Чтобы горел огонь веры…

Интервью с протоиереем Александром Ремеровым, кандидатом богословия, ректором новосибирского православного Свято-Макариевского Богословского института, клирика Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска

- Как был образован Свято-Макариевский Богословский институт?
 
- В прошлом году 31 мая в день памяти преподобного Макария Алтайского институт отпраздновал свое десятилетие. Он начался с богословских курсов, которые организовал Владыка Тихон, тогда епископ Новосибирский и Барнаульский. Курсы были устроены по просьбе нашей научной и творческой общественности, которая после многих лет господства атеистической идеологии ощущала необходимость в знаниях о Вере и Церкви. Поначалу проводились встречи со священнослужителями в здании епархиального управления. Для этого выделили отдельное помещение – две больших комнаты, соединенных между собой. Здесь за чашкой чая с пряниками собирались люди, неравнодушные к вопросам духовной жизни, интересовавшиеся богословскими науками. Эти встречи вел сам Владыка Тихон или епархиальные клирики. Порой собиралось до шестидесяти человек. Сейчас пятеро из бывших участников этих встреч служат у нас на приходах епархии.

Вскоре решено было придать встречам и беседам более систематический подход и организовать нечто вроде курсов. Епархия у нас тогда была большей по территории - Владыка носил титул Новосибирского и Барнаульского, - и была возможность привлекать к работе священников не только из Новосибирска, но из Томска и Барнаула. Наш благочинный - томский протоиерей Леонид Хараим, педагог по образованию, вместе с новосибирским священником Андреем Федоровым, который также имел педагогическое образование, составили примерный план занятий. Их цель заключалась в знакомстве слушателей с проблематикой богословских предметов. Каждую из дисциплин вели разные священники из Новосибирска, Томска, Барнаула. На один курс отводилось три лекции. Задача перед ними стояла не из легких – с одной стороны надо было дать представление о той или иной отрасли богословской науки, а с другой – эти лекции должны были быть интересными, увлекать аудиторию. Чтобы понять, какой непростой была эта задача, можно обратиться к недавнему примеру. В прошлом году ректор одного из наших ВУЗов обратился к Владыке с просьбой прислать преподавателя по "Православной культуре России" - курсу, разработанному священниками нашей епархии. Мы ему предложили специалиста по русской религиозной философии - этот курс также был создан нашими батюшками, имеющими ученые степени по философии. Когда преподаватель пришел в ВУЗ, то заведующий кафедрой спросил, хватит ли ему на лекцию получаса. После того как заведующему кафедрой представили план спецкурса и рассказали, о чем будет идти речь, он в изумлении воскликнул: "я не знал, что в богословии есть о чем говорить!". Наше первое общение было примерно на таком уровне.

Первые лекции собирали до двухсот человек. Помещение нам предоставил Сибирский кадровый центр Академии Госслужбы. Это – бывшая партшкола и именно в этом здании мы собрались вначале. Одновременно велась работа по подготовке к открытию Богословского института. Изначально мы ориентировались на открытие не просто Духовного училища, а института, собираясь вести обучение и юношей и девушек. Помимо священнослужителей Новосибирску и близлежащим областям необходимы были преподаватели религиоведческих и культурологических дисциплин с православным уклоном. А кто у нас преподаватели? В основном женщины. Это и воспитательницы в детском саду, и преподаватели Воскресных школ, и педагоги в общеобразовательной школе.

- Каков возраст абитуриентов? Это вчерашние школьники или люди более зрелого возраста?

- Если говорить о первом наборе, то, конечно, это были люди зрелые, многие уже имели ученые степени. Сейчас возрастной разброс очень большой – от выпускников школ до пенсионеров. У нас сейчас заканчивает пятый курс женщина-пенсионерка, но она очень много работает, старательно осваивает науку. Учась еще на пятом курсе полностью написала диплом, сейчас готовиться к защите.

- Сколько сейчас студентов в институте? 

- Вместе с заочниками у нас обучается около двухсот студентов. В институте около семидесяти преподавателей. Отрадно, что к нам приезжает много заочников из регионов, т.е. в своей деятельности институт охватывает многие области Сибири – от Салехарда до Улан-Уде.

- Какие предметы изучаются в институте?

- Образование у нас строится с учетом стандартов высшего образования, а не среднеспециального. Мы брали за основу программу Духовных академий, т.е. с самого начала ставили планку довольно высоко. В чем-то ориентировались на Свято-Тихоновский Богословский институт, теперь уже Гуманитарный Университет. Кроме того, уже существовал минимальный государственный стандарт по теологии.  Все это было сведено воедино с учетом наших условий. Программа предусматривает пятилетнее обучение, шестой год посвящен подготовке диплома.

- Существует статистика востребованности выпускников? Куда они уходят работать? 

- В основном это преподаватели Воскресных школ. Есть люди, которые закончили наш институт и параллельно Педагогический университет. Они преподают в школах и колледжах. Есть среди них работники библиотек, что, конечно, очень важно: библиотечные фонды пополняются православной литературой и необходимы специалисты, способные в ней ориентироваться. Что удивительно для меня самого – обучается много сестер милосердия. Им знания необходимы при работе с больными.

- Поддерживаются ли какие-то отношения со светскими учебными заведениями города Новосибирска?

- Наш ВУЗ входит в Ассоциацию негосударственных ВУЗов России сибирского региона. Поскольку у нас нет своего помещения, то мы занимаемся в аудиториях Новосибирского Государственного технического Университета, который предоставляет нам их в течение всех десяти лет. Практически во всех ВУЗах мы проводим тематические встречи, в том числе ежегодные конференции, посвященные Дням славянской письменности и культуры, приглашая к участию в них преподавателей и студентов. Большинство новосибирских институтов и университетов участвуют в наших региональных Рождественских образовательных Чтениях. Почти во всех ВУЗах в сетке программ присутствует какой-то предмет из числа наших православных дисциплин - или "Православная культура России", или "Русская религиозная философия", или "Православная психология". В основном их ведут священнослужители, которые имеют и духовное образование, и светские степени.

При Богословском институте создан молодежный хор, в котором наши студенты составляют процентов двадцать, а остальные - представители других ВУЗов города. Этот хор не относится к кафедральному собору или иному храму. Ребята поют в разных храмах на престольные праздники, а также Великим постом, особенно на первой седмице. Институтский хор участвует во всех городских фестивалях и праздничных мероприятиях.

- Какова на Ваш взгляд главная проблема современного православного духовного образования в России?

- Воцерковление. Первый год у нас обычно уходит на то, чтобы первокурсник перестал пугаться батюшку и церковных терминов. К концу года у студентов уже по иному светятся глаза, они начинают смотреть на все без робости. Основное условие одно – по воскресеньям бывать на службе и не реже раза в месяц причащаться Святых Христовых Тайн.

- А как Вы проверите, соблюдает ли человек это требование? К каждому сторожа не приставишь…

- Спрашиваю. И верю на слово. Кроме того, если это правило нарушается, студент сразу начинает хуже учиться, перестает успевать по предметам. Он перестает понимать то, что ему преподается и это сразу заметно.

На мой взгляд, наша главная задача сейчас - подготовка воцерковленных квалифицированных преподавателей православной культуры России для общеобразовательных школ. Важно, чтобы в нашей средней школе появились хорошие, компетентные учителя, могущие донести слово Христовой истины до детских сердец. Чтобы дети этого учителя слушали, необходимо, чтобы он любил свое дело. В этом, на мой взгляд, главная задача современного духовного образования – научить человека поделиться своими знаниями, зажечь огнем своей веры, своей любовью сердце другого. А для этого нужно, чтобы этот огонь не тлел, а горел.
  
Беседовала Ольга Кирьянова




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру