Судьба нашей страны зависит от нашей решимости

Интервью с Ф.Н. Савельевой, Президентом Межрегиональной общественной орагизации "Родители, педагоги и ученые за нравственную традиционную российскую школу".

Вы стояли у истоков Интернет-портала "Слово". Как родилась идея его создания?

Все произошло по Промыслу Божию. В 1998 году в Москве сложилась инициативная группа ученых, педагогов, родителей, которые ставили своей целью создание действующей модели общеобразовательной школы, которая была бы православной не столько по названию, сколько  по устроению, по содержанию образования. Образование по нашему убеждению должно строится на синтезе религиозного сознания и академической науки. После того, как наши многократные попытки не увенчались успехом, Господь распорядился так, что нам предложили создать педагогический интернет-портал - виртуальный прообраз той самой школы с тем, чтобы потом было легче воплощать наши идеи. Кроме того, благодаря Интернету, наши наработки становятся  доступны каждому учителю, и круг единомышленников ширится.

Как вы подбираете авторов? Могут ли появляться на портале и в журнале статьи педагогов-профессионалов, но людей религиозно-индифферентных?

Мы поставили перед собой высокую планку, стремясь собрать авторов, которые разделяют наши взгляды и осознают необходимость комплексного похода к образованию, о котором я говорила. Важно, чтобы материалы, которые поступают на портал, являлись продуктом целостного мировоззрения.

Сколько ваших авторов являются педагогами?

От общего числа авторов портала, которое сегодня уже перевалило за триста, я думаю, - треть из них - серьезные специалисты, имеющие и ученое звание, и практикующие преподаватели  с большим стажем работы, в том числе и в школе. Это люди, которые уже имеют опыт внедрения именно такого направления в образовании. Они не только поддерживают его, но воплощают в реальность в ходе своих уроков, классных часов, краеведческих экспедиций.

Многие сегодня говорят о том, что общеобразовательная школа находится в кризисе, ее роль суживается, а главной задачей является удержание детей в стенах какое-то время, чтобы они не вырвались на улицу. При таком утилитарном подходе  ваши идеи могут показаться изыском. Своевременно ли то, что Вы внедряете?

Отвечу фразой, которая звучит, наверное, высокопарно, но  как мне кажется очень уместно: "форель всегда плывет против течения". Форель, как известно, дорогая и редкая рыба, деликатес. Надо иметь мужество, если веришь в свою идею, плыть против общего течения.

Ваше отношение к реформам средней школы, которые сейчас осуществляются?

Почему-то, реформы, которые проводит Министерство образования, касаются того, что можно было бы не реформировать. Есть много проблем, которые нужно  решать, но, тем не менее, реформируют именно то, что является основой отечественного образования, которое готовило Отечеству настоящих граждан и лучших ученых в мире. Мы – я сейчас говорю от лица всех своих единомышленников, - не понимаем, почему нужно кардинально менять то образование, которое считалось и до сих пор считается самым лучшим образованием в мире.

На моей памяти нынешняя реформа уже шестнадцатая. Одной из ее задач является изменение учебного плана, на котором держится школа. Пока все эти попытки Божиим Промыслом  завершались неудачей.

Наш министр образования А.Фурсенко предполагает ввести подушевую оплату учителям, заявляя, что их - переизбыток. Это-неправда: если исходить из требований штатного расписания, то школьных преподавателей по-прежнему не хватает. Многие учителя работают с перегрузкой, что не может не отразиться на качестве проведения урока. Другое дело, что детей учиться стало меньше, но это вопрос не школы, а государственной политики, в том числе и демографической.

Директор, согласно этой реформе, становится менеджером, который рассматривает образовательные услуги, учителя и своего ученика, как товар. А как можно товар воспитывать? Директору - менеджеру будет выгодно сокращать количество преподавателей, предпочитать тех, кто имеет меньший уровень профессиональный квалификации потому, что по тарифной сетке высококлассные профессионалы получают больше. Выгодно будет уменьшать количество классов, переполняя их.

Монетизация образования ничего хорошего не несет. Это очередной шаг к разрушению традиционной высококлассной системы отечественного образования. Неприятно то, что сознание общественности усыпляется постепенностью перехода к этой рыночной системе образования. То, что раньше вызвало бы всеобщее возмущение, постепенно кажется вполне приемлемым. Директора школ уже готовы к этому переходу. 

Отдавать на откуп рыночным отношениям задачу воспитания человека, патриота, специалиста, а в конечном счете укрепления государства – недопустимо. Государство всегда должно держать в руках  решение этой задачи. Это, если хотите, часть национальной безопасности.

Вы преподаватель естествознания. На ваш взгляд, как обстоит дело в школе с этой дисциплиной?

В учебном плане пока стоит два учебных часа в неделю практически по всем курсам естественного цикла: окружающий мир,  география, физика, химия, биология. Этого хватает с натяжкой. Однако предполагается согласно той же реформе, ввести профильное образование, а для этого нужно высвободить часы.  Что это значит? Если школа выбрала для своих учащихся математическое направление, то она будет только заниматься математикой. Идут разговоры, что биологии ни в шестом, ни в одиннадцатом классе не будет. Предположительно в два раза сократится объем преподавания географии, физики, химии. Можете себе представить, что будет с учащимися тех школ, которые сориентируются на предметы гуманитарного цикла. Катастрофически снизится уровень того традиционно качественного отечественного образования, о котором мы вначале говорили. В итоге из школьных стен выйдут выпускники, которые не имеют цельного  качественного образования. Это будут люди, владеющие английским и французским, но не представляющие естественнонаучную картину мира. Итог  такой реформы - невежественные люди с узким кругозором.
Что же делать?

Противостоять. Не с кастрюлями, конечно, на улицу выходить – это мера крайняя, и не очень эффективная. Но, по крайней мере, публично заявлять о своем несогласии на родительских собраниях, директорам школ, писать письма в Министерство образования. Я считаю, что это – первая задача родителей потому, что учитель настолько забит чиновниками, что он просто не в силах этого сделать. Именно родители, которые в первую очередь отвечают за воспитание детей, должны задуматься, что происходит в образовании, должны понять, что судьба их  собственной страны зависит от их решимости. 

Беседовала Ольга Кирьянова




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру