие учебные где готовят специалистов для преподавания в школах ОПК.

Я считаю, что в школе могут и должны преподавать миряне, и у нас для этого достаточно подготовленных специалистов. Священник в свою очередь должен помогать этим преподавателям, если у них есть какие-то сложные вопросы, то он должен помочь найти ответ, разъяснить те или иные недоумения. Но священник нужен в школе еще и для того, чтобы если есть какие-то проблемы у молодого человека, он бы мог подойти к священнослужителю и побеседовать с ним. Это важно не только в школе. Я считаю, что священник должен быть и в армии для того, чтобы солдат в трудные минуты имел бы возможность обратиться к нему и обсудить те вопросы, которые его смущают.

- Последние события на Чтениях показали, что существует определенное непонимание между Русской Православной Церковью и Министерством образования, которое все-таки лоббирует введение в школах курса изучения "Истории религий" вместо "Основ православной культуры". Каковы, на Ваш взгляд, перспективы разрешения этого противостояния?

- Сами родители, когда их спрашивают, согласны ли вы с тем, что у ваши детей будет введен курс "Истории религий" - протестуют. Протестуют потому, что когда они задают вопрос: а что там будут преподавать? им начинают перечислять – ислам, буддизм, иудаизм, христианство. Родители заявляют категорично: "Нет. Мои дети этого не будут учить". Навязывание изучения истории религий не полезно для России. В советское время все это мы уже проходили. Тогда тоже навязывали изучение всех религий, преследуя одну цель: чтобы все они  выглядели однообразно. И предмет этот назывался "научный атеизм". По-моему, это не лучшая традиция нашего прошлого.

У нас ведутся переговоры с Министерством образования не только о предмете "Основы православной культуры". Есть проблемы, которые возникли совсем недавно. Они касаются не только Православной Церкви, а вообще негосударственных образовательных учреждений. Два года назад, с принятием поправок в закон об образовании, было отказано в финансировании негосударственным образовательным учреждениям, то есть гимназиям и лицеям. Получают государственное финансирование только те из них, которые являются государственными или муниципальными. На наш взгляд должна быть альтернативная система образования: если родители хотят, чтобы ребенок получил хорошее образование и хорошее воспитание, то они могли бы отдать его в православную гимназию, которая сейчас с трудом может существовать без поддержки государства. Мы считаем этот вопрос важным и ставим его перед Министерством образования. Православную гимназию я привел, как пример. В принципе должны быть частные школы, где бы ребенок, осваивая общеобразовательные предметы, получал нравственное воспитание и базовые знания о своей вере, о своей духовной традиции.

Немаловажным мы считаем вопрос и социального положения педагогов негосударственных учебных заведений. Законом об образовании у учителей, которые работают в государственных школах и тех, которые трудятся в Православных (негосударственных) школах, разный статус. По-разному происходит расчет пенсий преподавателей работающих в негосударственных и государственных учебных заведениях. Но ведь те и другие  трудятся по образованию молодежи, и даже больше в православных школах занимаются и воспитанием и педагог больше время уделяют работе с детьми. Считаю, что это положение закона надо изменить.
 
Очень актуальная для нас проблема – признание церковного образования, потому что по настоящий день церковное образование государством не признается. Я имею в виду Духовные школы: духовные училища, семинарии и Академии. Интересно то, что сама светская наука, зародилась в церковной науке. И Славяно-греко-латинская академия, это было духовное учебное заведение, и оттуда выделилось светское направление науки. Естественно, немножко странно, что государство признает памятники истории и культуры, охраняет и бережет их, бережет ценные иконы, а то, что породило их - Православную Церковь, православную духовную традицию, - не признает. И Духовная школа, государством не признается. Это тоже одна из проблем, которые мы сейчас обсуждаем с Министерством образования, и которая требует скорейшего разрешения.

Беседовала Елена Москвитина




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру