Слово на Великую Субботу

Вдохнувший в Адама дыхание жизни, а сотворивший его в душу живу, полагается во гробе, мертвый, бездыханный! Определивший человеку обращаться в землю сопричисляется к сокровенным в земле! Сокрушаются врата медныя и вереи железныя стираются. Взялись врата вечныя (Псал. 23, 7), содрогнулся страж ада, и открылись основания вселенной. Ибо сопрачислен к мертвым свободный от греха, и тот, кто разрешил узы Лазаря, пеленами обвивается, дабы человека, умерщвленнаго грехом и опутаннаго сетями его, разрешить от уз и отпустить на свободу. Ныне приходит к тиранну Царь славы, сильный в брани, коего приход к нам — с высоты неба, протекший, как исполин, путь жизни, и связывает сильнаго, как слабую птичку, разсеявает всесильным Божеством телохранителей его и похищает сосуды его, возвращая по справедливости то, что похитил тот несправедливо. Ныне Слово нисходит к дракону, к левиафану, к отступнику (Ис. 27, 1 — левиафан означает дракона), к уму великому Ассириян (Ис. 10, 12), т. е. сопротивных сил, скрывающемуся в сердце земли, и подобно рыболову, покрывающему уду червем, удою Божества, прикрытою телом, извлекает его и заставляет извергнуть тех, коих он бедственно поглотил в то время, как был сильным, и, таким образом, хвалившагося богатством отпускает ни с чем.

Отроча рожденное и данное нам, нисшедши в пещеру аспидов, душит, умерщвляет и губит высокомернаго горделивца. Ныне ад делается небом, преисподняя наполняется светом, прогоняется мрак, дотоле обитавший там, и слепым дается прозрение. Ибо седящим во стране и сени смертней восток возсиял свыше. Все это ясно предизобразили и предвозвестили Пророки, Патриархи и Праведники.

Праведник связывается, как непотребный, зане умыслиша совет лукавый на себе самих пожинающие народ Господень и возмущающие стези ног его: горе души их; лукавая приключатся им по делом их, говорит Исаия (3, 9-12). Но для нас дело сие стало истинным спасением от скорбей и врачевством против болезни. "Плещи моя вдах на раны, сказал Вещавший в Исаии, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50, 6). За то не посрамится и не постыдится создание рук Моих. Я не считал хищением равенство с Богом, и, будучи Богом, единосущным Отцу, Я уничижил себя до истощания (Флп. 2, 6), смиряю себя за нечестивых до смерти, потому-что так благоволил Отец (а чего хочет Он, того и Я хочу, будучи по природе соучастником Его воли и сообщником Божества), и, возносясь, как высочайший, возвожу с собою на верх славы и человечество. Так-то осуществляю Я любовь отеческую, дабы сохраненныя для Меня овцы, оправданныя Моею кровию и получивши в смерти Моей примирение с Отцем Моим, могли отныне жить жизнию и покоиться под Моими крылами!"

Уразумеем же — мы, не бывшие очевидцами сих событий, и поверим слуху благовествующих мир; ибо нам открывается мышца Божия, — Божия вседетельная сила. Мы прославимся, если уразумеем, и много прославимся, созерцая как-бы в зеркале славу Господню в уничижении, проразумевая в безславном виде красоту, превосходящую всякий ум. Ибо хотя и пострадал Он от немощи, но жив есть от силы Божией (2 Кор. 13, 4), хотя и видели Его висящим на древе, безобразным безславным паче всех сынов человеческих, тем не менее Он есть сияние славы, от чего и земля при виде Его (на древе) устыдилась и содрогнулась. Он наши грехи вознес на древо, наши болезни понес, за нас немоществовал и терпел удары, скорби и обиды — цену нашего мира. Поелику мы, как овцы, заблудились, оставив путь Господень и пойдя собственной стезей, то Он по благоутробию милости предан был за грехи наши, и, подавая нам пример, не прекословил и не вопиял Он, но, как овца безгласная, ведется на смерть за нас. И узрите, говорит Моисей, живот ваш висящ пред очима вашима, и не будете веры яти житию вашему (Втор. 28, 66). А богоотец Давид, или лучше, чрез Давида сам Господь Давида, предвозвещая страсть свою и животворное погребение, сказал: разделиша ризы моя себе: и о одежди моей меташа жребий (Псал. 21, 19). Тот, кто облек прародителей наших в одежды кожаныя, добровольно обнажается пред распятием, чтобы, обнажив нас от смертности, облечь красотою нетления. Разделяет по жребию и одежду свою воинам, ибо по возстании от мертвых, намеревается послать к народам избранных Им учеников, и сам соделаться для верующих одеянием в святом крещении: елицы бо во Христа крестистеся говорит Писание, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).
Ной, заключенный в ковчеге, и деревом спасающий семена втораго мира и ставший снова началом человеческаго рода, прообразовал добровольно погребеннаго Христа, который кровию, истекшею из ребра Его вместе с водою, омыл грех, а древом крестным спас весь род наш, и соделался начальником новой жизни и новаго порядка (πολιτειας).

Авраам, сей великий патриарх, ведя на всесожжение Исаака, который дан был по обетованию, и к которому относились все обетования, ясно предвозвестил умерщвление Господа. Ибо Исаак живой даруется Богом родителю; а жертвою послужил агнец, запутавшийся рогами в кустарнике Савек. Сие двойственное таинство агнца и Исаака, есть истинный образ Христа, Бога нашего. Ибо и Христос двойствен и сложен, будучи вместе и Богом и человеком; и Он, как Сын Божий и Бог по естеству, пребыл безстрастен, а, как соделавшийся ради человека человеком, принес самого себя за спасение мира в непорочную жертву Отцу в растении Савек, или на дереве отпущения, так-как Савек значит отпущение, — Чтó значать три меры муки, из которых составлен был испеченный в золе хлеб (Быт. 18, 6)? Не ясно ли указывает это на тридневное погребение Хлеба жизни? Чтó значит, в жизни Иосифа, сначала ров, а потом стража? Не очевидно ли указывает и это на гроб, и на стражу при нем? Ибо сказано: положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Псал. 87, 7).

А чтó Моисей-боговидец и законодатель? Когда он сокрывается в корзинке, то не явно ли отдается на смерть, и однако же не принимается ли царевною? Так и Христос заключается во гробе, будучи мертв по телу, и однако же своим Божеством, царствующим над всею тварию, снова призывается к жизни. Тот-же опять Моисей не разсекает ли моря жезлом, и двойным ударом, прямым и поперечным, не изображает ли знамения крестнаго? А когда нисходит в глубину, не показывает ли нисхождения Спасителя во ад? Не умерщвляет ли преследовавшаго Фараона, и не спасает ли Израиля? Потому-что и Христос умертвил смерть, спасает же всех верующих в Него. Когда также распростертием рук обращает Амалика в бегство, а Израилю подает победу, тем самым показывает впереди то же таинство Спасителя. Приводит меня в изумление и чудная манна: точно-как она была скрываема только вечером на субботу (Исх. 16, 23), — и Иисус, мой Бог и ради меня человек, весь сладость и весь желание, сокрывается во гробе в конце пятка.

А Иона? Сам Господь не предуказал ли в нем свое предизображение? Якоже бо бе Иона, говорил Он, во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Мат. 12, 40).

Но спросит кто-нибудь: если Он потерпел добровольную смерть в пяток, а возвратился к жизни во едину от суббот: то как останется верным то, что Он провел в сердце земли три ночи? Но ведь божественный Моисей говорит нам так: нарече Бог свет день, а тму нарече нощь (Быт. 1, 5). А когда Господь повешен был на святом кресте, тма бысть по всей земли (Мат. 27, 45), не потому, чтобы нашло облако и закрыло луч солнечный, и не потому, чтобы лунное тело, как некая преграда, застеняло солнце и не допустило достигнуть до нас сиянию (ибо так обясняются солнечныя затмения людьми, знающами это дело): но вся земля была обята тьмою, гораздо мрачнейшею той осязаемой тьмы, которою поражен был Египет, потому-что в самом солнечном теле не стало светоносной, лучи испускающей силы; ибо надлежало, чтобы телесную смерть Творца оплакала вся тварь. Посему и Пророк говорит: зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (Амос. 8, 9); и другой опять: в день он не будет свет, и не день и не нощь, и при вечере будет свет (Зах. 14, 6-7). Во время сего-то мрака божественная и всесвятая душа Господня, отделившись от священнаго и животворнаго тела, находилась в сердце земли, и это время считается за одну ночь. Потом, после тьмы, Творец снова возстановляет день, и солнце возвращается к своему обычному состоянию; — посему и Пророк предсказал, что будет свет пред вечером. Затем была ночь пред субботою, потом — самая суббота, далее — ночь пред единою от суббот, и самый, наконец, лучезарный и светоносный день святаго Воскресения, день, в который телесно произшел из гроба свет несотворенный, как жених, блистающий красотою воскресения; ибо конец субботы, который называется у Евангелиста вечером субботным (Мат. 28, 1), есть начало единой от суббот. Вот ясное счисление трех дней и трех ночей! — Но обратимся к тому, на чем остановились.

Тот, кто из персти образовал человека, в персть смерти низводится, и живот Его вземлется от земли. Он отлагает земное, не тело разумею, но что принадлежит телу, — сон и утомление, голод и жажду, отделения и истечения; ибо все это вошло в нашу жизнь чрез преслушание. В мире совершается погребение Его, в мире, который доставил Он нам крестом и погребением, соединив разделенное и человека-отступника покорив Богу. Между-тем по погребении Его злые преданы погибели; Иудеи, по разрушении храма и города, отведены неприятелями в плен, и уже не возвратятся в отечество, потому-что они оставлены без попечения Божественнаго, после того, как сказал Господь: се оставляется дом ваш пуст (Матѳ. 23, 38); а демоны лишены той нестерпимой и высокомерной власти, с которою они, будучи злыми, злогосподствовали над нами, порабощая нас постыднейшими страстями. Сам же Он наследовал добычу лукавых, — людей от века умерших, освободив всех, кои находились под ярмом греха. Он причислен был к беззаконным, а произрастил законность. Для неверующих Он сделался семенем к погибели, изменил праздники их в плач, и песни их сменил воплями. Для нас же Он из тьмы возсиял свет, из гроба произвел жизнь, из ада источил воскресение, радость, веселие, восхищение.

Теперь не неприлично будет коснуться и изречений Евангельских, и извлечь сокрытое в них богатство. Вот что говорят Евангелисты, возвещавшие о предметах божественных по наставлению Духа, и имевшие в себе Христа говорящаго. Позде бывшу, прииде человек богат от Аримафея, именем Иосиф (Мат. 27, 57), благообразен советник (Марк. 15, 43), муж благ и праведен (Лук. 23, 50), иже и сам учися у Иисуса (Мат. 27, 57), и бе чая царствия Божия (Марк. 15, 43); сей не бе пристал делу их (Лук. 23, 51), потаен же страха ради иудейска (Иоан. 19, 38). Сей дерзнув вниде к Пилату и проси телесе Иисусова (Марк. 15, 43). О блаженный и достославный муж! Истинно сказал Господь, что всякое древо от плодов своих познается (Мат. 7, 17-18). Так-то и он, будучи добр и праведен, не пристал совету и делу их (Лук. 23, 31). И по-истине он есть блаженный муж, как сказал богодухновенный Давид; ибо не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе (Псал. 1, 1), дабы совещаться с людьми беззаконными против Господа и против Христа Его. Не говорил он: возьми, возьми, распни Его (Иоан. 19, 15); не произносил слов людей презренных и не навлекал на себя и на свое племя мщения крови невинной и божественной. Но, утверждая волю свою в законе Господнем, и о законе всегда помышляя, — был ли когда на ложе, или возставал от сна, он орошал свой ум божественными струями Духа; ибо он был учеником добраго Учителя, и следовал по стопам Его. О муж богатый благим произволением! О купец мудрый, на земное богатство восхитивший небесное, и сокрывший в себе самом сокровище жизни! Пилат же дивися, говорит св. Марк, аще уже умре (Марк. 15, 44): дивился, как умерла Жизнь, как Дающий дыхание человекам сам предал дыхание. Пилат! подлинно умер Он, но умер добровольно, потому-что Он имееть власть положить душу свою, и власть опять принять ее (Иоан. 10, 13).

Подлинно умер Он для того, чтоб отнять добычу у смерти, чтоб оживить окованнаго цепями, чтоб, соделавшись перворожденным из мертвых, источить воскресение мертвым, чтобы смертное уничтожилось жизнию.

Итак дается Иосифу тело (Иисусово). Какая неудержимая смелость и дерзновение, порожденныя верою и пламенною любовию к Богу! Ученики, сподобившиеся Божественных даров, укрываются, пораженные страхом: а ты просишь мертваго, и скорее их подражаешь своему Учителю, Вождю и Господу, ибо своею решимостию ты отваживаешь на смерть свою душу! Не мог ты смотрет на обнаженное святое тело Господа, соединенное ипостасно с Божеством. Ты коснулся самаго углия Божественнаго, тогда-как Серафимы не могли прикоснуться к Его образу (Ис. 6, 6). О, блаженныя руки! О, счастливейшия обятия, в которых, держа тело Бога моего, ты обвивал его чистою плащаницею с драгоценным миром; якоже обычай есть, говорит Писание, иудеом погребати (Иоан. 19, 40)! Бе же на месте, идеже распятся, вертоград, и в вертограде гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса (Иоан. 19, 41-42), егоже (гроб) изсече в камени: и возвалив камень велий над двери гроба, отиде (Мат. 27, 60). Пяток называется приготовление, как некое приготовление к покою субботнему: ибо суббота была днем успокоения от дел, потому-что Бог постановил евреям (в этот день) вовсе не касаться ни до какого работнаго дела. Но для нас пятком (приготовлением) к успокоению от греха, и от зол, происходящах от него, соделались Божественныя страдания. — Итак обвивается чистою плащаницею Тот, кто един есть чистый и невредимый, кто покрывает небо облаками и облачается светом, как ризою. Во гробе полагается Тот, кому небо служит престолом, а земля подножием. Тесными пределами гроба по телу обемлется Тот, кто горстию обемлет всю тварь, кто все наполняет и описует будучи един, как Бог, неописанный. Тот-же самый, который, как Бог, приемлет поклонение вместе с Отцем и Духом на небеси, тот-же самый, как человек, телом лежит во гробе, а душею пребывает в сокровенных убежищах ада, и разбойнику делает доступным рай, потому-что неописанное Божество всюду сопровождает Его. Ибо хотя священная душа и разлучилась от животворнаго и непорочнаго тела; но Божество Слова оставалось неразлучно с ними, т. е. с душею и телом, поелику со времени зачатия к утробе Святой Девы и Богородицы Марии, произошло нераздельное соединение в одном лице двух природ. Таким образом и в самой смерти сохранилась одна ипостась Храстова, потому-что тело и душа состояли в одной ипостаси Бога-Слова, и по смерти имели одну и ту-же ипостась. И потому всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11).

Но для чего полагается Он во гробе новом, в котором не был еще положен ни один мертвец? Мне кажется, это для того, чтобы воскресение не приписали кому-нибудь из преждепогребенных. Люди, ненавидящие собственное спасение, склонны бывают к лукавству и весьма скоры на неверие. Итак, чтоб было явно и очевидно воскресение Господа, погребается Он один в новом и пустом гробе. Духовный Камень жизни, из котораго пили неблагодарные, Камень краеугольный и нерукосекомый сокрывается в скале изсеченной: потому-что души изнеженныя и в удовольствиях иставаяющия не могут принять Божественнаго Слова; это принадлежит душам твердым, имеющим мужественное расположение к добродетели.

Во утрий же день, говорит Евангелист, иже есть по пятце, собрашася архиерее и фарисее к Пилату, глаголюще (Мат. 27, 26). Снова собралось сонмище беззаконных, которые убили Пророков и камнями побили посланных к ним, которые страшно опустошали виноградник Господень, т. е. народ Израильский, и которые после рабов безчеловечно умертвили самого Сына и Наследника. Они не знали, что Он будет наследником всей твари, как человек; а если бы знали, то не распяли бы Господа славы. Что же они говорят Пилату? Господи, помянухом, яко льстец он рече еще сый жив, по триех днех возстану (Мат. 27, 63). О беззаконие, свойственное лишь идолопоклонникам! Обманщики, союзники обмана называют Господа присяжником (υποσπονδον) обмана, рабом греха! Льстецом обявляют Спасителя и Господа вселенной, самую истину, мудрость и силу Отчую, свет, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир! Для чего вы говорите наперед: еще жив сый? Разве не живет и по смерти Виновник жизни живущих, и бытия существующих? Хотя и был Он между мертвыми, но жив сый, как свободный. Не слыхали ли вы когда-нибудь, чтó Господь говорил в Ионе пророке: еще три дни, и Ниневия превратится (Иоан. 3, 4)?

Превратится действательно обман, когда Господь возстанет из гроба в третий день, и насадится правда и истина. Повели убо, говорят злодеи, утвердити гроб до третияго дне (Матѳ. 27, 64). Что вы вапрасно безпокоитесь, робкие? Что вы боитесь страха, где нет страха? Не удержит печать Безпредельнаго! Если Аввакуму печати не воспрепятствовали вступить в ров, чтоб напитать Даниила пророка и служителя Божия (Дан. 14, 36): то как возмогут печати удержать Владыку вселенной? Но истинно слепа злоба, и сама собою легко разрушается. Да не како пришедши ученицы Его нощию украдут Его, и рекут людям, возста от мертвых: и будет последняя лесть горша первыя (Матѳ. 27, 64). О безсмысленные! кто крадет мертваго? Случается, что гробокопатели снимают с мертвых одежды: но кто когда-либо крал мертваго? Если бы Христос не воскрес, и предсказание Его о своем воскресении оказалось бы ложным, то стали ль бы Ученики по-напрасну питать к Нему привязанность? Всякий мертвый забвен бывает от сердца смертных, говорит Писание (Псал. 30, 13). А если ктому Он и обманщик, то не более ли должен придти в забвение? Каким же бы образом, из привязанности к умершему обманщику, они (Ученики) стали подвергать себя, как и действительно подвергали, различнаго рода смертям, и бедствиям, и множеству зол? По-истине, подозреваемый вами обман вы сама ставите в ряд истин.

Рече же им Пилат: имате кустодию: идите, утвердите, якоже весте. Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею (Мат. 27, 65-66). Пилат избегает сообщничества с богоубийцами, зная, что сам он не нашел в Нем ни единыя вины, и все безумное дело слагает на них. "Чтоб не осталось вам никакого повода возражать против воскресения, вам самим поручаю я печать и стражу. Смотрите же, не прибегайте опять к безчестным вымыслам и нелепым разсказам, когда событием воскресения будет доказана истинность предсказаний этого, как вы говорите, обманщика. Дело стоит теперь на острие бритвы; ныне суд есть (Иоан. 12, 31), как сам Он говорил. Если Он, воскреснув, вознесен будет от земли, вы — начальствующие будете отвергнуты, а Он всех привлечет к себе (Иоан. 12, 32)". Таковы были речи Пилатовы. Но безстыдные и неблагодарные Иудеи ринулись, как псы, ко гробу и запечатали камень. Итак Тот, кто сотворил бездну и запечатал ее, кто пределом морю положил песок, лежит во гробе, мертвый охраняемый стражею и печатию. Уснул яко лев и яко скимен (Быт. 49, 9). Опочил, как Цар, за охранною стражей. Кто возбудит Его? Ныне воскресну, глаголет Господь (Псал. 11, 6), ныне вознесуся, ныне прославлюся: ныне узрите, ныне уразумеете.

Между тем жены, сгаравшия пламенною любовию к Учителю, не скрываясь смотрели на все происходившее; и готовыя подвергнуться опасности за Господа, превзошли дерзновение Апостолов и никому не дозволили предвосхитить у себя в сем деле преимущество.

Будем же и мы подобны мудрым рабам, ожидавшим пришествия домувладыки: получивши талант, постараемся всеми мерами приумножить его, и получить таким образом радость Господа, как рабы благие и верные домостроители. Талант этот, по моему мнению, есть всякий дар, подаваемый людям Божественною благостию. А даров Божественных никто не лишен совершенно: только один способен к такой добродетели, другой к иной: один к большему числу добродетелей, другой к меньшему; один к добродетелям высшим и превосходнейшим, другой к низшим и не столь совершенным. Всякому Бог уделил свою меру веры. За то сильнии и сильне истязани будут (Прем. 6, 6); и емуже дано будет много, много и взыщется от него (Лук. 12, 48); от всякаго будет истребовано по мере вверенной ему от Бога силы. Раздающий знает, кому что дает, пред очима Его вся нага и обявлена суть (Евр. 4, 13). Посему поспешим по возможности умножить талант свой: принявший пять талантов, постарайся приобресть Заимодавцу другия пять; принявший два, — другие два. Пусть один, получивший к тому дар, подает руку помощи нуждающимся и изнемогающим под бременем бедности; а другой, — словом напитает изнуренных голодом и изсохших от жара неверия. Сотворим себе друзей от мамоны неправды; напитаем бедных, чтобы они, как благие риторы, защитили нас пред страшным судилищем. Дадим кров у себя безприютным, нагих оденем, болящих навестим, не отяготимся посетить находящихся в темнице, скорбящим и печальным, прострем руку, посетуем с ними, прольем слезу сострадания: это загасит нескончаемый огонь геенны. Если мы совершим это с желанием сердечным, то и нам скажет Господь: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мат. 25, 34).

Званные, — облечемся в светлую брачную одежду, чтобы соделаться участниками в Божественном браке, чтоб соделаться достойными возлежания, чтоб вкусить Тельца упитаннаго, причаститься агнца пасхальнаго, напитаться плодом новаго винограда. Станем вкушать и пить с чистою совестию — из пшеницы неизреченно, но истинно (ибо не ложен Обещавший), чрез призывание, претворяемую плоть Божию, и из вина — кровь Божию. Чрез сие мы очистимся седмикратно, подобно золоту, — изгладим остающуюся в нас скверну греха, и таким образом наследуем нетление, и соединимся с Богом, и обожимся, и насладимся общением с Ним, когда вострубит труба Господня и мертвые воскреснут, когда возсядет Господь на судилище, в день, в который положил Бог судить вселенной в правде. Все тогда получит свое обновление, и после уже не будет другаго обновления; огонь станет поядать тогда противников, не истребляя их, а праведников примут обители, уготованныя от века, и лоно Авраамово, т. е. воплотившийся из лона Авраамова Бог-Слово и Господь. Тогда падет земля нечестивых, и ими овладеет тьма и мрачный огонь, который они возжгли для себя, и червь неусыпно терзающий и скрежет зубов, соединенный со стоном: а тех, которые правы сердцем, имеют непорочную веру, светлы и сияют, как солнце, примет земля кротких (Мат. 5, 5). Девы юродивыя напрасно тогда будут суетиться, не во время заботясь о том, что им теперь необходимо, и стараясь украсить чуждым елеем свои погашенные светильники: брачный чертог заключится для них, и извнутри его оне услышат суровый голос Нелицеприятнаго: "не вем вас, или, что все равно, не люблю вас, потому-что вы не возлюбили моих братий, не оказали им знаков любви своей, не подвиглись к ним милосердием. Посему суд без милости несотворшему милости. Ничто столько не угодно Мне, Мне — милосердому, как милость; ничто так не может привлечь Мое сердце, как милость: Я милости хощу, но не жертвы. Вы не отверзли нуждающимся дверей милости: так и Я не отверзу вам входа в мое Царство". Вот жатва, которую соберут девы неразумныя! Напротив, мудрыя, быв готовы принять Жениха, не придут в смятение. Они, наполнив светильники свои многоразличными добродетелями, напоив их обильно елеем благотворительности и возжегши светоносным огнем православной веры, — веселыя весело, в глубокую ночь, сретят Жениха, составят хор в Божественном чертоге, и там будут вкушать все радости, навсегда соединившись духом с непорочным Женихом, и сподобившись иметь чистую беседу с Чистым.

Будем же и мы, о священное и божественное стадо великаго Пастыря, Иерея и жертвы, о народ избранный, царское священство, мы, наследовавшие новое имя, как рабы Христовы! — будем же и мы, памятуя страдания, слова и деяния Христа, хранить живоносныя Его заповеди. Он сказал: веруйте в Бога и в Мя веруйте (Иоан. 14, 1), также: и иного утешителя даст вам Отец (Иоан. 14, 16), Духа истины, иже от Отца исходит (Иоан. 15, 26). Итак, веруя в Него, возлюбим Его сердечно: обо любяй Мя, говорил Он, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю Его и явлюся ему сам (Иоан. 14, 21). Вместе с тем возненавидим врагов Его. Всяк, неисповедующий Христа Сыном Божиим и Господом, есть антихрист. Если кто скажет, что Христос есть раб, заткнем уши, в полной уверенности, что говорящий это есть лжец и нет в нем истины. Перенесем поругание за Христа, как венец славы. Ибо блаженны будете, говорит Он, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше, яко зло, Сына человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси (Лук. 6, 22-23). Так поступая, мы избежим неразумия дев юродивых, и поревнуем благоразумию мудрых.
Будем также готовы и к воскресению из мертвых Господа. Не станем заботиться ни о наслаждениях для чрева, ни о многих одеждах для тела, ни о мире драгоценном, но безполезном, ни о роскошных яствах и питиях, с которыми неразлучны опочивания и распутство. Не будем возноситься над бедным; не станем воспламенять в себе желания суетной славы и не снимем с пожелания узды целомудрия; не будем женонеистовыми конями, ярящимися против чужаго целомудрия, и не посеем в плоть свою пищи для огня. Не станем увлекаться нечистою приманкою золота, серебра и многоценных камней. Когда другие будут томиться голодом, не допустим, чтоб наша роскошная трапеза привлекала геенскаго неумолимаго червя. Се возстает Жених! Се происходит из гроба Царь царствующих! Приготовим себя, чтоб не быть удаленными от участия в радости. Будем добрыми общниками трапезы, отличая хорошее от худаго, и одно станем сожигать огнем божественной ревности и любви, а другое сохраним у себя в сокровищницах. Будем строги к гневу и пожеланию; станем измождать похоть чрева; препояшем себя целомудрием посредством воздержания и смирения сердечнаго; отложим надменность, чрез уничижение и памятование о смерти; всем будем вся; злословия перенесем мужественно; терпя обиды, станем утешаться надеждою: преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7, 37), а мимоидет все зримое ныне очами.

Во всем сие да мудрствуется в нас, еже и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), который возлюбил нас, когда мы были еще врагами Его, возлюбив умилосердился к нам, умилосердившись смирил себя, смирившись спас нас: ибо из любви происходит милость, из милости смирение, из смирения спасение и возвышение. Если так мы будем вести себя, то в настоящее время избавимся от угрожающих нам бедствий. Если сбросим с себя иго страстей, то освободимся и от ига тираннов, и как прежде из счастливаго состояния произошло печальное, так и теперь из печальнаго снова настанет блаженное: мы получим прежнюю свободу, будем чисто праздновать Господу Богу праздник исходный, не услышим хульных речей против Создателя, и в мире будет состояние Церкви. А после мы светло сретим с блистающими светильниками Победителя смерти, безсмертнаго Жениха, и непорочный Жених примет нас, и мы узрим открытым лицем славу Господа и насладимся красотою Господа, которому со Отцем и Святым Духом да будет слава, честь, поклонение и величество ныне, всегда и во веки веков. Аминь.  


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

Источник:
Святоотеческое наследие

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру