Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. Часть первая

Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. Часть первая

Предисловие

Честнейшему и поистине добродетельному духовному отцу авве Георгию, пресвитеру и игумену, богонравно безмолвствующему в местности около Скифополя, называемой Веелла, Кирилл о Господе радоватися.

Вера пусть предшествует повествованию об именитом Евфимие, вера основание чаемого, которой мы оправдались, в которой стоим и которой хвалимся в надежде славы Божией; без веры невозможно угодить Богу, ибо, как говорит Писание, веровати подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. XI, 6). Пытающийся говорить или слушать без веры трудится всуе, не будучи в силах доставить себе какую-либо помощь, но тот, кто приобрел веру, все могущую, в силах сделать, что хочет, в особенности если он сохраняет ее твердою, не подпадая неверию; но сохраняя силы и будучи всегда укрепляем верою, не колеблется и не сомневается, ибо: сумняйся уподобится волнению морскому, ветри возметаему, и прочее (Иак. I, 6).

Я же началом, и корнем, и основанием повествования о преподобном Евфимии полагаю твердую веру, которую должны приобрести читатели, и верить во все, и, при посредстве веры, побуждать свои помыслы к одобрению. И сам ты, честнейший отче, поддерживаемый силою Святого Духа, укрепи себя твердою верою, и я, подкрепляемый ею, составил этот труд, подражая трудолюбивой пчеле, собирающей со многих цветов необходимое для производства меда: употребив старание и молитву, я собрал от правдивых святых и старейших отцов этой пустыни истекшее временем, ходя туда и сюда, соединяя, собирая, и беря как бы из некоей пропасти долгого времени и забвения, твердо веруя, что получу от мздовоздателя Бога награду за обновление памяти о том, что достойно памяти, и за представление читающим образца в этом трудолюбивом старании. Если же я не достигну чего либо достойного хвалимого честного отца, однако я счел благословным, движимый осторожностью, скорее не достигнуть сего, нежели опустить все по неопытности и ослушаться вашей кротости. Вместе с тем я имел в виду и оное страшное осуждение лукавого и ленивого раба, закопавшего талант в землю (Матф. XXV), и  решился, употребив неискусную и неопытную во внешнем образовали речь, начать предлежащее сочинение при помощи и руководстве Божием в изложении, ради молитв преподобного Евфимия, давшего содержание повествованию.

 

ЖИТИЕ

1. Единородный Сын и Слово Божие, собезначальный и соприсносущный Отцу, и подобосущный, по неизреченному человеколюбию, благоволением Отца и изволением Святого Духа, соизволил нашего ради спасения воплотитися и вочеловечитися от Пречистой Богородицы Марии и родитися из нее, не бесплотный Бог, и не простой человек, но скорее воплотившийся Бог, соединивший в себе человеческое по ипостаси, не подвергшийся слиянию, не претерпевший превращения, не измененный по природе; Он, оставшись чем был, сделался чем не был, причем однако сохранилась разность сшедшихся естеств и неразрывно соединившихся в единое лицо и единую ипостась. Отсюда в обоих естествах является единый и тот же Христос, Сын Бога живого, познаваемый нераздельно и неслиянно.

2.  Итак, будучи Богом бесстрастным, Он не возгнушался быть страстным человеком, и, будучи бессмертным, потерпел подчиниться законам смерти, для того, чтобы таковым милосердым к нам снисхождением и вольным истощанием даровать нам восхождение к Себе. Почему и посылая Своих учеников на спасение рода нашего, сказал:шедше убо научите вся языки, престяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. XX VIII, 19); они же, приемши сию заповедь и пройдя всю вселенную, словом и делом проповедовали благочестие — словом уча, делом же и жизнью утверждая слово — шествуя через все трудности, гонимые, скорбящие, обнажаемые, нуждаясь в самом необходимому напоследок презрели и смерть, добре во всем подражая Господу. Отсюда воссияло миру богоразумие, отсюда просветилось естество человечества и освободилось от работы диавольской, отсюда явилась отчаянным спасительная благодать различно и многообразно всем благодеющая: отсюда из всех народов выросли сонмы святых мучеников, соревнуя подвигам которых, многие после гонения, подобно светильникам, просияли в иноческой жизни; они сделали свое житие отобразом апостольской добродетели, и к ним применимы следующие слова Писания: проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишены, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр. XI, 36).

3. Причаствшись сего непорочного жития, и великий отец наш Евфимий, посвященный с младенчества Богу и поревновавший житию святых, явился приятным Богу и известным людям. Получив повеление написать житие во плоти сего святого отца, без всякого промедления повинуюсь повелевшему, тебе, честный отче Георгий. Ты повелеваешь сладкое и душеполезное, и достойное твоей святыни, потому что справедливо, поистине, мимошедшее временем и известное немногим начертать словом и не допустить, чтобы оно омрачилось в пропасти забвения, но предложить в виде общей пользы, и образа, и примера тем, кто в последствии пожелает помыслить о своем спасении. И так, призвав теперь Сына Божия и Слово, поставленного во главе настоящего писания, я начну повествование об Евфимие.

4. Небесожитель Евфимий имел родителей Павла и Дионисию, которые были не только не неизвестны, но даже весьма родовиты и украшены всею добродетелью о Боге; их отечество и место жительства была Мелитина, славная митрополия Армян. Блаженная Дионисия, живя много лет с своим мужем и будучи бесплодна, не рождала. Чрез это жили оба в большой печали и часто молили прилежно Бога даровать им детище. Придя в близкий к городу храм славного и добропобедного мученика Полиевкта, они пребывали в течении многих дней в молитве, как передает рассказ старцев, дошедший до нас. И когда они молились каждый отдельно, является им некое божественное видение, говоря: "Утешайтесь, утешайтесь! Вот Бог даровал вам дитя тезоименитое утешению, потому что при рождении его дарует утешение церквам своим дарующий вам дитя Бог". Они, заметив время видения, возвратились в свой дом и по времени зачатия узнали, что поведанное видением была истина.

5. Когда дитя родилось, родители назвали его Евфимием и обещали посвятить Богу. Родился же он, как мы узнали, в Августе месяце четвертого консульства Гратиана (377 г.); и пусть разумеют читатели, что видение было истинно: во времена тирана Иулиана  и царствовавшего после него на Востоке Валента, святые церкви в продолжении почти сорока лет находились в скорби, поборники православной веры были изгоняемы, Ариане, со времени Константия, производили насилия, и предстояло гонение православных. Когда же родился тезоименитый Евфимий, то все скорби святых церквей превратились в утешение: не исполнился еще пятый месяц, в шестое консульство, богоборец Валент поднялся походом на варваров, грабивших Фракию, и по прошествии короткого времени был поражен на войне и впоследствии понес наказание, достойное своего богоборства: когда он был поражен и бежал, то варвары настигли его в одном селении близ Адрианополя Фракийского и сожгли вместе с селением, в котором он находился. В то время не исполнилось еще первого года от рождения Евфимия.

6. Когда уже наступнл третий год, отец его Павел скончался, блаженная же Дионисия имела весьма ученого брата, по имени Евдоксия, управлявшего местной епископией и жившего с епископом; взяв его себе в советники и ходатаи, она привела сына к управлявшему в то время святою Мелитинскою церковью великому Отрию, просиявшему на святом Константинопольском соборе; мать исполнила свой обет и посвятила его Богу, как жертву благоприятную, подобно тому, как известная оная Анна посвятила Самуила (1 Царств. 1).

7. Великий Отрий, святейший епископ, увидав дитя и узнав от схоластика Евдоксия о явившемся его родителям видении, о том, что мать еще до рождения обещала его, не опасаясь будущего, и что зачатие его было делом молитвы, удивившись сказал: "воистину почил дух Божий на сем отроке". Приняв дитя, крестив его и постригши, он сделал его чтецом подчиненной ему церкви и, взяв его в епископию и некоторым образом усыновив, воспитывал; блаженную же Дионисию, как прилежавшую Богу и божественным, рукоположил во диаконису святейшей церкви. Когда Евфимий был причтен к церковному чину, великий Феодосий  принял Римский скипетр; в нем Бог даровал Римской державе и святым церквам божественный дар, исполненный всякого утешения; и случилось тогда, что дела совпали с именами, потому что подобало исполниться явившемуся родителям Евфимия видению о нем.

8. Но прошествии немногого времени, епископ, рассудив, что он уже перешел детский возраст и что ему необходимо заняться ученьем, передает его учителям Священного Писания. Тогда в чтецах были два юноши, почтенные родовитостью и целомудрием и украшенные всяческим смыслом, по имени Акакий и Синодий: они после многих иноческих подвигов получили, каждый в свое время, архиерейство святейшей церкви Мелитинской. Каждый из них вел достойную жизнь, подходящую к архиерейству, и об них дети Мелитинские рассказывают много чудного и поистине соответствующего архиерейству.

9. Они, приняв Евфимия от руки епископа, научили его высшему благочестию; этот Евфимий в короткое время превзошел многих из своих сверстников боголюбием души и любовью к учению; в особенности его готовность превосходила его возраст, так что Акакий дивился его просвещенному разуму. Таким образом святой сей юноша обучается в первом возрасте в епископии и образуется, изучая божественное писание, превосходным и чистейшим образованием, которое, как говорить божественный Григорий, божественный Давид прекрасно называет дневным, и противоположным ночному (Псал. I, 2). Он стремился быть подражателем упоминаемым в Писании божественным и добродетельным мужам и огорчался, когда какие-либо празднословы мешали или отвлекали его от божественных словес. Подражая образу жизни своего учителя Акакия, он нисколько не вспоминал о разнообразной пище, не стремился к тщеславию, не праздны были его уста от славословия Бога, но прилежным сердцем и твердым умом в определенное время читал он божественную службу церковного чина; он помышлял, что подобает служить Богу со страхом и трепетом, а не превращать через смех и шепот церковь в сцену театра, но входить в нее с благоговением, так как каждому следует молитвенно предстоять, как перед царем и Богом; промежуточное же время следует денно и нощно проводить в молитве, и псалмопении, и чтении Божественных писанин. Он знал, что "поучаяйся в законе Господни день и нощь, будешь яко древо насажденное у исходищих вод, еже плод свой даст во время свое" (Псалм. 1, 2). и приносил Богу в каждое время подобающий плод: во время гнева он плодоносил любовь и терпение, во время желания пищи —воздержание; когда на него находили помыслы какого-нибудь плотского удовольствия, тотчас в нем возрастало целомудрие. Друзей и сверстников он выбирал не из наиболее необузданных, но из наиболее целомудренных, с которыми сближение всего полезнее для стремящегося к благочестию. И так подвизаясь подвигом во все дни, он управил воздержание языка и чрева, конечную нестяжательность, истинное смиренномудрие и телесную чистоту: весьма заботясь о целомудрии, он поддерживал неугасаемым светильник девства, украшенный елеем милосердия и сострадания.

10. Упражняясь так в течении долгого времени, Евфилий достиг совершенства добродетелей, и Божие домостроительство, умудрявшее его так и явившее чрез многие посредства, сначала показало его славным. И так, как было сказано, будучи вскормлен и обучен, и пройдя через все последование церковных чинов, он, против воли, рукополагается епископом того времени во пресвитера святейшей церкви Мелитинской, и получает поручение заботиться и предстательствовать о честных монастырях города; на него была возложена эта забота потому, что он был монахолюбец из детства и, стремясь к безмолвию, проводил большую часть времени в монастыре святого Полиевкта и в обители святых тридесяти трех мучеников; во дни же святые Четыредесятницы он удалялся в гору, близ города, в то время пустынную, ныне же приявшую обитель чудного монастыря, называемого ближними жителями монастырем Вознесения. Эту пустыню он любил от дня святых Богоявлений до праздника Пасхи, подражая любомудрию Илии и Иоанна. По причине этого, как было сказано, ему была поручена забота о тамошних монахах и их устроение.

11. Но славоненавистник и боголюбец Евфимий, полагая, что эта забота послужит препятствием добродетели, ушел из города и бежал в Иерусалим, восхотев жить в этой пустыне.

12. Этот великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, прибыл в Иерусалим на двадцать девятом году жизни  и, поклонившись святому Кресту и святому Воскресению и прочим честным местам, и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от святого града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего. Однако он научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость, и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся. Освободив себя от всякого земного попечения, он имел только одну заботу, как угодить Богу в молитвах и постах; кроме того, ревнуя о всяческой добродетели, подобно искусному земледельцу, он с корнем ископал терния страстей, очищая помыслы и всякое возношение взимающееся на разум Божий (II Кор. 10, 5); он исполнял пророческое слово, которое говорит: "Поновите себе поля, и не сейте в тернии" (Иерем. IV, 3).

13. Он имел некоего соседа, по имени Феоктиста, мужа богоносного, которого возлюбив, настолько соединился с ним духовною любовью, что оба имели одну волю и образ жизни, и представляли как бы одну душу в двух телах. Поведав друг другу свое намерение о Бозе, они ежегодно удалялись после восьмого дня святых Богоявлений в пустыню Кутила, отлучив себя от всякого человеческого общения, желая молитвенно беседовать с Богом в уединении, и пребывали там до праздника Ваий. Они непрестанно удручали и порабощали тело и приносили душе духовную пищу. Великий же Евфимий препобеждал простотою нрава, и кротостью жизни, и смирений и сердца, почему и приял благодать Святого Духа, как говорить слово Божие: "На кого воззрю: токмо на кроткаю и молчаливого, и трепещущего словес моих"? (Исаия LXVI, 2).

14. С той норы с каждым днем росло его дерзновение к Богу. Прожив пять лет в Фаране, он, вместе с блаженным Феоктистом, удалился в обыкновенное время в Кутилу и, проходя по пустыне, они пришли к потоку страшному, глубокому и непроходимому; видевши место и обойдя возвышавшиеся над ним утесы, они, как бы наставленные Богом, нашли в северном утесе потока великую и чудную пещеру и, с опасностью пробравшись но стене, с трудом могли войти в нее. Обрадовавшись, как будто это место было приуготовано им Богом, они поселились в нем, питаясь от попадавшихся им трав; эта пещера сначала была логовищем зверей, но, будучи укрощена божественными песнями и неустанными молитвами преподобных мужей, получила освящение Божией церкви.

15. Когда же благоизволил Бог явить их, то Он устроил, что некоторые пастухи Лазария привели стада свои к этому потоку; жившие в пещере, явившись на верху, смотрели на них, так что те, испугавшись, обратились в бегство. Отцы же, увидев их испуг, кротким и ласковым голосом, обратившись к ним, сказали: "Не бойтесь, братие, мы, как и вы, люди, но ради прегрешений наших живем в этом месте". Тогда пастухи, ободрившись, взошли к ним в пещеру и, не найдя у них ничего от века сего, ушли во свояси, дивяся и поведая своим; и с того времени жители Лазария служили им, и Фаранские отцы искали их, и узнав, где они, часто приходили и посещали их.

16. В числе первых отделились к ним два брата, по имени Марин и Лука, и, получив иноческое воспитание от великого Евфимия, явили из себя подвижников отшельнической жизни; через несколько лет они просияли в местах близ селения Метопа  и создали монастыри; они привели в монашеское совершенство авву Феодосия, который был великим киновиархом этой пустыни и архимандритом киновий. Когда в короткое время разошлась слава об Евфимии, многие стекались к нему, и, слушая слова Божие, желали жить у него. Но славоненавистник и боголюбец Евфимий. желая вместе с другими получить первое блаженство, и живя в месте на подобие странника, передавал каждого из отрекающихся от мира блаженному Феоктисту, усердно моля его иметь о нем попечение, тот же, не ведая преслушания, принимал попечение на себя и делал все по мысли великого Евфимия. Сначала они не хотели сделать место общежитием, но лаврою, наподобие Фаранской, когда же увидели, что никто не может ночью приходить в церковь, так как это место было, как сказано выше, трудно проходимым, они у входа сделали киновию, а пещеру превратили в церковь. Пребывая в этой пещере, великий Евфимий был врачом, ухаживая за душами и утешая каждого, и ни один из братьев не избегал исповедовать ему свой помысел, и он, обладая большою опытностью, учил их каждого противиться посторонним мыслям, говоря: "Братие, на что вышли вы подвизаться? не небрегите о вашем спасении, ибо ежечасно вам надобно трезвиться и бодрствовать (I Петр. 5, 8); бдите, говорить Господь, и молитеся, да и не внидите в напасть (Мтф. XXVI, 41): первее всего знайте, что отрекающимся от жизни не должно иметь собственной воли, но на первом месте обладать смиренномудрием и послушанием, ждать и пещись о часе суда и смерти, трепетать угрозы вечного огня, желать славы царства небесного". И еще говорил, что: "Инокам, и в особенности, молодым, должно для внутреннего хранения трудиться и телесно, памятуя слова Апостола: нощь и день делающе, да не отяготим ни единого (I Сол. 2, 9); требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии (Деян. XX, 34). Потому что неуместно, чтобы миряне, бедствуя и трудясь, от своего рукоделия питали детей и жен, приносили начатки Богу, по мере сил делали добро, и, к тому же, платили подати, а мы не имели бы из нашего рукоделия на необходимую телесную потребу, но оставались без дела и движения, пожиная чужие труды, так как апостол не велит есть тому, кто не хочет делать (II Солун. 3,10)". Так уча свою дружину, отец наш Евфимий просвещал ее. Он заповедывал никому не болтать в церкви во время канона, ни в трапезе, при еде братии, и негодовал, когда видел в киновии брата, и особенно юного, хотевшего превозмогать дружину в воздержании: он говорил, что: "хорошее воздержание состоит в том, чтобы есть понемногу во время брашна, и блюсти сердце, и тайно бороться с тайными страстями; оружие же монаха есть забота, и рассуждение, и целомудрие, и послушание, еже о Бозе". Просвещаемые и вдохновляемые такими и подобными учениями, братия плодоносили достойно званию.

17. Все древние отцы согласно повествовали мне о старом Теревоне, но всего точнее рассказал его внук, известный в этой местности начальник колена Саракинов. Этот старый Теревон, дед молодого, будучи еще очень маловозрастным, был поражен бесом, вследствие чего вся правая его сторона, от головы до ног, иссохла; отец его, по имени Аспевет, издержав много денег, не принес ему никакой пользы. Этот Аспевет, бывший Еллином и данником Персов, следующим образом сделался союзником Римлян.

18. В начале возникшего тогда в Персиде гонения, под конец царствования царя Персидского Исдигерда, маги, желая переловить всех христиан, расставили повсюду по дорогам начальников колен подвластных им Саракинов, для того, чтобы ни один христианин в Персиде не мог убежать к Римлянам. Аспевет, бывший тогда начальником колена, и видя жестокость и бесчеловечие, проявляемый городскими магами против христиан, сжалился и не препятствовал никому из христиан бежать; наоборот, будучи от предков язычником Еллином, он, движимый состраданием, содействовал бегству. Он был оклеветан перед царем Исдигердом и, взяв с собою своего полусухого сына Теревона, все свое родство и имущество, убежал к Римлянам. Анатолий, бывший тогда стратигом Востока, принял их, сделал союзными Римлянам и вручил Аспевету начальство колена над союзными Римлянам Саракинами Аравии. Когда они расположились станом в Аравии, юноша, видев сонное видение, рассказал отцу, тот же, ни мало не медля, взял отрока и, с толпою варваров и множеством вооруженных, движимый верою, пришел в место, поведанное во сне, где жили преподобные мужи Евфимий и Феоктист. Братия, увидев множество варваров, испугались; блаженный же Феоктист, видя робость учеников, сошел к варварам и сказал им: "Чего ищете?" они же отвечали: "Ищем раба Божия Евфимия". Авва Феоктист сказал им: "До субботы он не видится ни с кем, потому что безмолвствует". Аспевет, взяв за руку великого Феоктиста, показал ему на больного отрока и тот, с согласия отца, сказал: "Я год тому назад получил эту язву в Персиде и, обойдя всех знающих врачей и пустых магов, не получил исцеления; теперь, придя в Римское государство, Божиим изволением рассуждая о себе и мучась от этой болезни, я в одну из ночей говорил сам себе: "О Теревон, где суета жизни и все врачебное искусство, где мечтания наших магов, где сила наших идолов, где призывания и выдумки астрономов и астрологов, где заговоры, и чары, и волхвования? ничто из них не имеет силы без изволения Божия". Рассуждая так, сказал он, я обратился к молитве и со слезами молил Бога, говоря: "Боже великий и страшный, сотворивый небо и землю со всею красотою их, если помилуешь меня в немощи моей и избавишь меня от этой горькой и неисцелимой болезни, то я сделаюсь христианином, отрекшись от всякого беззакония и Еллинского служения". И когда я положил это в своем уме, и был объят сном, вижу некоего монаха с проседью, и с большою бородою; он мне сказал: "Чем ты страдаешь?" и когда я ему показал болезнь, он мне сказал: "Исполни то, что обещал Богу, и Он исцелит тебя". Когда же я затем отвечал, что исполню то, что обещал Богу, если освобожусь от этой болезни, он мне сказал: "Я Евфимий, живущий в восточной пустыне Иерусалима, в десяти поприщах, в потоке, что к югу от пути в Иерихон; и так, если хочешь исцелиться, иди безотлагательно ко мне, и Бог исцелит тебя через меня". Я, вставши, рассказал это моему отцу и вот, отложив все, мы пришли к нему, и я прошу вас не скрывать явленного мне Богом врача". Блаженный Феоктист, услышав это, поведал великому Евфимию, сидевшему в безмолвии, и Евфимий, помыслив, что неуместно противиться божественным видениям, сошел к ним и помоляся прилежно, и знаменовав Теревона знамением креста, восставил здрава. Варвары, пораженные столь внезапным изменением и преславным чудотворением, уверовали во Христа и все, павши на землю, просили принять печать Христову. Чудоносный же Евфимий, разумев, что они от души уверовали во Христа, приказал приготовить малую купель в углу пещеры, сохраняющуюся и до ныне, и, огласив их всех, крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аспевета он переименовал Петром и крестил его первым, а за ним некоего Мариса, брата жены Аспевета; оба они отличались разумом и обладали выдающимися богатствами. Затем он крестил Теревона и остальных, и, продержав их у себя сорок дней, просветив и укрепив Божиим словом, отпустил уже не Агарянами и Исмаилитами, но потомками Сарры и наследниками обетования, через крещение переведенными из рабства в свободу.

19. Марис же, дядя Теревона, не отошел от монастыря, но отрекшись, остался в нем все время своей жизни, и много угодил Богу; все свое имение, бывшее значительным, он отдал на построение и расширение монастыря. После того, как произошло это чудо и молва о нем распространилась повсюду, многие, одержимые различными недугами, стекались к великому Евфимию и все исцелевали. И в короткое время он так просиял на этом месте, что имя его раздавалось по всей Палестине и в окрестных областях. Отец наш Евфимий, видя, что многие ради врачевания беспокоят его, и памятуя о прежнем безмолвии, когда он подвивался один, сильно скорбел и тужил, потому что многие его беспокоили и прославляли. И одержимый великою скорбью, тезоименный утешению, стал искать бежать в Руву. Блаженный Феоктист, узнав об этом, собрал братию и внушил пасть к ногам его, дабы не быть им оставленными; и он, желая сделать им угодное, согласился пока не удаляться.

20. По прошествии немногих дней, взяв с собою одного юношу, по имени Дометиана, родом из Мелитины, добродетельной жизни, вышел из киновии и спустился в Руву; проходя по южной пустыне около Мертвого моря, он пришел на высокую гору, отделенную от других гор, называемую Марда, и, найдя на ней кладезь воды и развалины жилищ, остался там, питаясь от обретавшихся там трав и малои (мотыги). И выстроив там во первых церковь, существующую и доныне, и водрузив в ней алтарь, вышел оттуда и пришел в пустыню Зиф хотя увидеть пещеры, в которые бежал Давид от лица Саула: и в этих местах был создан им монастырь.

21. Поводом же к созданию монастыря было, как говорят, следующее: сын одного старейшины селения Аристовулиады был одержим злым духом и с воплем призывал по имени святого Евфимия. Отец дитяти, услыхав об Евфимие, жившем между этими местами и Капарвариха, и отыскав его, пришел к нему; как только юноша увидел святого, как упав, выздоровел, потому что бес вышел из него. Когда весть о чуде распространилась, то пришли к нему многие из Аристовулиады и окружных селений и выстроили ему монастырь. И сшедшись некоторые благоговейные братия, остались у него, и Бог управлял их телесными потребами. И некоторые из жителей Зифа, прежде держащиеся ереси, тезоименной мание (манихейства), учением сего боговдохновенного, отверглись от нечистой ереси и прокляли ее родоначальника Манента (Мани), и будучи научены кафолической вере, просветились. К другим благодарным дарам, которые приобрел сей божественный Евфимий, он приял от Бога и то, что, когда встречался с плотоядными и ядовитыми животными, то оставался невредимым. И пусть верит этому всякий, посвященный в Божественное Писание, зная точно, что, если Бог вселился и почивает в каком-либо человеке, он подчиняет ему все, как Адаму, прежде нежели он преступил заповедь Божию, и подчиняет таковому не только зверей, но и самые стихии. Свидетельствуют же слову те, которые разделили море, обуздали Иордан, и остановили солнце, и превратили огонь в росу, и соделали тьму других Божественных чудес. Бог, чудодействовавший подобные знамения через угодников своих, подчинил и богоносному Евфимию не только чувственных зверей, но и умных, то есть лукавых духов: таковы Божии дары.

22. Великий Евфимий, видя опять, что его беспокоят многие — место было близ селений — сказал своему ученику Дометиану: "Идем, чадо, посетим преподобного Феоктиста с братиею", и, выйдя из монастыря Капарвариха, пришел в святое место, где ныне с Богом стоить святая его обитель, отстоящая приблизительно на три поприща от треблаженного Феоктиста. Он весьма возлюбил это место, потому что оно было ровное, и в то же время уединенное и прекрасное, и тогда было особенно пустынно и непроходимо, прежде, чем были созданы в южной пустыне толикие монастыри; а теперь существует проход, так как вся пустыня населена его сеянием. В этом месте он сел во многом безмолвии с учеником своим, в небольшой пещере, в которой теперь находится положение его честного тела.

23. Блаженный Феоктист, узнав о приходе великого Евфимия, взошел с большим тщанием целовать его и молил снизойти в его место, но тот, желая безмолвия, не согласился, кроме того, чтобы совершать им службу вместе по воскресеньям. А Аспевет, он же и Петр, услышав, что в это время прибыл великий Евфимий, пришел к нему со множеством Саракинов — мужей, жен и детей, и просил его сказать им слово спасения; святой же старец, огласив их всех, взял в нижний монастырь и, крестив, пробыл с ними семь дней, а затем ушел, в сопровождении их, в свое место.

24. Петр же, приведя работников, сделал большой двуустый водоем, существующий и доселе в саду, выстроил вблизи пекарню и сделал три келлии святому старцу, а среди келлий молельню или церковь, и бывшие прежде Аравийскими волками, а потом сделавшиеся членами словесного стада Христова, просили остаться близ него. Пустыннолюбец же Евфимий не принял этого ради беспокойства, потому что всецело любил безмолвие, и взяв их в удобное место, сказал: "Если вы хотите быть совсем близ меня, оставайтесь здесь". Место это лежит между двумя монастырями. И назнаменав им церковь и кругом келлии, приказал выстроить храм и оставаться тут. Он часто посещал их до тех пор, пока не поставил им пресвитера и диаконов. И те, которые были крещены ранее, пришли и поселились тут же: и другие, приходя к нему по подъему, были пм крестимы. Когда они таким образом весьма умножились и распространились по различишь шатрам, великий отец наш Евфимий послал к патриарху Иерусалимскому Ювеналию прося о хиротонии епископа.

25. И когда тот согласился, он послал к нему Петра, отца Теревона, бывшего весьма способным наставлять души на путь спасения. Итак, впервые рукополагается в Палестине епископ шатров Петр, и можно было видеть, как множество варваров Саракинов приходили к великому Евфимию, крестились у него и научались поклоняться Богу всяческих. И это о Саракинах.

26. Сам же великий Евфимий не хотел сделать свое место ни киновией, ни лаврой. Но когда приходили к нему некоторые, хотевшие постричься, они были им отсылаемы в нижний монастырь к блаженному Феоктисту; также и те, которые хотели что-либо принести. Когда же благоизволил Бог населиться этому месту, он прежде всего послал трех братьев по плоти, родом из страны Каппадокийцев, воспитанных в Сирии и украшенных всяким духовным разумом — Косму, Хрисиппа и Гавриила; они просили его остаться, по он их не принял: три вещи препятствовали ему: любовь к безмолвию, юный их возраст, и то, что Гавриил был скопцом от рождения. И в эту ночь он видит некоего, говорящего ему: "Прими этих братьев, потому что Бог послал их, и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись". И тогда святой, приняв их, сказал старшему из них Косме: "Вот я сделал так, как повелел мне Бог: но блюди, чтобы не дозволять младшему брату выходить из келлии, потому что не подобает жить в лавре женскому лицу, вражия ради брани. Ты же, как я думаю, не долго пробудешь здесь, но через некоторое время будешь пасти церковь в Скифополе". После них он принял некоего Домна, родом из Антиохии, племянника Иоанна, архиепископа Антиохийскаго; в те же дни он принял и трех других братьев, Мелитинцев, племянников того Синодия, который, вместе с Акакием, воспитал великого Евфимия —Стефана , Андрея, Гаиана , а также принял трех других из Раифы , Иоанна пресвитера, Фалассия и Анатолия; принял и некоего Кириона, родом из Тивериады , пресвитера честного дома святого мученика Василия в Скифополе. Приняв сих одиннадцать, он поручил епископу Петру построить им небольшие келлии и украсить церковь всяческой красотою. И так он устроил это место, как лавру, по образцу Фаранской. И сошел в лавру архиепископ Ювеналий, имея с собою иже во святых Пассариона, бывшего тогда хорепископом и архимандритом монахов, и освещенного Исихия, пресвитера и учителя церкви.

27. Он освятил лаврскую церковь в Мае месяце, седьмой день одиннадцатого индиктиона, в пятьдесят второе лето жизни великого Евфимия. Когда лавра была освящена и имела пресвитеров Иоанна и Кириона, архиепископ рукоположил Дометиана и Домна во диаконов, а великий Евфимий радовался духом, в особенности видя с патриархом Авраамова Пассариона и богослова Исихия, которые оба были преславными светильниками, сиявшими по всей вселенной. Но святой Пассарион почил, когда не исполнилось еще семи месяцев после этого.

28. Когда отец наш Евфиний начал устраивать и свое место, как лавру, и когда бывшие с ним двенадцать братий находились в великом стеснении относительно телесных потреб, при чем экономом на первое время был поставлен великим Евфимием Дометиан, случилось, что толпа мужей Арменийских, числом до четырех сот, шедших из святого града к Иордану, свернула с пути в право, и пришла в лавру; я полагаю, что это произошло не случайно, но так устроил промысел для того, чтобы явилась добродетель и богоданная благодать Евфимия. Увидев их, старец призывает Дометиана и говорит: "Предложи этим людям пищу"; тот отвечал: "Честный отче, в келарне нет чем насытить десять человек, откуда я возьму хлебов, чтобы дать таковой толпе?" Божественный же Евфимий, исполненный пророческой благодати, сказал: "Ступай, как я тебе сказал, ибо Святой Дух говорит: они едят и получат". Дометиан, пойдя в небольшую келлию, называемую некоторыми хлебницей, где лежало немного хлебов, не был в состоянии открыть дверь, потому что божественное благословение наполнило келлию до верха; призвав некоторых из отцов, он вышиб дверь, и хлебы посыпались из келлии; то же благословение произошло и с вином и с елеем; и все ели и насытились, и в течении трех месяцев не могли закрыть дверь келлии. И, подобно тому, как Бог, голосом пророка, соблаговолил, чтобы у гостеприимной вдовицы ее оскудевали водонос муки и чванец елея и (Ш Царств, 17, 14), таким же точно образом и этому божественному старцу за гостеприимство даровал равномерную помощь. Дометиан же, удивившись, бросился к ногам учителя, прося получить прощение за то, что помыслил человеческое; старец, восставив его, сказал: "чадо, сеяй о благословении, о благословении и пожнет (II Кор. 9, 6); не будем забывать о страннолюбии, ибо им, как говорить апостол, неведяще нецыи странноприяша Ангелы (Евр. XIII, 2). И дерзай: так как если вы и сущие после вас, принимая с верою всех приходящих к вам странных и братий, достойно их угостите, то не оставить Господь места сего отныне и до века: таковою жертвою благоугождается Бог" (Евр. XIII, 16). И после сказанного чуда лавра начала благословляться и умножаться во входах и исходах и разных видах.

29. Когда содействием Божиим, братия стала умножаться и дотла до пятидесяти, когда были выстроены ей келлии и совершалась литургия в церкви, эконом и был вынужден приобретать им на потребу. Он купил и скот на службу отцов. В лавре был некто родом из Азии, именем Авксентий; его эконом просил взять на себя уход за скотом, так как он был очень годен и считался созданным для этого послушания; но он его не принял. Тогда экономь, когда Авксентий его не послушался, просил братию Иоанна и Кириона пресвитеров убедить Авксентия взять на себя послушание; но тот не послушался и их убеждений. Когда же наступила суббота, эконом поведал великому Евфимию случившееся с Авксентием, и великий Евфимий, послав за ним, сказал: "Послушайся нас чадо, и прими послушание"; тот же отвечал, что не может: "Есть три причины, отче, сказал он, которые мне препятствуют исполнить это: первая — непривычка к стране и незнание местного языка, вторая — страх блуда, третья — что вследствие рассеяния этого я уже не буду в состоянии сидеть в келлии и безмолвствовать". Великий же Евфимий сказал: "Мы призываем Бога, чтобы тебе не повредило ни что из сего, ибо праведен Бог и не забудет послушания твоего, в особенности зная, что за страх перед Ним ты служишь рабам Его по Его заповеди и по даруемой Им силе. Слыши Господа глаголющего: я не пришел да послужить мне по послужити (Матф. XX, 28) и: не ищу воли моея, но воли пославшего мя Отца" (Иоан. V, 30). Когда же это было сказано, Авксентий, ожесточившись, не послушал. Тогда кротчайший Евфимий, рассердясь, сказал: "Мы, о чадо, советуем тебе то, что считаем для тебя полезным; ты же, оставаясь в непослушании, увидишь, какова награда за неповиновение". И тотчас Авксентий, объятый бесовским трепетом, упал на землю; присутствовавшие отцы просили за него великого Евфимия, старец же сказал им: "Теперь перед очами вашими исполнилось Божие слово, глаголющее: прекословье воздвижет всяк злый: Господь же ангела немилостива послет нань (Притч. XVII, 11). Когда отцы еще более просили его, то милостивый старец, взяв его за руку, поднял и знаменав знамением креста, восставил здравым. Тогда Авксентий, припав, просил получить прощение за прошлое и молитву на укрепление грядущего; и святой сказал ему: "Велика награда за послушание, ибо хочет Бог послушания паче жертвы (I Ц. 15, 22), преслушание же соделывает смертью, и сотворив молитву о нем, благословил его, и Авксентий принял послушание с радостью и готовностью.

30. Авва Кириак отшельник, сияющий добродетелями о Бозе в старой лавре Суха, и прославившийся иноческими подвигами в этой лавре почти в течении семидесяти лет, постригся в юности в киновии великого Евфимия; он долгое время жил с его преемниками и точно узнав всю жизнь и подвиги великого Евфимия, передал мне большую часть рассказов, помещенных в этом писании; в числе их он рассказал мне и следующее: два брата лавры, по имени Марон и Климатий, приготовившись по соглашению, возымели нелепое желание уйти ночью из лавры, без отпущения святого. Когда он безмолвствовал, ему было откровение об них: он видел диавола, набрасывающего на них узду и влекущего в смертоносные сети. Тотчас послав за ними он их вразумлял, много говоря о терпении и убеждая их, "что всюду необходима твердость с Божией помощью, где бы мы ни были. Ибо и Адам, будучи в раю, преступил заповедь Божию, Иов же соблюл ее, сидя на гноище". И к этому увещанию он прибавил, говоря: "не должно нам допускать лукавых помыслов, которые тайно вселяют в нас печаль или ненависть — или к месту, в котором живем, или к сожителям — или которые всевают беспечность, или советуют переход в другие места, по нам необходимо ежечасно быть трезвыми, противопоставлять свой ум козням бесовским для того, чтобы с переходить нашим не разрушилось наше правило: ибо растение, часто пересаждаемое, не может приносить плод, подобным образом. И монах, переходя с места на место, не приносит плода. Если кто попытается сотворить что либо хорошее на месте, на котором находится, и не сможет, то пусть не думает, что он в состоянии управить это на другом; он не сможет, потому что ищется не место, а способ изволения. На утверждение сказанного, послушайте рассказ некоторых Египетских старцев, который они мне передали: один брат сидел в киновии в Египте и часто гневался; оскорбев, он ушел из киновии и остался в уединении, полагая, что если он не будет иметь ничего против кого-либо и будет безмолвствовать, то страсть гнева утихнет в нем. В один день, когда он наполнил водою сосуд и опустил его на землю, тот опрокинулся, затем будучи наполнен во второй и в третий раз, опять опрокидывался; брат, будучи обольщен демоном, разгневался на сосуд и схватив, разбил его". Когда было сказано это слово, Климатий, но некоему искушению сатанинскому, засмеялся, старец же на него посмотрев, строго сказал: "Ты, брат, прельщен бесом и смеешься безумно и неприлично: ты призван на плач, и смеешься; разве ты не слышал, что Господь ублажает плачущих и скорбит о смеющихся? Узнай же, что неразумно монаху болтать и смеяться неподобно, или быть дерзновенным: дерзновение отцы считают за самое худшее, рождающее все беды". И святой, сказав это и отвернувшись от Климатия, вошел во внутреннюю свою келлию, Климатий же тотчас, пав на лицо, был объять трепетом и дрожью. Дометиан, подивившись подобающей кротости святого старца и приличной твердости, собрал некоторых из святых отец и, вместе с Мароном, привел с просьбою за Климатия. Великий же, вняв молитвам отцов, вышел и воздвиг его лежащего, и знамением креста уврачевал дрожь и успокоил скрежет зубов. Восставив его здравым, он присоединил и врачевство для души, говоря: "Впредь внимай себе прилежно и не пренебрегай Божьими словами и учением отцов, а сделайся весь оком, как мы слышали о херувимах. Монаху должно соблюдать себя отовсюду и иметь душевное око недреманным на стражу себя, так как он всегда ходить среди сетей". Наказав и научив его такими наставлениями, утвердив прочих и устрашив примером, отпустил в мире.

31. В пятьдесят четвертый год жизни великого Евфимия собрался первый вселенский собор в Ефесе. Тогда вышеупомянутый Синодий, муж честный, пресвитер святой церкви Мелитинской, придя на поклонение святым местам, прибыл в лавру, желая целовать великого Евфимия, а также и имея в лавре, как мы уже сказали, трех племянников: Стефана, Андрея и Гаиана. И целовав старца, он рассказал ему о нечестивой ереси Нестория, который, по попущению Божию, короткое время держал престол Константинопольский и возмутил вселенную своими злоучениями, рассказал ему о ревности и правой вере Кирилла архиепископа Александрийского и Акакия епископа Мелитинского, и о том, что будет на Нестория вселенский собор в Ефесе. Святой порадовался, услыхав про Акакия, который некоторым образом воспитал его в юности. Блаженный же Синодий, простившись с ним и взяв из лавры Стефана, своего племянника, пошел во святой град и убедил архиепископа рукоположить его, и архиепископ рукоположил его, Стефана, и Косму Каппадокийца во диаконов святого Воскресения. Когда епископы собирались на собор, и Палестинские хотели отправиться со своим архиепископом, великий Евфимий поручил Петру епископу Саракинскому, также отправлявшемуся па собор, всяческим образом следовать Кириллу архиепископу Александрийскому и Акакию епископу Мелитинскому, как православным и поборникам нечестия. Когда собрался собор в Ефесе и нечестивый Несторий был им низвержен, Петр епископ Саракинский, придя в лавру, рассказал по порядку все, случившееся на соборе великому Евфимию, который, узнав все, сделанное восточными епископами, весьма скорбел об Иоанне архиепископе Антиохийском, который был православным, но был увлечен последователями Нестория.

32. Диакон же Домн, оскорбев мысленно о своем дяде, просил отпустить его в Антиохию для исправления своего дяди, великий же Евфимий не согласился отпустить его, говоря: "Никак не уходи, чадо, ибо тебе не полезно, да и дядя твой не нуждается в твоем присутствии, и если на короткое время и увлечен злыми, однако Бог, ведая его правоту, не дозволит ему погибнуть, и немного спустя явит его в уделе спасенных. И ты, чадо, если останешься в том месте, на которое зван, и не вдашься в помыслы, хотящие отторгнуть тебя от пустыни, получишь успех и прославишься о Бозе: если же преслушаешь меня, то примешь престол дяди своего, но лишишься его от злых людей, которые сначала увлекут тебя невольно". Так сказал иже во святых Евфимий, Домн же, преслушав заповедь святого отца, без его совета ушел в Антиохию и испытал все предсказанное, но потом, придя к старцу, раскаялся.

33. Архиепископ же Ювеналий рукоположил Стефана Мелитинского во епископа Иамнии, Косму же Каппадокийца рукоположил во пресвитера и сделал крестохранителем (хранителем Животворящего Креста Господня). Преемники сего великого Евфимия, и жившие с ним долгое время, рассказывали авве Кириаку, передавшему мне это, и говорили: "Не заставали мы его ядущим или беседующим с кем без великой необходимости, кроме субботы и Воскресенья; не видали никогда спящим на боку, но иногда сидя урывающим немного сна; иногда же он брался обеими руками за веревку, висевшую в углу крыши его келлии и так вкушал немного сна, по телесной необходимости, следуя изречению великого Арсения: "Гряди, злой раб!" Они передавали, что великий Евфимий со сладостью слушал рассказы честных отцов, в разное время приходивших к нему из Египта и повествовавших о жизни великого Арсения, который отечески воспитал и образовал царей Аркадия и Гонория, за что и был назван некоторыми святыми отцами их отцом, и в то время блистал добродетелями в Египетской пустыне. Слушая, он сам прилагал все старание к тому, чтобы подражать доблестям Арсения: уединению и молчанию, смиренномудрию, скромности в одежде, воздержности в пище, воздержанию во всем, постоянному вниманию к себе, по словам его: "Арсений, на что ты вышел?"; он соревновал и его умилению, и его слезам, и всенощным бдениям, пустыннолюбию и ненависти к славе, и нелюбви к беседе, готовности и напряжению к молитве, милости и рассуждению. И так как он со всем тщанием подражал его житию, то и удостоился в изобилии быть причастником присущих ему даров — присутствия Всесвятого Духа, осияния Божественного света и дара прозорливости. Об изобилии даров исцелении и власти над нечистыми духами свидетельствует то, что, как и до днесь мы видим, источает его рака. О даре же прозорливости и откуда оп начал испускать лучи оного и сделался ярким светилом, я начинаю говорить.

34. Некий Анастасий, клирик святого Воскресения, сосудохранитель и хорепископ, бывший учеником и сподвижником иже во святых Пассариона, желал видеть святого Евфимия, и поведав это желание Фиду  епископу Иоппы и  Косме крестохранителю, пришел к нему вместе с ними, имея с собою и внука епископа Фида, который назывался тоже Фидом, был добр по природе, и состоял чтецом святого Воскресения; он рассказал авве Кириаку, передавшему мне следующее: когда они путешествовали и приближались к лавре, святому было откровение об них, и он, призвав Хрисиппа, эконома лавры, сказал, ему: "Приготовься, ибо вот с твоим братом идет патриарх". И когда те прибыли, то руководимый умными очами, великий Евфимий беседовал с Анастасием, как с патриархом Иерусалимским. Присутствовавшие удивились, а Хрисипп, подойдя, говорит на ухо старцу: "Всечестный отче, здесь нет патриарха; этот же есть Анастасий сосудохранитель: смотри, он носит цветные одежды, которые невозможно надеть патриарху Иерусалимскому". Старец, удивившись, в изумлении сказал: "Верь мне, чадо, что до тех пор. пока ты не говорил, я видел, что он одет в белую одежду". И говорит во всеуслышание: "Во истину я не обманулся, но что Бог промыслил и предопределил, то он всяко сотворить, ибо нераскаянна дарованья Его (Римл. XI, 29).

35. Тот Саракин Теревон, взяв жену из своего рода и долгое время пожив с ней, не имел детей, так как она была бесплодна; приведя ее к чудотворцу Евфимию, он молил его, говоря: "Знаю и верую, честный отче, что послушает молитвы твоей Бог, ибо Он творит волю боящихся Его (Псал. CXLIV, 19). Так как прошло столь долгое время и я не удостоился иметь детище, так как жена моя бесплодна, то прошу тебя, честный отче, помолись человеколюбцу Богу, да дарует нам чадо". Старец, рассудив его веру, знаменовал его трижды знамением креста, и, коснувшись чрева жены, сказал им: "Ступайте о Господе, радуяся; се человеколюбие Его дарует вам трех сыновей". Уверовав слову святого старца, они с радостью ушли восвояси, и бесплодная зачала и родила сына первенца Петра, отца того Теревона, который рассказал мне это, согласно со старцами, после же Петра она родила и двух других сыновей, по пророчеству духоносного отца.

36. Был некий брат в лавре, родом Римлянин, по имени Эмилиан, который однажды ночью, на рассвете Воскресенья, был преследуем бесом блуда и весьма смущался бесстыдными видениями. И вот во время ночного псалмопения, когда святой Евфимий шел в церковь, ему попался на встречу Эмилиан в темном месте; старец, обоняв демонский смрад и подозревая что тут есть некое бесовское действо, дунув сказал: "Упразднит тебя Бог, нечистый душе", и тотчас брат упал, беснуясь и изрытая пену. Святой же, повелев принести свет, сказал собравшимся отцам: "Видите этого брата, который от юности и до ныне жил прекрасно и в чистоте телесной; им, когда он, не на долго увлекся плотской похотью, так овладел бес: посему я всегда говорю вам: будем укреплять себя против всяких бесстыдных призраков, ибо искушаемые плотскою похотью, хотя и не прикасаются телом, однако блудодействуют помыслом. Посему каждый из нас должен со всякою охраною оберегать свои помыслы, и так соделывать свое спасение со страхом и трепетом".

37. "Послушайте душеполезное и истинное повествование, которое рассказали мне некоторые Египетские старцы, бывшие у меня, о некоем, которого все считали святым, но который тайным движением сердца прогневал Бога чрез то, как я думаю, что поддавался бесстыдным помыслам. Они говорили, что в его город пришел некий прозорливец и нашел его в тяжкой болезни, а всех жителей плачущими и говорящими: "Если скончается этот святой, то нам впредь нет надежды на спасение, потому что мы все спасаемся его молитвами". Услышав это, прозорливец со тщанием пошел получить благословение от этого мнимого святого и, приблизившись, увидел много приготовленных свеч, множество клириков и мирян, и даже самого епископа, которые все ожидали, чтобы погрести его. Войдя к нему, он застать его еще дышащим и, взглянув умными очами, увидел, что адский тартар вонзает в его сердце огненный трезубец и с многими муками извлекает его душу, и услышал голос с неба глаголющий: "Как не упокоила меня душа его ни один день, так и ты непрестанно мучь его и извлекай его душу". Я рассказал это для того, чтобы мы всегда подвизались и были приготовлены к исходу души из тела, и чтобы, увлекаясь сластолюбием, в час исхода не были невыносимо терзаемы. И этому брату, как вы видите, Бог попустил, на вразумление нас и многих других, подпасть под власть демона. Но помолимся Богу, наказавшему, но не умертвившему, чтобы Он освободил свое создание от козней нечистого и сластолюбивого духа". И по молитве богоносного отца, вышел бес, крича и говоря: "Я дух блуда", и наполнил все место смрадом, как бы от сжигаемой серы. И с тех пор Эмилиан, освободившись от этого помысла, сделался сосудом избрания.

38. В это время, когда налегло на землю бездождие и все плакали, видя, что исполняется Моисеев глагол, говорящий: "И будет небо над главою твоею медяно, и земля под тобою железна" (Второз. XXVIII. 23), блаженный Феоктист и отцы лавры великого Евфимия были в туге, так как водоемы не имели воды, и просили великого Евфимия помолиться Богу об этом. Он же не соглашался, говоря: "Бог хочет вразумить нас этим наказанием". Когда это было так, собралась несметная толпа из святого града и окрестных селений в восьмой день святых Богоявлений, в особенности когда узнали, что великий Евфимий хочет по обыкновению уйти в великую пустыню. И они, придя, вопияли: "Господи помилуй", и несли кресты из ближайших сел. Старец же, услышав вопли и узнав, что причиною их настоящая засуха, вышел к ним и сказал: "Что ищете у человека грешника? Я, чада, ради множества моих грехов, не имею дерзновения молиться об этом. Сам же, создавый нас Бог, благ и человеколюбец и щедроты Его на всех делех Его (Пс. CXLIV, 9), но грехи наши стали посреде нас и Его: мы омрачили Его образ, мы осквернили Его храм, работая страстям и разнообразным удовольствиям; мы живем в лихоимстве и зависти и достойны ненависти, так как ненавидишь друг друга: сего ради прогневався, Он навел на пас это наказание для того, чтобы, вразумленные Им, мы приступили к страху Его. и тогда Он услышит нас; сказано: близ Господь всем, призывающим Его истиною (Пс. CXLIV, 18,19)". Слышав это, они единогласно вопияли, говоря: "Сам, честный отче, моли о нас Бога, и мы веруем. что Господь услышит молитву твою, ибо Он творит волю боящихся Его" (Пс. CXLIV, 19). Склоненный этими и подобными словами, великий Евфимий, взяв бывших с ним отцов и приказав народу прилежно молиться Богу, вошел, ничего не обещая, в церковь и, повергшись на лице, молил Бога со слезами помиловать тварь свою и посетить землю милостью и щедротами, и напоить ее. Когда оп молился, внезапно подул южный ветер и небо наполнилось облаками, пролился большой дождь и сделалась сильная буря. Тогда святый, восстав и окончив молитву, вышел и сказал народу: "Вот, Господь услышал молитву вашу и даровал вам прошение ваше: Он благословит лето это пред прочими годами. Посему внимайте прилежно себе и прославьте Бога добрыми делами. содеявшего на нас всех милость Свою", и так отпустил их. И дождь продолжал лить ливмя, так что святой в течение многих дней не мог выйти в великую пустыню. И это лето благословилось перед прочили годами, по слову духоносного Отца.

39. Авва Иоанн епископ и молчальник, и авва Фалелей пресвитер, до ныне подвизающиеся в лавре великого Савы, рассказывали мне, говоря, что блаженный Сава и многие другие отцы удивлялись теплейшему рвению великого Евфимия о церковных догматах, хотя он и жил в большой кротости и умеренности разума. Они утверждали, что он отвращался от всякой ереси, противной правому слову веры, в особенности же ненавидел совершенною ненавистью (Пс. CXXXVIII, 22) следующие шесть ересей: он отвращался от скверноты Манихейской и добле противостоял единомышленникам Оригена, которых тогда было много, особенно в местностях около Кесарии, и которые, под видом благочестия, приходили к нему; он, всячески опровергая вымышленное или предсуществование умов и следующее за ним чудесное восстановление. уничтожал их, и клеймил возникавшие из этого безбожные и нечестивые учения. Он одинаково отвращался от Ариева  разделения и Савеллиева  смешения, и гнушался их противоположного лукавства и одинакового безбожия: он был научен от Духа Святого почитать единицу в Троице и Троицу во единице — единицу божеством и существом и естеством, но не ипостасью, по Савеллию; Троицу — не естествами или существами — по Арию, но ипостасями, то есть лицами; он научился соединять их словом естество, и разделять ипостасями. Он прославлял одно и единое нераздельное божество, нераздельное но существу и неслиянное ипостасями, познаваемое в Отце, Сыне и Святом Духе. И не только в этом, но и в тайне о Христе он одинаково отвергал и разделение Нестория и слияние Евтихия, благочестно исповедуя, что единый святой и едпносущной Троицы Бог Слово в последок дний воплотился от Духа Святого и пречистой Богородицы Марии, вочеловечился и неизреченно родился от Нее; Он есть Господь наш Иисус Христос, спрославляемый Отцу и Святому Духу. Он признавал единую Его ипостась, сложенную из двух естеств, божества и человечества, а не принимал в исповедании о Христе одно простое естество после соединения, как учил безумный Евтихий, и не в двух ипостасях, по учению жидовствующего Нестория. Он точно знал разницу между естествами и ипостасями, что естество и существо и образ обозначают родовое, а ипостаси и лицо указывают на видовое. Посему этот святой верил, что единение неизреченно совершилось по ипостаси в девической утробе, ибо в ипостаси Бога Слова получила бытие одушевленная плоть, взятая от девы, а не по предсуществовавшей душе и не по предсозданной плоти, ибо не ин Христос, и ин Бог Слово, как учат заблуждающееся баснословцы, но есть един и тойжде единородный Сын Божий Иисус Христос Господь наш, хотя мы и не неведаем различия сшедшихся естеств.

40. В семьдесят пятый год жизни великого Евфимия был собор в Халкидоне  на который собрались почти все архиереи вселенной, ради новшеств, которые были за два года распространяемы Александрийцем Диоскором  в Ефесе; отцы исключили из списков иереев самого Диоскора и других еретиков и изложили устав веры. На соборе присутствовали ученики великого Евфимия Стефан епископ Иамнии, и епископ Саракинов Иоанн, так как Петр уже скончался, а его преемник Авксилл  умер в проклятии, как согласившийся с Диоскором в Ефесе. Они, взяв устав о вере, составленный и произнесенный на соборе, скоро пришли к великому Евфимию. боясь быть проклятыми, как был проклят Авксилл, после прибытия с разбойничьего собора. Отец наш Евфимий, приняв их и ознакомившись с произнесенным в Халкидоне уставом, принял изложенное в нем исповедание веры, как воистину испытатель правомыслия. Когда же разнеслась молва, что великий Евфимий принял устав о вере, произнесенный в Халкидоне, все монахи хотели его принять, если бы сему не помешал некий Феодосий, но образу монах, но предтеча антихриста. Он, придя в Палестину, увлекает за собою бывшую тогда там Евдокию Августу и обольщает весь монашеский чин, громко порицая Халкидонский собор, якобы извративший правую веру и утвердивший учение Нестория. И так, действуя убийствами, он варварским образом похищает патриарший престол Иерусалимский и, ополчившись на божественные каноны, рукополагает многих епископов, хотя (настоящие) епископы были еще на соборе; сотворив многие убийства и брани, он в течении двадцати месяцев имел силу владеть всем. И когда почти все горожане и монахи пустыни последовали его отступничеству, только бывшие с великим Евфимием одни из всей пустыни не хотели войти с ним в общение, и Феодосий, будучи хитрым, послал за ним, как за славным. Но великий Евфимий не пожелал идти в город, и тогда Феодосий посылает к нему архимандритов монашеских Елпидия, ученика и преемника великого Пассариона, и Геронтия, преявшого блаженную Меланию, с просьбою вступить в единение с ним. Когда они пришли и начали просить, то великий Евфимий сказал: "Да не будет мне приобщаться убийствам Феодосиевым или присоединиться к его зловерию". Елпидий же и Геронтий отвечали на это: "Но мы должны приобщаться учению Нестория, утвержденному собравшимся ныне собором в Халкидоне, ради выражения: "в двух". Где же мы слышали в Священном  Писании, или от кого из святых отцов приняли, познавать Христа в двух естествах, как утвердил собор"? Великий Евфимий сказал в ответ: "Я не знаком со всем, что в частности рассматривалось и совершалось на этом соборе; судя же но изложенному им уставу, я ничего не имею для того, чтобы порицать его за зловерие: он восхваляет веру трех сот восемнадцати святых отцов, собравшихся в Никее  и исповедует, что следует этой вере и блюдет ее незыблемо и неприкосновенно; он учит следовать святым отцам, собравшимся в Константинополе...  на нечестивого Нестория, берет себе в поборники Кирилла  престольника Александрийского и надписывает его учителем правоверия. Он проповедует Богородицею Святую Деву и исповедует, что из нее родился по плоти единородный Сын и Слово Божие, и к Нему относит два рождения — одно безвременное и бесплотное от Отца, и другое подчиненное времени от девы Марии в теле одушевленном; он исповедует, что в двух естествах познается единый Сын по разумению — в Божестве и человечестве, почему он и прибавляет, говоря: неслиянно, неизмеинно, нераздельно, неотлучно — ради тех, кои дерзают разделять или отлучать неизреченное и неразделимое по ипостаси единство, и ради тех, которые говорят, что Бог Слово сделался плотью чрез обращение, и ради тех, кои объявляют плоть единородного единосущною божеству, и ради тех, кои не исповедуют единения по ипостаси Слова с плотью, но безбожно выдумывают соединение, и слияние и сосущество. Они говорят, что естество божества и естество плоти сделали одно естество, так что по их словам, не может оставаться во Христе ни страстное, по причине бесстрастия Его божества, ни бесстрастное, по причине страстности человечества; и поэтому, с этою целью правомыслия, собор прибавил в свой устав выражение: в двух, не потому чтобы разделял Христа раздельно и по частям, но потому что исповедует Его в том и другом, и то и другое в Нем. Посему и мы, когда слышим, что собор говорит про Христа "в двух естествах", думаем. что он не вносит некоего разделения или рассечения в единую сложную ипостась Господа, по знаем, что он обозначает различие естеств, по учению иже во святых Кирилла епископа Александрийского, который говорит: и не как погибшей через единение разнице естеств, но скорее, сохранившейся особенности каждого естества". После этих слов святого, Елпидий принял их и признал, что великий Евфимий сказал все правильно и благочестно, хотя в то время и не отступил от общения с Феодосием, Геронтий же остался в неповиновении: и так, расставшись в несогласии, они ушли к пославшим их. И Феодосий, овладев всеми делами Палестинскими, тщился льстивыми словами погасить эту единственную оставшуюся в пустыне жизненную искру благочестия, но обманулся в надежде: подобно стреле, встретившей более сильное препятствие, он отскочил, и как дикая морская волна разбился и рассеялся от такового оплота и предстателя правой веры. Однако, он не переставал в обманах, пытаясь убедить его. Великий же Евфимий, видя толикое бесстыдство Феодосия, заповедав отцам не входить в общение с его отступничеством, удалился в великую пустыню; и узнав это, многие из отшельников последовали тому же.

41. В это время был некий великий отшельник, родом из Ликии, по имени Герасим, который, упрочив иноческое житие в своем отечестве и показав много подвигов на нечистых духов, недавно придя из родины, проходил отшельническое житие в Иорданской пустыне. Он, вместе с другими отшельниками, подчинился злоучению Феодосия, но, слыша от всех о сияющей благодати великого Евфимия, пришел к нему в Руву и, пробыв у него долгое время, был убежден присоединиться к изложенному Халкидонским собором уставу и отложиться от общения с Феодосием; с ним были и другие отшельники — Петр, по прозванию Горнит, Марк, Юлиан и Силуан. И великий Евфимий оставался тут, пока не был извержен Феодосий.

42. Сей просвещенный Евфимий через два года взойдя из Рувы в лавру, приносил в Святое Воскресение бескровную жертву Богу, при чем Дометиан стоял справа от жертвенника и держал употребляемое при литургии опахало. И вот, когда совершалось возношение, Теревон Саракин, стоя близ жертвенника и опершись руками об его преграду, внезапно увидел, что огнь, сшедший с неба, распростерся поверх жертвенника, как по полотну, скрыл великого Евфимия и блаженного Дометиана, и оставался от начала трисвятого славословия до его окончания. Этого чуда не видели никто, кроме бывших внутри огня, и Теревона и Хрисипова брата Гавриила, который, будучи скопцом от рождения, через двадцать пять лет тогда впервые вошел в церковь. Это мне рассказывал авва Кириак отшельник, точно узнав об этом от Теревона и Гавриила. Тогда объятый страхом Теревон бежал назад, и с того времени не дерзал более опираться, по своей привычке, о преграду жертвенника, делая это необдуманно и дерзко во время Божественного приношения; но он во время бдения становился позади, близ церковной двери, со страхом и благоговением, согласно повелению заповеди, чтобы сыны Израилевы были смиренны, а не высокомерны.

43. Отцы рассказали мне и то, что просвещенный Евфимий получил от Бога дар по виду появлявшегося человека прозревать его душевные движения и узнавать, с какими помыслами борется каждый, какие одолевает и каким подчиняется; также и когда он приносил Божественные дары, то часто видел ангелов сослужащими ему и рассказывал каждому из своих близких, говоря: "Часто, в то время, как я раздавал братии Божественные Тайны, я видел, что некоторые из приступающих были просвещаемы пречистым приобщением, другие же им были осуждаемы и неким образом умерщвляемы, как недостойные Божественного света". И постоянно поучал братию, говоря: "Внимайте себе, братия и отцы, и каждый из вас да искушает себя и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет, как говорит апостол, творяй же сие недостойне, суд себе яст и пиет (II Кор.XI, 28). Посему и иерей, приносящий Богу бескровную жертву, пред ее началом, возвещает, говоря: "Горе имеим сердца" и получив от народа обещание, дерзает принести возношение Богу. Совершив оное, он воздвигает руки к небу и, указывая всем установленное для нашего спасения таинство, громким голосом, в слух всего народа, говорит: "Святая святым"; это тоже, как если бы кто сказал: "Так как я человек подобострастный сам, не знающий дел и мыслей каждого, то я говорю и свидетельствую о Господе: если кто осквернен объедением или соглашением на злые помыслы, если кто омрачен ненавистью или злопамятством, если кто одержим гордостью или хвастовством, тот да не дерзает приступать к сему пречистому и Божественному огню, прежде, чем, омывшись подобающим покаянием, не очистит себя от всякие скверны плоти и духа, завершив освящение; ибо сия святая не для оскверненных, но для святых, которые, уповая на свою совесть, приступите к нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся (Пс. XXXIII, 6)".

44. Блаженная Евдокия, прельщенная Феодосием, отлучилась от кафолического общения и всеми стараниями желала, чтобы отщепенцы получили силу и единство, и вооружалась на православных: в это время все монахи святого града и пустыни находились в этом же отступничестве, хотя Феодосий был извержен и Ювеналий возвратился на свой престол. Она в разное время получала послания от своего брата Валерия  и от зятя ее дочери  Оливрия с увещаниями отстать от общения с евтихианцами и приобщиться кафолической Церкви; в особенности же она была удручена случившимися с ней несчастиями, когда зять ее Валентиниан был убит в Риме, и за сим дочь и внуки были полонены в Африке. И тогда она недоумевала в уме и не желая попрать свою совесть предательством ради сострадания к родным, мнимой своей веры, и движимая с другой стороны, любовью к Богу, рассудила за лучшее получить наставление от богоносных мужей и научиться от них истинной вере. Она послала честнейшего Анастасия хорепископа  с некоторыми ее мужами в Антиохию, к святому Симеону Столпнику, который тогда был великим светильником и блистал во вселенной. Она изложила в письме свои мысли и просила получить от него богоугодный совет. Святой же Симеон высказал ей, говоря: "Знай, что диавол, видя богатство твоих добродетелей, просил дабы тебя сеял, яко пшеницу (Лук. XXII, 31), и тот губитель Феодосий, сделавшись сосудом и орудием диавола, омрачил и смутил твою боголюбивую душу; но дерзай, ибо вера не оставила тебя. Я же весьма удивился тому, что, имея источник вблизи, и не зная его, ты потщилась почерпнуть той же воды издалека — у тебя тут богоносный Евфимий. Следуй его учениям и наставлениям, и спасешься".

45. Блаженная Евдокия, услышав это, не пренебрегла, но узнав прежде, что великий Евфимий не согласится войти в город, она потщилась выстроить столп  на самом высоком месте восточной пустыни, к югу от его лавры, приблизительно в тридцати стадиях, желая тут чаще наслаждаться его божественным учением. Она послала Косму крестохранителя  и Анастасия хорепископа  на искание его. и те, придя в лавру и не найдя его, так как он ушел в Руву, сошли к нему, имея и блаженного Феоктиста; они много его просили, и, убедив с трудом. привели к ней в выстроенный ею столп, на каковом месте теперь стоить обитель Схолариев. Она, увидев святого и обрадовавшись, поклонилась ему и сказала: "Ныне я узнала, что Бог воззрел на мое недостоинство твоим посещением". Святой же, благословив ее, сказал: "Внимай себе, чадо, впредь; ибо из за того, что ты увлекалась лукавством Феодосия, с тобою случилось лукавое и наивраждебное в Италии; и потому отступи от неподобной при, отступи и присоединись к другим трем святым и вселенским соборам: Никейскому, собравшемуся на Ария, Константинопольскому — на Македония, Ефесскому — впервые на Нестория: прими и произнесенный ныне собравшимся в Халкидоне вселенским собором устав и, отступив от общения с Диоскором, общевайся с Ювеналием. епископом Иерусалимским". Сказав это, он помолился и, простясь с нею, ушел. Она же, весьма удивляясь добродетели святого мужа, на деле исполнила сказанное им, как бы слышав это из уст Бога. И тотчас прибыв во святой град, чрез посредство пресвитеров Космы и Анастасия вошла в единение с архиепископом и в общение с кафолической Церковью; и великое множество мирян и монахов, по ее примеру, обратилось к кафолической Церкви.

46. Из двух архимандритов Елпидий, отрекшись от обмана, присоединился к Церкви, Геронтий же, оставшись в прежнем безумном начинании, отлучил вслед за собою много народа, и в числе его были два некие монаха из дружины Елпидия, которые вышли, упорствуя в обмане; имена их были Маркиан и Роман: один устроил киновию близ святого Вифлеема, другой — в селении Фекое. Блаженная же Евдокия, призвав братьев крестохранителя, бывших в лавре великого Евфимия, убедила рукоположить их во пресвитеров святого Воскресения, и взяв Гавриила, сделала его игуменом честного дома святого первомученика Стефана, Хрисипп же, добре пожив в Святом Воскресении, оставил много сочинений, достойных всякой хвалы. Блаженная же Васса, призвав брата Стефана епископа Иамнии из лавры великого  Евфимия, поставила его игуменом в церкви Святого Мины, основанной ею.


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру