Догматика православной церкви. Дело Богочеловека. Сотериология

Преподобный преп. Иустин Попович, Перевод Сергея Фонова

Когда Господь Иисус Христос "увидел, что душепагубный грех истребил в человеческом теле всё небесное, что было вложено в него, и что лукавый змий царствует над людьми, тогда Он, чтобы возвратить Себе Свое достояние, не послал против болезни иных помощников (ибо в великих страданиях слабое врачевство недостаточно), но Сам, истощив славу, которую имел как безматерний Сын Бессмертного Бога Отца, явился без отца необычайным для нас Сыном, даже не необычайным, ибо Он, Бессмертный, став смертным, пришел через Матерь-Деву, чтобы целому спасти целого человека. И так как через пагубное вкушение пал весь Адам, то, по человеческим и в то же время не человеческим законам воплотившись в честной утробе жены — Девы, пришел Бог, и вместе — смертный, сочетав в одно два естества: одно сокровенное, а другое видимое для людей, из которых одно было Бог, а другое родилось ради нас в последние дни. В двух естествах единый есть Бог — Христос, ибо Он соединен с Божеством, и из Божества стал человеком, дабы, явившись среди людей как второй, Новый, Адам, уврачевать Адама прежнего. Но Он явился, покрывшись отовсюду завесою, ибо иначе было невозможно приблизиться к человеческим немощам, и притом нужно было, чтобы змий, почитающий себя мудрым, приступив к Адаму, неожиданно встретил Бога и о крепость Его сокрушил свою злобу, подобно тому как бурное море разбивается о твердую скалу" (он же. Стихотворения догматические).

 "Христово вочеловечение — это второе создание человека,— говорит святой Григорий Богослов,— ибо Бог во плоти пострадал нашим страданием. Он полностью воздал за все наши долги. По милосердию к Еве Он родился от жены, но от Девы; ибо и первое Его рождение — от единого Отца... Повитие пеленами было взамен Адамовой наготы... Шествующая (путеводная) звезда — это поклонение твари. Пришествие волхвов — это вступление язычников в Церковь. Крещение Христово было очищением вод для нас. Дух — это засвидетельствованное родство. Пост — приготовление на борьбу с врагом, искушение было испытанием Божией премудрой силы. Терновый венец и облечение в багряницу — это отъятие власти (державы) у диавола в открытой борьбе. Крест — знамение победы... Гвозди — это пригвождение нашего греха. Распростертые на кресте руки означают то, что Христос объемлет всё. Вкушение желчи противоположно вкушению Адамом запрещенного плода. Один из разбойников спасся — это уверовавший Адам, а другой был худ, хотя и пригвожден ко кресту. Тьма от шестого часа — это плач о Страдальце... Воскресение мертвых и вхождение во град — это препровождение умерших на небо. Кровь и вода, вместе истекшие из ребра,— это двоякое крещение: в купели и в страдании. Это второе приносят опасности во время гонений. Мертвость Иисусова — это истребление мертвости в человеке. Воскресение Христово из мертвых — это освобождение человека из ада. Вознесение Христово на небо возносит и человека в горняя" (он же. Стихотворения нравственные).

 Тайна спасения человеческого рода содержит в себе всецелую тайну истины, явленную в воплощенном Боге и Его Богочеловеческой жизни. В эту тайну истины и спасения, по словам святого Григория Нисского, как составные части входят "человеческое рождение Спасителя, возрастание с детства до совершеннолетия, пища, питие, труд (утомление), сон, скорбь, слезы, оклеветание Спасителя, суд над Ним, крест, смерть, положение во гроб, Воскресение" (Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово).

 Спасение — это бесконечно сложный подвиг, настолько непростой, что только Бог может знать, что в целом должно войти в этот подвиг, и только Он может иметь силы его совершить. В Своей досточудной Богочеловеческой Личности Господь Иисус Христос объял и охватил как всю тайну Божественной жизни в ее бесконечном разнообразии, так и всю тайну человеческой жизни в ее загадочной сложности —  и тем самым стал Спасителем и спасением рода человеческого. В Его Богочеловеческой Личности Бог послал нам и Спасителя, и спасение, посему ни самое понятие Спасителя, ни подвиг спасения не могут быть обособлены от исторической Личности Богочеловека Иисуса (Свт. Афанасий Великий. Пасхальные послания).

 Рассматриваемая в исторической хронологии, через Богочеловеческий подвиг совершенного на земле спасения, Личность Богочеловека Христа получает различные наименования, которые ей действительно все принадлежат и в которых, несомненно, она вся, но тем не менее они не являются выражениями нашего понимания неизреченной  тайны воплощенного Бога. Во всем Своем Богочеловек, без сомнения, присутствует всей Своей Личностью. Поэтому всё, что Он,— это Спаситель, и всё, что Его,— это спасение. Богочеловеческой бесконечностью Своей Личности и жизни Господь Иисус для нас, по словам святого Афанасия Великого,— это "Пастырь и Первосвященник, Путь и Дверь и всё во всём" (Послания). "Он стал всем ради нас и самыми различными способами осуществляет наше искупление. Хотя ради нас и терпел Он голод, и жаждал, но все-таки насыщает и напояет нас Своими спасительными дарами. В том — Его слава, в том — чудо Его Божества, что природу наших страданий изменил (букв.: "переиначил".– Примеч. пер.) Он Своей благостью. Ибо Он, Жизнь, умер, чтобы нас оживить; Он, Слово, стал плотию, чтобы словом научить плоть" (Свт. Григорий Богослов. Слово 2).

 По причине многогранности Богочеловеческой деятельности Господа Иисуса в подвиге спасения человеческого рода Он различно и разнообразно проявляет Себя, но всегда как одну неделимую и неизменную Богочеловеческую Личность, нарицаемую разными именами. "Различны наименования,— говорит святой Григорий Богослов,— которые усвояются Христу, как принадлежащие Ему по Божеству, так и принадлежащие Ему по человечеству, а именно: Бог, Сын, Образ, Премудрость, Истина, Свет, Жизнь, Сила, Дыхание, Излияние (см.: Прем. 7, 25), Блистание, Творец, Царь, Глава, Закон, Путь, Дверь, Основание, Камень, Жемчужина, Мир, Правда, Освящение, Искупление, Человек,  Раб , Пастырь, Агнец, Первосвященник, Жертва, Перворожденный всякой твари, Первенец из мертвых. Каждым из этих имен Господь Христос является и называется" (Свт. Григорий Богослов. Слово 38).

 Богочеловек именуется "Сыном, ибо тождествен со Отцом по сущности; и не только тождествен, но и от Отца. Называется Единородным, ибо не только Единый от Единого и единственно Единый, но и единственным образом Единый, а не так, как тела. Называется Словом (см.: Ин. 1, 1, 14), ибо так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастию рождения, но и по соединению с Отцом, равно как и потому, что возвещает Отца... Называется Премудростью (см.: 1 Кор. 1, 25), ибо Он — ведение Божественных и человеческих вещей... Называется Силой (см.: 1 Кор. 1, 25), ибо Он — Хранитель созданных тварей и Податель силы, удерживающей их в бытии. Называется Истиной (см.: Ин. 14, 6), ибо по естеству — одно, а не много... потому что Он есть чистая печать и всеистинный Образ Отца... Называется Образом (см.: 2 Кор. 4, 4), ибо единосущен с Отцом, потому что Он от Отца, а не Отец от Него, ведь сама природа образа состоит в том, чтобы образ был подражанием первообразу, образом которого именуется... Называется Светом (см.: Ин. 8, 12), ибо Он — свет душ, очищающихся в разуме и жизни... Называется Жизнью (см.: Ин. 14, 6) ибо Он — свет, устройство и осуществление всякого разумного естества. Ибо мы Им (в сербск. тексте в Нем. – Примеч. пер.) живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28) по сугубой силе вдохновения: по дыханию жизни, которое Он вдохнул всем, и по Духу Святому, Которого вдыхает в могущих Его принять, в той мере, в которой отверзают они уста разума. Называется Правдой (см.: 1 Кор. 1, 30), ибо подразделяет людей по достоинству, праведно судя и тех, которые под законом, и тех, которые под благодатью, и душу, и тело, чтобы душа властвовала, а тело находилось под властью, дабы лучшее господствовало над худшим и худшее не восставало против лучшего. Называется Освящением (см.: 1 Кор. 1, 30), ибо Он есть чистота, дабы чистотою усвоялось (вмещаемо было) Чистое. Называется Искуплением (см.: 1 Кор. 1, 30) как освобождающий нас, порабощенных грехом, и как давший Себя за нас в искупление, в жертву очищения за вселенную. Называется Воскресением (см.: Ин. 11, 25) как переселяющий нас отсюда и умерщвленных грехом вводящий в жизнь.

 Эти имена — общие Тому, Кто выше нас и Кто ради нас (общие Сущему выше нас и ради нас); а наименования, особенно свойственные нам и принадлежащие человеческому естеству Богочеловека,— следующие.

 Человек (1 Тим. 2, 5), и — для того, чтобы Невместимый (Необъемлемый) телом, по причине необъятности естества, не только стал для тела вместимым, но и освятил бы Собой человека, соделавшись как бы закваской для всецелого теста, дабы освободить человека от осуждения, соединив с Собой осужденное, для всех став всем тем, что мы есть, кроме греха, то есть став телом, душой, умом — всем тем, что было проникнуто смертью. Сын Человеческий (Ин. 3, 18) — и через Адама, и через Деву, от которых родился (от Адама как от праотца, от Девы — как от Матери) и по закону и не по закону (cверх закона) рождения. Христос — по Божеству, так как самое помазание освящает человечество, не собственным действием, как у других помазанников, а присутствием всецелого Помазующего. Cледствием же этого помазания является то, что Помазующий именуется человеком, а помазанное делается Богом. Путь (Ин. 14, 6), ибо ведет нас Собой. Дверь (Ин. 10, 9) как Вводящий. Пастырь (Ин. 10, 11), потому что пасет на месте злачне и воспитывает на воде покойне (Пс. 22, 2), возводит отсюда, защищает от зверей, возвращает заблудшего, отыскивает потерянного, обвязывает уязвленного, сохраняет крепкого и наставлениями пастырского учения собирает в тамошнюю ограду. Овца (Ис. 53, 7) как жертвование (заколение). Агнец (1 Пет. 1, 19) как Совершенный. Архиерей (Евр. 4, 14) как Ходатай (Посредник). Мелхиседек (Евр. 7, 3) как рожденный без матери по естеству, превосходящему наше, и без отца — по естеству нашему; как царь Салима, то есть царь мiра, и как царь правды… Иисус Христос вчера и сегодня телесно, Тот же духовно и во веки" (Он же. Слово 37).

 Каждое имя, относимое ко Господу Иисусу Христу в Его Богочеловеческом подвиге, имеет свое сотериологическое значение. "Господь Христос делается всем для всех,— говорит святой Григорий Богослов,— чтобы всех приобрести... Ибо не только становится иудеем, не только принимает на Себя всякие не подобающие Ему и уничижительные наименования, но, что более всего неприлично,— называется самим грехом и самим проклятием  (см.: 2 Кор. 5, 21; Гал. 3, 13). Хотя Он и не таков на самом деле, однако же так именуется. Ибо как может быть грехом Тот, Кто и нас освобождает от греха? И как — проклятие Тот, Кто и нас искупает от проклятия закона? Но Он так называется, чтобы и до сей степени показать Свое смирение и этим научить нас смирению, возводящему к высоте. Таким образом, Он становится рыбарем, ко всем снисходит, забрасывает сети, всё переносит, дабы только извлечь из глубины рыбу, то есть человека, плавающего по непостоянным и соленым волнам жизни" (Там же).

 Господь Иисус Христос нарицается Словом, но Сам Он выше слова. Он превыше света, но именуется светом. Называется огнем, не потому что подвержен чувствам, а потому что очищает тончайшее и сквернящее вещество (имеется в виду – греха – Примеч. ред.). Называется мечом, ибо отсекает худое от доброго; лопатой, ибо очищает гумно и, отвергая всё пустое и легкое, слагает в небесные житницы всё полновесное; секирой, ибо после многого долготерпения срубает бесплодную смоковницу, отсекая самые корни зла; дверью — по причине входа (ввождения); путем, потому Им мы шествуем прямо; Агнцем, ибо Он — жертва; Первосвященником, ибо приносит в жертву тело; Сыном, ибо Он — от Отца (Свт. Василий Великий. О Святом Духе).

 Таинственное дело спасения человеческого рода совершено единственной и неповторимой Личностью Богочеловека Христа и Его единственной и неповторимой Богочеловеческой жизнью. "Поэтому Священное Писание,— говорит святой Василий Великий,— повествуя о Господе Иисусе Христе, дает Ему не одно имя и не только те имена, исключительно относящиеся к Его Божеству и величию, но иногда употребляет названия, являющие отличительные признаки естества. Ибо Священное Писание знает имя Сына, которое выше всякого имени (см.: Флп. 2, 9), нарицает Его истинным Сыном (ср.: 1 Ин. 5, 20), Единородным Богом (ср.: Ин. 1, 18), Божией силой и премудростью (ср.: 1 Кор. 1, 24) и Словом (ср.: Ин. 1, 1). И опять-таки по причине разнообразия даров благодати, которые от богатства благости, по Своей многоразличной премудрости Он преподает нуждающимся, Священное Писание обозначает Его несметным числом других имен, называя Его Пастырем, Царем, Врачом, Женихом, Путем, Дверью, Источником, Хлебом, Секирой, Камнем. Ведь эти имена означают не естество, а различные образы действия, которые Он, по милосердию к Своему собственному созданию, являет нуждающимся соразмерно свойству их потребности. Ибо тех, которые прибегли к Его заcтуплению и незлобивым терпением окрепли в великодушии, Он называет овцами, а Себя признаёт Пастырем таких овец, которые слушают голос Его и не внимают учениям чуждым, ибо говорит: Овцы Мои слушаются голоса Моего (Ин. 10, 27). А Царем нарицается Он для тех, которые взошли уже высоко, и им нужно законное владычество. Называется Дверью, потому что правотой Своих заповедей приводит к делам достославным, а к тому же безопасно вводит во двор Свой тех, которые через веру в Него прибегают к благу познания (ведения)... Именуется Камнем, потому что для верных Он защита сильная, непоколебимая и несокрушимая...

 Когда непорочную душу, не имеющую пятна или порока, Он представляет Себе (ср.: Еф. 5, 27) чистой девой, то называется Женихом. А когда принимает душу, изъязвленную ужасными ранами от диавола, и исцеляет ее от тяжкой болезни греха, тогда именуется Врачом... Когда Господь нарицается Путем, мы мыслью восходим к высшему смыслу. Ибо под словом путь разумеем преуспеяние в совершенстве, которое постепенно и в известном порядке достигается делами правды и просвещением разума, когда мы непрестанно желаем того, что перед нами, и стремимся к тому, чего нам недостает, пока не достигнем блаженной цели — познания Бога, которое Господь дарует Собою уверовавшим в Него. Ибо Господь наш действительно есть Путь благий, надежный и непогрешительный, возводящий к истинному Благу — к Отцу. Посему и говорит Он:никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6)...

 Господь просвещает сидящих во тьме неведения, и потому Он есть Свет истинный. Он судит, отмеряя воздаяние по достоинству дел, и потому Он — праведный Судия... Он воздвигает из пропасти поползнувшихся с высоты жизни в грех, поэтому Он — Воскресение (см.: Ин. 11, 25). Всё это Он производит, действуя прикосновением (наитием) силы и изволением благости. Пасет, просвещает, питает, путеводствует, врачует, воскрешает, приводит не-сущее в бытие, поддерживает сущее. Так от Бога приходят к нам блага через Сына, Который в каждом действует быстрее, чем это может выразить слово" (Он же. Против Евномия).

 "Господь наш Иисус Христос в словах, в которых говорит о Себе, открывая людям человеколюбие Божества и благодать домостроительства спасения, обозначил эту благодать свойствами, усматриваемыми в Нем Самом, именуя Себя дверью, путем, хлебом, виноградной лозой, пастырем, светом — не потому что Он многоименен, ведь не все имена имеют между собой одно и то же значение. Одно значение света, другое — виноградной лозы, одно — пути, другое — пастыря. Но, будучи по субъекту одним и единой простой и несложной сущностью, Он нарицает Себя в одном месте так, в другом иначе, прилагая к Себе имена, различающиеся по смыслу. Ибо усвояет Он Себе разные имена, учитывая различие действий и разнообразие отношений к тем, кому Он творит добро. Называет Он Себя Светом мiра, знаменуя этим именем неприступность Божией славы и показывая, что светом знания (ведения) Он озаряет тех, у которых очищено око души. Именует Себя виноградной лозой, потому что укоренившихся в Нем верой — взращивает плодоношением добрых дел. Называет Себя хлебом, ибо Он — пища разумных творений, самая подобающая для поддержания состава души и сохранения ее качеств: присно восполняет Он Собою всё недостающее, не допуская душе впадать в немощь, происходящую от неразумия. Итак, если рассмотрит человек каждое из этих имен, то найдет в них разный смысл, но в сущности — один и Тот же субъект" (Свт. Василий Великий. Против Евномия).

 Господь Иисус Христос "назвался человеком и сыном человеческим,— проповедует святой Златоуст,— нарек Себя путем и дверью, наименовался камнем... Для чего Он назвался путем? Для того, чтобы ты узнал, что через Него мы восходим к Отцу. Для чего нарек Себя камнем? Для того, чтобы ты познал истинность и непоколебимость веры. Для чего назвался основанием? Для того, чтобы ты осознал, что Он носит всё. Для чего наименовался корнем? Чтобы ты знал, что в Нем мы произрастаем и цветем. Почему назвался пастырем? Потому что Он нас пасет. Почему нарек Себя овцой? Потому что за нас принес Себя в жертву и стал умилостивлением. Почему назвался жизнью? Потому что воскресил нас, мертвых. Почему нарек Себя светом? Потому что освободил нас от тьмы. Почему наименован мышцей? Потому что единосущен с Отцом. Почему назван Словом? Потому что родился от Отца. Ибо как мое слово рождается из моей души, так и Сын родился от Отца. Почему наименован одеянием? Потому что, крестившись, я облекся в Него. Почему наречен трапезой? Потому что я вкушаю Его, причащаясь Таин. Почему назван домом? Потому что я в Нем обитаю. Почему наименован обитателем? Потому что мы делаемся Его храмом. Почему наречен главой? Потому что я стал Его членом. Почему назван женихом? Потому что избрал меня Себе в невесту. Почему наречен непорочным? Потому что взял меня, деву. Почему назвался Владыкой? Потому что я — Его раб" (Свт. Иоанн Златоуст. На Евтропия).

 "Единородный Бог,— по слову святого Григория Нисского,— ради нас соделался много чем. Будучи Словом, Он стал плотью; будучи Богом, соделался человеком; будучи бестелесным, стал телом. А сверх того, соделался Он и грехом, и проклятьем, и камнем, и секирой, и хлебом, и овцой, и путем, и дверью, и многим тому подобным, не будучи ничем из этого по естеству, но ради нас став всем этим по домостроительству спасения" (Свт. Григорий Нисский. К Симпликию о вере).

 "Апостол Павел указал нам на значение имени Христос, сказав, что Христос есть Божия сила и Божия премудрость. Нарек он Его также и миром, и неприступным светом, в котором обитает Бог, и освящением, и искуплением, и великим Архиереем, и Пасхой, и очищением душ, и сиянием славы, и oбразом сущности, и Творцом веков, и духовной пищей и питием, и камнем, и водой, и Образом невидимого Бога, и великим Богом, и Главой тела Церкви, и Перворожденным новой твари, и Первенцем умерших, и Перворожденным из мертвых, и Первородным между многими братьями, и Посредником между Богом и людьми, и Единородным Сыном, увенчанным славой и честью, и Господом славы, и Начатком тварей; сверх того — Царем правды, и Царем мiра, и Царем всяческих, и многими другими такими именами, которые по причине множества неудобно и перечислять. Вместе взятые все эти наименования, из которых каждое представляет свой смысл в объяснение того, что оно обозначает, дают нам известное понятие о значении имени Христос, настолько показывая нам несказанное величие, насколько мы в состоянии своей душой его постигнуть (Свт. Григорий Нисский. О совершенстве и о том, каким должно быть христианину).

 Через все Свои многочисленные действия Господь Иисус Христос совершает Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода Своей единой и неделимой Личностью. "Веруй во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного,— поучает святой Кирилл Иерусалимский,— во Единого Господа Иисуса Христа, чтобы Сыновство было Единородным; во Единого, чтобы не представлял ты другого; во Единого, дабы Его действование, выраженное многими именами, не распространил ты безбожно на многих сынов. Он называется Дверью... это наименование обозначает дверь разумную, живую, распознающую входящих. Называется Путем... ведущим к Отцу Небесному. Называется Агнцем... Честной Своей Кровью очищающим вселенную от грехов... Этот Агнец именуется также и Пастырем, ибо говорит о Себе: Аз есмь пастырь добрый (Ин. 10, 11). Агнец Он по естеству человеческому, а Пастырь — по Божественному человеколюбию... Также именуется Он Львом... ибо как сильный Лев из колена Иудина спасает верных и попирает врагов. Нарицается Камнем краеугольным; верующий в Него не постыдится (1 Пет. 2, 6; ср.: Пс. 33, 7).

 Именуется Он Христом, не руками человеческими помазанным, а превечно помазанным от Отца на первосвященство, высшее человеческого. Называется Мертвым, который не остался во аде, как все прочие мертвецы, но — единым свободным среди мертвых (см.: Пс. 87, 6). Называется Сыном Человеческим, получившим бытие не от земли, как каждый из нас, но грядущим на облаках судить живых и мертвых. Нарицается Господом, не в обыкновенном смысле, в каком называются люди, но как Имеющий владычество естественное и вечное. Соответственно самой природе дела, называется Он Иисусом, получив это имя от спасительного врачевания. Называется Сыном, не по усыновлению, а по естественному рождению.

 Многие наименования имеет наш Спаситель. Впрочем дабы множество имен не навело нас на мысль, что существуют многие сыны, как говорят заблуждающие еретики, что один — Христос, второй — Иисус, третий же — Дверь и т. д., вера предостерегает нас, правильно говоря: "во единого Господа Иисуса Христа", ибо хотя и многие суть имена, но лицо одно (Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные).

 Всеобъемлющая и неделимая Личность Богочеловека Христа вся в полноте и неделимо присутствует во всецелом Богочеловеческом подвиге спасения человеческого рода земной жизнью Спасителя. Органическая целостность Богочеловеческого подвига спасения нарочито чувствуется и вдохновенно выражается в молитвенном сознании Вселенской Церкви. А сверх всего этого — в святой литургии, ибо она — сердце Церкви, сердце, которым живет чудотворный организм Церкви как животворящее тело Богочеловека Христа. Это чрезвычайно сильно ощущается и выражается в литургии святого и богоносного отца нашего Василия Великого, когда перед самим освящением Святых Даров мы молимся Богу Отцу:  "Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим, Имже и веки сотворил еси, Иже сый сияние славы Твоея и начертание Ипостаси Твоея, нося же вся глаголом силы Своея, не хищение непщева еже быти равен Тебе, Богу и Отцу; но Бог сый превечный, на земли явися и человеком споживе; и от Девы Святыя воплощься, истощи Себе, зрак раба приемь, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворит образу славы Своея; понеже бо человеком грех вниде в мiр, и грехом смерть, благоволи Единородный Твой Сын, сый в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под законом, осудити грех во плоти Своей, да во Адаме умирающе, оживотворятся в Самем Христе Твоем; и пожив в мiре сем, дав повеления спасительная, отставив нас прелести идольския, приведе в познание Тебе, истиннаго Бога и Отца, стяжав нас Себе люди избранны, царское священие, язык свят; и очистив водою, и освятив Духом Святым, даде Себе измену смерти, в нейже держими бехом, продани под грехом; и сошед крестом во ад, да исполнит Собою вся, разреши болезни смертныя; и воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых, зане не бяше мощно держиму быти тлением Начальнику жизни, бысть Начаток умерших, Перворожден из мертвых, да будет Сам вся, во всех первенствуяй; и возшед на небеса, седе одесную величествия Твоего на высоких, Иже и приидет воздати комуждо по делом его" (Молитва, которую священник читает во время "Свят, Свят, Свят…").


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру