Второе защитительное слово против порицающих святые иконы

XVII. Из жизнеописания Иоанна Златоуста, [где] буквально написано так:

…Блаженный Иоанн очень возлюбил послания мудрейшего Павла. И после небольшого промежутка: Имел же он и изображение того же самого Апостола на иконе [в том месте], где он по причине слабости тела отдыхал на короткое время. Ибо он по природе расположен был много бодрствовать. И когда он прочитывал его послания, то, не сводя глаз, смотрел на изображение, и с таким вниманием взирал на него, как если бы Апостол был живой, — прославляя его и, представляя себе, к нему направляя все свое размышление, и чрез созерцание [изображения] беседовал с ним. И после другого промежутка: …Когда Прокл перестал говорить, то, пристально посмотревши на изображение этого Апостола и увидев фигуру, подобную той, которую он видел раньше, сказал , наклонением своего тела отдавши приветствие Иоанну и своим пальцем показывая на изображение: прости мне, отец! Тот, кого я видел говорившим с тобою, подобен этому, и даже, как думаю, этот самый он и есть.

 

XVIII. В житии святой Евпраксии написано, что тою, которая была начальницей над стадом, было показано изображение Господа.

 

XVIII. В житии святой Марии Египетской написано, что она помолилась пред иконою Госпожи и испросила себе Ее в поручительство, и что, таким образом, она получила доступ в храм.

 

XX. Из слова Златоуста о том, что Один — Законодатель Ветхого и Нового Завета; и — об одежде священника.

Я возлюбил также и ту живопись, когда делаются фигуры из расплавленного воска, — исполненную благочестия. Ибо я увидел на иконе Ангела, гонящего толпы варваров. Я увидел покоряемые племена варваров и Давида, который говорил истинно: Господи, во граде твоем образ их уничижиши (Псал. LXXII, 20).

XXI. Его же, из толкования притчи о семени.

…Всякий раз как ты оскорбляешь [20] царскую одежду, не оскорбляешь ли и облеченного в нее? Разве не знаешь, что всякий раз, как оскорбляешь [21] изображение царя, то наносишь свое оскорбление достоинству первообраза? Разве не знаешь, что всякий раз как кто совлечет изображение с деревянной и(ли) медной статуи, то судится, как дерзнувший не против бездушнаго вещества, но как поступивший надменно против царя? Вообще вещество, носящее образ царя, оказываемое ему оскорбление возводит к царю. 

XXII. Того же Иоанна Златоуста, из того слова на [день] Антиохийского епископа и мученика Мелетия, и — о ревности собравшихся, начало которого: Обводя глазами все части этого священного стада… И после краткого промежутка  [в нем говорится]

…И [самое] дело, которое совершалось, было наставлением в благочестии; ибо постоянно вынуждаемые помнить о том имени и держать того святого в душе своей, имя его имели средством, изгоняющим всякую неразумную страсть и помысел. И этот [обычай] так усилился, что на всех местах: и на улице, и на площади, и на полях со всех сторон все звучало этим именем. Не к одному только имени вы сильно почувствовали столь великую любовь, но и к самому изображению тела. Поэтому, что сделали вы вследствие имени, это сделали и по поводу его изображения. Ибо многие начертали то изображение и в углублениях перстней, которые предназначаются для камня, и на кубках, и на чашах, и на стенах жилищ, и всюду, так что не только можно слушать о том святом имени, но и всюду видеть изображение его тела и иметь некоторое двоякое утешение в его отсутствии.

XXXIII. Его же, о предательстве Иуды и на [день] Пасхи, также о преподанном учении таинств и незлопамятстве.

… Ибо подобно тому как живописцы на самой доске и проводят кругом линии, и наводят тень, и присоединяют [сюда] правдивые краски, так сделал и Христос.

XXIV. Святого Амвросия, епископа Медиоланского, из Послания ко всей Италии.

… На третью же ночь, когда тело мое было уже изнурено вследствие поста, ко мне, не спавшему, но пребывающему в состоянии восхищения [ума], явились [22] с некоторым лицом, которое было похоже на Апостола — блаженного Павла, как [именно] с ясностью выражается образ его иконною живописью…

XXV. Максима, философа и исповедника, из тех деяний, какие имели место между ним самим и епископом Феодосием.

… И затем все с радостью и слезами покаялись и вознесли молитвы, и каждый из них целовал святые Евангелия и честный крест, и изображение Бога м Спасителя нашего — Иисуса Христа, и Госпожи нашей, родившей Его, пресвятой Богородицы, при чем возложили [на них] и свои собственные руки для подтверждения того, что было сказано.

XXVI. Святейшего и блаженнейшего архиепископа Феопольского [т.е. Антиохийского] и патриарха Анастасия, о субботе; и — к Симеону, епископу Востры.

… Ибо, подобно тому как, в отсутствие царя, вместо него воздается поклонение его изображению, а тогда, когда он уже присутствует, хотя и бесполезно, оставив первообраз, поклоняться образу, но, однако, не должно было бы унижать его потому [только], что ему перестают поклоняться, вследствие присутствия того, ради кого ему [в указанном случае] поклоняются…

И после небольшого промежутка: Ибо, как оскорбляющий изображения царя терпит наказание, как если бы он действительно обнаружил пренебрежение к [самому] царю , хотя изображение есть не иное что, как дерево и смешанные и соединенные с воском краски, точно также и презирающий образ какой либо такой [вещи] [23] переносит свое оскорбление на то самое, образом чего она является.

XX. Из [книги] святого Отца нашего Софрония, архиепископа Иерусалимского, [называемой] Луг.

Авва Феодор-Елиот говорил, что на масличной горе пребывал заключенным некоторый славный подвижник. С ним вел войну демон блуда. И так, в один день, когда тот сильно налегал на него, старец начал горевать и сказал демону: доколе ты не уступишь мне? Удались, наконец, от меня! Ты состарелся вместе со мною. Демон является ему видимым для глаз образом, говоря: поклянись мне, что ты никому не скажешь того, что я намерен тебе говорить, и впредь не буду воевать с тобою. И старец поклялся ему: клянусь обитающим в вышних, никому не скажу того, что ты скажешь мне. Тогда демон говорит ему: не поклонись этой иконе, и впредь не буду воевать с тобою. Икона же эта имела изображение Госпожи нашей святой Марии-Богородицы, несущей на себе Господа нашего Иисуса Христа. Заключенный говорит демону: позволь, я обдумаю это. И так, он на другой день извещает Авву Феодора-Елиота, жившего тогда в монастыре Фарон, и [когда] этот пришел, он рассказывает все случившееся с ним. Старец же этот говорит заключенному: Авва, ты действительно оказался жертвой издевательства, так как дал клятву демону. Однако ж ты хорошо сделал, рассказавши [об этом мне]. Лучше же тебе не оставить в этом городе [ни одного] непотребного дома, в который бы ты не вошел, нежели — чтобы ты отказался от поклонения Господу и Богу нашему Иисусу Христу вместе с собственною Его Материю. И так, укрепивши его и вселив в него очень многими речами силу, он возвратился в собственное свое место. Демон действительно опять является заключенному и говорит ему: что — это, о, дурной старик? Не поклялся ли ты мне, что никому не скажешь? И почему разсказал все приходившему к тебе? Говорю тебе, о, негодный старик: ты имеешь быть осужденным в день суда, как клятвопреступник. Заключенный отвечал ему, говоря: чем я поклялся — поклялся; и чем ложно поклялся, знаю; только не поклялся ложно моим Творцом. Тебя же не слушаю. [24]

Толкование. Видишь, что о поклонении изображению он сказал — как о поклонении изображаемому? И сколь велико — зло непоклонение изображению? И как демон предпочел его [т.е. непоклонение] блуду?

И так, когда с самого древнего времени были дарованы христианам многие священники и цари, блиставшие и мудростию, и богопочитанием, и словом, и жизнию и были [созываемы] весьма многие соборы святых и боговдохновенных Отцов, то почему никто не предпринял делать этого? Не потерпим — учиться новой вере! От Сиона бо изыдет закон, говорили пророчески святой Дух, и слово Господне из Иерусалима. Не потерпим того, чтоб в иное время мы думали другое, и чтобы изменялись под влиянием обстоятельств, и чтоб вера делалась для внешних [т.е. нехристиан] предметом смеха и шутки! Не стерпим подчинения царскому приказанию, пытающемуся уничтожить обычай, ведущий начало от Отцов! Ибо несвойственно благочестивым царям уничтожать церковные постановления. Это – не отеческие дела. Ибо дела, совершаемые посредством насилия, а не — убеждения, суть разбойническия. Свидетелем служит собор, созванный во второй раз в Ефесе, до сих пор сохранивший полученное им название разбойничьяго, так как он потерпел насилие от царской руки, когда был умерщвлен блаженный Флавиан. Это [т.е. какие либо постановления о подобных предметах] — дело соборов, не царей, как сказал Господь. Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Не царям Христос дал власть связывать и разрешать, но Апостолам и их преемникам, и пастырям, и учителям. И аще Ангел, говорит Апостол Павел, благовестит вам паче, еже приясте… Щадя, так как ожидаем их обращения, умолчим о том, что следует дальше. Если же — чего да не даст Господь! — увидим бесповоротное развращение, тогда присоединим и то, что остается [т.е. слова: анафема да будет]. Но мы желаем, чтобы этого не случилось.

Если кто либо, войдя в дом, в котором живописец нарисовал красками историю Моисея и Фараона, потом, быть может, спросит о прошедших по морю, как по суше: кто эти суть? То что ты скажешь на вопрос? Не сыны ли Израиля? Кто — ударяющий жезлом по морю? Не Моисей-ли? Таким образом, если кто либо изобразит распинаемого Христа и будет спрошен о том: Кто — это? То он скажет: Христос Бог, воплотившийся ради нас. Да, Господи, поклоняемся всему, что – Твое, и пламенеющею любовию обнимаем Твое божество, могущество, благость, милосердие к нам, снисхождение, воплощение; и подобное тому как боимся коснуться раскаленного железа, не вследствие природы железа, но по причине вступившего с ним в соединение огня, так поклоняюсь и плоти Твоей, не ради природы плоти, но ради вступившего в ипостасное соединение с нею Божества. Покланяемся Твоим страданиям. Кто видел смерть, которой бы поклонялись? Кто видел страдания, которые были бы почитаемы? Однако, мы, действительно, поклоняемся плотской смерти Бога моего и спасительным страданиям. Покланяемся Твоему изображению. Всему, что — Твое, поклоняемся: слугам, друзьям и, преимущественно пред этими, Матери-Богородице. Поэтому упрашиваем и народ [25] Божий, язык свят, крепко держаться церковных преданий. Ибо и в малой мере отъятие того, что предано [древностью], как бы камней из строения, очень скоро ниспровергает и все здание. Да будет, чтобы мы пребывали крепкими, стойкими, непоколебимыми, утвержденными на крепкой скале, которая есть Христос! Ему подобает слава и честь, и поклонение, вместе со Отцом и Духом, теперь и всегда, в бесконечные века веков. Аминь.

[1] Буквально у св. Иоанн Дамаскина читаем: в зеркале и гадательно…

[2] Буквально: таким же самым…

[3] Слово πώποτε с отрицание значит: никогда (слав. нигдеже).

[4] Την αναστροφήν =образ жизни… (=слав.: скончание жительства; синод. русск. перевод: кончину их жизни).

[5] В слав Библии: человек воин…

[6] "Об Иезавели ничего такого не написано, как правильно заметил Биллиус: наш Дамаскин допустил ошибку памяти, рассказывая о царице то, что Писание, по LXX толковникам, передает о супруге ея — Ахаве; у них (т.е. толковников) читаем (3 Цар. XXII, 38): и полизаша свинии, и пси кровь его, и блудницы измышася в крови его.

[7] И здесь св. Иоанн Дамаскин допустил ошибку памяти, "так как умер — съеденный червями — не Антипа, но Ирод Аскалонский и внук его Агриппа. См. Иос. Кн.17 Древност. гл. 8 и кн.19 гл.7 и также Деян. XII, 23.

[8] "Достойно внимания — то, что говорится о Германе. Ибо Феофан и другия византийские историки, а также и греческая Минея — разсказывают, что превосходный патриарх , когда он не мог сломить упорства Льва, положивши на алтарь нарамник, по собственному побуждению отказался от епископства у удалился в монастырь. Дамаскину, однако, благоприятствуют как писатель жизни св. мученика Стефана младшего, где свидетельствуется, что св. Герман слугами Льва πυγμαις και ονειδισμοις, pugnis et convitiis throno fuisse deturbatum", так и некоторые другие и т.д.

[9] У св. Иоанна Дамаскина буквально стоит: принесите… монету; а когда принесли…

[10] У св. Иоанн Дамаскина читаем: принесут.

[11] Феофан и Никифор Констанса, сына Ираклия и отца Константина Погоната, называют также Константином.

[12] Вместо εγράφως, по требованию хода речи, должно читать: αγράφως "ибо Апостолы проповедывали Евангелие без писаний", ходя из одной страны в другую; творения же их появились не вдруг, а большею частию по особым — каждый раз — причинам.

[13] Свт. Григорий Богослов. Слово 5 к свт. Григорию Нисскому.

[14] В некоторых изданиях находится прямое упоминание имени "жестокого и свирепого Льва…"

[15] Λατρεύουσι — обозначает некоторый рабский культ.

[16] В греч. Библии читаем: ην εποίησα (= сотворих) (у св. Иоанна Дамаскина: διεθέμην) τοις πατράσιν αυτων (=их).

[17] Λατρεία. Дамаскин имеет в виду у себя слова Павла (Евр. IX, 1.), которые собственно обозначают священнодействия и религиозные обряды, при каких воздается почитание Богу… и т.д.

[18] Помещаемый далее рассказ об Авгаре, царе Эдесском (см. первое слово, где приводятся мнения св. Отцов и Учителей Церкви, отд. III перед отд. IV), во втором слове Иоанн Дамаскиным опускается (приводит его только Zinus).

[19] Здесь существует различие между первыми и вторыми словами.

[20] Буквально: оскорбишь.

[21] Буквально: оскорбишь.

[22] Κατεφάνησαν = conspicui fuerunt (лат. перев. у Lequ. и, конечно, у Migne) = sese ostenderunt (лат.перев. в изд. Hopperi). Выдержка — отрывочна: кто явился, не говорится в ней… Между тем, в изданиях творений св. Амвросия данного послания мы не нашли (см. изд. Эразма Ротт., Геления., от 1567 г., см. также изд. Andr. Argentini от 1516 г.)

[23] Ср. лат. пер. в издании Hopperi: rei alicuius.

[24] Здесь существует различие между первым и вторым словами.

[25] Здесь — тоже. 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру