Образ Церкви - это учительство

Интервью с архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном

- Владыка, положение Вашей епархии – особое: в Новосибирске, где находится прославленный Академгородок, высочайшая концентрация научной интеллигенции. Как складываются отношения Церкви и людей науки?

- Естественно, что многие ученые, особенно из старшего поколения, придерживаются атеистических взглядов. Поколебать их убеждения-не наша задача. Но мы встречаемся и совместно решаем многие вопросы. Нам доступен Университет и другие учебные заведения Новосибирска и Академгородка. С руководством Академгородка и учреждений академической науки у нас сложились хорошие взаимоотношения. Когда к нам в 2002 году приезжал Святейший Патриарх Алексий, то попросил провести в Академгородке научную конференцию и нам пошли навстречу. Состоялась встреча Патриарха с учеными, при участии Сибирского отделения РАН была подготовлена и проведена международная конференция "Славянский мир: общность и многообразие".
 
Мы преподаем курс "Православная культура России" в Новосибирском госуниверситете на гуманитарных факультетах везде, где это возможно. Привлекаем к сотрудничеству ученых, преподавателей Университета, среди которых немало наших сторонников. Могу назвать, например, имя известного отчественного ученого академика Н.Н.Покровского. Некоторые университетские преподаватели читают лекции и в нашем Свято-Макарьевском Православном Богословском институте, один из доцентов НГУ является директором православной гимназии в Академгородке. В ней преподают 12 кандидатов наук, 4 доктора наук и поэтому считается что учебный процесс здесь имеет наиболее высокий качественный уровень по сравнению со всеми школами города. Когда в Новосибирск приезжал министр образования то его повезли именно в нашу гимназию. В прошлом году она вошла в десятку лучших школ России, а из церковных школ вообще оказалась единственной, попавшей в этот почетный список. Святейший Патриарх даже наградил медалью директора нашей школы. Я считаю, что для нынешнего времени все, что мы можем делать в Академгородке – делаем, как можем сотрудничать – сотрудничаем и это приносит обоюдную пользу, как ученым, так и нам. Могу с уверенностью сказать, что Академгородок у нас считается религиозно-образовательным центром.
 
Сейчас совместно с Сибирским отделением Академии наук мы возводим Дом милосердия. Это большой хороший социальный и при этом окупаемый проект. Дом милосердия является сочетанием хосписа и больницы. Он будет приносить определенные средства приходу Академгородка, который должен на эти деньги строить храм, развиваться и укрепляться. Этот приход у нас целенаправленно занимается образовательной деятельностью, а его настоятель протоиерей Борис Пивоваров возглавляет Епархиальный Отдел по образованию.
 
- Какие наиболее заметные события произошли в сфере православного образования в Новосибирской епархии за последний год?
 
- Становление православного образования я считаю своей приоритетной задачей. В епархии подготовлены два новых учебника: "Православная культура России", автором которого является отец Борис Пивоваров и "Религиозно-философская культура России", работа над которым завершается в настоящее время. Один из этих учебников мы выпустили на цифровом носителе для удобства пользователей. Убежден, что изучение православной культуры России может содействовать духовно-нравственному оздоровлению подрастающего поколения.

В прошлом году провели двадцать образовательных конференций по городу и области, а в этом году за прошедшие шесть месяцев таких конференций прошло уже десять. Они позволяют нам нарабатывать бесценный опыт взаимодействия с людьми, работающими в сфере образования.
 
- Что, по-Вашему, является наиболее важным для нравственного воспитания ребенка?
 
- Мне часто приходится бывать на различных педагогических конференциях. На одной из них мне задали вопрос: а что вообще такое нравственность? Получается, что люди, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения, не имеют представления о том, что должно лежать в основе этого процесса. 
 
Для ответа на Ваш вопрос хотел бы процитировать видного государственного деятеля конца XIX – начала XX столетия педагога К.П.Победоносцева, взгляды которого сторонники либерализма квалифицировали как реакционные. Он писал, что в многовековой российской педагогической традиции, основанной на православных религиозно-нравственных ценностях, "утверждалось триединство: вера в Бога, любовь к Отечеству и почитание родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни". В чем заключалась суть православной педагогической традиции России? Церковь, семья и школа помогали друг другу в деле правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила детей хранить совесть, почитать родителей. В школе дети получали не только знания, но и навыки христианского поведения и отношения к ближнему. Семья свято хранила православные жизненные традиции, показывала пример благодарного отношения и к Церкви и к школе. Безбожие же, напротив, десятками лет разрушая традиционную для нашей страны систему образования и воспитания, не помогало ни родителям, ни школе закладывать основы духовно-нравственного воспитания детей и формировать чуткую и чистую совесть. Беда сегодня в том, что Церкви не дают широкой возможности заниматься воспитанием народа. Но, ограничивая влияние Церкви, общество лишает себя духовных сил для дальнейшей жизни. У нас в епархии открыто много воскресных школ  - их имеет почти половина приходов. Но туда могут ходить несколько десятков ребятишек, а воспитание остальных предоставлено школе, которая дает образование в основе своей атеистическое. В Конституции Российской Федерации записано, что каждый человек имеет право на религиозное образование. К сожалению, родители, сами его не имея, не знают как реализовывать это право. Дети, разумеется, тоже не могут этого сделать.
 
- Православное образование – это один из путей, которым человек приходит к Богу, укореняется в ограде Церкви. Что бы Вы могли посоветовать нашему соотечественнику, современнику который ищет этого пути?
 
- Духовная жизнь – процесс очень личный, это то, в чем проявляется отношение человека к Богу, к вечности. Я убежден, что духовная жизнь налаживается у того человека, который имеет духовного руководителя. Если человек бесконтролен, он никогда не наладит свою духовную жизнь. Обязательно должен быть учитель. Мы видим образ, который нам оставил Христос, образ Церкви -это учительство. Апостолы называли Христа Учителем,  а сами себя – учениками. Они всюду ходили за Ним, впитывали в себя то, что Он говорил и делал, перенимали духовный опыт. Позже они также передавали его своим последователям, показывали как надо жить, как надо есть, как надо пить и т.д.. Даже в таких жизненных мелочах очень важно усвоить эти правила веры и благочестия потому, что церковная жизнь это не только изучение Священного Писания, но и весь тот тысячелетний опыт, который сохраняется в Церкови и передается из поколения в поколение, от более духовно опытных людей к менее опытным. Именно поэтому русские люди так любили совершать паломничества. Они ездили по монастырям поскольку там жили те, кто посвятил себя духовной жизни, приобрел в ней бесценный личный опыт. Насельники монастырей имели навык церковной жизни, молитвы, покаяния, который передавали паломникам. Если человек хотя бы раз в жизни соприкасался с этим особым миром, светлая встреча с монастырским старцем оставалась у него в памяти на всю жизнь. Мы знаем, что человек едет в паломничество одним, а приезжает совсем другим, он уже становится христианином, он вдохновлен и озарен невечерним Светом Божественной благодати, воспринял опыт церковной жизни: научился молиться, поститься, правильно вести себя в храме, правильно прикасаться к святыне. Правильно научившись, он сам для других людей уже является источником духовного опыта, лежащего в основе пути в Царство Небесное.
 
Беседовала Ольга Кирьянова




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру