"Шишкин лес" - играем и учимся, узнаём и фантазируем, воспитываем, радуемся и делаем добро

Что нужно чтобы ребёнок не скучал, рос умным и добрым и с пользой проводил детство? Но чтобы при этом мама с папой могли ходить на работу. Много чего нужно: нужны бабушки и дедушки, друзья и подруги, нужны игры и сказки, стихи и песни. … Всё-всё это можно найти под одной обложкой в детском журнале.


Но не всё то золото, что блестит. И далеко не всё то, что называют «детским»  - будь то мыло, йогурт, мультфильм или журнал  - таковым является на самом деле. От псевдодетского мыла начнётся зуд. От разрекламированного йогурта – изжога. А от неудачно выбранного детского журнала может случиться кое-что похуже – искривление души, например, или вывих ума.


От разнообразия детских, условно детских и откровенно ядовитых антидетских, но ярких журналов и журнальчиков – рябит в глазах. А мы - мамы и папы, дедушки - бабушки  - не знаем, что же выбрать чаду такое, чтобы весело без занудства обучать и развивать его, научить распознавать добро и зло и расти счастливым.


 Сегодня определиться с выбором детского журнала нам поможет старший научный сотрудник Института социологии РАН, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского Педагогического Государственного Университета Юрий Евстигнеевич Антонов.


Юрий Евстигнеевич, о каком издании пойдёт речь?


Детских изданий много и самых разных. Из тех, которые  не навредят ребёнку, могу назвать: «Свечечка», «Мурзилка», «Девчонки-Мальчишки», «Святой родник».

 Но сегодня давайте остановимся на познавательном журнале для детей  дошкольного и младшего школьного возраста «Шишкин Лес». 


Знаком с этим проектом уже давно – с 2008 года - и проводил его тестирование, фокус-группы    с экспертами - педагогами из детских садов подмосковных наукоградов,  встречи  менеджеров журнала и телеканала «Радость моя» со студентами дошкольного факультета и участниками «Российского образовательного форума» в КВЦ «Сокольники» г. Москва.  Это журнал для воспитателей, педагогов и, конечно же, для родителей, которым не всё равно, на каких примерах учатся их дети. На страницах журнала нет места злу, насилию, потребительскому подходу к жизни, в общем - негативным проявлениям окружающего мира. 


А что это за название такое - «Шишкин Лес»?


Журнал создан на основе одноимённой телепрограммы – «Шишкин Лес» – визитной карточки Детского семейного образовательного телевизионного канала «Радость моя». 

Он рассказывает о жизни зверят – обитателей сказочного леса. Самое важное - это очень добрые и забавные персонажи.  Это милая мышка Шуня, добродушный волчонок Зубок, шустрая лисичка Веснушка, непоседливый котёнок Коксик. Как все дети они играют, учатся, фантазируют, рисуют, мастерят и задают вопросы взрослым: тётушке сове  Матильде Леонардовне и мастеру на все руки Еноту Енотовичу.


Чем на Ваш взгляд существенным и важным отличается журнал «Шишкин Лес» от других детских изданий?


Одно из важных отличий – то, что редакция прислушивается к рекомендациям педагогов и следует им: подбирает шрифт, корректирует цвет, изменяет размер картинок. Словом, делает всё для оптимального восприятия журнала ребёнком с учётом особенностей детской психики и с соблюдением гигиенических стандартов. Можно сказать, что педагоги выступают соавторами журнала: каждую сессию студенты заочного и вечернего отделения факультета Дошкольной педагогики и психологии (то есть действующие работники детских садов Московского региона) проводят детальный «маркетинговый» анализ продвижения журнала, пишут аналитические справки, контрольные работы. Редакция проводит анализ замечаний, предложений и постепенно вносит изменения в содержание и оформление.


В журнале есть рубрики духовно – просветительского характера - «Воскресная школа», «Библейские истории», «День Ангела». Как к этому относитесь Вы лично и преподаватели светских детских учреждений  - Ваши выпускники? 


Отношение к данным рубрикам по содержанию положительное. Главное чтобы  они были оформлены на доступном уровне. К сожалению, замечания вызывает дизайн рубрики «Библейские истории», она выпадает по оформлению из общего контекста. Мне очень нравится рубрика журнала  по ранней профориентации. Как вырастить пилота, как сложно быть  телеведущим, как стать ученым – вопросы очень важны для молодых семей, любознательных малышей и особенно профессиональных династий.


Часто молодые мамы и папы не знают, как правильно организовать досуг маленьким детям, как лучше обучать и развивать их, научить распознавать добро и зло.


Журнал «Шишкин Лес» – настоящая находка для чутких и внимательных родителей. Он не форсирует интеллектуальное развитие, а выдерживает добрую линию воспитания.

Почему нехорошо быть жадиной? Можно ли ябедничать и грубить? К чему приводит непослушание? На эти и другие важные вопросы маленькие читатели получают ответ в притчах, сказках, рассказах стихотворениях журнала. 

«Шишкин Лес» это девчачий журнал или мальчишечий?

Журнал для всех, он же - семейный. А кто в семье любит читать детям? С моей точки зрения, конечно – папы и дедушки.

В 2011 году журнал «Шишкин Лес» стал лауреатом «Российского образовательного форума». По мнению организаторов форума, журнал является «одним из лучших изданий для семей, воспитывающих юных россиян». 


Он рекомендован также для широкого использования в работе воспитателей детских садов и   педагогов, а именно для патриотического, интеллектуального развития, и нравственного воспитания детей.


Как его применять на практике, читать детям вслух?  


Все-таки желательно найти страничку тележурнала в интернете. Посмотреть с детьми две-три передачи, познакомиться с персонажами. И, безусловно,  читать, пересказывать, загадывать загадки, решать ребусы, вместе выполнять задания, рисовать, участвовать в конкурсах (накапливать детское призовое портфолио). Рубрику «Сделай сам» применять на занятиях в детском  саду и кружках дополнительного образования, рубрикой «Сочинялки» пользоваться для развития речи и воображения. Задания на страничке «Калейдоскоп» пригодятся при обучении счёту, чтению, логическому мышлению. Рассказы совы Матильды Леонардовны знакомят с миром природы.


Какими Вы  видите перспективы журнала?


Сценариев развития журнала несколько. Один из основных – закрепление успехов в  тематическом планировании телеканала, телепередачи и журнала, работающих на  единой духовно-просветительской ниве. Поэтому, чем эффективнее будет развиваться эта «триада»  в семейном сообществе и медийном образовательном пространстве, тем более устойчиво будет формироваться новый уровень коммуникации  с читателями, юными зрителями, воспитателями, педагогами и организациями. Аналогов такой интеграции на благо детства   в России сейчас нет. 


Телепередачи канала «Радость моя» системно  вписываются в возрастной  психофизиологический режим дня ребенка, это прекрасно доказала одна из моих дипломниц. В едином ключе реализуется миссия журнала и телепередачи.

Желаю  им дальнейших успехов!