"Аще не Господь созиждет дом"

Интервью со старшим духовником Московской епархии прот. Валерианом Кречетовым

- О. Валериан, новые технологии связи, в том числе Интернет, все больше используется, совсем недавно, в середине января открылся православный образовательный портал "Слово", для читателей которого мы просим Вас ответить на некоторые вопросы.

- Сейчас, я знаю, многие пользуются Интернетом, о котором есть много разных мнений. Знаете ли, как говорят, пчела садится на цветки, муха - на навоз: кто что ищет.  И вот поскольку Интернет – это некое собрание со всей Земли – тут где-то  цветки, где-то навоз. Господь, видимо, терпит многие вещи ради того, что от них  может быть какая-то польза. По крайней мере, есть в Интернете сайты по святоотеческой литературе, христианской литературе. Что ж, и по телефону говорят – не только ругаются, но еще по нему сообщают и радостные вещи. Поэтому использование такой связи для просвещения и помощи учителям – очень важно!

- Анализ отчетов по  голосованию читателей Портала показал, что его сейчас больше всего читают родители.

- Это как раз хорошо, потому что кому, как не родителям беспокоиться об образовании своих детей.

- Батюшка, хотелось услышать Ваши рассуждения о значении образования для сегодняшнего общества, Школу в который раз перекраивают, реформируют, считая, что надо сокращать нагрузки и так далее.

- Вопрос образования сейчас занимает многие умы, потому что все-таки, как ни как, мы живем в цивилизованном мире – все равно образование нужно.

Тем более что раньше традиционно многое сохранялось, потому что жили оседло, в определенных местах, из поколения в поколение передавался запас знаний из рода в род, по династии, с детства.

Теперь все оторвано от корней, оторвано от преемственности. И кто пытается что-то создать, тот вынужден искать – на каком основании созидать. Что брать за основу.

В образовании происходит печальный процесс, а именно – модернизация. Надо признать, что способ познания мира во все времена идет все-таки по одному пути. Это восприятие отдельными личностями  по дару Божию того, что происходит в мире, а остальные, исходя из этого засвидетельствованного многолетнего опыта – воспринимают познание в готовом виде. Например, химические, физические законы, законы биологии. Сегодняшняя беда образования в том, что нет целостной картины мира. Раньше как-то исходили из целостного познания мира. Теперешнее дискретное мышление, отрывочное, отдельными разделами привело к тому, что иногда люди соседних областей науки друг друга не понимают – даже в одной науке есть разные противоречивые направления.

В этом отношении мне нравится изречение святителя Николая Сербского, это  был очень образованный человек, умница. Он говорит, что первые люди немного еще зная, понимали все, что знали; потом люди стали знать больше, но понимать меньше. В конце, наверное, люди буду знать все, но ничего не понимать!
 
Колоссальный объем знаний без понимания – вот признак современной жизни, вот в чем опасность положения в образовании!

- Может быть, что–то можно еще сделать, что по-Вашему можно сделать для изменения  положения?
 
- Может быть, нужно как-то возвратиться к глубокому изучению  элементарных понятий, чтобы уйти от знания без понимания. Когда-то Киреевский сказал на эту тему: "Есть понятие "ведение", и есть понятие "ученость", последнее – есть багаж знаний, "ведение" же более глубокое знание". Быстрота появления информации, ее объем не позволяют современному человеку углубляться, а без него, скорее всего, не может быть понимания вещей. Грубо говоря, сведения не успевают перевариваться, в результате происходят явления, которые потом создают проблемы, например, экологические, или же проблемы человеческого здоровья, физического, и даже психического! Неограниченное, бездумное использование телевизора, компьютера приводит к потере способности рассуждения, ведь пользование готовыми программами и т.д. не требует личного, творческого осмысления, и получается, что в результате человек как личность деградирует. Все тот же Киреевский говорил, что бывают ученые- невежды, неученые – вежды. Прогресс и его польза – неоспоримы. Но прогресс теряет свою пользу, и даже вреден, если не связан пружинами, удерживающими нравственность.
 
Где-то я прочитал выражение, к которому теперь часто обращаюсь: "Главный двигатель прогресса – лень!" Соответственно развитие научно- технического прогресса – признак большой ленивости человечества. А лень бывает не только физическая,  когда человеку не хочется поднимать, копать, носить воду, рубить дрова,  но и умственная – лень думать! Вот эта лень думать приводит к отупению. Получается так, что человек, достигнув высоких технических результатов по созданию так называемых думающих машин, освобождая себя от  "думанья", не понимает, что у него начинают атрофироваться мозги, также как  атрофируются мышцы, когда не получают нагрузку. Если детей не учат таблице умножения, не заставляют учить стихи наизусть – они теряют память.

- Министерство образования подтвердило намерение уменьшать образовательную программу, в первую очередь словесности и математике. Что Вы сделали бы на месте того, кто занимается управлением образования?

- Я когда-то прочитал интервью с ректором Новосибирского университета, мне оно запомнилось вот чем. Он сказал: "Когда- то я был студентом – мне казалось, что многое не так, не так преподают, потом, когда стал аспирантом, ассистентом понял, что, пожалуй, нет, я кое в чем ошибался, что процесс преподавания был, пожалуй, правильно построен в те времена". Если подсчитать, то эти мысли приходили ему лет сорок назад. " А теперь, когда я возглавляю один из университетов страны – я за старую академическую систему образования!"
 
Вот я, например, думаю, что с ним нужно согласиться.

Дело в том, что образование вообще как таковое, это известно, состоит из трех главных элементов:

1. Нравственность, воспитание нравственности;

2. Умение мыслить – правильно рассуждать (это отличало от всех других систем наше образование), т. е рассуждение, осмысливание связи происходящих событий, причин их возникновения, существования и плодов;

3. И только на третьем месте  стояли знания. Первая степень ума – это восприятие окружающего мира, вторая – устанавливание связей явлений этого мира. Что утрачено у многих сегодня – именно эта связь. Печальный пример: множество заболеваний, как мне пришлось слышать, примерно 60% диагнозов – неверных, это значит, что люди видят какие-то проявления болезни, но не понимают, что происходит в человеке. У нас часто лечат какой-то симптом болезни: снимается температура – убирается вопль организма, обезболивают - значит убирают боль, а не первоисточник болезни.

Это касается всего. Поэтому когда учат правильно мыслить, то это самое главное, пожалуй, после нравственности.
 
Знание можно очень быстро освоить, в этом отношении примечателен пример Ломоносова. Он из деревни, поздно начал учиться, но достиг примерно к 50 годам великой учености.

- Выходит, что не так уж и страшны для нас отставания от европейского уровня развития техники и экономики?

- Ничего не кончено, наша страна в "идеальных " условиях, она поставлена в сложные условия, которые заставляют мозгами шевелить как следует! И отнять образование, сделать безграмотными  всех – невозможно! Вот говорят: "Мы отстаем от всех", от чего отставать, если у человека есть голова, способная мыслить и рассуждать, дать ему знания необходимые, и все в порядке, вспомните пример Ломоносова. А если этого нет, что даст компьютер, он же не мыслит!

- Сейчас многие родители мучаются в поисках подходящей школы для своих чад. Что посоветуете, батюшка?

- Для нас в свое время, так называемое советское, было самым сложным моментом атеизм в школе,  пионерия, комсомол, потому что ходили в Церковь. Мы слышали, что в  такой-то школе есть хороший учитель, который еще и хорошо относится к религии – туда и шли.

- Главное по-Вашему для детей – учитель? Все-таки нужно искать учителя?

- Мне постоянно задают вопрос: "Куда отдавать ребенка - в школу, гимназию?" - В такую школу, где есть хороший преподаватель, в первую очередь, как личность. Все остальное примерно все одинаково.

- А как же с нравственным  воспитанием в школе?

- Самое главное для нравственности – Церковь, прежде всего и в первую очередь! И воспитание в семье.

- Сегодня со всех сторон к школе претензии, в том числе и со стороны родителей, которые очень заняты и считают, что школа отвечает за воспитание детей.

- Нет, я вам приведу слова Григория Ивановича Суворова, директора 31 школы, в которой учились 5 моих детей. Я присутствовал на родительском собрании, он перед родителями выступал сам, тут ему задают вопрос: "А чем родители должны помогать школе?" Он ответил довольно резко: "Простите, вопрос задан неверно! Чем школа может помочь! Должны воспитывать детей вы, родители, а школа может вам помочь!"

Поэтому то, что дает образование в смысле нравственности, закладывается, прежде всего, в семье, а школа должна  в этом отношении только помогать. Что касается  способности мышления – это тоже совместно со школой должно закладываться в семье. Размышлять, рассуждать, меня в частности,  учил мой родной отец. Многое я получил от него.

А школа дает уже знания. Но и корректировать подчас эти знания должна семья.

- Многие из сегодняшних школьников  плохо готовят уроки, не слушаются учителей. Как родители могут повлиять на ситуацию?

- Родители должны воспитывать в детях обязательно уважение к учителям, а учителя должны поддерживать уважение к родителям. Это необходимое условие - как дважды два четыре. В этом должно быть взаимодействие. Нужно стараться никогда не подвергать критике тех и других. Если преподаватель что-то упустил, всякое бывает, чего-то не сделал, стараться восполнить пробел, но относиться к нему с большим уважением – нельзя его огульно критиковать, он и так много делает. Сейчас даже в Церкви можно услышать, какой-то батюшка не на высоте, как же слушать его! Так вот, заповедь: "Чти отца твоего и матерь твою…" несовершенством родителей не отменяется. Закон есть один.

- Может,  многие проблемы, подростковые и юношеские  с этим связаны?

- Ведь почему в армию не идут? Там закон остается жестким: почитание старшего офицерского состава, честь должны отдавать старшему, даже ефрейтору, солдаты. Почему и тяжела для многих Армия сейчас. Прежде всего, потому что там нужно подчиняться!

- Многие мамы с уже с 5-6 лет устраивают жизнь сыновей так, чтобы можно было избежать армии, например, очень рано отдают в школу. А Ваши дети служили в Армии?

- У меня двое сыновей отслужили, ничего, нормально. Мои дети говорили, что одно только тяжело – все ругаются матом, вот это. Православное воспитание снимает эти проблемы. Молодежь современная вообще то  безвольная, единственную школу ей давала армия, а она ее лишается, когда избегает военной службы.

- Все подряд говорят о сложностях переходного возраста, так ли уж они велики?

- Конечно, переходные возраста есть, возрастные ступени существуют. Еще Ушинский признавал, что ребенка надо начинать учить с 7 лет, потому что до этого ребенок не может "переварить" то, что ему дают. Повторять будет, понимать – нет. До 30 лет все еще переходный возраст, время перехода из одной степени зрелости в другую. В древности человек мог начинать учить только с 30 лет, значит, с 7 до 30 лет – учатся! Это тоже, конечно, индивидуально, и не без исключений.

Подростковый возраст – переходный. В этом возрасте нужно быть особенно внимательными воспитателям, чтобы не упустить момента.  Детей нужно придерживать, они начинают чувствовать, что они из себя что-то представляют, но на самом деле – это представление о себе "незаконченного" о "незаконченном", и незрелого о "недозрелом". Они мало, что умеют, но чувствуют себя большими, часто обижаются. Подход тут нужен очень индивидуальный.

- Как раз в этом возрасте случается, что дети даже из православных семей, мягко говоря, чудят: то со всеми конфликтуют, то забрасывают учебу, то вдруг начинают курить, что посоветуете их родителям и учителям?

- Во-первых, православному человеку, прежде всего, нужно молиться, и конечно, понимать, что окружение на человека тоже сильно влияет, правда в большей степени оно зависит от внутреннего содержания самого человека. У человека должен быть идеал. Человек создан "по образу и подобию", человеку свойственно иметь идеал и ему уподобляться. А если идеал не поставлен истинный, то человек начинает искать ложные идеалы, откуда и подражания всяким рокерам и т. д., тогда начинает уподобляться, кому попало. Это свойственно особенно молодежи, она всегда смотрит на кого-то.

По аналогии с математикой, влияние окружения на человека – есть некий математический результат векторного сложения, в котором основным является свое личное, положительное или отрицательное. Окружающая среда может умножить положительные задатки человека, или уменьшить отрицательные, и наоборот. Тут конечно, не чистая математика, это очень сложный процесс.

- Батюшка, у Вас много детей и внуков, вы влияли на выбор среды, в которой  росли ваши дети, на сферу интересов своих детей?

- Конечно, пытался это делать.  У меня семеро детей – 5 дочерей и два сына, 22 внука, 13 мальчиков, и 9 девочек.

Родителям стараться знать интересы своих детей, влиять на них. Первое дело православного человека – молиться; молиться, чтобы Господь пробудил в них здоровый интерес к жизни, и, прежде всего, к его духовной стороне. Тут очень важна роль отца для мальчиков, ведь они ему подражают, а для девочек – роль матери. Вообще роль матери велика. Мать – это семейный очаг, в то же время – это тепло семьи! И вообще обращаясь к матери, тот же Григорий Иванович Суворов, директор  школы цитировал своего учителя, университетского профессора: "Все хотят построить идеальное общество. Я вам скажу путь к этому идеальному обществу – дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю!"

- Все-таки на матери лежит основная ответственность за воспитание ребенка? От нее многое зависит?

- Да, прежде всего на матери! Конечно, отец свою роль играет, но роль матери, хотя и незаметная, невидимая,  на самом деле, самая важная роль. Вот по своей матушке я скажу: она совершила подвиг – оставила всякие научные труды,  занялась детьми. Сколько труда положено для того, чтобы их  вырастить! По-настоящему подвиг женщины – подвиг  матери, этому   нужно было бы создать памятник, ибо женщина создает человека:  во-первых, вынашивает, а от того, в каком состоянии мать вынашивает ребенка, складывается будущий его характер;  рождает, выкармливает – великое дело!

Отец, как единое начало, конечно, особенно для мальчиков, – это идеал мужества, а для девочек, опять же, получается – это идеал мужа. Дети часто равняются в своей жизни на родителей– "как мама с папой", поэтому великое дело – крепкая семья!

- Многие учителя настолько устают с сегодняшними детьми! Часто подступают минуты чуть ли отчаяния -  что мы проводим с ними время, когда это никому  не нужно?!

- Запомните – это правильное состояние, – часто Господь напоминает, что Он делает все: "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Псалом 126) Если дом, как строение, или город без помощи Божией невозможно сохранить, то взрастить душу ребенка невозможно, матушка, свою то душу бы взрастить!  Как сказал отец Иоанн Крестьянкин одному рабу Божию, ну что хочешь сделать из своего ребенка, что из себя не мог сделать!

Такие случаи они посылаются как напоминание для того, чтобы  мы обращались за помощью к Богу – "Проси помощи Божией – Господь поможет"!

Видите у нас тут народ, с утра  до вечера, так терпят, чувствую, что от меня толка никакого – но Господь все управляет!

- Батюшка, есть еще прямо противоположное первому чувство – какое я право имею учить ("доброму и вечному") тому, чего сам толком не делаю?

- Это все правильно. Я когда-то прочитал об этом: "Кто сам не исполняет – пусть других не учит!" Но там  есть примечание: "К пресвитерам не относится!"

Я думаю, что пресвитер взят  как первообраз, это относится и к учителям, и к  родителям. Часто бывает, что отец курит, но ребенка дерет за то, что тот взял папиросу, ну что ж, это он правильно делает! Что сам не воздерживается – в этом ничего похвального нет, но что он ребенка учит этого не делать – это похвально. Я думаю к этому ко всему можно ответ найти в Евангелии, там все сказано: "на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" (Мф.23:1-3)

А учитель, пожалуй, после священника имеет особый чин, на особой высоте, если он исполняет свое звание.

- Так что расстраиваться не надо?

- Нет,  смиряться надо, да молиться, и трудиться! Потом еще один момент: не  значит, что нужно обязательно, чтоб результат был стопроцентный, и всех охватить. Это совсем не то! Апостол Павел пришел в афинский ареопаг –  и,  когда все разошлись, стал говорить для одного – Дионисия ареопагита! Так, что не надо унывать!

- Можно ли Вас просить о возможности  ответить на вопросы читателей Портала?

- Да, если Господь даст мне разумение, я с радостью это сделаю.

- Спаси Господи, дорогой батюшка! Что пожелаете Порталу?

- Бог в помощь!




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру