Город`ок Надежды

Интервью с художественным руководителем и режиссёром молодёжного шоу-театра "Город`ок" Жеребило Н. Ю.

- Надежда Юрьевна, расскажите об истории и деятельности Вашего шоу-театра.

 - Шоу-театр - это молодые люди, которым сейчас от 16 до 23 лет. А начинался театр в 1996 году при реабилитационном центре с. Кулешовка Азовского района Ростовской области. У директора этого центра возникла идея заниматься арт-терапией через театр, погружая детей в искусство. Воплотить эту идею в жизнь взялись два человека: музыкант-режиссёр, то есть я, и художник. Как известно, огромное место в любом творчестве, а тем более в педагогической деятельности, занимает личность педагога, и исключать это нельзя. Не хочу, чтобы это выглядело как самохвальство, и тем не менее работа и упорство двух людей сыграли свою роль в том, что дети, пришедшие на реабилитацию, начали заниматься творчеством с таким упоением, что коллективу уже в течении года удалось занять определённую позицию. И первый наш успех был связан с замечательным конкурсом "Дети и книга", который проходил в рамках Международного фестиваля в Геленджике. Одна из номинаций конкурса называлась "Рукописная книга". Нам показалось интересным развитие у детей мелкой моторики, в этот момент мы как раз занимались первыми костюмами, вышивали и параллельно пели песни, таким образом определялся репертуар, хотелось найти то, чем мы будем заниматься. К тому времени у нас уже сложился небольшой театр кукол "Петрушка на ярмарке".  Ещё будучи людьми, далёкими от церкви, мы заинтересовались историей театра, нам был близок театр у его истоков, связанный с народным творчеством. Наша  первая постановка получила название "Вертеп" - это была рождественская история о рождении Христа. Мы разучили песни и, так как нотного материала не было, сами придумывали мелодии, опираясь на народные распевки, мотивы и ещё не зная церковных песнопений. А параллельно шла работа над книгой для конкурса. Мы пересмотрели огромное количество литературы, но ничего не цепляло, а, признаюсь, хотелось соригинальничать. И вдруг каким-то невероятным образом, хотя сейчас я понимаю, что это произошло по Божьей воле, нам в голову пришла мысль о том, что дети не знают даже основ славянской письменности, и мы решили для конкурса вышить азбуку-кириллицу. К тому же понравилось, что буквы обозначали целые слова - азъ, буки, веди, зело, покой - те простые житейские слова, которые тем не менее олицетворяют весь смысл жизни.  Дети с огромным интересом стали рисовать эскизы, получались смешные, мультяшные. После мы предложили несколько вариантов вышивки. Как я уже говорила, изначальная цель была - окунуть детей в народное творчество и развить моторику. А получилось немного иначе - два руководителя окунулись в историю, мы заинтересовались, кто такие Кирилл и Мефодий, почему именно они создали азбуку. И мы открыли для себя такой огромный мир, неохваченный ранее, оказалось, что мы были лишены очень многого и тем острее ощутили эту потерю. Это был первый шаг, и мы его сделали вместе с детьми. И в результате получили гран-при на конкурсе, а наша азбука-кириллица удостоилась чести уехать в музей прикладного искусства в Москве.

А дальше, поскольку мы живём на Дону, мы заинтересовались казачьим фольклором. Мне попала в руки, опять же неслучайно, книга, в которой были собраны казачьи сказки. И хотя было видно, что они художественно обработаны создателем, в них было столько юмора, а самое главное, такая жизнеутверждающая сила, стремление к жизни, борьба не гнетущая, а светлая, радостная за честь, за достоинство, за свою Родину. В тот период слово патриотизм было за завесой, говорить о том, что ты патриот, когда есть нечего, считалось глупо, и кричать о том, что ты радеешь за землю Русскую, смысла не имело. А тем не менее хотелось, чтобы дети не потеряли самого главного, и мы начали заниматься постановкой спектакля, который назывался по имени главного героя "Лихо одноглазое". Спектакль о том, как казак, пришедший с войны, освободил свою станицу от Лиха, которое поселилось в домах и забирает у людей радость. "А без радости легко и совесть потерять" - говорит один из героев. Но казак в этой борьбе оказался сильнее, и началась новая жизнь, светлая и счастливая. С этим спектаклем мы выступали на Международных фестивалях в Москве и Геленджике, на Всероссийском фестивале в Калуге и везде заняли первые места. А также получили диплом "За воплощение национальной идеи". Вообще, это были очень плодотворные годы. К сожалению,  в настоящее время мы расстались с теми людьми, с которыми делали этот спектакль, но они до сих пор об этом периоде вспоминают, как о самом светлом и радостном в своей жизни, потому что, несмотря на все трудности, это было время нашего духовного становления. А самое главное, мы этим делились с детьми. И очень много ребят тогда к нам приходило. Причём, мы сразу работали и с детьми из приюта, и с теми, кто поступал к нам по социальной заявке - это дети из неполных семей, дети, имеющие проблемы в обучении, проблемы со здоровьем, были даже инвалиды, а также набирали и обычных детей из села. Поэтому для тех ребят, которые выросли в театре, а это уже 10 лет, работа и сосуществование с детьми-инвалидами, беспризорниками, не является чем-то экстремальным - это норма жизни. И, наверное, поэтому они с такой лёгкостью и удовольствием выступают в детских домах, в колониях для несовершеннолетних, в интернатах.
 
В настоящее время, если говорить о деятельности нашего шоу-театра, то это скорее эстрадный коллектив, мы выступаем на концертах, поём современную эстраду, джаз, танцуем степ, бьём чечётку. Реже, но всё-таки занимаемся и собственно театральными постановками, сейчас работаем над спектаклем "Любовь как роза красная" на стихи Роберта Бёрнса, коллектив у нас молодой, поэтому эта тема наиболее актуальна.

- Однако вы не только успешный эстрадный коллектив, но и церковный хор. Ваш путь к Богу...

- Первый раз мы пришли в храм с детьми на день Святителя Николая. К тому времени я ходила в церковь только по праздникам. У меня было такое чувство, что я недостойна переступить порог этого святого места. Я очень много ездила по стране, и меня всегда восхищала красота храмов, но войти туда я панически боялась, мне казалось, что туда заходят непростые люди. А через некоторое время у нас в реабилитационном центре появился воцерковлённый человек. Мы очень много беседовали, и наконец-то пришли в церковь. Нам прислали приглашение на конкурс акапелльного пения  народных произведений. В это время  мне в руки попали кассеты Жанны Бичевской с песнями иеромонаха Романа. Познакомившись с ними, я полгода этим жила, ставила дома, слушала, тихо плакала, наверное, о чём-то потерянном, что потеряли многие люди. И мы выбрали песню "Бом-бом, Русь Святая зовёт". Возможно, она звала нас, и этой песней мы сами себя пробуждали. Но для конкурса нам нужна была видеозапись. Уровень культуры, а не знание церковных правил, заставили меня подойти к священнику и попросить разрешение, как брать благословение я ещё не знала, на то, чтобы спеть около колокольни и записать. Он разрешил, а сам стоял рядом и смотрел. И вдруг я внутренне почувствовала исходящие от батюшки доброжелательность и опору одновременно. И песня зазвучала по-другому, думаю, дети это тоже почувствовали. После он подошёл к нам и мы разговорились. С этого времени мы начали ходить в храм, и это было поистине упоительное время. Мы стояли на службах, разучивали церковные песнопения. И, тем не менее, очень долго стояли под клиросом. Но не у меня, ни у детей ни разу не возникла мысль, что на клиросе стоят простые русские женщины, прихожанки храма, а мы, я с музыкальным образованием, стоим внизу. Не было претензий на то, что мы можем спеть лучше. Так прошёл год, и нам разрешали петь только "Тело Христово". И вот однажды наш регент выглянула во время службы и махнула рукой, чтобы мы поднимались. Момент, когда я поднимала ногу на солею, казался мне вечностью. Я уверена, что то же самое пережили мои дети. Это было очень трудно. И потом стоять на клиросе первое время было и сладко, и тяжело, тебе доверили очень ответственное задание, поэтому настолько страшно было ошибиться и в словах, и в нотах, и в ударении. Хотя ошибались, и очень болезненно всё воспринимали, дети переживали, плакали. Для них это было первым серьёзным испытанием в жизни. И Слава Богу!

- Насколько представление о жизни молодого артиста совпадает с традициями православного христианина?

- Это очень сложный вопрос. Буду откровенной, дети много занимаются эстрадным творчеством, ездят на конкурсы, побеждают на них. Ребята развиваются, вокально растут. Но они уже не бездумно подбирают свой репертуар, иностранные песни стараются переводить, и от многих отказываются. То же самое касается и наших спектаклей. Чем больше мы духовно возрастаем, тем сложнее выбрать материал. Мы ставили спектакль "Несколько историй из жизни города Глупова" по произведению Салтыкова-Щедрина "История одного города". Когда мы начали работать над ним, то детям захотелось быть уже не "Иванушками-дурачками", а простыми русскими людьми, доверчивыми и терпеливыми. Хотя лицедейство - это грех, никуда не денешься. Но посредством театра мы стараемся привить детям понятие чести и благородства на примере русской культуры. Ведь в современном мире очень остро стоит вопрос о том, что дети очень мало читают. Но вопрос славы, конечно, остаётся больным.

- Каждый педагог,  являющийся православным христианином, мечтает привести своих учеников к Богу. Вам это удалось. Поделитесь своим опытом, чем нужно руководствоваться, прежде всего? И какую роль в становлении православного мировидения у ребят играет Ваш авторитет как руководителя?

- Конечно, личный пример очень важен. Плюс мы очень много с ребятами беседуем. И чаще всего такие беседы ведутся, когда дверь открывает новый ребёнок. Хотя мы никому не навязываем свои убеждения, и я предупреждаю детей, чтобы они не перегибали палку. Но родителей сразу ставлю в известность, что наш коллектив окормляется православной церковью, потому что к нам приходят и армяне, и корейцы, есть девочка из Адыгеи. После основных уроков по вокалу, занимаюсь дополнительно с теми, кто поёт в церкви. Часто дети просят помолиться вместе, готовимся к исповеди,  и так по Божьей воле постепенно становимся одной православной семьёй.

- Наверняка, Вы сталкивались с проблемой непонимания у родителей. Как разрешаются такие конфликты?

- Очень много случаев, когда дети рвутся  в церковь, а родители не пускают.  Мама одного нашего ученика - член Армии спасения, поэтому была категорически против того, чтобы ребёнок ходил в православный храм. Но он всё равно убегал, за что она неоднократно его била. Хотя не только вопросы религии решались таким образом. И после очередного раза ничего не оставалось, как положить ребёнка с сотрясением мозга в больницу. На суде адвокат обвинил меня в религиозных притязаниях, а мама получила условно. К счастью, это был единственный случай. Иногда достаточно просто поговорить с родителями, и они меняют своё мнение. Но насильно мы никого не заставляем. Уже несколько лет к нам ходит мальчик из секты Свидетели Иеговы. Но он хороший, порядочный человек и никогда не давал нам повода в этом усомниться, и мы любим его.

- От чего ещё зависит выбор ребёнка не ходить в церковь?

- От воспитания и личного труда ребёнка. Взрослые ребята говорят мне, что раньше было проще жить, а сейчас и страшно, и ответственно. Чем больше знаешь, тем больше с тебя спросится. Поэтому не каждому это под силу.

- На Ваш взгляд, насколько творческому человеку труднее прийти к Богу?

- Творческому человеку труднее прийти к Богу, когда творчество этого человека сопряжено с гордыней и всеобъемлющей жаждой славы. Когда для него становится самоцелью, не во имя чего и кому ты поёшь, а самосовершенствование, когда превращаешься в технический инструмент, машину. Это как спортивное соревнование - лучше ноту взять, сложнее произведение спеть, но всё без души. Технические навыки, безусловно, важны для вокалиста, но духовная сторона творчества должна быть на первом месте.

- Какие православные традиции сложились в вашем коллективе?

- На Дни рождения всегда трижды поём имениннику "Многая лета!". Когда дети идут в школу сразу после занятий в театре, то обязательно помазываются освящённым маслом, крестятся, некоторые берут у меня благословение и только потом уходят. На праздники дарим иконы как, наверное, самый дорогой подарок. Участвуем в праздничных концертах на Рождество, Пасху и Престольный день, которые проводятся в воскресной школе при нашем храме.

- Что Вы можете сказать о планах на будущее и перспективах развития?

- Мы хотим создать общественную организацию "БлагоДать" (благо даёшь и благодать получаешь), которая бы занималась социальными вопросами: покупкой музыкальных инструментов, оплачивала выезд на фестивали, труд педагогов, оказывала бы материальную помощь талантливым детям, устанавливала связь со спонсорами. Как показала практика, нужен и юрист, который бы защищал права ребёнка. А что касается творческих планов, то хотелось бы принять участие на Фестивале духовной музыки, но пока это только планы.

Беседовала Валентина Заярная




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру