Житие св.Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы

1. Первым я предлагаю для повествования авву Иоанна, молчальника лавры блаженного Саввы как первенствующего перед всеми другими и временем и светлостью жизни. Сей просвещенный отец наш Иоанн происходил из армянского Никополя  и имел родителями Енкратия и Евфимию; они гордились богатством и знатностью рода и выдавались во многих государственных начальствах, в воинских чинах, в городских старейшинствах, в вельможестве при царском дворе. Об них поведают многие рассказы и деяния Византийцы и Армяне. Но, для того, чтобы сначала не доставить пресыщения моему повествованию, а охотно это опускаю, предполагая рассказать об нем только то, что известно почти всем, знающим его. Родился он, как сам рассказывал мне, в восьмой день Января месяца, седьмого индиктиона, в четвертый год царствования боголюбивого Маркиана, и так как родители его были христиане, то он и воспитывался по христиански со своими братьями.

2. По прошествии некоего времени, когда родители его скончались о Христе, богоносный сей муж, разделив отцовское имение, посвятил себя Богу и выстроил в самом Никополе храм всепетыя Богородицы и Приснодевы Марии, и отрекся от житейских дел на восемнадцатом году жизни; взяв к себе десять братий, желавших спастись, он устроил там киновию. И во все время своей юности он прилагал большое старание к воздержанию чрева и презрению гордости, зная, что пресыщение чрева не ведает ни бдения, ни здравомыслия, а гордость не выносить спокойствия, подвижничество же не может быть управлено без бдения, и чистоты, и смиренномудрия. Так подвизался он в юном возрасте и сохранял ум без парения и слово без осуждения, растворенное божественною солью; своих же учеников словом и делом направлял к подвижнической жизни:, он, так как они были новоначальными, не обременял их игом канона, но и не дозволял, чтобы они оставались без трудов и упражнений, но ведя их постепенно и напаяя божественными источниками, приготовлял их плодоносить достойно званию.

3. Когда наступил двадцать восьмой год его жизни  и он сиял добродетелью, митрополит Севастийский, побужденный распространившейся о нем молвой и умоленный жителями города, называемого Колонией, призвал его, как бы для чего иного, я так как он прошел последование церковных степеней, рукоположил его во епископа названного города, так как епископ его скончался. Приняв таким образом архиерейство против воли, он не изменил чина монашеской жизни, но и в епископии подвизался, как в монастыре. В особенности он избегал омовения, остерегаясь не только быть видимым другими, пои самому зреть себя нагим, помышляя обнажение Адамово и написанное в этой части и полагал, что неомовение есть одна из величайших добродетелей. Коротко сказать, он всеми способами прилагал тщание угодить Богу в постах, молитвах, в целомудрии тела и в чистоте души, всегда смиряя помыслы и всякое величание, возносящееся на разумение Бога. И не только он, но и брат его Пергамий, прославившийся при обоих царях, Зиноне  и Анастасии, и прошедший многие должности, будучи просвещаем его добродетелью, прилагал большое тщание угодить Богу. И племянник его Феодор; славный секретарь, услыхав о своем дяде, стареющимся в добродетелях, и просвещенный в душе от этих  слухов, весьма угодил Богу со всем домом своим. Этот Феодор служить ныне предметом удивления для всех, и для синклита, и для благочестивейшего царя нашего Юстиниана, по причине своего разума, честной жизни, правой веры, сострадания и милостыни. Но об этом после — теперь же я возвращаюсь к последованию времени.

4. Когда этот божественный Иоанн провел девять лет в епископстве, случилось, что муж его сестры, по имени Пасиник, управлял Арменией. Он, вследствие сатанинского действия, начал угнетать и смущать  врученную Иоанну церковь, не дозволяя управителям ее надлежаще пещись о церковных делах, силою отторгая прибегавших к ее уставам и нарушая неприкосновенность уставов. Раб Божий часто просил и увещевал его, но он оказывался еще хуже, так как сестра Иоанна, Мария, уже скончалась. Объятый вследствие этого сильною скорбью, праведник был принужден отправиться в Константинополь. Прибыв туда и устроив полезное своей церкви, под конец царствования Зинонова, и при помощи Евфимия, архиепископа Константинопольского, он возымел богоугодное намерение удалиться во Святой град и отрешиться от всех житейских дел. И отпустив всех бывших с ним пресвитеров и клириков с данными царскими повелениями, тайно от всех, он один сел на корабль и прибыль в Иерусалим, и остановился в первой богадельне святого града, выстроенной блаженной Евдокией, в каковой богадельне есть часовня святого мученика Георгия. Прибыв туда и видя там мирские тревоги, он оскорбел умом и со слезами молил Бога направить его на место угодное и безмолвное, дабы спастись.

5. В сказанной богадельне честный отец наш Иоанн оставался довольно времени, долго проводя время в ночном бдении и в молитвах к Богу; в одну из ночей, очутившись один во дворе богадельни и взглянув на небо, он внезапно увидел звезду света, имеющую вид креста и идущую к нему, и услышал голос, говорящий ему из этого света: "Если хочешь спастись, следуй за этим светом". И уверовав, он тотчас вышел и последовал за ним. Руководимый им, он пришел в великую лавру иже во святых отца нашего Саввы, в то время, когда Иерусалимским патриархом был Саллюстий, в четырнадцатый индиктион, на тридцать восьмом году жизни; в этот год была освящена богозданная церковь великой лавры. По смерти Зинона, царство принял Анастасий, как я слышал от самого (святого). Прибыв в Великую Лавру, он нашел блаженного Савву, составившего дружину из ста пятидесяти отшельников, живших в большой бедности относительно телесных потреб, но богатевших духовными дарами. Блаженный же Савва, приняв его, передал эконому, как единого из новоначальных, чтобы тот назначил ему послушание, не ведая сокровища в нем находившегося. Но да не удивляется никто: честному старцу Савве было открыто сокровище Иоанновых подвигов; пусть он скорее сообразить, что когда восхощет Бог открыть святым своим, то они пророки, когда же восхощет скрыть, то они видят по подобию прочих. И слову свидетельствует пророк Елисей, говоря о Сонамитянке, что "душа ея болезненна в ней, и Господь укры от мене" (IV Царств., 4, 27). Божественный же Иоанн исполнял всякое послушание, помогая со всяким смиренномудрием и готовностью эконому и остальным отцам, поднимая воду из потока, приготовляя пищу работникам и помогая им в каменоделании и в других работах по постройке, когда строилась лаврская странноприимница.

6. Во второй год его пребывания в Лавре, когда Кастелий  был очищен от обитания демонов. как я уже сказал в жизни иже во святых Саввы, он там много трудился с отцом нашим Саввой и с некоторыми другими, как сам мне рассказывал, когда и иже во святых авва Маркиан, по божественному откровению, послал пищу им, находившимся в нужде и не имевшим ничего подходящего для еды. Когда  же приспело время перемены послушаний, в первый индиктион, поставленный эконом назначает сего великого светильника странноприимником и поваром. И это послушание он принял с готовностью и радостью и служил своею помощью всем отцам, прислуживая каждому со всем смиренномудрием и скромностью. Когда он исполнял это послушание, случилась постройка общежития вне Лавры, к северу, для того, чтобы отрекающиеся от жизни прежде всего там обучались монашеской строгости, и затем, изучивши точно общежительный устав, жили в лавре, утверждаемые божественным Саввой, который говорил: как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую. И так, когда строилась эта киновия, праведный сей муж, будучи странноприимником, сверх прочих трудов по страиноприимнице, был принужден варить пищу для рабочих, затем носить тяжести и варево и прочие снеди, и доставлять их рабочим, которые трудились приблизительно в десяти стадиях от странноприимницы.

7. Когда исполнился год такового послушания и все отцы получили назидание от его спокойствия, величия в духовного разума, отец наш Савва дал ему келлию для безмолвствования. Честнейший Иоанн, взяв келлию и получив повеление безмолвствовать, пробыл в ней три года, в течении пяти дней в неделю вовсе не показывался никакому человеку и ничего не вкушал, в субботу же и воскресенье ранее всех приходил в церковь и позже всех выходил, выстаивая чин псалмопения твердо, со страхом и всяким смирением, по реченному в псалмах: "Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом" (Пс. II, 11). Таково было его умиление, что он сильно плакал во время бескровной жертвы и не был в состоянии преодолеть себя, так что отцы, видя его дар слез, поражались и прославляли подателя благ Бога. По истечении трехлетия, ему была вручена лаврская экономия и Бог во всем ему содействовал, и благословилась лавра, и умножилась дружина при его послушании.

8. Когда оп его исполнил, блаженный Савва пожелал его рукоположить, как добродетельного и совершенного монаха; и взяв его в святой град, в шестой индиктион, привел к блаженному архиепископу Илии  и, рассказав его добродетели, просил рукоположить его во пресвитера. И архиепископ, услышав о нем, пришел на Святое лобное место, хотя рукоположить его собственноручно. Великий же сей отец, принужденный до невозможности бежать, с присущим ему смыслом сказал архиепископу: "Честный отче, так как я прегрешил, то прошу ваше блаженство поведать вам наедине, и если вы сочтете меня достойным, то я приму хиротонию". И взяв его на восхождение на святую Голгофу, наедине сказал ему: "Пощади жизнь мою, молю твою святыню и не выдавай никому тайны для того, чтобы я не удалился из этой страны". Когда же архиепископ дал ему уверение, то он сказал: "Я, отче, рукоположен во епископа оного града, но, ради умножившихся моих беззаконий, удалихся бегая и водворихся в пустыню (Пс. LVIII, 4), чая помощи Божией; я счел справедливым, пока я еще в телесной силе, послужить и поработать отцам, дабы, когда обессилю, принимать услуги от других без осуждения". Архиепископ, услышав это и удивившись, призвал блаженного Савву и сказал: "Он мне нечто поведал и его невозможно хиротонисать; но от ныне он будет безмолвствовать и пусть никто его не беспокоит". И архиепископ, сказав только это, отпустил их.

9. Блаженный Савва, оскорбев помыслом, удалился приблизительно на тридцать стадий от великой его Лавры, к западу от Кастелия, в пещеру, где после этого устроил киновию и, повергшись пред лице Божие, говорил со слезами: "Чего ради, Господи, толико меня презрел, что я прельстился и спел Иоанна достойным священства? И ныне, Владыко Господи, яви мне о нем — ибо прискорбна есть душа моя даже до смерти (Матф. XXVI, 38) — сосуд, который я считал освященным и благопотребным, и достойным приятия божественного игра, оказался непотребным пред лицом Твоего величия". Когда авва Савва говорил со слезами эти и подобные слова, и проводил ночи в бдении, ему явился некий ангельский образ, сказавший: "Иоанн есть не непотребный сосуд, но сосуд избрания: он, будучи уже рукоположен во епископа, не может сделаться пресвитером". И до зде видение. Отец же наш Савва, привыкший к Богоявлению и ангельскому видению, не испугался, но обрадовавшись, пришел в келлию божественного Иоанна и обняв его, сказал: "О отче Иоанне, ты скрыл от пеня дар Божий в тебе, Господь же явил его мне". И божественный Иоанн отвечал: "Я прискорбен, отче, ибо ее хотел, чтобы кто-либо знал эту тайну; и ныне я не буду в состоянии жить в этом месте". Старец же обещал словом Божиим не открывать сего совершенно никому.

10. И оттоле он безмолвствовал в лавре, не выходя в церковь и ни с кем не беседуя, кроме прислуживавшего ему, в течении четырех дет, за исключением дня освящения честного дома всесвятой Богородицы и Приснодевы Марии, что происходило в Лавре, в девятый индиктион. Только тогда он был принужден выйти и целовать архиепископа Илию, пришедшего на освящение. Сей патриарх, беседовав с ним и возлюбив его духовный смысл и сладкую беседу, почитал его во все время своего святительства.

11. Когда исполнилось четыре года и блаженный Савва удалился из Лавры в пределы Скифопольские  по причине нестроений тех, кои впоследствии жили в Новой Лавре, честный сей Иоанн, бежа бесчинного собрания, удалился в пустыню Рувы, на пятидесятом году жизни, в одиннадцатый индиктионе. Он безмолвствовал там шесть лет, вне всякого человеческого общения, стремясь беседовать с Богом в безмолвии и очищать мысленное око долгим любомудрием во еже откровенным лицом славу Господню взирать (II Кор. 3, 18), прилагая всякое тщание от славы в славу преуспевать в желании лучшего. Через два или три дня, уступая телесной потребе, он выходил из пещеры и ходил по пустыне ради растущих дико мелагрий, которыми питаются пустынные отшельники. И в один из дней, в начале пребывания там, прежде нежели он узнал эту пустыню, выйдя для сказанного сбора и заблудившись, он попал в непроходимые утесы, и не найдя, каким путем свернуть ему в пещеру, и будучи не в силах идти, упал в изнеможении. И се, внезапно, призрением Божественной силы, он был поднять на воздух, по образу пророка Аввакума, и обрелся в своей пещере. По истечении времени, ознакомившись с этой пустынен и узнав место, откуда он был поднять и перенесен, нашел, что оно отстоять на пять поприщ.

12. Некий брат, придя в Руву, оставался у него, проходя с ним короткое время отшельническую жизнь; этот брать, насытившись таким любомудрием, сказал старцу: "Вот уже приближается праздник Пасхи, пойдем, отче, в лавру и совершим праздник Пасхи с отцами: здесь у нас ничего нет седьмого, кроме этих мелагрий". Божественный же Иоанн не хотел идти, так как там не было отца нашего Савы, который, как было сказано, удалился из лавры; когда же брат настаивал, то он увещевал его, говоря: "Будем безмолвствовать, брате, и будем верить, что пропитавший в пустыне шестьсот тысяч в течении сорока лет, тот и нас пропитает не только необходимым, но и избытком. Ибо Он сам сказал: "Не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити" (Евр. XIII, 5 ср. Иис. Н. 1, 5). И в евангелии говорит: "Не пецитеся убо глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся... весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде царствия Божия и правды ею и сия вся приложатся вам" (Мтф. VI, 31; ср. Лук. XII, 31). Итак, потерпи чадо и предпочти узкий путь широкому, ибо послабление здесь порождает вечное наказание, а настоящее страдание приготовляет наслаждение благими". Брат, не убежденный этими и подобными словами, ушел и пошел по пути в лавру. После его ухода пришел к старцу некий человек, совершенно незнакомый, имея осла, нагруженного всякими благами: в грузе были чистые и теплые хлебы, вино и елей, молодые сыры и яйца и кувшин меда; он, сняв все это, ушел. И честнейший отец наш Иоанн ликовал духом о присещении Божии, а ушедший брат долго блуждал в пути и вернулся на третий день, алча и ослабев, получив плод собственного преслушания, и нашел толикие блага в пещере. И раскаявшись в своем неверии и непослушании, припал со стыдом к старцу, прося получить прощение: старец же, сострадав человеческой немощи и пожалев брата, восставил его и поучил, говоря: "Знай точно, что возможет Бог приуготовать трапезу в пустыне" (Пс. LXXVII, 19).


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру