Житие св.Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы

13. В это время Аламундар Саккин, получив звание царя Саракинов, плативших дань Персам, напал на Аравию и Палестину с большим ожесточением против Ромеев, грабя все, обращая в рабство многие тьмы и совершая много беззаконий после взятия Амиды. И когда множество варваров рассеялось по этой пустыне и когда начальники колен и назначенные стражи пустыни возвестили варварское нашествие, для того, чтобы укрепить монастыри, отцы Великой Лавры  заявили честнейшему отцу, чтобы он покинул пребывание в Руве и пришел в лавру безмолвствовать в своей келлие. И божественный Иоанн, вкусив чрез безмолвие Божией сладости, полюбил ее и не захотел отступить от нее, рассуждая в себе и говоря таковое: "Если не заботится Бог, зачем мне и жить?" Итак, положив себе Вышнего убежищем, он остался неустрашимым. Бог же, всегда пекущийся о своих рабах, заповедал ангелам своим, но писанию, сохранять Своего преподобного (Пс. ХС, 11). И желая ободрить его, немного боявшегося, послал чувственного стража, огромного и страшного льва, который стерег его день и ночь от покушения пагубных варваров. И неожиданно, в первую ночь, увидев близ лежащего льва, он немного убоялся, как мне рассказывал; когда же усмотрел, что тот денно и нощно следует за ним не отступая, и отгоняет варваров, то вознес Богу благодарственные песни за то, что Он не оставили жезла грешных на жребий праведних (Пс. CXXIV, 3).

14. Блаженный же Савва, придя из Никополя и устроив новую лавру, приступил к устроению пещеры, как я сказал во втором рассказе. И припомнив бывшее ему видение о преподобном Иоанне, пришел к нему в Руву и сказал: "Се, сохранил, тебя Бог от набега варваров и ободрил тебя, послав тебе чувственного стража. Встань и ты, твори человеческое и беги, подобно отцам, дабы не овладела тобою гордыня". И употребив многие другие увещания, он привел его в Великую Лавру, во второй индиктион, и заключил его в келлию, на пятьдесят шестом году жизни, при чем никто из дружины не знал, что он епископ. По прошествии же многого времени Бог устроил, чтобы скрытое сокровище Иоанна обнаружилось следующим образом.

15. Некий муж из страны Асийской, по имени Еферий, по чину архиепископ, достойно проходя святительство, прибыл в Иерусалим, и поклонившись честным местам и животворящему древу креста и раздав бедным и монастырям много денег, вышел из святого града, помышляя возвратиться в отечество. Сев на корабль  недалеко проплыв морем, он вследствие некоего противного ветра возвратился с великою опасностью в Аскалон. И когда он, через два дня хотел опять отплыть, ему во сне явился Ангел Господень, говоря: "Не благоприятно будет твое плавание, если ты не вернешься во святой град и не пойдешь в лавру аввы Саввы и не побеседуешь с аввой Иоанном молчальником; это муж праведный и добродетельный, епископ, цветущий духовным богатством, ради страха и любви к Богу презревший все житейское и смиривший себя вольным нестяжанием и подвижничеством". Тогда Еферий, восстав от сна и рассудив видение, расспрашивая со всяческим тщанием, пришел в лавру аввы Савы и, возвестив отцам видение, быль приведен к молчальнику. Целовав его и оставшись у него два дня, он дошел до пространной беседы и заклинал его рассказать и высказать о себе; и так принужденный, он открыл род, и отечество, и святительство. Еферий, узнав это и весьма удивившись, сказал: "Воистину и ныне святые камни валяются на земле". И простившись с праведником, пошел к блаженному Савве и рассказал ему и отцам о божественном Иоанне. И с того времени отцам сделались известными род и святительство Иоанна.

16. На семидесятом году жизни преподобного Иоанна и на двадцать четвертом его заключения в келлии. великий отец наш Савва в мире вкупе уснул и почил (Пс. IV, 9) месяца Декабря в пятый день, десятого индиктиона. И тогда честнейший сей бисер Иоанн оскорбел помыслом, потому что не вышел из келлии и не пристоял кончине святого отца. И когда он был в таком унынии и со слезами оплакивал потерю отца, явился ему во сне отец наш Савва, говоря: "Не скорби отче Иоанне, о моей кончине, ибо, если я и разлучился с тобою плотью, то духом я с тобою". И когда тот сказал: "Моли Владыку, дабы и меня взял", блаженный Савва отвечал: "Ныне этому быть невозможно, ибо наступит тяжелое искушение для лавры, и Бог хочет, чтобы ты оставался во плоти на утешение и утверждение мужающихся и подвизающихся за веру". Божественный Иоанн, увидев и услышав это, возрадовался и отряся уныние об отце, только печален был о возвещенном искушении.

17. Он возымел желание видеть, как разлучается душа от тела, и когда просил о сем Бога, был восхищен умом во святой Вифлеем и увидел на паперти находящейся там честной церкви мужа странника святого, который лежал и кончался, и душа его была принимаема Ангелами и возносима с песнопениями и благоуханием на небо. И оп искал увидеть своими очами, что это так, и встав тот-час, ушел во святой Вифлеем и нашел, что в этот самый час преставился этот человек. Облобызав его святые останки и опрятав на самой паперти, положил их в честном гробе и возвратился в свою келлию.

18. Ученики просвещенного старца Феодор и Иоанн рассказывали мне, говоря, что после успения иже во святых Саввы старец послал нас ответа ради в Ливиаду и по пути, после переправы через Иордан, с нами встретились некоторые люди, говоря: "Смотрите, впереди вас лев". Мы же подумали, что властен Бог за молитвы аввы нашего сохранить нас, ибо мы не по собственной воле исполняешь заповедь эту. Помыслив это, мы продолжали путь и вдруг на встречу нам выходить лев; мы сильно испугались и у нас не осталось сил. Но тотчас мы увидели старца, молившегося посреди нас обоих и велевшего дерзать. Тогда лев, как бы гонимый бичем, удалился бежа от нас и мы, совершив путь невредимо, пришли к старцу, который, встретив нас, сказал: "Видите, как я обрелся с вами в нужде; но и здесь я много молил Бога за вас, и се, Он сотворил милость".

19. Один из учеников рассказывал и следующее: "Много лет он питался, принимая только хлеб и примешивая к нему пепел из кадильницы, и так ел. Я его застал делающим сие следующим образом: однажды он забыл запереть задвижку у своей двери, я же, хотя дать ему воду с вином, взявшись за дверь, открыл ее и застал, что он высыпает кадильницу, в чашку. Когда он этим весьма опечалился, то я, желая утешить его скорбь, сказал: Не ты один, отче, делаешь так, но и большинство в этой лавре, исполняя писание, говорящее: "Пепел яко хлеб ядях" (Пс. CI, 10). И с трудом этими словами я смог утешить старца.

20. В девятидесятый год жизни сего преподобного старца, в ноябре месяце шестого индиктиона, я, выйдя из Скифопольской митрополии  как я уже сказал в житии Святого Евфимия получил заповедь от своей христолюбивой матери не делать ничего из касающего души без мнения и повеления сего божественного Иоанна; она мне говорила: "Не увлекайся никогда заблуждениями последователей Оригена для того, чтобы не отпасть от начала своего утверждения". И так, придя в Иерусалим и совершив освящение нового храма всепетыя Богородицы и Приснодевы Марии, я прибыл в лавру блаженного Саввы и посетив сего божественного старца, рассказал ему о себе и просил получить от него богоугодный совет; и я услышал от него: "Если хочешь спастися, то поселись в обители великого Евфимия". Я же, будучи юным и суетным, преслушал его заповедь и спустился к Иордану, желая поселиться в одном из тамошних монастырей. И я не только не совершил благополучного пути, но еще проболел тяжкою болезнью в течении шести месяцев в Лавре Каламоновой. Когда же я был в большой скорби и страхе, ради странствия и недуга и ради того, что я не сочетался дружине, явился мне во сне сей просвещенный старец, говоря так: "Так как ты преслушал мою заповедь, то достаточно наказан. Теперь же, восстав, иди в Иерихон и обрящешь некоего старца монаха в странноприимнице обители аввы Евфимия; последуй за ним и спасешься". Восстав от сна и тотчас укрепившись, я приобщился пречистых тайн и вкусив пищи, пошел пешком в Иерихон, так что отцы удивлялись толикой внезапной перемене. И так придя, я поселился в обители иже во святых Евфимия, в июле месяце шестого индиктиона, и с того времени я часто ходил к старцу, исповедывая ему все о себе. Еще будучи в Скифополе, я познакомился с его учениками, приходившими в наш дом, как в свою странноприимницу и получавшими от моих родителей ежегодно некое благословение для лаврской общины и божественного отца; они весьма прилежали к нему и к лаврским отцам с тех пор, как дом наш удостоился присутствия иже во святых отца нашего Савы; вследствие этого и моя мать дала мне, когда я уходил, сказанные заповеди. Вследствие этого и я с большим дерзновением приходил к нему и наслаждался его увещаниями и молитвою, в особенности ныне, когда он повелел мне оставить пребывание в новой лавре и поселиться в старой, что я и сделал, Богу благоволившу. Но об этом после.

21. Спустя долгое время, я пришел к святому старцу, будучи отягчен неким сатанинским помыслом и исповедав ему оный и приняв от него молитву, тотчас получил освобождение. И когда я сидел около его двери и наслаждался его божественным учением, некто Георгий привел к нему своего бесновавшегося сына и повергши его перед его дверью, ушел. И когда отрок лежал и кричал, старец, узнав, что он имеет нечистого духа, сжалился и сотворил молитву о нем и помазав его елеем святого креста, восставил его здравым, и так как лукавый дух тотчас ушел, отрок очистился от того часа.

22. Авва Евстафий, преявший немного дней тому назад игуменство блаженного Саввы, после Сергия, муж благодатью Христовою отличающийся и духовным смыслом, и правыми учениями, и целомудренною жизнью, рассказывал мне, говоря: некогда я сильно был одолеваем бесом хулы и придя к авве Иоанну молчальнику, рассказал ему помыслы и просил получить от него молитву. Старец же встав, сотворил мне молитву и сказал: "Благословен Господь, чадо, к тебе более не приближится хульный враг"; и так сделалось по слову старца, и с тех пор я уже не чувствовал этого лукавого и хульного помысла.

23. Некая жена, родом Каппадокиянка, по имени Василина, диаконисса великой церкви Константинопольской, пришла в Иерусалим, имея с собою племянника, облеченного в должность правителя, который, будучи в прочем скромным, не общевался кафолической Церкви, приняв иноверие Северово. Диаконисса весьма старалась переменить его мысли и соединить с кафолической церковью, вследствие чего просила каждого праведного мужа сотворить молитву об нем. Эта жена, услыхав о благодати сего божественного Иоанна, пожелала поклониться ему; но узнав, что не принято женам входить в лавру, послала за его учеником Феодором и просила, взяв племянника, отвести к святому старцу; она веровала, что ради молитвы его Бог преложит жестокосердие его и удостоит общения с католической церковью. Ученик Феодор взяв его, пришел к старцу и постучал по обычаю в дверцу: когда старец хотел открыть, оба поклонились, и при словах ученика: "благослови нас, отче", старец отворил и сказал ученику: "Тебя я благословляю, а сей без благословения". Когда же ученик сказал: "Не так отче", старец ответил: "во истину не благословлю его, доколе он не отступить от учения раскольников и не исповедует, что будет общником кафолической Церкви". Тот, услышав это, был поражен прозорливым даром старца и переменившись вследствие чуда, поручился обещая общеваться кафолической Церкви. Тогда старец, благословив его, впервые преподал ему пречистые тайны, и он изгладил из своего сердца всякое двоедушие.

24. Василина, услышав это, возымела еще большее желание видеть святого старца собственными очами и помышляла, переодевшись в мужское платье, придти к нему лавру и сказать ему о себе. И когда это было открыто ему ангельским видением, он ей дал знать, говоря: "Знай, что если ты и придешь, то не увидишь меня; не тревожься, по оставайся, и где бы ты ни была, я предстану тебе во сне и возвещу, что вложит мне Бог". Она, услышав это и уверовав, в яве получает видение: се является ей во сне снятый старец, говоря: "Се Господь послал меня к тебе, скажи мне, что ты хочешь?" Она же, рассказав ему о себе, получила полезный ответ и удалилась, благодаря Бога, и описала пришедшему ученику старца его одежду и вид. Это я слышал от самой оной диакониссы Василины.


25. Место, где заключился сей святой старец, к Западу имеет весьма высокий утес, занимающий место стены и к нему прикреплена кровля келлии. Камень же утеса весьма сух и безводен, так что не доставляет никакой влаги келлии. Однажды, сей святой старец, взяв семя одной смоквы, сказал своим ученикам Феодору и Иоанну: "Слушайте меня, чада, если человеколюбие Божие дарует семени сему и камню сему силу для плодоношения, то знайте, что Бог дарует мне царство небесное". И сказав это, он прилепил к оному твердому камню семя смоквы. Бог же, соблаговоливший, чтобы прозяб сухой жезл Ааронов, сам повелел, чтобы этот твердый и сухой камень произрастил на показание последующим родам, какую благодать получил Его раб. И святой старец, увидев росток, благодарил Бога со слезами; росток этот понемногу поднимаясь вверх, дошел до крыши, которую и открыли; коротко сказать, через три года, он принес три смоквы. Старец взяв их и облобызав со слезами, вкусил, благодаря утвердившего его Бога, и по не многу дал ученикам. И се древо вопит, свидетельствуя о добродетели старца. С тех пор, как богоносный сей старец вкусил смокв, он стал готовиться к исходу.

26. Когда же святой достиг глубокой старости, ученик его отворил жилище его для служения ему. И я, войдя к нему и увидев страшное чудо растения, тщательно соображал, как оно вкоренилось и камень получил трещину, но не мог найти и в изумлении сказал: "О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко не испытаны судове его и неизследовани путие его"(Римл. XI, 34)! И те, которые в течении долгого времени ознакомились по опыту с лаврою блаженного Савы, знают, что ни открыто, ни в саду не родится смоква, ни другое дерево, по причине большого зноя и сухости воздуха лавры. Если же кто упоминает про деревья малого лаврского общежития, растущие при пути, тот да ведает, что это дело молитвы блаженного Саввы, который обрел глубокую землю и обилие дождевых вод потока, а также и дело отцов этого малого общежития, которые и до ныне напаяют деревья в течении всей зимы водою потока. Даже, когда многие пытались сажать возле потока, где земля глубока и напаяли в течении всей зимы, они с трудом могли сохранить посаженное в течении только года, из за большой, как сказано, сухости воздуха и силы зноя.

27. Это немногое выбрав, я предал письму, опустив повествование об его подвигах за веру, которые он оказал в борьбе с учениями и поборниками Оригена и Феодора Мопсуестийского, и гонения, которые он претерпел, но Евангелию, за Апостольские заповеди. Но подвизания его я предоставляю рассказать другим писателям, ибо хорошо знаю, что многие, как и подобает, после его кончины потщатся описать его подвиги и гонения, и опасности, которые он вынес за правую веру, и победы и славное его житие, во всей так сказать, с нами жизни, когда он сделался славным и знаменитым но жизни и блистанию своих добродетелей.

28. Как я слышал из собственных святых его уст, он был рукоположен во епископа на двадцать восьмом году жизни, как сказано выше, и исполнил в епископстве девять лет, и оставался в Лавре первый раз двенадцать лет, из коих был в послушании шесть и безмолвствовал шесть, и оставался в Руве шесть лет, и, заключенный в келлию, в которой безмолвствует и до днесь, исполнил с Богом сорок семь лет. И вот, он достиг сто четвертого года жизни и весьма стар, светел лицом и душою весел и исполнен божественной благодати. Помолимся же мы, убогие, да укрепит его Господь паче и паче и завершить его течение в мире, а молитвами его помилует и нас убогих и грешников написавших сие, во веки веков, аминь.

Святой сей старец Иоанн епископ скончался в седьмой день месяца Декабря, в царство Господа нашего Иисуса Христа, ему же слава и сила во веки веков. Аминь.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру