Краеведческий проект "В краю озер, легенд и сказаний"

1 место в номинации для учителей

Васильев Н. А.

Работу выполнил Васильев Николай Александрович, директор Бороусовской основной общеобразовательной школы Пыталовского района Псковской области.

Целью данного проекта являлось изучение и исследование родного края и популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание патриотических чувств у воспитанников школы.

Определяя в 1999 г. содержательную сторону проекта мы, прежде всего, проанализировали имеющуюся базу: Бороусовская основная школа одна из многих малокомплектных школ российской глубинки. И проблемы нашей школы типичны: это и слабая материальная база, большой по площади микрорайон школы, полностью охватывающий территорию Скадинской волости, малочисленные классы. Так в 1999 г. в школе обучалось 96 учащихся, то в нынешнем 2004 году только 47. И при определении форм работы по реализации проекта основное внимание мы уделяем индивидуальной работе с наиболее заинтересованными краеведением учащихся. В школе в 1975 г. была открыта комната Боевой Славы, которая в 1987 г была преобразована в Музей истории Скадинского края. Именно он стал центром исследовательской краеведческой работы в школе. В течение всех лет его существования при нем работал кружок активистов школьного музея, был собран большой фактический материал, который впитал в себя документы, краеведческие материалы периодической печати и отдельных изданий, касающихся истории края, выписки из архивов, переписка следопытов школы с бывшими партизанами и ветеранами   освободителями.

На I этапе проекта в 1998-1999 годах  и был проведен анализ имеющихся материалов, поставлены задачи на II этап.
 
Толчком в реализации задач II этапа – написанию страниц истории края, стало празднование в 1999 году 130-летия Бороусовской школы. К этой дате коллективом школы был проведен сбор материалов по истории школы, в ходе, которого были выявлены наиболее заинтересованные в краеведческой работе учащиеся школы, которым и были предложены разработки отдельных тем под руководством преподавателей школы. Кроме этого целью стала подготовка участников областных конференций "Шаг в будущее" и Всероссийского движения "Отечество".
 
Учащиеся имели возможность защиты своих работ в качестве рефератов по географии и истории на соответствующих экзаменах за курс основной школы. Так были подготовлены работы Алексеевой Юлии "История Бороусовской школы", Васильева Сергея "Мельницы на реке Лжа", Константиновой Марины "Светица" - памятник истории и природы". Другой цикл, в который вошли работы Афанасьевой Наташи "История церкви и погоста Пустое Воскресенье", Юлии Алексеевой "Партизанские рейды 4-й Ленинградской бригады", Н.А. Цветкова "364-я Тосненская Краснознаменная" - были посвящены 60-летию освобождения края от немецко-фашистких захватчиков.
 
В ходе выполнения этих работ ребята осваивали и практически использовали следующие методы:

1. Анализ литературы по проблеме.
2. Работа с картотекой краеведческого музея.
3. Изучение архивной документации.
4. Опрос участников событий.
5. Сбор фольклорного материала по теме.

Третий, завершающий этап  был посвящен подготовке рукописи и изданию книги. Для его реализации были задействованы старшеклассники, посещающие кружок основ компьютерной грамотности. Работа над набором текста позволила ребятам лучше освоить редактор Word  For Windows, показала современные технические возможности компьютерной техники. Помимо набора текста это и его редактирование, форматирование, обработка и фотографии. На этом же этапе в ходе консультаций с музейными работниками и краеведами района проводилась корректировка фактического содержания рукописи. Первоначальный вариант рукописи на областной конференции всероссийского краеведческого движения "Отечество" в 2002 г. занял 1 место в конкурсе творческих работ.

Самые большие трудности возникли при издании книги. Во-первых, надо было найти финансовые средства на типографические расходы и во-вторых, подготовить рукопись в электронном варианте, соответствующем типографическим требованиям.

Первую задачу удалось решить, включив издание книги в план мероприятий, посвященных 60-летию освобождения района от немецко-фашистких захватчиков, вторую – благодаря тесному сотрудничеству с редакционно-издательским комплексом газеты "наша жизнь". Для оформления книги известный местный фотохудожник Геннадий Смирнов подарил фотографии, профессионалы редакции подготовили качественный макет издания. В результате этого в июле 2004 г тираж в количестве 300 экземпляров увидел свет. Его презентация проходила в музее школы в день освобождения района. На нем присутствовали ветераны, освобождавшие наш край и ребята – авторы статей этой книги. С одной стороны мы увидели удивление и радость наших гостей, которые получили в дар книгу, написанную учащимися школы, смогли пообщаться с ребятами, задать вопросы, передать на хранение в музей новые документы. С другой стороны это гордость ребят за свой труд, его высокую оценку. Этот наглядный пример практической реализации проекта повысил интерес учащихся к истории и природе родного края, к исследовательской деятельности в данном направлении.

В настоящее время мы работаем над новым проектом – составлением "Историко-краеведческого и географического словаря Скадинской волости Пыталовского района". Уже готова первоначальная рукопись. Хотелось бы верить, что и судьба этого проекта будет такой удачной.

Каковы же  итоги реализации этого проекта? Во- первых, мы  сами себе и своим воспитанникам доказали, что  при целенаправленной работе ничего невозможного не существует, в том числе  и издания отдельной книги по результатам работы. Во- вторых, при реализации данного проекта был выполнен целый ряд задач военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. В-третьих, был собран, систематизирован богатый краеведческий материал, который будет использоваться в дальнейшей практической работе педагогического коллектива. В-четвертых, была значительно укреплена материальная база музея школы.
 
И закончить свой рассказ я хотел бы строками стихотворения учительницы нашей школы Сорокиной Нины Евгеньевны, в котором говорится о малой Родине, и том что она значит для нас и наших детей.

Родина- это родительский дом,
Это могилы предков,
Это старинный сад за окном
И деревенская церковь.
Это предельная ясность в душе,
Вера в всесильного Бога.
Это с любимым рай в шалаше
И на работу дорога.
Это сомнений, откинутых прочь
Ясность, что все повторяется.
Счастье, если  и сын и дочь
С этой землей срастаются.
И, постигая России размах,
Впитывая мудрость дедов,
Вдруг захотят эту землю пахать,
Счастья другого не ведая.
Сад обновить и покрасить дом,
Не уставать от работы,
Родина, милая, мне с тобой
Радостно и вольготно.




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру