Заштатный батюшка

Об отце Сергии я впервые услышал в редакции сыктывкарской православной газеты "Эском" от Михаила Сизова.

84-летний батюшка собирается ехать на приход в далекое село Муёлдино Усть-Куломского района, чтобы наладить там — в Муёлдино многие не понимают  по-русски  —  церковную службу на языке коми.

Господи! Так же было и во  времена святителя Стефана Великопермского!

Вот и отец Сергий, подобно ему, возгорелся донести Слово Божье до людей, не знающих или плохо понимающих русскую речь.

Желание благое, а дело великое.

Как, в самом деле, исповедаться православной старушке, не знающей русского языка? Как ей отпустит грехи священник, не понимающий по коми? Тяжкою непроницаемой преградой отделяет язык нерусских христиан от православия, и можно ли переоценить стремление отца Сергия, считающего, что коми-язык сам должен засиять светом православия, как это и было во времена святителя Стефана?

Подобно своему  великому  предшественнику, много лет готовился отец Сергий к этому. Составлял и записывал на коми-языке проповеди, доделывал перевод Божественной литургии.

1.

Биография отца Сергия (Перщукова), заштатного священника Ибского прихода, обыкновенная для священнослужителей его возраста, хотя и шел отец Сергий к священничеству не самым прямым путем.

Родился он еще до революции в селе Муёлдино  Усть-Куломского  района. Здесь учился в школе, работал в колхозе, потом закончил рабфак и поступил в Сыктывкарский пединститут. Отсюда его и направили в Новосибирскую Межкраевую школу НКВД СССР, закончив которую будущий священник получил направление во Владивосток.

Разумеется, это только анкетные данные.

Духовная биография в анкету не вмещается, но здесь, на развилке тридцать седьмого года, ее события и определили судьбу отца Сергия.

В детстве он тяжело болел, и мать даже ездила в Ульяновский монастырь, дала там обещание, что отправит сына на год в монастырь, когда он вырастет. Исполнить это не удалось. Когда Сергей вырос, монастырь уже ликвидировали, разместив за его стенами тюрьму.

— Теперь-то монастырь снова открылся... — рассказывая о неисполненном обете матери, вздохнул  отец Сергий. — Теперь бы и пошел туда, да кто возьмет меня, что толку от моей работы, если такой старый, за самим ухаживать надо.

Еще было в детстве видение, будто ангел трижды обвел его вокруг муёлдин-ской церкви.

Во сне, в забытьи привиделось это или случилось наяву, отец Сергий и сам не может вспомнить, но видение запомнилось ясно. Не этого ли ангела, венчавшего его с церковью, и вспоминал  молодой  выпускник  школы НКВД Сергей Перщуков, следуя к месту службы?

Конечно, советская школа, рабфак, институт формировали другое мировоззрение, оттесняя заложенное в детстве. Но полностью вытеснить не смогли.

В 1937 году из органов по своему желанию не уходили. Так что, казалось, ловушка захлопнулась. Выхода для будущего священника не оставалось.

Но и пойти по пути, который неизбежно привел бы к духовной гибели, молодой  выпускник  школы НКВД Сергей Перщуков тоже не смог. И могло ли случиться с ним большее чудо, чем то, которое спасло его? Прибыв к месту  службы,  молодой  сотрудник НКВД сразу же заболел, и так серьезно, что его уволили в запас с переводом на инвалидность по третьей группе.

После этого Сергей Перщуков учительствовал в Усть-Куломском районе, на территории которого и находится Ульяновский монастырь. А когда оправился от болезни в сорок третьем году, не вернулся в НКВД, а ушел на фронт.

На фронте, рядом со смертью, детская вера в Бога с новой силой ожила в отце Сергии, и именно, благодаря Вере, как считает он сам, и остался жив...

2.

Однажды боец Перщуков стоял возле березы и молился.

И вдруг словно кто-то отчетливо сказал: "Уходи отсюда!" А только отошел, как тут же, тяжело шелестя, упал снаряд и, разорвавшись, в щепки разбил березу.

И другие такие же случаи были.

Он лежал в госпитале. Тягостное, гнетущее настроение овладело им, подавляя саму волю к жизни. И вот однажды, когда сумрачно было в палате, он очнулся: кто-то стоял у кровати.

— Не бойся! — раздался голос. — Ты вернешься с войны. И Егор вернется. А Степан — нет. Степана убьют...

Степан и Егор — родные братья отца Сергия.

И так и вышло все:

— Егор остался жив, а Степан погиб на войне. Остался жив и сам отец Сергий, отделавшись тремя ранениями. Двумя легкими и третьим — тяжелым, осколочным в лицо, с которым и встретил в госпитале День Победы.

С медалями и орденами на груди вернулся домой...

— А кто это приходил в госпитале? — спросил я, когда отец Сергий рассказал эту историю.

— Святой угодник... — уверенно ответил отец Сергий. — Кому же еще было прийти...

3.

Вернувшись домой, Сергий Перщуков снова принялся учительствовать, но путь его был уже предопределен.

Ангел, что трижды обвел его вокруг церкви, уверенно вел вчерашнего фронтовика к предназначенному служению.

С преподавательской работой скоро пришлось расстаться.

В районо не понравилось, что педагог усердно посещает церковь. Предложили, правда, работу в селе, где не было храма, но от этого отказался сам отец Сергий.

Отказался, не особенно-то и задумываясь, где он, уволенный из школы, будет работать, на сорок третьем году жизни...

И — слава Богу — не остался без места.

Место нашлось.

Священник отец Владимир (Жохов) взялся обучить его церковной службе.

- Отец Владимир дивный, прозорливый священник был… - вспоминает отец Сергий. – Только еще сказать собираешься, а он уже знает о чем ты спрашивать будешь, чего просить…

В начале Великого поста стал отец Сергий алтарником, а в конце Петрова поста был уже рукоположен в диаконы, а вскоре и в священники. Вот с тех пор и  началась для  него жизнь  сельского батюшки.

Впрочем, недолго она была спокойной.

Гонения, которые воздвиг Н.С. Хрущев против церкви, для отца Сергия явились в образе уполномоченного по делам религии Рочева, который почему-то — должно быть, вспомнил об учебе о. Сергия в межкраевой школе НКВД! — выбрал его в помощники.

Первым делом он предложил ему оклеветать отца Владимира (Жохова). Отец Сергий, разумеется, отказался.

— Как это так? — удивился Рочев. — Я же уволю тебя.

— Все равно не буду писать клевету.

— Ах так... Отдавай тогда регистрацию.

Вообще-то регистрацию у священника уполномоченный не имел права забирать, это делалось через суд, но это ведь только говорилось так…

Пришлось идти отцу Сергию в сторожа.

Только в шестьдесят седьмом году, когда, не выдержав борьбы со священниками, определился Рочев на лечение в психиатрическую больницу, и вернулся отец Сергий к службе.

Начал служить в храме села Иб, и одиннадцать лет служил здесь, пока не уволился в заштат по старости...

Вот и вся, кажется, биография.

Обычная биография сельского батюшки.

4.

— В детстве-то я, ой, смешной был, — рассказывал отец Сергий, бродя между узлами, сложенными на полу в городской квартире. — Знаете, как играть-то любил? Материн платок накину — вот и ряса мне. А жили как? Электричества не было, керосиновых ламп и тех не знали. Лучинами освещались. Дак я лучину возьму и бегаю, размахиваю, как кадилом... В священника в общем играл. Мать увидит меня и заругает:

— Избу ведь спалишь.

— Не, мама, — отвечаю. — Бог даст, не спалю.

— А и то верно, — скажет мать. — Ничего против божьей воли не делается. Только лучину-то положи, и без нее гораздо добро получается.

Я лучину положу и пою "Иже херувимы...".

— Онi херувимъяс, онi херувимъяс, — дребезжащим голоском затянул отец Сергий. - Троица водзын сулалоны. Троица водзын сулалоны...

Я слушал эти слова, впервые произнесенные самим Стефаном Велико-пермским, святителем здешней земли, и думал, что, хотя и пришли мы с Михаилом Сизовым, конечно, не вовремя, но на самом деле удачнее и прийти не могли.

Впрочем, тут надо снова вернуться чуть назад…

5.

Уйдя на пенсию, отец Сергий перебрался жить к дочери в Сыктывкар, здесь схоронил жену, матушку Марию, и вот — уже перевалило ему на девятый десяток — было видение, что остается жить всего три года, и видение это истолковал отец Сергий, как знак.

Понял, что указан последний срок, чтобы вернуться туда, где еще в детстве ангел трижды обвел его вокруг храма, и наладить там церковную службу на коми-языке.

И все, кажется, совпадало.

И приход пустовал, и помощник хороший сыскался...

— Там русские-то священники, никто не хочет служить. Далеко от города. Глухой такой уголок... По-русски мало совсем разбирают. Просит народ, радуется, когда по коми говорят…

В общем, подал отец Сергий прошение Благочинному. И начал вязать узлы, не слушая уговоров дочери, боящейся отпускать от себя престарелого отца.

Но так было еще вчера, когда Михаил Сизов договаривался о встрече, а сегодня отец Сергий встретил нас расстроенный, опечаленный и совсем дрях-ленький.

Оказалось, что Благочинный отложил пока назначение.

— А причину не объяснили? — не скрывая своего расстройства, спросил Михаил.

— Такая уж это причина, обыкновенная... — вздохнул отец Сергий. — По старости, конечно... Пошлешь дак... Болею ведь еще я...

— Ну, вам бы послушник помог. Вы же говорили, что подыскали вроде.

— Дак подыскался, как же... Местный там человек есть, Николай Федорович Паршуков... Не пьет, не курит, глубоковерующий... Годик бы послужил там, подготовил бы его... Ведь девять диаконов через мои руки прошли, и все они священники теперь. Тут, конечно, что отложили меня, ошиблись... Хотели послать, да не послали чего-то...

Отец Сергий говорил это, а сам топтался между узлами, брался то за один, то за другой. Вытащил откуда-то альбом с фотографиями, хотел показать что-то, позабыл показать, снова вернулся к узлам, затеял какую-то возню с ними.

6.

Чтобы не смущать его своим любопытством, я открыл альбом с фотографиями.

Вот отец Сергий со своей матушкой. Оба еще молодые, матушка раза в три шире отца Сергия.

А вот отец Сергий со своей родней. Он — не в рясе, на нем пиджак, рубашка, но все равно он как бы выпадает из группового снимка. На лице — особая сосредоточенность, отрешенность.

А вот отец Сергий на первом году службы. Тут и говорить нечего. Лицо его словно бы светится снизошедшей при рукоположении благодатью.

А рядом — десятки лет разделили эти снимки — уже сегодняшний отец Сергий. В рясе, с крестом, в накинутом на плечи пальто стоит в изголовье открытого гроба. И лицо у него такое торжественное, такое нездешне-спокойное, словно и не покойницу видит, не раскрытый гроб, а то, где стоит сейчас душа покойной.

Михаил Сизов рассказывал, что в Ибс почти легенды про него рассказывают. Многие там уверены, что умеет отец Сергий точно предсказывать, когда умрет человек. Что открыты ему последние наши сроки...

И хотя и неловко было пользоваться нынешним состоянием батюшки, но не удержался я, спросил: правда ли это...

— Так бывали, бывали такие случаи... — как-то очень просто ответил отец Сергий. — Вот когда в Айкино я служил, псаломщик попросил пособоровать жену, очень уж тяжело она болела. Я пособоровал. а он потом спрашивает: долго ли еще жить будет. Это самый трудный вопрос. Нельзя сказать этого. И вдруг: ничего не вижу, не слышу — только одно в голову идет: скажи, что еще пятнадцать дней проживет. Сказал... И через пятнадцать дней она и преставилась. Со старушкой тоже одной такое было... Дети у меня спросили, долго ли проживет... А это вопрос Божий, ответ на него тоже должен быть Божий. Человек не ответчик тут. Но опять: ничего не вижу, ничего не слышу, а только одно: скажи, чтобы готовили все к погребению... Удивительного тут ничего нет. Говорю, что Бог велит сказать. И эти случаи свидетельствуют, что Бог всегда с нами. Всегда руководит и все исполняет.

Отложив альбом с фотографиями, я раскрыл другой, в котором записал отец Сергий проповеди на коми-языке, произнести которые собирался, вернувшись в родное Муёлдино.

Раскрылся альбом на проповеди о женах-мироносицах.

"Став мунъясыс Пасха и Вознесение празникяс костын торьялоны особой югыд..." — прочитал я очень понятные слова о той светлой радости, что наполняет нас после праздника Пасхи...

Если бы поехал отец Сергий на приход, как собирался, наверное, к Пасхе и поспел бы начать службу, и, может быть, эта проповедь и стала бы первой его проповедью в Муёлдино.

Увы... Возраст, старческая дряхлость стали преградой в исполнении задуманного.

Слова этих проповедей произнесут, должно быть, в Муёлдино другие.

7.

- А я ведь как решил... – словно, услышав меня, сказал отец Сергий. - Господи, говорю, если угодно Тебе, чтобы я послужил, пошли мне знамение... Ноги у меня сильно болят... Сделай так, чтобы выздоровел я... А я, видишь вот, не выздоровел. — И улыбнулся тихо и смиренно. И повторил еще раз: — Нет, не выздоровел. Ноги как были опухшие, так и остались. Видно, не угодно Господу мое решение. Что ж... Все в воле Господней...

И вместе с этой кроткой улыбкой пропала растерянность, и снова лицо отца Сергия не то чтобы помолодело, а как-то отвердело, стало похожим на то, которое я видел на фотографии, где стоит отец Сергий в изголовье открытого  гроба. 

В  Евангелии  сказано: "Мои пути — не ваши пути..."

Слова эти для людей, замкнувшихся в своем своеволии, кажутся жестокими и не слишком приятными, но ведь не человеком и сказаны они...

На прощание батюшка подарил нам по фотографии.

Мне выбрал ту самую, похоронную,  которая  так  поразила меня. "На молитвенную память... — написал он на обороте и подписался: — Заштатный протоиерей Сергий".

А на улице по-прежнему сияло веселое, весеннее солнце. Пробираясь через проходы в высоких сугробах скопившегося здесь за зиму снега, мы поплутали в  снежном лабиринте, пока выбрались  к остановке.

— Все-таки хорошо, что заглянули к батюшке, — сказал Михаил. — Хоть отвлекся он с нами.         

Я кивнул.

Не знаю, как для батюшки, но для меня не случайной была наша случайная встреча. Воочию, мог увидеть я  не дерзостный, ошеломляющий своей смелостью замысел, а саму смиренную красоту неприметной, но совершающейся в полной Божьей воле жизни.

И что другое была наша встреча, как не проповедь? Та проповедь, которую ежедневно и ежечасно и осуществляют наши  православные батюшки самой своей жизнью, независимо от места, занимаемого ими в иерархии.




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру